Научная статья на тему 'Формирование сплочённости классного коллектива младших школьников'

Формирование сплочённости классного коллектива младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сплоченность / младшие школьники / мотивы поведения / классный коллектив / cohesion / junior students / motives of behavior / class collective

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Анастасия Олеговна, Истомина Светлана Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования сплочѐнности классного коллектива младших школьников; приводятся результаты экспериментального исследования по методикам: «Какой у нас классный коллектив?» (Л.В. Байбородова); «Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности» (Л.В. Байбородова); «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (О.В. Лишина); приводится описание программы формирования сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте «Мы разные… Мы вместе!».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быкова Анастасия Олеговна, Истомина Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cohesion formation of junior students’ class collective

The article deals with the problem of forming the cohesion of junior studentsclass collective; the results of an experimental study using the methods: “What kind of class collective do we have?” (L.V. Bayborodova); “Methodology for studying the motives of schoolchildren's participation in joint activities” (L.V. Bayborodova); “Identification of the motives of students' participation in the affairs of the classroom and school collective” (O.V. Lishina); a description of the program for the cohesion formation of the junior studentsclass collective “We are different… We are together!”

Текст научной работы на тему «Формирование сплочённости классного коллектива младших школьников»

ПСИХОЛОГИЯ PSYCHOLOGY

УДК 159.9.07

Анастасия Олеговна Быкова Светлана Владимировна Истомина

г. Шадринск

Формирование сплочённости классного коллектива младших школьников

В статье рассматривается проблема формирования сплочённости классного коллектива младших школьников; приводятся результаты экспериментального исследования по методикам: «Какой у нас классный коллектив?» (Л.В. Байбородова); «Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности» (Л.В. Байбородова); «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (О.В. Лишина); приводится описание программы формирования сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте «Мы разные... Мы вместе!».

Ключевые слова: сплоченность; младшие школьники, мотивы поведения, классный коллектив.

Anastasia Olegovna Bykova Svetlana Vladimirovna Istomina

Shadrinsk

Cohesion formation of junior students' class collective

The article deals with the problem of forming the cohesion of junior students' class collective; the results of an experimental study using the methods: "What kind of class collective do we have?" (L.V. Bayborodova); "Methodology for studying the motives of schoolchildren's participation in joint activities" (L.V. Bayborodova); "Identification of the motives of students' participation in the affairs of the classroom and school collective" (O.V. Lishina); a description of the program for the cohesion formation of the junior students' class collective "We are different. We are together!"

Keywords: cohesion; junior students, motives of behavior, class collective.

В современных условиях классный коллектив должен рассматриваться с точки зрения его необходимости и полезности для личностного развития детей, а таковым он становится, если в нем созданы условия не только для процесса идентификации ребенка, но и для обособления его в группе.

В школьном коллективе с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Только сплотив обучающихся в дружный и работоспособный коллектив, можно успешно осуществлять их обучение и воспитание [6, с.442].

В младшем школьном возрасте очень важно сплотить детский коллектив, придать взаимоотношениям внутри его дух доброжелательности, единства, взаимопомощи, товарищества, поддержки.

Особенностям формирования сплоченности детского коллектива и влияния ученического коллектива на формирование личности в младшем школьном возрасте посвящены работы И.А. Алёхиной, Р.Р. Арслановой, Е.А. Бакулиной, Н.Н. Рубцовой, В.В. Виноградовой, А.А. Беломестных, О.В. Беспаликовой, С.А. Волкова, К.Ю. Климовой, А.А. Оспановой, Р.В. Мирониченко, Е.А.Селюкова, С.Р. Алиева, В.А. Черновцева и др.

113

Детский коллектив является сложным социально-педагогическим явлением, воспитывающей средой, существенно влияющей на социализацию личности и формирование ее нравственных качеств и ориентиров. Он обеспечивает разнообразный опыт деятельности и общения, создает условия для развития организаторских умений и способностей, учит сотрудничеству.

