Научная статья на тему 'Формирование современной структуры потребительского спроса в России в конце XX - начале XXI вв'

Формирование современной структуры потребительского спроса в России в конце XX - начале XXI вв Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
885
75
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Е. Н.

В статье рассматриваются тенденции изменения структуры потребительского спроса в России в конце XX начале XXI веков, на базе анализа эволюции структуры потребительских расходов населения и развития розничной торговли. Определены факторы формирования современной структуры спроса. Также выявлены факты, подтверждающие иллюзорность представлений о позитивных тенденциях развития потребительского спроса и формирования его структуры в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование современной структуры потребительского спроса в России в конце XX - начале XXI вв»

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТРУКТУРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА В РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.

Е.н. волкова, старший преподаватель Сибирский университет потребительской кооперации

Основная цель любого современного общества, в том числе и в России — это экономический рост, который предполагает как увеличение объемов производства материальных благ, так и улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни. Важнейшим показателем, отражающим общий уровень социально-экономического развития страны и уровень жизни населения, является валовый внутренний продукт (ВВП), динамика которого зависит от множества факторов, в том числе и потребительского спроса, учитываемого при расчете ВВП по расходам.

Общеизвестно, что увеличение потребительского спроса является стимулом для увеличения объемов производства, а соответственно влияет и на рост ВВП. Как правило, изменение структуры потребительского спроса отражает особенности эволюции потребностей общества и служит ориентиром для развития национальной промышленности, предопределяя структурные преобразования в экономике страны. С ростом благосостояния растет склонность к удовлетворению высших потребностей, что непосредственно проявляется через изменение структуры потребительского спроса, указывая на более высокий уровень жизни.

Таким образом, учитывая, что потребительский спрос выступает, с одной стороны, фактором, стимулирующим экономический рост, а с другой — индикатором, отражающим уровень жизни населения, то представляется весьма ценным изучение современной структуры потребительского спроса в России и факторов, влияющих на ее формирование.

Изначальное формирование потребительского спроса происходит в экономике на микроуровне в рамках домашнего хозяйства с дальнейшей его реализацией в рамках потребительского рынка. При этом формирование определенной структуры потребительского спроса зависит от множества факторов, влияющих на потребительские расходы и

поведение домашних хозяйств. К общим факторам относят экономические, социально-демографические, природно-климатические и прочие факторы. Необходимо учитывать, что доминирование тех или иных факторов зависит от степени развитости общества и общеэкономической ситуации.

На наш взгляд, в России в конце ХХ в. потребительский спрос формировался под воздействием следующего набора факторов:

• значительное изменение предложения, а именно расширение ассортимента и увеличение объемов потребительского рынка преимущественно за счет импорта;

• снижение уровня реальных доходов и обесценивание сбережений на фоне резкой дифференциации населения по уровню доходов;

• неопределенность перспектив социально-экономического развития, преобладание пессимистических настроений;

• ухудшение социально-демографической ситуации;

• влияние морально-психологических качеств. В начале XXI в. набор и содержание факторов несколько видоизменились: наметился рост реальных располагаемых доходов и доступности потребительского кредитования; стали складываться социальные группы с определенным стилем жизни, на который все сильнее оказывают влияние реклама и мода; формируется инфраструктура потребительского рынка; имеет место сочетание национальных особенностей и внедрения «чужой культуры» в результате глобализации.

Несмотря на благоприятное изменение факторов, предопределяющих формирование структуры потребительского спроса, необходимо отметить, что доля потребительских расходов домашних хозяйств в структуре ВВП России относительно низка. Она составляет 48 % (минимальное значение в 1993 г. - 33,7 %) [7], в то время как в США - 70 %,

в Германии — 59 %, в Великобритании — 66 % [1]. Это свидетельствует о существенном занижении значимости потребительских расходов домашних хозяйств в современной экономике России.

Тем не менее для более полного представления проблемы важны качественные составляющие потребительских расходов, в частности их структура, дающая общее представление об уровне жизни, степени удовлетворения потребностей и тенденциях развития потребительского спроса. Как правило, позитивные тенденции изменения структуры потребительских расходов характеризуются снижением доли затрат на продукты питания в пользу непродовольственных товаров и услуг, что свидетельствует об улучшении структуры потребления и его качества в масштабах страны.

