Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МОЛОДЕЖНОГО ТУРПРОДУКТА'

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МОЛОДЕЖНОГО ТУРПРОДУКТА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
358
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖЬ / ТУРПРОДУКТ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРПРОДУКТ / СЕКТОР МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горбатов С.А.

В настоящее время на рынке туристских услуг слабо проработан адресный подход к предоставлению туристского продукта молодым людям в возрасте от 18 до 35 лет. Молодежь как потребитель туристских услуг обладает рядом специфических особенностей, которые должны быть учтены при разработке специализированного туристского продукта. В статье выявляются туристские мотивы молодых людей, которые лежат в основе выбора различных туристских услуг. Сформулированы шесть особенностей молодежного турпродукта. Выделены три вида молодежного турпродукта: коммерческой направленности, культурно-образовательной направленности и духовно-нравственной направленности. Представлена структура специализированного коммерческого молодежного турпродукта, состоящая из туристских ресурсов; основных, дополнительных и сопутствующих туристских услуг. Рассмотрены технологии организации молодежного тура. Выявлено значение каждого вида молодежного турпродукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SPECIALIZED YOUTH TOUR PRODUCT

Currently, the targeted approach to providing a tourist product to young people aged 18 to 35 years is poorly developed in the market of tourist services. Youth as a consumer of tourist services has a number of specific features that should be taken into account when developing a specialized tourist product. The article reveals the tourist motives of young people that underlie the choice of various tourist services. Six features of the youth tourism product are formulated. Three types of youth tourism products are identified: commercial orientation, cultural and educational orientation and spiritual and moral orientation. The structure of a specialized commercial youth tourism product is presented, consisting of tourist resources; basic, additional and related tourist services. The technologies of organizing a youth tour are considered. The significance of each type of youth tourism product is revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МОЛОДЕЖНОГО ТУРПРОДУКТА»

22. Ye, F., Ni, D., Li, K.W. Competition between manufacturers and sharing economy platforms: An owner base and sharing utility perspective // International Journal of Production Economics. - 2021. - Vol. 234, no. 108022.

23. Zvolska, L., Voytenko Palgan, Y., Mont, O. How do sharing organizations create and disrupt institutions? Towards a framework for institutional work in the sharing economy // Journal of Cleaner Production. - 2019. - Vol. 219, pp. 667-676.

24. Digital economy: 2021: a brief statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, K.O. Vishnevsky, L.M. Gohberg and others; National research University "Higher School of Economics". - M.: NRU HSE, 2021. - 124 p. [Electronic resource]. - Access mode: https://issek.hse.ru/news/420475066.html (date of access: 03/14/2022).

25. Simchenko N.A., Tsekhla S.Yu. Digital twins in the economic development of industry: management and effects: a monograph. -Simferopol: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Crimean Federal.

EDN: PPTJZW

СА. Горбатов - младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», Legolas.vk@yandex.ru,

S.A. Gorbatov - Junior Researcher Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО МОЛОДЕЖНОГО ТУРПРОДУКТА FORMATION OF A SPECIALIZED YOUTH TOUR PRODUCT

Аннотация. В настоящее время на рынке туристских услуг слабо проработан адресный подход к предоставлению туристского продукта молодым людям в возрасте от 18 до 35 лет. Молодежь как потребитель туристских услуг обладает рядом специфических особенностей, которые должны быть учтены при разработке специализированного туристского продукта.

В статье выявляются туристские мотивы молодых людей, которые лежат в основе выбора различных туристских услуг. Сформулированы шесть особенностей молодежного турпродукта. Выделены три вида молодежного турпродукта: коммерческой направленности, культурно-образовательной направленности и духовно-нравственной направленности. Представлена структура специализированного коммерческого молодежного турпродукта, состоящая из туристских ресурсов; основных, дополнительных и сопутствующих туристских услуг. Рассмотрены технологии организации молодежного тура. Выявлено значение каждого вида молодежного турпродукта.

Abstract. Currently, the targeted approach to providing a tourist product to young people aged 18 to 35 years is poorly developed in the market of tourist services. Youth as a consumer of tourist services has a number of specific features that should be taken into account when developing a specialized tourist product.

