Научная статья на тему 'Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр'

Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1222
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / STUDENTS' SPORTS CULTURE / SPORTS CULTURE / PHYSICAL TRAINING / MEANS OF PHYSICAL TRAINING / METHODS OF PHYSICAL TRAINING / SPORT GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронов И. Л., Драндров Г. Л., Бурцев В. А.

В работе представлена теоретическая модель формирования спортивной культуры студентов на основе применения спортивных игр. Раскрываются структурные (цель, задачи, содержание, субъект и объект физического воспитания) и функциональные (виды учебно-познавательной деятельности, средства, методы и формы ее организации) компоненты функционирования этой модели, приводятся критерии и показатели развития спортивной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theoretical model of the formation of the sports culture of students on the basis of sport games is presented in the article. the structural component (purpose, problems, maintenance, the subject and object of physical training) and functional component (kinds of study-informative activity, means, methods and forms of its organization) of this model are revealed; criteria and indicators of development of sports culture are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр»

И.Л. Софронов, Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев

Формирование спортивной культуры студентов на основе спортивных игр

В работе представлена теоретическая модель формирования спортивной культуры студентов на основе применения спортивных игр. Раскрываются структурные (цель, задачи, содержание, субъект и объект физического воспитания) и функциональные (виды учебно-познавательной деятельности, средства,

Педагогика высшей школы

методы и формы ее организации) компоненты функционирования этой модели, приводятся критерии и показатели развития спортивной культуры.

Ключевые слова: спортивная культура, спортивная культура студентов, физическое воспитание, средства физического воспитания, методы физического воспитания, спортивные игры.

Спорт рассматривается как составная часть культуры общества, включающая в себя соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также систему специфических межличностных отношений (политических, экономических, правовых, информационных, управленческих и др.). В нем ярко проявляются такие приоритетные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя, рассчитывать на самого себя [1; 3; 4].

Участие в спортивной деятельности позволяет студенту развивать физические качества, обогащает его опытом межличностных отношений, обеспечивая успешную социализацию, способствует высокой организации жизнедеятельности, формированию характера и волевых качеств, личностной рефлексии и способности к жизненному самоопределению, приводит к развитию чувства собственного достоинства, росту уважения к себе как личности.

Высокая эмоциональная привлекательность и педагогическая эффективность спортивной деятельности являются важным основанием ее применения в личностно-ориентированном физическом воспитании студентов [2].

Спортивные игры (баскетбол, волейбол, мини-футбол) входят в содержание учебной программы по предмету «Физическая культура» учащихся общеобразовательной школы. Поэтому вчерашние школьники, поступившие в вуз, имеют определенные знания, умения и навыки занятий этими игровыми видами спорта. С другой стороны, они, как вид игровой деятельности, вызывают у студентов повышенный интерес. В-третьих, большинство вузов располагают спортивной базой, необходимой для организации учебных занятий по предмету «Физическая культура» с включением в их содержание соревновательных упражнений баскетбола, волейбола и мини-футбола. В условиях вуза можно организовать регулярное проведение матчевых встреч и соревнований по этим видом спорта между спортивными командами, скомплектованными из студентов учебных групп, курсов и факультетов.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема разработки содержательного и технологического обеспечения физического

воспитания студентов на основе применения спортивных игр. Решение этой проблемы выступает в качестве цели нашего исследования.

В соответствии с методологическими положениями системного подхода личностно-ориентированное физическое воспитание студентов на основе спортивных игр рассматривается нами как педагогическая система, характеризующаяся качественным своеобразием цели и задач, и обусловленных их содержанием особенностей структурных (содержание, субъект и объект физического воспитания), функциональных (средства, методы и формы организации процесса физического воспитания, виды занятий) компонентов. Результатом ее функционирования является повышение уровня развития спортивной культуры студентов.

К ее структурным компонентам относятся цель, задачи, содержание, субъекты и объекты физического воспитания.