Сплоченность - это «устойчивость коллектива, выраженная в заинтересованности ее членов в дальнейшем ее существовании и развитии» [4, с. 42]. Основными чертами, характеризующими коллектив младших школьников как сплоченный, являются: наличие общественно значимых целей; стремление учащихся принимать участие в разнообразны видах совместной деятельности; наличие органов самоуправления и обеспечение их действенной работы; наличие положительных традиций и увлекательных перспектив, их поддержание и накопление; атмосфера взаимопомощи, доверия и взаимной требовательности.

Однако отношения в коллективе младших школьников характеризуются поверхностностью, непостоянством, эмоциональными привязанностями. Важную роль в становлении как коллектива в целом, так и во вождении в него каждого ребенка играет характер взаимоотношений, которые складываются между детьми, и конечно, учитель, авторитет которого для младших школьников непререкаем [2, с.10].

Основными формами работы психолога по сплочению детского коллектива является психологический тренинг, включающий коммуникативные упражнения и игры; групповые арт-практики - арт-терапевтические тренинги (на командообразование, сплочение коллектива группы, развитие навыков коммуникации, выявление ролей и статуса в группе).

При формировании сплоченности коллектива младших школьников применяются методы формирования сознания личности (убеждение, разъяснение, внушение); методы организации деятельности и формирование опыта поведения (упражнения и игры, психологические ситуации);методы стимулирования поведения в деятельности (поощрение, порицание) [5, с.34].

В процессе проведения работы должно осуществляться поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в классе; установление правил и ритуалов; предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций.

Для выявления уровня сплочённости классного коллектива младших школьников в МАОУ СОШ №92 города Тюмени было проведено экспериментальное исследование, в котором принимали участие 50 детей в возрасте 8-9 лет.

Экспериментальное исследование проводилось по следующим методикам:

1. «Какой у нас классный коллектив?» (Л.В. Байбородова);

2. «Методика изучения мотивов участия школьников в совместной деятельности» (Л.В. Байбородова);

3. «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (О.В. Лишина).

Опрос обучающихся по методике «Какой у нас классный коллектив» Л. В. Байбородовой показало, что в 3 А классе только 4 человека (16%) считают свой класс достаточно дружным и сплоченным и отрицают наличие ссор в коллективе сверстников. В 3 Б процент детей, которые полагают, что коллектив их класса достаточно сплочен, а ссоры и разногласия возникают редко и по мелочам, составляет 28%. Дети полностью удовлетворены различными сторонами жизни коллектива.

Показатели среднего уровня удовлетворенности различными сторонами жизни коллектива в обеих классах оказались равными и составили 48%: (по 12 человек в каждом классе полагают, что коллектива в целом нет, и каждый живет своей жизнью. В целом дети оценивают класс как недостаточно дружный: они отмечают ссоры и конфликты, которые происходят внутри группы сверстников.

К низкому уровню удовлетворенности различными сторонами жизни коллектива в 3

УЧЁНЫЕ ЗАПИСКИ ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 2024. № 1(3)

А было отнесено 9 человек (36%), в 3 Б - 6 человек (24%): дети в обоих классах считают, что дружбы у них нет, часто возникают ссоры и разногласия и полагают, что в таком классе учиться сложно.

Данные о степени удовлетворенности учащихся 3 А и 3 Б классов различными сторонами жизни коллектива приведены на рисунке 1.

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

48% 48%

36%

28%

16%

Полностью удовлетворены (выскоий уровень)

Не вполне удовлетворены отношениями в классе (средний уровень)

Совсем не удовледворены отношениями в классе (низкий уровень)

13 А 13 Б

Рисунок 1 Сравнение данных о степени удовлетворенности учащихся 3 А и 3 Б

классов различными сторонами жизни коллектива

Как видно, большая часть учеников 3 А и 3 Б не волне удовлетворены отношениями, сложившимися в классе.