The article reveals the tourist motives of young people that underlie the choice of various tourist services. Six features of the youth tourism product are formulated. Three types of youth tourism products are identified: commercial orientation, cultural and educational orientation and spiritual and moral orientation. The structure of a specialized commercial youth tourism product is presented, consisting of tourist resources; basic, additional and related tourist services. The technologies of organizing a youth tour are considered. The significance of each type of youth tourism product is revealed.

Ключевые слова: туризм, молодежь, турпродукт, молодежный туризм, молодежный турпродукт, сектор молодежного туризма.

Keywords: tourism, youth, tourism product, youth tourism, youth tourism product, youth tourism sector.

Введение

Молодежь, нередко именуемая стратегическим ресурсом общества, заключает в себе ценный интеллектуальный, инновационный и деятельностный потенциал, целенаправленная поддержка и развитие которого является одним из важнейших факторов постиндустриального перехода к модели «экономики знаний», которая является основой устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Понимая и признавая высокую степень значимости молодых людей в этом процессе, государство ставит задачи по преодолению существующих в Российской Федерации социально-демографических барьеров формирования и накопления человеческого капитала молодежи. Среди них можно отметить отсутствие сформированного мировоззрения, патриотизма, нравственности, снижение общего уровня здоровья, отсутствие культуры здорового образа жизни и т.д. Эти и многие другие вызовы, с которыми столкнулась молодежная политика в последние годы, могут быть решены с помощью вовлечения молодых людей в туристскую деятельность.

Одним из способов повышения заинтересованности молодежи к туризму выступает формирование специализированного молодежного туристского продукта, отвечающего тем особенностям и потребностям молодых людей, которые отличают их от других групп потребителей. Российский рынок туристских услуг слабо ориентирован на предложения для моло-

дежи. Не сформирован адресный подход к комплектованию турпродукта. Вместе с тем, именно содержание туристских продуктов и качество наполнения туров во многом определяют возможность культурно-познавательного, духовно-нравственного и физического развития молодого поколения средствами туризма.

Материалы и методы исследования

В основе исследования лежит системный подход, позволяющий рассматривать отдельные элементы турпродукта как самостоятельные объекты в их взаимосвязи с предпочтениями молодых туристов. Анкетный опрос позволил выявить мотивы молодежи к путешествиям. Контент-анализ отечественной и зарубежной литературы способствовал установлению особенностей молодых людей как потребителей туристских услуг. Обоснованные выводы исследования получены в результаты применения анализа, синтеза, индукции, дедукции, сравнения и сопоставления. Применены элементы моделирования.

Результаты исследования

Эффективная система разработки молодежного туристского продукта должна, в-первую очередь, строиться на туристской мотивации целевой группы. Мотивы и стимулы молодых людей к туризму определяют их ожидания от туристских услуг [1]. Соответствие элементов турпродукта потребностям, возможностям и мотивационным установкам молодых людей является необходимой базой для формирования качественного и доступного молодежного туристского продукта.

С целью выяснения мотивов молодежи отправляться в путешествие летом 2021 года был проведен анкетный опрос. В опросе приняли участие 1359 молодых людей возрастом от 18 до 35 лет из 17 регионов России, отобранных путем первоначального ранжирования всех регионов по количеству проживающих в них молодых людей, дальнейшей группировке в 17 последовательных блоков из пяти регионов каждый и случайному выбору из каждого блока одного региона. Опрос проведен методом интернет-анкетирования. Стандартная ошибка выборки составила 6,5 %, значение предельной ошибки выборки составило 4,6 %. Респондентам было предложено отметить из десяти предложенных мотивов, отобранных в результате изучения отечественных и зарубежных исследований туристских предпочтений различных групп населения, только три, которые в наибольшей степени отражают побуждающие к путешествию установки. Результаты анкетирования представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Мотивационные установки молодых людей возрастом от 18 до 35 лет отправляться в путешествие (Источник: разработан автором на основе анкетного опроса)

По результатам анкетного опроса, 91 % опрошенных отметили желание получения новых впечатлений наиболее важным стимулом туристских поездок, 84 % - стремление расширить свои знания, 73 % - познакомиться с другими народами и незнакомой культурой, 71 % - желание развлечься, 63 % - посещение родственников или знакомых. Именно перечисленные мотивы оказывают сильнейшее влияние на принятие решения молодого человека отправиться в путешествие. Определенную роль также играют получение образования, по-

требность в смене обстановки, физическая подготовка. Наименее значимыми мотивами оказались лечение и оздоровление, восстановление после стресса.