Цель, задачи и содержание личностно-ориентированного физического воспитания студентов на основе спортивных игр, распределение часов по компонентам, разделам и темам, распределение часов по видам занятий, а также контрольный раздел представлены нами в виде экспериментальной учебной программы. При ее разработке мы ориентировались на «Типовую учебную программу по физической культуре», утвержденную Министерством образования РФ 26.07.2000 г., учебные программы по спортивным играм для учащихся ДЮСШ, на представленные в научнометодической литературе подходы к организации личностно-ориентированного физического воспитания учащейся молодежи.

Перейдем к обоснованию тех изменений, которые были внесены нами в экспериментальную учебную программу.

В качестве цели физического воспитания выступает формирование спортивной культуры личности, которая обеспечивает, с одной стороны, физическую и психическую готовность выпускников вузов к предстоящей профессиональной деятельности, с другой - готовность к эффективному использованию спортивных игр как вида спортивной деятельности для сохранения и укрепления здоровья и физического совершенствования.

Задачи физического воспитания сформулированы нами с учетом их направленности на формирование отдельных структурных компонентов спортивной культуры студентов. К ним относятся:

1) формирование мотивации занятий спортивными играми;

2) развитие свойств личности, определяющих устойчивые положительные отношения к различным сторонам спортивной жизни (уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, целеустремленность и настойчивость), к принятым в спорте гуманистическим нормам, традициям, образцам поведения, к спортивному стилю жизни;

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

3) сохранение и укрепление физического здоровья, физическое развитие, повышение функциональных возможностей организма и развитие физических качеств с учетом требований спортивных игр и требований будущей профессии;

4) обучение теоретическим, практическим и организационно-методическим знаниям основ физической культуры и спортивных игр;

5) обучение умениям и навыкам техники и тактики спортивных игр, организации занятий этим видами спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.

Решение этих задач требует дополнения содержания учебной программы вариативным компонентом, включающим теоретические, организационно-методические и практические основы спортивных игр. При этом базовый компонент учебной программы сохраняется, что соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта.

Необходимыми структурными компонентами системы личностно-ориентированного физического воспитания являются преподаватели и студенты как субъекты и объекты управления. Они должны соответствовать по своим личностным характеристикам тем требованиям, которые предъявляет личностно-ориентированное физическое воспитание.

Внутреннее функционирование педагогической системы реализуется через взаимодействие ее структурных компонентов (цель и задачи, содержание, субъекты и объекты обучения) в процессе совместной деятельности преподавателей (преподавание) и студентов (учение).

Преподавание и учение относятся к функциональным компонентам педагогической системы. Они обеспечивают ее «бытие» как объективной реальности, содействуют установлению и развитию связей между ее структурными компонентами. От характера и степени развития этих связей во многом зависит, насколько возможности, заложенные в структурных компонентах (качества цели, качественные характеристики содержания, способности субъекта и объекта), будут воплощены в действительность. С другой стороны, преподавание и учение не приведут к социально-значимым результатам, если не будут правильно определены цель, задачи, содержание, не будут учтены особенности субъекта и объекта физического воспитания, а также условия функционирования самой системы.

В личностно-ориентированном физическом воспитании на основе спортивных игр применяются такие виды учебно-познавательной деятельности, как: 1) учебная деятельность; 2) учебно-тренировочная деятельность; 3) соревновательная деятельность.

Структурными элементами учебной деятельности выступают:

1) умственные действия по восприятию, осмыслению, запоминанию

и воспроизведению теоретической информации, ее обобщению и систематизации; 2) практические действия по организации занятий спортивными играми; 3) практические действия, связанные с самостоятельной организацией занятий этими видами спорта, при реализации которых студент выступает в качестве активного субъекта этой деятельности. В качестве средства организации данного вида учебно-познавательной деятельности используется система теоретических и организационно-методических заданий, которые подразделяются на репродуктивные и проблемные. В зависимости от характера и степени сложности учебного материала в качестве основных методов организации учебной деятельности студентов используются информационно-рецептивный, репродуктивный и эвристический методы. Учебная деятельность осуществляется с применением фронтальной и групповой форм организации обучения, самостоятельной работы и соответствующих им видов занятий.

