Научная статья на тему 'Формирование современной политической элиты (на примере республики Калмыкия)'

Формирование современной политической элиты (на примере республики Калмыкия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
352
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование современной политической элиты (на примере республики Калмыкия)»

№ 2(21), 2010 г.

НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ПОЛЯКОВА ТМ., ДАВУРОВ Д.М.

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)

Политический процесс формирования региональной элиты в Республике Калмыкия вызван рядом имплицитно - и эксплицитнообусловленных факторов, оказывающих влияние на состояние этнополитической сферы республики. Помимо политических, мы рассматриваем экономические факторы, характеризующие состояние экономической сферы депрессивного региона, а также фактор исторической памяти, как неотъемлемой составляющей духовной жизни народа [1]. «Национальная идея калмыков осталась доминирующей установкой и в ламаистской иконографии, и в скульптурных сооружениях, и в монументальных панно, вышитых шелком, золотом и серебром». Все это тесно связано с архитектурой калмыцких храмов и национальной идеей «покорности высшим силам, прочности бытия, могущества нации» [2]. В то же время не свежа память о жестокой несправедливости, совершенной в отношении депортированного народа зимой 1943 г. Калмыцкая автономная область, образованная в 1920 г., затем преобразованная в Калмыцкую автономную республику в 1935 г. в составе 13 административных районов, в том числе одного города, где проживало около 220 тысяч чел., из них калмыков - 107,3 тыс. чел., в связи с депортацией народа была ликвидирована. Несмотря на то, что большинство мужчин ушли на фронт, в 1943 г. около 100 тысяч калмыков, большая часть которых - это старики, женщины, дети, были выселены в Сибирь. По мнению доктора исторических наук Убушаева В. Б., 22 % спецпереселенцев погибли от холода, голода и болезней [3]. В 1957 г. была восстановлена Калмыцкая АССР, городу Степному вернули имя Элиста [4]. Однако два района, Долбанский и Приволжский, которым относятся «Черные земли», являющиеся отгонными пастбищами площадью 390 тыс. га, все еще остаются в пределах Астраханской области и являются предметом спора на обыденном уровне [5].

За достигнутые успехи в хозяйственном и культурном строительстве и в связи с 350-летием добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России республика была награждена орденом Ленина (1958 г.). Но политическая реабилитация стала возможной лишь в 1990-е гг. В эти годы были приняты меры по восстановлению исторической справедливости, политическому, социальному и духовному возрождению калмыцкого народа, восстановлению прав граждан, подвергшихся репрессиям. Однако, по мнению ряда ученых, факт депортации народов все еще не получил должной оценки [6].

Как актуальную научную задачу мы рассматриваем функциональный аспект проблем развития региональных элит, который связывается с необходимостью изучения роли региональной политикоадминистративной элиты в формировании и реализации механизмов упорядочения политико-правовой сферы, реанимирования региональной экономики, стабилизации этнополитической ситуации, распределения функций на уровне региональной элиты. С помощью инструментального подхода, как мы полагаем, следует выявить основные средства и методы согласования интересов и рекрутирования элитных групп.

Представители российской элитологии, ряд исследователей за рубежом настаивают на том, что возрастает роль элитных факторов в современных политических процессах. В качестве примера, служат признаки усиления элит в государствах Европейского Союза, о чем свидетельствуют расширение институтов системы государственной безопасности, контроль за массами с помощью новых информационных технологий. «Факторы, которые способствуют элитным группам сплотиться в «правящий класс», во многом связаны, с активными действиями лидирующей элитной группы, направленными на консолидацию, на осуществление долговременных целей» [7].

В свое время классики теории элит обосновывали принцип циркуляции элит в связи с объективным развитием общества (В. Парето), принцип олигархизации элит (Р. Михельс), наконец, разделения обществ на управляющих и управляемых (Г. Моска). Элитные группы имеют определенные качества, владеют некоторыми ресурсами или атрибутами, которые ценятся в обществе и используются в процессах принятия властных решений. Структурирование элитных групп в регионах современной России обусловлено состоянием социально-политической сферы, политической и правовой культурой элитных групп, интересами, которые они преследуют, а также тенденциями мирового развития.

К примеру, «демократическая корпоративная» модель шведской согласительной политической системы, как сочетание элитизма-эгалитаризма, была эффективна в 1950-1970-е гг., но она не могла быть вечной.