На основе проведенного анкетного опроса, а также контент-анализа литературы по данному вопросу [1-3], был сформулирован ряд особенностей, которые должны отличать молодежный турпродукт:

1. Невысокая стоимость.

Молодежь не располагает большим количеством финансовых средств, а потому не готова платить большие деньги за туристские услуги. Эта группа потребителей старается организовать бюджетный отдых за счет экономии на всех стадиях получения туристского продукта, даже в ущерб качеству (в определенных пределах).

2. Активный отдых.

Молодые люди предпочитают активное времяпровождение, в том числе в течение туристской поездки. Для данной возрастной группы преодоление больших расстояний пешком является скорее преимуществом, чем недостатком. Труднодоступные ввиду отсутствия налаженной логистики достопримечательности могут стать объектами показа для молодых туристов.

3. Непритязательность к условиям проживания.

Молодые путешественники предпочитают такие средства размещения, как хостелы, кемпинги, палаточные лагеря ввиду их низкой стоимости. Другим вариантом размещения порой оказываются ночевки под открытым небом в специально оборудованных для этого местах. Французскими исследователями было установлено, что увеличение молодежного туристского потока в определенную местность зависит от повышения там числа хостелов [4].

4. Познавательная составляющая.

Для молодых туристов важно совмещать поездку с получением новых знаний, умений и навыков. Туризм для молодежи - не только источник ярких эмоций, но и способ организации культурно-образовательного досуга. Отличие от других возрастных групп заключается в том, что для молодежи познание окружающего мира является неотъемлемой частью любой деятельности. Молодежь отличает любознательность и бесстрашие в вопросах удовлетворения возникающего любопытства.

5. Доступ к бесперебойной сотовой связи и Интернету.

Важным условием комфортного существования молодые люди определили для себя наличие постоянного доступа к сотовой связи и Интернету, а потому эта возрастная группа с большим желанием посещает те места, где предоставляются подобные услуги. Также важно наличие электрической розетки для зарядки электронных устройств.

6. Возможность социальной интеграции.

Молодые путешественники предпочитают коллективный отдых, который будет способствовать знакомству с новыми людьми, общению, социальной коммуникации.

Особенности молодежного турпродукта представлены на рисунке 2.

С позиции рынка, для повышения спроса молодежный турпродукт целесообразно предлагать в каникулярное время или на всероссийские праздники, когда студенчество может быть активно вовлечено в туризм. Возрастная молодежь путем потребления турпродук-та, предлагаемого со скидками и льготами, может способствовать преодолению негативных последствий межсезонья в туристском секторе.

Специализированный молодежный туристский продукт может быть разделен на три вида в зависимости от характера предоставляемых услуг:

1. Исключительно коммерческая направленность.

Все предоставляемые туристские услуги нацелены на извлечение прибыли без какого-либо социального значения для общества. Подобные услуги не сопровождаются льготной политикой от государства, бремя всех расходов несет сам молодой турист. Кроме того, расходы на рекламу и продвижение турпродукта осуществляются полностью за счет коммерческого предприятия.

2. Культурно-образовательная направленность.