Далее было проведено исследование мотивов поведения учащихся в 3А и 3Б классах, характеризующих уровень отношения младших школьников к совместной деятельности, уровень сплоченности классного коллектива и причастности каждого к общему делу; согласие между детьми в классе и степень удовлетворения потребностей в коллективе сверстников.

После обработки результатов опроса, были сделаны выводы о том, что в и в 3 А и в 3 Б коллективистские мотивы выражены достаточно слабо: 16% и 20% соответственно. То есть, возможность помочь товарищам и заслужить их уважение, передать имеющиеся знания и умения в совместной деятельности и просто участвовать в делах своего коллектива, не является определяющей у младших школьников. Поэтому в обоих классах у учащихся ярче выражены личностные мотивы 72% - в 3 А и 64% - в 3 Б: детей привлекают общие дела, возможность творчества и общения с новыми людьми, приобретения новых знаний, умений (нежели чем их передача сверстникам). Мотивы престижа выражены слабо: 12% в 3 А и 16 % в 3 Б. Только 2 человека в 3 А выразили желание руководить другими и 1 человек в 3 Б. В возможности сделать доброе дело для других результаты лучше - в 3 А 6 человек, в 3 Б - 8 человек.

На рисунке 2 отображены данные о мотивах поведения учащихся в 3А и 3 Б

классах.

Рисунок 2. Сравнение данных о мотивах поведения учащихся в 3А и 3 Б классах Как видно, у учащихся преобладает личностный мотив.

Констатирующий эксперимент показал, что высокий уровень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива и сформированности у них мотивов поведения в 3 А - 16% , в 3 Б - 24%. Средний уровень тех же показателей - 60% и 56% соответственно. Показатели низкого уровня в 3 А классе 24% , в 3 Б - 20%. Таким образом, более сплоченный коллектив в 3 Б классе: показатели высокого уровня выше на 8%, чем в 3 А. Показатели низкого уровня в 3 А на 4% ниже, чем в 3 Б, также, аналогичная разница между показателями среднего уровня (4%) в 3 А и в 3 Б.

Данные констатирующего эксперимента отображены на рисунке 3.

Рис. 3 Уровни сплоченности коллектива в 3 А и 3 Б

Из приведенных данных видно, что более сплоченный коллектив в 3 Б классе, поскольку: показатели высокого уровня сплоченности коллектива выше на 8%, чем в 3 А; показатели низкого уровня сплоченности коллектива в 3 А на 4 % ниже, чем в 3 Б; показателями среднего уровня сплоченности коллектива 3 А на 4 % ниже, чем в 3 Б,

Проведенное по выбранным методикам исследование показало, что в 3 Б классе выше степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива; более выражен мотив стремления и причастности к совместной деятельности.

В результате проведения экспериментальной работы была выбрана группа для проведения работы по формированию сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте - 3 А класс (ЭГ).

Для сплочения коллектива младших школьников была разработана программа формирования сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте «Мы разные. Мы вместе!», включающая в себя следующие блоки:

1. Диагностический, направленный на определение уровня сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте: подбор диагностического инструментария и критериев для определения уровня сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте (2 занятия, сентябрь-октябрь)..

2. Основной (формирующий) предусматривающий проведение комплекса занятий, способствующих формированию сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте (20 занятий, ноябрь-март).

3. Заключительный, предусматривающий проведение завершающего (итогового) занятия, направленного на формирование сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте; организация контрольного эксперимента по выбранным методикам (3 занятия); выполнение сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного экспериментов (апрель-май).

Программа «Мы разные. Мы вместе!» предусматривала следующие формы работы:

116

- беседа - сообщение новых знаний путем ответов и вопросов, обсуждение ее в группе;

- психологические игры - игры для снятия психического напряжения, преодоления барьеров в общении, самораскрытия;

- анализ ситуаций - анализ историй (реальных и вымышленных) и предложение различных вариантов их окончания;

- псхогимнастические упражнения (тренинги^ - упражнения, направленные на содержательную сторону работы по снижению агрессии (упражнения содержательного плана).