Основываясь на анализе современных статистических данных структуры расходов населения на покупку товаров и услуг, можно отметить довольно противоречивые тенденции, то есть, с одной стороны, обнаруживается явное улучшение структуры потребления, а с другой — выявляется масса фактов, подтверждающих иллюзорность этих изменений.

Так, в периоды 1995-1997 гг. (с 39,7 до 36 %) и с 2000 г. по настоящее время (с 37,3 до 34,6 %) в структуре потребительских расходов отмечается сокращение доли расходов на продовольственные товары и соответственно увеличение на непродовольственные товары и услуги [8], что в целом позитивно характеризует структурные изменения потребительского спроса. Однако важное значение для анализа имеет не только соотношение расходов на продовольственные, непродовольственные товары и услуги, но и характеристика качественных изменений потребления населения товаров и услуг.

Потребление продуктов питания в первой половине 1990-х гг. было обусловлено вынужденным исключением из потребления относительно более дорогих продуктов, а также тех, рост цен на которые был наиболее стремительным. Соответственно произошло замещение менее дорогими и самыми необходимыми с точки зрения калорийности продуктами, что сказалось на ухудшении структуры пищевого рациона [5]. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения, суточная калорийность питания должна быть не менее 2 400 ккал [6], а в России она составляла в 1990 г. 2 590 ккал, 1995 г. - 2 293 ккал, 2000 г. - 2 394 ккал, 2004 — 2 458 ккал [2]. И до сих пор, несмотря на достижение докризисного уровня калорийности и увеличения в структуре потребления более ценных

продуктов, сохраняется проблема сбалансированности питания, что имеет долгосрочные негативные последствия для здоровья и жизнедеятельности населения. Такая ситуация обычно характерна для «экономики выживания», где большая часть насущных потребностей удовлетворяется за счет собственного производства.

Поэтому в России на протяжении 1990-х гг. значительным подспорьем в удовлетворении потребностей в продуктах питания было их производство на личных земельных участках (приусадебных, садовых, дачных, огородных) [4]. Продукция личных подсобных хозяйств населения в 1990 г. составляла 26 % совокупного сельскохозяйственного продукта страны, а в 1995 г. — уже 44 %. Например, доля картофеля, производимого в хозяйствах населения, возросла за 1990 — 2001 гг. с 66 до 92 % от общего объема производства, овощей — с 30 до 80 %, мяса — с 25 до 58 %, молока — с 24 до 45 %, причем основная часть этой продукции потреблялась в самих домашних хозяйствах [4]. С одной стороны, самообеспечение продуктами питания позволяет выжить домашним хозяйствам и сохранить потребление на привычном уровне, а с другой — сокращает спрос потребителей на продукты питания, что в целом не отражает позитивных тенденций развития потребительского спроса. Снижение роли самообеспечения продуктами питания отмечается лишь последние 2 — 3 года.

Отмечая позитивные сдвиги в структуре потребительских расходов, в частности рост расходов на непродовольственные товары, необходимо раскрыть причины данных изменений. Наиболее вероятной причиной в данном случае является рост доходов, приводящий к увеличению удовлетворения высших потребностей. Однако на протяжении становления и развития потребительского рынка непродовольственных товаров в России в конце XX в. в основном действовали факторы совершенно иного характера. Преимущественное приобретение непродовольственных товаров являлось средством сбережения в условиях высокой инфляции и насыщением после периода длительного дефицита. В свою очередь поляризация доходов населения привела к резкой дифференциации в потреблении и желанию обладать определенными знаковыми предметами, определяющими более высокий социальный статус обладателя за счет экономии на питании в пользу увеличения приобретения непродовольственных товаров. Естественно, что все эти факторы не способствовали формированию адекватной структуры спроса на непродовольс-

твенные товары и приводили к нестабильности на отдельных сегментах потребительского рынка.

В структуре расходов домашних хозяйств на приобретение непродовольственных товаров до 2003 г. доминировали покупки одежды и обуви, второе место занимали расходы на мебель и домашнее оборудование, третье - медицинские товары, предметы гигиены, которые, как правило, относятся к затратам первой необходимости, в то время как расходы на большинство товаров длительного пользования оставались несущественными [7]. Только с 2004 г. можно отметить позитивные сдвиги в структуре спроса на товары непродовольственной группы, что выражается в значительном увеличении спроса на товары длительного пользования, таких как автомобили, бытовая техника, мебель.