Молодые туристы не требовательны к уровню комфорта (хостелы. палаточные лагеря, ночёвки под открытым небом)

Наполнение гура новой, интересной и познавательной

ДЛЯ МОЛОДЫХ людей

информацией

Молодые люди предпочитают активны

отдых, поэтому могут самое гоятельно добрать до отдалённых туристских объектов

Молодые туры с не]

Молодые люди предпочитают заводить новые знакомства, общаться друг с другом

Для молодых людей важно оставаться на связи, чтобы ' делиться впечатлениями о поездке

Рисунок 2 - Особенности молодежного турпродукта (Источник: разработано автором)

Основные туристские услуги предоставляют возможность культурного развития молодого человека, обеспечивают получение каких-либо новых знаний, навыков и умений. Такой турпродукт, разумеется, не лишен коммерческой составляющей, но его социальное значение для молодых людей и общества в целом крайне высокое. В этой связи государство оказывает льготно-скидочную поддержку молодым туристам, снижая для них цену на билет в такие объекты показа, как музеи, театры, картинные галереи, исторические и ботанические сады и т.д. Разработке и продвижению такого турпродукта могут содействовать органы власти на региональном и муниципальном уровнях.

3. Духовно-нравственная направленность.

Туристские услуги призваны обеспечить всестороннее ценностно-ориентационное, патриотическое, моральное воспитание молодого поколения, в частности, любовь и уважение к Родине, ее историческому и природному богатству. Государство оказывает широкую поддержку на всех уровнях управления как в продвижении таких туристских услуг (например, рекламирование на федеральных каналах), так и в их потреблении молодыми людьми (обширная льготно-скидочная программа, молодежные карты, кэшбек).

В рамках данного исследования, предложим основные элементы, из которых может состоять коммерческий молодежный турпродукт (рисунок 3).

Ядром коммерческого специализированного молодежного туристского продукта может выступать интересное молодым людям событийное мероприятие или объект развлекательного характера. К первой категории относятся: фестивали, концертные шоу, экстрим-шоу, конкурсы красоты, тематические встречи и слеты, премьерные показы. В качестве примера можно выделить юмористические шоу (КВН), экстрим-соревнования («Форт Боярд»), костюмированные анимационные фестивали («косплей»). Ко второй категории относятся: тематические парки развлечений, игорные зоны, экстремальные комплексы. Здесь примерами могут служить парки аттракционов («Сочи Парк», «Диснейленд»), казино (Красная Поляна, Лас-Вегас), обустроенные места для парапланеризма, роуп-джампинга, джунглевого туризма и т.д.

Общей отличительной чертой всех представленных событийных мероприятий и развлекательных объектов являются: массовость, активность, яркая эмоциональная составляющая, вовлеченность туристов в процесс.

Рисунок 3 - Структура коммерческого молодежного турпродукта

(Источник: разработано автором)

Основные туристские услуги такого турпродукта предполагают: размещение молодых туристов в непосредственной близости от места проведения мероприятия или объекта притяжения (в хостелах, кемпингах, палаточных лагерях, оборудованных местах для ночевки под звездами), привлечение предприятий быстрого обслуживания (фуд-траки с фаст-фудом, экзотическими фруктами и другими неординарными предложениями). Стоит отметить, что молодежь с большой охотой тратит денежные средства на необычную еду, особенно находясь в компании [5].

Дополнительные туристские услуги должны включать предложения, содержащие развлекательное активно-коллективное времяпровождение: ночные клубы, бары, дискотечные и танцевальные площадки, квестовые комнаты, тиры и игровые залы и т.д.

Сопутствующие туристские услуги со специфическими потребностями молодых людей предполагают: фирменную продукцию с символикой мероприятия, аренду туристского оборудования, фото и видео сопровождение, вендинговые автоматы и др.

Важным элементом специализированного туристского продукта выступает технология организации молодежного тура. Автором предлагается три технологии, внедрение которых призвано повысить интерес молодых людей к туристскому продукту:

- соревновательная;

- игровая;

- практико-ориентированная.

Соревновательные технологии предполагают проведение определенных мероприятий, основанных на соперничестве молодых туристов или команд, на которые они разделены.

Игровые технологии основаны на организации всего тура или его части в виде игры. Разновидностью такой технологии является современная геймификация туризма и, в частно-

сти, геокэшинг, предполагающий знакомство с новой местностью, его достопримечательностями через поиск спрятанных подсказок или призов [6].