Структурными элементами учебно-тренировочной деятельности выступают двигательные действия, направленные на развитие физических качеств, совершенствование функциональных возможностей организма, освоение техники и тактики спортивных игр, также умственные действия по восприятию, осмыслению, запоминанию и воспроизведению теоретической информации о технике и тактике спортивных игр, ее обобщению и систематизации. Выделяются два направления учебно-тренировочной деятельности: тренировочное (развитие физических качеств) и образовательное (обучение технике и тактике спортивных игр). Их реализация, наряду с решением своих специфических задач, содействует оздоровлению и повышению функциональных возможностей организма.

Средствами организации тренировочной деятельности выступают физические упражнения, дифференцируемые с учетом их направленности на развитие отдельных физических качеств. Выполнение этих упражнений осуществляется в рамках разработанных в теории и методике спортивной тренировки методов развития физических качеств. Развитие физических качеств проводится через применение групповой формы организации тренировочной деятельности в рамках практических занятий и в процессе самостоятельной работы во внеучебное время.

Средствами организации образовательного направления учебно-тренировочной деятельности, связанного с обучением студентов технике и тактике спортивных игр, выступают: 1) теоретические репродуктивные задания усвоить знания о технике и тактике этих видов спорта; 2) подводящие и специальные физические упражнения.

Выполнение первого вида заданий осуществляется на основе применения методов обеспечения наглядности и словесных методов. Для повы-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

шения эффективности формирования зрительных и логических представлений применяются ориентировочные карты-инструкции, в которых в письменной и графической форме представлена информация о способе выполнения разучиваемого приема. Выполнение второго вида заданий осуществляется через применение методов практического упражнения: расчлененного, целостного, игрового и соревновательного.

Обучение способам выполнения технических приемов осуществляется в последовательности от усвоения базовых элементов к усвоению элементов частного характера. Обучение технике и тактике спортивных игр осуществляется на практических занятиях в рамках групповой формы организации учебного процесса, а также во внеучебное время в рамках самостоятельной работы.

Соревновательная деятельность является системообразующей в структуре учебно-познавательной деятельности, придавая ей личностный смысл. Применяются различные виды организации соревновательной деятельности по спортивным играм: 1) учебные игры между командами, сформированными из студентов учебной группы в рамках практических занятий; 2) мини-турниры между сформированными в начале учебного года командами в рамках практического занятия; 3) зачетные соревнования в форме мини-турнира между этими командами в конце учебного семестра; 4) товарищеские встречи с командами других учебных групп, организуемые во внеучебное время.

Необходимым элементом педагогической системы личностно ориентированного физического воспитания на основе спортивных игр является педагогический контроль качества решения его задач, обеспечивающий информацией, необходимой для эффективного управления ее функционированием.

К результативным критериям, отражающим уровень и динамику развития спортивной культуры студентов, относятся: 1) теоретические знания в области: а) физической культуры; б) спортивных игр (информационный компонент); 2) организационно-методические умения и навыки организации самостоятельных занятий: а) физическими упражнениями;

б) спортивными играми (операционный компонент); 3) уровень развития физических качеств (физический компонент); 4) уровень овладения способами выполнения технических приемов спортивных игр (операционный компонент).

Процессуальными критериями развития мотивационного и социальнопсихологического компонента спортивной культуры являются: 1) объемы физической активности студентов, проявляемой на учебных занятиях;

2) самостоятельные, по личной инициативе занятия во внеучебное время;

3) участие в официальных соревнованиях по спортивным играм в качестве судьи, спортсмена, организатора.

