Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ К САМООРГАНИЗАЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галеева Надия Абдулловна

В статье обозначена актуальность формирования способности к самоорганизации как важного качества любого субъекта, необходимого для организации собственной жизнедеятельности. На основе анализа сущности исследуемой способности определены основные характеристики формирующего процесса: двухэтапность, включение в индивидуальную и групповую деятельность, учёт личностной и профессиональной направленности субъекта. Определены роль наставника, содержание и способы формирования способности к самоорганизации у обучающихся вуза в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галеева Надия Абдулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SELF-ORGANIZATION ABILITY AMONG THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

The article indicates the relevance of the formation of self-organization ability as an important quality of any subject, necessary for the organization of one's own life. Based on the analysis of the essence of the studied ability, the main characteristics of the forming process are determined: two-stage, inclusion in individual and group activities, taking into account the personal and professional orientation of the subject. The role of the mentor, the content, ways of forming the self-organization ability of university students in the educational process are determined.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ»

УДК 378.147-057.87

ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К САМООРГАНИЗАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Галеева Надия Абдулловна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье обозначена актуальность формирования способности к самоорганизации как важного качества любого субъекта, необходимого для организации собственной жизнедеятельности. На основе анализа сущности исследуемой способности определены основные характеристики формирующего процесса: двухэтап-ность, включение в индивидуальную и групповую деятельность, учёт личностной и профессиональной направленности субъекта. Определены роль наставника, содержание и способы формирования способности к самоорганизации у обучающихся вуза в учебном процессе.

Ключевые слова: способность к самоорганизации, формирование способности к самоорганизации, образовательные учреждения, учебный процесс, обучающиеся вуза.

THE FORMATION OF SELF-ORGANIZATION ABILITY AMONG THE STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION

Galeeva Nadiya Abdullovna,

Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor of the Computer Software and Automated Systems Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The article indicates the relevance of the formation of self-organization ability as an important quality of any subject, necessary for the organization of one's own life. Based on the analysis of the essence of the studied ability, the main characteristics of the forming process are determined: two-stage, inclusion in individual and group activities, taking into account the personal and professional orientation of the subject. The role of the mentor, the content, ways of forming the self-organization ability of university students in the educational process are determined.

Key words: self-organization ability, formation of self-organization ability, educational institutions, educational process, university students.

Основной характеристикой любого человека как живого существа является активность, проявляющаяся в одном из её вариантов в виде деятельности. Деятельность считается основной, если в рамках её осуществления создаются какие-либо материальные или идеальные объекты. К таким видам деятельности можно отнести научную, учебную, профессиональную, общественную, спортивную и др. Любой из данных видов основной деятельности требует чёткого структурирования с целью эффективного расходования имеющихся у человека ресурсов (материальных средств; интеллектуальных, психологических и физических сил; времени и пр.). Деятельность по структурированию выступает внешней по отношению к основной деятельности, носит характер «оболочки» и называется организаторской де-

ятельностью или организацией. В том случае, если организацию осуществляет не внешний источник, а сам исполнитель основной деятельности, организация становится самоорганизацией.

Таким образом, под самоорганизацией понимается процесс сознательного упорядочения субъектом собственной деятельности с целью достижения качественного результата с минимальными затратами.

Вышесказанное подтверждает значимость наличия у любого субъекта сформированной способности к самоорганизации как качества, позволяющего ему наиболее эффективно реа-лизовывать деятельность, целенаправленно и оптимально расходовать внешние и внутренние ресурсы, достигать конструктивного взаимодействия с другими субъектами. Выстраи-

вание процесса формирования способности к самоорганизации с учётом её сущности и характерных особенностей делает его более быстрым и успешным. Этим и обусловливается актуальность настоящего исследования.

Цель исследования заключается в выявлении и опытно-экспериментальном подтверждении, в дальнейшем, эффективных организационно-педагогических условий формирования способности к самоорганизации у обучающихся вуза в учебном процессе.

Способность к самоорганизации, как и любую другую способность, возможно формировать только путём непосредственного включения субъекта в деятельность. В рамках формирующего процесса способность к самоорганизации проходит два уровня:

- репродуктивный, на котором происходит приобретение базовых знаний и умений организации собственной деятельности;

- творческий, предполагающий свободное и вариативное применение организаторского опыта в имеющихся условиях.

Более успешное формирование способности к самоорганизации происходит под руководством наставника, содержание роли которого меняется от полного регламентирования и отслеживания действий субъекта на каждом этапе выполнения основной деятельности и сопровождения её организации до наблюдательной позиции [1].

Приобретение опыта самоорганизации может происходить как в индивидуальной деятельности, так и в деятельности групп малой и большой численности. Каждая из этих форм деятельности обладает отличительными возможностями для формирования исследуемой способности. Так, индивидуальная форма позволяет субъекту пройти процесс самоорганизации от момента начала основной деятельности до её окончания; в ходе групповой деятельности субъект может отвечать только за определённый этап общей деятельности, но в то же время ему необходимо уметь «встроить-

ся» в совместный процесс и координировать собственные действия в зависимости от действий других участников. В рамках групповой деятельности наставником может выступать руководитель группы или коллега.

В ходе формирования способности к самоорганизации субъект основной деятельности должен параллельно приобрести знания и умения, необходимые для осуществления основных организационных функций, таких как анализ, целеполагание, планирование, контроль, коррекция, стимулирование. Каждая из данных функций содержит в своей структуре более мелкие компоненты, называемые действиями и операциями. Выделение и освоение субъектом отдельных функциональных компонентов, а затем обратная их сборка в целостную деятельность по организации основной деятельности делает процесс формирования способности к самоорганизации целенаправленным и осознанным.