Важным мотивирующим фактором приобретения непродовольственных товаров является обеспеченность населения товарами длительного пользования, которую можно рассматривать как один из параметров уровня жизни и потенциального увеличения спроса. В России с начала реформ наблюдались довольно противоречивые тенденции: с одной стороны, рост оснащенности домохозяйств такими товарами, как видеомагнитофоны и видеокамеры, легковые автомобили, персональные компьютеры, микроволновые печи, с другой стороны -стагнация по таким товарам, как телевизоры, холодильники, стиральные машины. Прежде всего, это объясняется прежней недоступностью и относительной новизной первых для российского потребителя. Тем не менее расширение набора имеющейся в домах современной техники бытового и культурного назначения происходило довольно медленно [7].

Последние годы наибольший прирост в структуре расходов приходится на потребление услуг. Опережающий рост затрат на услуги, в сравнении с другими компонентами личного потребления, обусловлен как увеличением физического объема потребления услуг (традиционных, усовершенствованных, принципиально новых), повышением их качества, так и более быстрым ростом цен на них относительно других потребляемых благ. На протяжении всего периода развития потребительского рынка с начала 1990-х гг. индекс цен на услуги превышал соответствующий показатель на товары. В 1993-1994 гг. индекс потребительских цен на услуги более чем в три раза превышал индекс роста цен на непродовольственные товары, а в 1995-1996 гг., 2003-2006 гг. при общем замедлении и сглаживании различий оставался выше. При этом

объем платных услуг в постоянных ценах из года в год уменьшался, поэтому увеличение доли расходов на услуги в потребительских бюджетах россиян происходило исключительно за счет опережающего роста цен [7]. Сегодня в структуре потребляемых услуг доминируют жизненно необходимые, а именно услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспортные.

Структурные изменения потребительских расходов населения являются определяющими и для динамики розничного товарооборота, который отражает основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения.

Темпы роста розничной торговли в России в первой половине 1990-х гг. в среднем составляли 95 % к предыдущему году, а физический объем находился в пределах 90 % от уровня 1990 г., что отражало общее сокращение потребительского спроса. Снижение емкости внутреннего рынка было приостановлено в 1995 г., а восстановление докризисного уровня физического объема розничного товарооборота произошло лишь в 2001 г. [7].

За последние 15 лет существенно изменилась структура розничного товарооборота. В 19911993 гг. в структуре розничного товарооборота сложилась максимальная доля непродовольственных товаров (57-58 %), что на фоне резкого обнищания населения было обусловлено восполнением недостатка непродовольственных товаров в домашних хозяйствах после длительного периода дефицита. В дальнейшем доля непродовольственных товаров постепенно снижалась, а в последние годы в среднем находится на уровне 54 %.

Существенно изменились и источники обеспечения товарами розничной торговли. Произошло беспрецедентное увеличение зависимости потребительского рынка от импортных товаров. Так, если в 1992 г. доля импортных товаров составляла 23 %, то в 1995 г. - уже 54 %, а после резкого сокращения в период дефолта, вновь начала расти, составив в 2004 г. 43 %, что было обусловлено процессом укрепления рубля и сформировавшимися предпочтениями потребителей [7]. В ближайшем будущем предпосылок для сокращения поступления импортных потребительских товаров нет в силу низкой конкурентоспособности отечественной промышленности, ориентированной на потребительский рынок.

Важнейшим проявлением экономической активности населения является его поведение на потребительском рынке. Смена схемы потребительского поведения населения выражается в изменении дифференциации рынков товаров и

услуг, то есть в изменении их ориентации на спрос со стороны привычных потребителей. Так, явные изменения потребительских предпочтений и возможностей удовлетворения потребностей повлияли на изменение институциональной структуры розничной торговли.

В условиях первоначального становления потребительского рынка России возросла роль торговли на рынках, которая стала не только дополнительным источником товарных ресурсов, но и чутким индикатором спроса населения. В 1992 г. продажа на рынках в структуре розничного товарооборота составляла 21,6 %, а в 1995 г. — уже 26,6 % [7]. По сути дела с началом трансформационных реформ в России началось формирование и новой структуры потребительского рынка, характерной особенностью которого было заполнение «с краев», т. е. либо товарами для «новых русских», либо дешевым ширпотребом. За 1991—1995 гг. произошло становление верхней и нижней ступеней многоуровневой системы предложения потребительских товаров и услуг: бутики и супермаркеты, недорогие магазины и вещевые рынки. Однако начиная с 1996 г. потребительские рынки стали входить в полосу кризиса по причине заполнения крайних сегментов и появления потребителей с иными запросами [3], что обозначило необходимость формирования новой институциональной структуры потребительского рынка.