Интегральным критерием развития спортивной культуры являются результаты соревновательной деятельности по спортивным играм. Они существенно зависят от степени вооруженности знаниями, умениями и навыками спортивной деятельности (информационный и операционный компонент), физической подготовленности (физический компонент), физической активности в учебное и во внеучебное время (мотивационный компонент) и отношения к спортивной жизни (социально-психологический компонент).

Интегральная рейтинговая оценка уровня развития спортивной культуры студентов складывается на основе оценивания всех вышеприведенных критериев. Применение рейтинговой системы оценивания (вместо традиционной пятибальной) позволяет в полной мере задействовать соревновательные мотивы: студенты занимаются физическими упражнениями не ради зачета, который они заведомо могут получить благодаря высокой интегральной рейтинговой оценке, а для того, чтобы быть в числе первых по рейтингу. Это предполагает гласность, доведение результатов контроля до всех участников образовательного процесса.

Выделяются три последовательных этапа, различающиеся по преимущественной направленности на формирование отдельных структурных компонентов спортивной культуры, по соответствующему этой направленности содержанию, по средствам, методам и формам организации физического воспитания.

Основными задачами этапа базовой подготовки (первый курс обучения) являются: 1) определение интереса студентов к различным видам физических упражнений; 2) определение исходного уровня развития спортивной культуры студентов; 3) освоение содержания теоретического и организационно-методического разделов базового компонента учебной программы; 4) обучение основным способам выполнения технических приемов спортивных игр на уровне двигательного умения; 5) освоение теоретических знаний об этих видах спортивных игр.

На втором, учебно-тренировочном этапе (второй курс обучения), преимущественно решаются следующие задачи: 1) освоение содержания организационно-методического раздела вариативного компонента учебной объема программы; 2) расширение «объема техники» через обучение остальным способам выполнения технических приемов спортивных игр; 3) совершенствование способов выполнения технических приемов спортивных игр в вариативных условиях взаимодействия с партнерами по команде.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

На третьем этапе - этапе спортивного совершенствования (третий курс обучения) - главной задачей выступает повышение надежности применения технических приемов спортивных игр в игровых и соревновательных условиях при активном сопротивлении со стороны соперника.

Решение задачи формирования мотивационного, социально-психологического компонентов и физического компонента спортивной культуры осуществляется на всех этапах через включение студентов во все виды учебно-познавательной деятельности. Этапы личностно-ориентированного физического воспитания связаны отношениями включения (переходы к последующим этапам предполагают в качестве обязательного условия прохождение предыдущих этапов) и представляют в своей совокупности необходимое и достаточное количество последовательных шагов, обеспечивающих решение его стратегической цели - формирование спортивной культуры студентов.

Разработанная нами модель личностно-ориентированного физического воспитания на основе спортивных игр является:

1) целостной, поскольку отражает целостное содержание процесса физического воспитания: ни один из ее структурных и функциональных компонентов, взятый в отдельности, не решает задачи формирования спортивной культуры студентов, но все компоненты в совокупности являются достаточными и необходимыми для достижения этой цели;

2) деятельностной, что отражается в направленности на формирование спортивной культуры студентов, связанной с определенным конкретным видом спортивной деятельности;

3) личностно-ориентированной, что проявляется в направленности на формирование спортивной культуры студентов с учетом индивидуального своеобразия их образовательных потребностей и способностей;

4) интегральной, объединяющей формирование всех структурных компонентов спортивной культуры студентов;

5) прогностичной, позволяющей предвидеть результаты ее применения в физическом воспитании студентов.

Библиографический список

1. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ. СПб., 2006.

2. Игошев М. В. Формирование спортивной культуры студентов высшего учебного заведения // Теория и практика физической культуры. 2007. № 10. С. 19-21.

3. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 2009. № 3. С. 10-13.

4. Янбухтин Т.А. Процесс формирования здорового образа жизни личности в истории педагогики // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2011. № 3. С. 11-16.

87

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.