143

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Центральное правительство контролировало финансовые институты. Массовую поддержку согласительной системе обеспечивали активная деятельность профсоюзов, связь с экономическими группами влияния. Однако в 1980-е действующие элитные группы не смогли соединить ценности глобализованного рынка и социального равенства и обеспечить национальный консенсус [8].

Что касается российского опыта, в ХХ в. подходы к формированию правящей элиты неоднократно менялись. В первые годы советской власти борьба элит и контрэлит не способствовала консолидации общества. В условиях сталинской номенклатуры «служебный» принцип рекрутирования элит обеспечил политической элите приоритет перед экономической элитой [9]. В период дезинтеграции политической системы России, «парада суверенитетов» региональные элиты инициировали различные стратегии стабилизации социально-экономической сферы, укрупнение регионов, создание межрегиональных экономических ассоциаций. При этом, действительно, как указывает О. Крыштановская, сокращались властные ресурсы федеральной элиты. Верховная власть подверглась процессам распада, надвигался управленческий хаос [10]. Правовые механизмы регулирования процессов взаимодействия элитных групп, этнополитические процессы требовали своего совершенствования. Многое было неясно, как справедливо подчеркивал М. Губогло. К примеру, нормы о равноправии на самоопределение народов, так как расселенные в различных регионах России народы не имели какой-либо формы национально-государственной правосубъектности, и все зависело от того, как данную норму толковать [11]. В условиях теневого сращивания элит с бизнесом, бюрократический тип элит уступил место олигархическому (феодальному), основанному на слиянии функций экономического и политического управления [12]. Появилась потребность в обеспечении согласованных действий региональных элит и центральной власти в целях рационализации процессов в регионах и стране в целом. Чтобы преодолеть центробежные тенденции в государственном строительстве в 2000-е гг. в рамках Административной реформы законодательно обеспечивается политикоправовая технология вертикали власти. Кандидатуры высших должностных лиц субъектов РФ утверждаются Парламентом путем голосования депутатов по представлению Президента РФ.

Одна из актуальных проблем Калмыкии, которую необходимо было решать - воспитание кадров для государственной службы республики, формирование современной политико-административной элиты, повышение эффективности органов государственной власти и местного самоуправления, формирование парламентской культуры. Серьезное препятствие на этом пути - инерция в деятельности политикоадминистративной элиты и, как следствие, ротация кадров. Как пример - отставка правительства в 2007 г., которую принял Глава республики К. Илюмжинов. Новый состав возглавил бывший министр экономики В. Сенглеев, ушедший в отставку в апреле 2010 г. К тому времени была реорганизована структура органов исполнительной власти: сокращено количество министерств, созданы агентства в целях рационализации управления процессами в республике.

В 2008 г. конфликт между представителями элиты в республике грозил выйти из-под контроля. Тем не менее, политическая оппозиция не состоялась [13]. Некорректная интерпретация бывшим мэром Элисты, принципа невмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления, его заявление о необходимости отрешения от должности высшего должностного лица республики имели, судя по всему, и политическую, и экономическую подоплеку, сочетались с противоправными действиями оппозиционера, что определено судом. В целях оптимизации взаимодействия экономической и политической региональных элит Глава республики К. Илюмжинов инициирует новый порядок наделения должностными полномочиями Главы муниципального образования г. Элисты. Состоялись досрочные выборы в Элистинское городское Собрание. Согласно действующему законодательству определена процедура назначения Главы городской мэрии высшим должностным лицом Республики Калмыкия из числа депутатов [14].

Не только на федеральном уровне, но и в регионах тенденция такова, что политическая элита усиливает свое влияние в экономической сфере. Например, большинство российских ТНК имеют государственное участие в акционерном капитале. Российская политическая элита в условиях влияния внешних факторов и угроз ориентирована на регулятивные меры в отношении социально-экономической сферы в стране и лидерство в области международного сотрудничества. Это подтверждают различные проекты с участием зарубежных партнеров. Планируются и вводятся в строй подводные газо - и нефтепроводы, транспортные магистрали, которые действуют вполне эффективно.

Для обеспечения национальной безопасности России требуется соответствующая подготовка кадров, (в частности из региональной элиты) способных участвовать в решении проблем межгосударственного взаимодействия с зарубежными партнерами. В связи с активизацией политики РФ в рамках государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в области безопасности и экономического

144

№ 2(21), 2010 г.