В настоящее время можно констатировать, что ситуация изменилась кардинально, так как в 2005 г. на оборот торговых организаций приходилось уже 78,9 %, на все виды рынков — лишь 21,1 %. Кроме того, началось формирование крупных торговых сетей, развитие специализированных и узкоспециализированных продовольственных и непродовольственных магазинов, создание сети «удобных магазинов», расположенных в пределах пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом товаров [10].

По данным исследования рынка розничной торговли и производства товаров широкого потребления компании PricewaterhouseCoopers, потребительский рынок России имеет значительный резерв и потенциал для развития, а его современное состояние характеризуется настоящим «потребительским бумом». Например, согласно многочисленным маркетинговым исследованиям отдельные сегменты потребительского рынка развиваются довольно динамично. Основными факторами, стимулирующими «потребительский бум», в настоящее время являются рост реальных располагаемых

доходов, развитие потребительского кредитования, оптимистичность потребительских настроений и инфляционные ожидания. Большая часть из данных факторов не предполагает долгосрочного позитивного воздействия на развитие спроса. Так, активизация потребительского кредитования в настоящее время предполагает в будущем изъятие части доходов населения для погашения займов, что при недостаточном уровне их роста может привести к сокращению потребительских расходов. Оптимистичность потребительских настроений объясняется только лишь улучшением оценок личного благосостояния. Поэтому настоящие изменения структуры потребительского спроса нельзя считать устойчивыми.

По итогам анализа формирования и развития потребительского спроса в России на протяжении последнего десятилетия ХХ в. и начала XXI в. можно сделать следующие выводы:

• российскому потребительскому рынку присуща определенная периодизация развития в направлении от хаоса и кризиса к структуризации и росту, что, кроме всего прочего, проявляется в становлении соответствующей структуры потребительского спроса, адекватной складывающимся рыночным условиям;

• общие тенденции формирования потребительского спроса в конце XX — начале XXI в. характеризовались наличием низкого уровня стандартов потребления, как продуктов питания, так непродовольственных товаров и услуг;

• позитивные изменения в формировании структуры потребительского спроса в начале XXI в. отчасти иллюзорны, так как определяются такими факторами, как более высокие темпы роста цен на услуги, активизация потребительского кредитования, демонстративное потребление или желанием обладать предметами более высокой статусной группы, инфляционные ожидания;

• спрос населения удовлетворяется преимущественно импортными товарами, что в будущем может негативно сказаться на уровне доходов населения, так как денежный эквивалент этих товаров оседает за рубежом и не сможет стать покупательным средством большей части населения России;

• нарождающийся «потребительский бум» спровоцирован преимущественно факторами, не предполагающими долгосрочного позитивного воздействия.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время только начинается формирование новой модели потребления в России и соответствующей ей структуры потребительского спроса, которая пока характеризуется неустойчивостью, противоречивостью, динамичностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агапова Т. А. Макроэкономика / Т. А. Агапова, С. Ф. Серегина - М.: Дело и сервис, 2005.

2. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2003 - 2004 гг. (по итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств). Госкомитет РФ по статистике. - М.: 2005.

3. Костина Г. Замечен из-за прилавка / Г. Костина, Д. Медовников // Эксперт. 1997. № 23.

4. Лайкам К. Государственные меры по регулированию дифференциации доходов населения и снижению бедности / К. Лайкам // Общество

и экономика. 2002. № 12.

5. Лобачева Т. Потребление продуктов питания в России // АПК: экономика, управление. 2003. № 3.

6. Лучкина Л. Потребление в домашних хозяйствах России и постсоциалистических странах Европы // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 11.

7. Российский статистический ежегодник, 2005: Стат. сб. / Госкомстат России. - М., 2006.

8. Структура расходов населения на покупку товаров и услуг // Мониторинг доходов и уровня жизни населения. 2006. № 4-6.

9. Характеристика потребления продуктов питания в домашних хозяйствах за 1990-1998 годы // Мониторинг «Доходы и уровень жизни населения». 2000. № 3.

10. Исследования рынков потребительских товаров и развития розничной торговли; Ь1р://ге-search. гЬс. га

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.