Практико-ориентированные технологии заключаются в предоставлении возможности молодым туристам стать частью происходящего процесса. С одной стороны, это повышение «тактильности», то есть возможности лично осматривать, ощупывать обычно запрещенные места и предметы. С другой стороны, это мастер-классы, позволяющие молодым людям обучиться чему-то новому, приобрести навыки и умения. Заключение

В результате исследования, были выявлены некоторые особенности разработки и структуры специализированного молодежного туристского продукта, которые могут послужить основой для формирования адресного подхода коммерческими предприятиями, предоставляющими туристские услуги молодым людям. Последнее будет способствовать повышению интереса молодых людей к путешествиям и, как следствие, вовлеченности молодежи в туризм.

Источники:

1. Коновалова Е.Е., Косарева Н.В. Развитие молодежного туризма в России // Сервис в России и за рубежом. - 2016. -№ 1(62). - С. 196-208.

2. Луганская Е.В. Основные мотивационные аспекты туристической деятельности. - Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2011. - № 2. - С. 96-99.

3. Палаткина Г.В. Молодежный туризм / / Г.В. Палаткина. - М. : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016. - 206 c.

4. Поведение молодых туристов и адаптация туристского предложения / Горный Полюс, 2019. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://pro.auvergnerhonealpes-tourisme.com/wp-content/uploads/2021/01/Referentiel_Tourisme-des-jeunes.pdf (дата обращения: 16.03.2022).

5. Leyla Hajiyeva The study of consumer preferences of young tourists // Ekonomika. - 2019. - № 64 (3). - Pp. 37-46.

6. Горбатов, С. А. Геокэшинг как способ геймификации молодежного туризма на примере города-курорта Сочи / С. А. Горбатов, А. А. Горбатова // Интеграция туризма в экономическую систему региона: перспективы и барьеры : Материалы II Международной научно-практической конференции, Орёл, 24-25 апреля 2020 года. - Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2020. - С. 363-368.

References:

1. Konovalova E.E., Kosareva N.V. Development of youth tourism in Russia // Service in Russia and abroad. - 2016. - No. 1 (62). - S. 196-208.

2. Luganskaya E.V. The main motivational aspects of tourism activities. - Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2011. - No. 2. - S. 96-99.

3. Palatkina G.V. Youth tourism / / G.V. Palatkin. - M.: KNORUS; Astrakhan: ASU, Astrakhan University Publishing House, 2016. - 206 p.

4. The behavior of young tourists and the adaptation of the tourist offer / Mountain Pole, 2019. - [Electronic resource]. -Mode of access: https://pro.auvergnerhonealpes-tourisme.com/wp-content/ uploads/2021/01/ Referentiel_Tourisme-des-jeunes.pdf (Accessed: 03/16/2022).

5. Leyla Hajiyeva The study of consumer preferences of young tourists // Ekonomika. - 2019. - No. 64 (3). - P.p. 37-46.

6. Gorbatov, S. A. Geocaching as a way of gamification of youth tourism on the example of the resort city of Sochi / S. A. Gor-batov, A. A. Gorbatova // Integration of tourism into the economic system of the region: prospects and barriers: Materials II International Scientific and Practical Conference, Oryol, April 24-25, 2020. - Oryol: Oryol State University named after I.S. Turgenev, 2020. - S. 363-368.

EDN: QLVVEU

А.А. Горбатова - аспирант, младший научный сотрудник, ФГБУН «Федеральный исследовательский центр «Субтропический научный центр Российской академии наук», svetlana_asa@mail.ru,

A.A. Gorbatova - postgraduate student, Junior Researcher, Federal Research Centre the Subtropical Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences.

ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ТУРИЗМА В РОССИИ TRENDS AND PATTERNS OF THE SOCIALLY ORIENTED TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA

Аннотация. На фоне общего экономического спада и обострения социальной напряженности в обществе особое значение приобретает туризм как инструмент решения важных социально-экономических задач. В данном контексте социально ориентированный туризм через стимулирование туристского потока способствует росту экономической активности в регионах, положительно воздействуя на уровень жизни и благополучие граждан. Выявление тенденций и закономерностей развития является неотъемлемым этапом процесса определения стратегических направлений совершенствования системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.