Самоорганизация протекает намного проще, если основная деятельность совпадает с личностной или профессиональной направленностью субъекта. В этом случае происходит экономия энергозатрат на мотивирование и волевые усилия для включения в формирующий процесс как со стороны наставника, так и субъекта. Таким образом, данный факт можно использовать при первичной выработке опыта самоорганизации, а именно базировать процесс формирования способности к самоорганизации на выявленной личностной или профессиональной направленности, в дальнейшем расширяя границы самоорганизации и на другие области деятельности.

Формирование способности к самоорганизации желательно начинать на более ранних возрастных этапах, постепенно увеличивая объём и усложняя содержание деятельности, требующей организации. Большой формирующий потенциал в этом плане есть у образовательных учреждений разного уровня. В учебном процессе обучающиеся могут действовать

как организаторы собственных учебных действий в ходе учебных занятий, во внеаудиторных учебных мероприятиях и самостоятельной учебной деятельности в домашних условиях. Каждый из этих видов включённостей в процесс самоорганизации дополняет и обогащает данное качество обучающегося.

Так, учебные планы направлений подготовки в вузе могут содержать специализированные учебные дисциплины, нацеленные на изучение основ самоорганизации (планирование действий и определение их приоритетности, управление временем, анализ имеющихся ресурсов и др.). Однако, на наш взгляд, большим формирующим эффектом обладает обучение самоорганизации на базе материала профильных профессиональных дисциплин. На учебных занятиях вузовские преподаватели могут использовать следующие способы формирования способности к самоорганизации у обучающихся:

- инструктаж - устное или письменное объяснение пошагового выполнения действий; он может производиться перед началом или в ходе самой деятельности;

- выполнение по образцу - наглядная демонстрация выполнения действий; при необходимости она может сопровождаться комментариями наставника;

- наводящие вопросы - последовательно выстроенный и заданный перечень вопросов от наставника обучающемуся, в ходе ответов на которые последний самостоятельно «открывает» содержание и способы выполнения предстоящей деятельности;

- анализ ситуации - подробное определение характеристик реальной или сконструированной ситуации, выяснение причин возникновения и возможных способов эффективного решения, оценка имеющегося ре-шения(-ий);

- деловая/ролевая игра - имитация взаимодействия субъектов с распределёнными для рассматриваемой ситуации ролями, обуче-

ние конструктивным формам и способам взаимодействия;

- работа с использованием сетевой среды (работа с информационно-образовательными ресурсами, общение на базе электронных каналов коммуникации, проектирование и реализация совместных сетевых проектов) [2];

- работа в микрогруппах - совместное выполнение какой-либо деятельности путём разделения обязанностей, обучение групповому обсуждению вопросов и решений, а также координированию действий участников процесса;

- др.

Деятельность обучающихся во внеаудиторных учебных мероприятиях является схожей с аудиторной, но при этом меняется характер учебных взаимодействий: участие обучающихся становится добровольным, у них появляется больше возможности использования творческого содержания по сравнению с обязательной программой учебных дисциплин. В то же время преподавателям желательно показывать обучающимся важность и преимущества активного их участия во внеаудиторной учебной деятельности. Самостоятельная учебная деятельность обучающегося в домашних условиях осуществляется аналогично учебным занятиям: на первых этапах обучающийся получает чёткие регламентированные указания преподавателя, далее субъект действует сам на основе приобретённого опыта самоорганизации.

Сформированная в рамках получения вузовского образования способность обучающихся к самоорганизации не только является востребованным качеством для успешного осуществления ими учебной деятельности, позволяющим быть в ней активными участниками наравне с организаторами процесса, но и выступает важным компонентом их профессиональной компетентности, обеспечивающим мобильность и конкурентоспособность в реальном производственном секторе.

Таким образом, учебный процесс в вузе обладает широкими возможностями в области формирования у обучающихся способности к самоорганизации. Задачей педагогического коллектива является поиск и реализа-

ция наиболее эффективных формирующих организационно-педагогических условий с учётом особенностей образовательного учреждения и имеющегося контингента обучающихся.

Библиографический список

1. Галеева Н. А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2008. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16131057 (дата обращения: 05.05.2022).

2. Носкова Т. Н., Куликова С. С. Самоорганизация во внеаудиторной работе студентов в условиях информатизации. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoorganizatsiya-vo-vneauditornoy-rabote-studentov-v-usloviyah-informatizatsii-1/viewer (дата обращения: 05.05.2022).

© Галеева Н. А., 2022

УДК 37.08

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Дерешева Надежда Матвеевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии

Ременникова Евгения Юрьевна,

студент

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В статье представлены методические основы использования компьютерных технологий в обучении биологии и химии для развития естественнонаучной грамотности обучающихся как одного из важнейших видов функциональной грамотности. Дана краткая характеристика естественнонаучной грамотности, раскрыты основные средства оценки её сформированности.

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, информационно-коммуникационные технологии, образовательный результат.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN BIOLOGY

AND CHEMISTRY LESSONS FOR THE DEVELOPMENT OF NATURAL SCIENCE LITERACY OF STUDENTS

Deresheva Nadezhda Matveevna,

Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor of the Biology Department

Remennikova Evgeniya Yurievna,

student

Katanov Khakass State University (Abakan)

The article discusses the methodological foundations of the use of computer technologies in teaching Biology and Chemistry for the development of natural science literacy of students as one of the most important types offunctional literacy. A brief description of natural science literacy is given, the main means of assessing of its formation are disclosed.

Key words: natural science literacy, information and communication technologies, educational result.

За последнее десятилетие структура школь- ной системы образования была введена кон-

ного образования изменилась. Вместо линей- центрическая система. Однако количество ча-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.