В завершение экспериментального исследования был проведен контрольный эксперимент, который показал, что в результате работы программе формирования сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте более сплоченным коллективом является ЭГ.

Данные представим на рисунке 3.

Рисунок 3. Уровни сплоченности коллектива в ЭГ и КГ

Из приведенных данных видно, что в результате работы программе формирования сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте более сплоченным коллективом является ЭГ: показатели высокого уровня сплоченности коллектива в этом классе выше на 6%, чем в КГ. Показатели среднего уровня в ЭГ на 10% ниже.

Расчет t-критерия Стьюдента показал, что при заданных критических значениях p<0.05, tKt, = 2.12; при p<0.01, (3.17) tKr=2.9. - полученное эмпирическое значение находится в зоне значимости. Как видно, уровень сплоченности в ЭГ, где проводилась работа по программе формирования сплоченности коллектива стал выше.

Следовательно, разработанная и апробированная программа формирования сплоченности классного коллектива в младшем школьном возрасте оказалась достаточно эффективной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Акименко, Е.А. Сплоченность в коллективе: условия и факторы эффективного взамодействия / Е.А. Акименко, Д.В. Акименко. - Текст : непосредственный // Социология государственного и муниципального управления. Социологический альманах : материалы X Орловских соц. чтений, Орел, 07 дек. 2018 г. - Орел : Среднерусский ин-т управления -филиал РАНХиГС, 2019. - Вып. 11. - С. 144-147.

2. Арсланова, Р.Р. Формирование сплоченности коллектива в младшем школьном возрасте посредством проектной деятельности / Р.Р. Арсланова. - Текст : непосредственный

// Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. науч. тр. по материалам XXV Междунар. науч.-практ. конф., Анапа, 25 мая 2020 г. - Анапа : Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов в Южном Федеральном округе, 2020. - С. 10-13.

3. Беспаликова, О.В. Педагогические условия формирования сплоченности группы младших школьников в условиях внеурочной деятельности / О.В. Беспаликова. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы X Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых, магистрантов, студентов (с междунар. участием), Барнаул, 24-25 апр. 2019 г. / под науч. ред. О.Г. Холодковой, Ю.В. Алеевой, Л.И. Сигитовой. - Барнаул : Алтайский гос. пед. ун-т, 2019. - С. 51-52.

4. Горохов, А.Ю. Групповая сплоченность как социально-психологический элемент : учеб.-метод. пособие в помощь изучающим курс «Психология делового общения» / А.Ю. Горохов, Ю.В. Макаров. - Санкт-Петербург : Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2018. - 63 с. - Текст : непосредственный.

5. Махалова, И.С. Психологические особенности формирования групповой сплоченности (на примере коллектива младших школьников) / И.С. Махалова, Е.В. Колышкина, Е.В. Курилкина. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей : Всерос. студ. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Арзамас, 27-28 февр. 2018 г.а / отв. ред. Е.А. Жесткова, Л.В. Филиппова ; Арзамасский филиал ННГУ. - Арзамас : Арзамасский филиал ННГУ, 2018. - С. 185-188.

6. Черновцова, В.А. К вопросу формирования групповой сплоченности детей младшего школьного возраста / В.А. Черновцова. - Текст : непосредственный // Социально-педагогическое сопровождение личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 18-19 нояб 2016 г. - Иркутск : Иркут, 2016. - С. 442-446.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

А.О. Быкова, студентка 5 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: 89222604143@mail.ru.

С.В. Истомина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: istomina-sv@mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

A.O. Bykova, 5th year Undergraduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail:89222604143@mail.ru.

S.V. Istomina, Ph. D. in Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Psychology of Development and Pedagogical Psychology, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: istomina-sv@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.