взаимодействия; государств-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатскотихоокеанского сотрудничества (АТЭС) [15] целесообразно привлечение представителей элит регионов, народы которых имеют родственные этнокультурные корни с зарубежными партнерами. К примеру, в Республике Калмыкия открылось Консульское агентство Монголии в Элисте. Главная цель деятельности региональной элиты Калмыкии в этом направлении - расширение российско-монгольского сотрудничества. В мае 2009 г. из Монголии в Россию успешно стартовала экспедиция «По следам Великого Шелкового пути» [16]. В рамках празднования 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства в г. Элисте побывало немало гостей - экономических партнеров России. Взаимодействие народов на современном этапе обусловлено исторически. Известный русский путешественник и художник Н. К. Рерих удивлялся судьбе калмыков, которые расселены в китайском Синьцзяне, Илийском крае, Монголии, в Тибете. «Калмыцкие улусы рассыпаны также по Кавказу, Алтаю, Семиречью, Астрахани, по Дону, около Оренбурга» [17]. Их предков объединяло национальное самосознание, сформировавшее самоидентифицирующую совокупность представлений народа, выражающееся в чувствах, обычаях, традициях, в понимании смысла бытия. В политическом менталитете калмыков отсутствует конфронтационность, поэтому среди важнейших профессиональных качеств представителей элиты республики мы рассматриваем стремление находить компромиссные решения.

В качестве критериев эффективности региональной политической элиты представляется возможным рассматривать, во-первых, наличие политической стратегии предлагающей принципы, цели и средства дальнейшего развития Республики Калмыкия как субъекта РФ [18], что имеет существенное значение в вопросах мотивации деятельности граждан на достижение целей республики.

Патриотизм политико-административной элиты, на наш взгляд, проявился в стратегическом планировании, в творческом подходе к реанимированию социально-экономической сферы республики. Положения стратегии развития республики содержались уже в предвыборной программе К. Илюмжинова (1993 г.). По его мнению, возрождение республики должно стать делом всех жителей Калмыкии. Положениями Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкии определено: «Республика Калмыкия всемерно содействует сохранению самобытности и этнической неповторимости, традиций калмыцкого, русского и других народов республики» [19]. Как принципы политики на территории республики рассматриваются: укрепление единства народа, возрождение его духовных и моральных сил, преемственное развитие. К. Илюмжинов обращал внимание на мудрый завет Аюки-хана и Петра Великого о тесном союзе двух народов

- калмыков и русских, о неразрывных отношениях Калмыкии с Россией, которые следует рассматривать как незыблемую основу философии действий [20].

Представители политико-административной элиты республики одними из первых выступили с идеей законодательного закрепления частной собственности и отмены нормативных положений, касающихся отделения церкви от государства, учитывая ее возрастающее значение. В деловом мире известен Кодекс торгового оборота Калмыкии (1993 г.), идеи так называемой зоны льготного налогообложения для привлечения инвестиций в республику. Опыт Калмыкии в управлении экономикой через систему государственных корпораций востребован в других регионах страны [21].

Мы приходим к выводу, что в Калмыкии формируется вертикальное, то есть элитарное измерение процессов и предлагаемых стратегий социально-экономического и политического развития. В условиях российских трансформационных процессов место властного и управленческого воздействия, сфокусированного прежде в идеократической номенклатурной системе, заняло элитарное сообщество, важной составляющей которого являются административно-политические элиты. Активизируется политически динамичная социальная группа - «символьная элита» [22], деятельность которой связана с идеологическим обеспечением деятельности политической элиты. «Символьная элита» Калмыкии присутствует в СМИ, общественных и политических организациях.

Кроме формально-юридических механизмов обеспечения статуса властных элит в контексте легитимации власти по-прежнему важна неформальная поддержка со стороны граждан, то есть согласие с властью. Состояние этнополитической ситуации относительно стабильное. Согласно социологическим исследованиям, проводившимся в Калмыкии, среди респондентов-калмыков осознают себя по менталитету и традициям прежде всего, калмыками - 67,6 % респондентов, гражданами Калмыкии - 39,7 %, россиянами

- 31,3 % [23]. Приверженность этнической государственности достаточно стабильна. Еще Карамзин подчеркивал: «... .что государству в целях безопасности нужно не только физическое, но и нравственное могущество; жертвуя честью, справедливостью, вредим последнему» [24].

В СМИ актуализирована тематика достижений республики в следующих областях: реконструкция республиканских больниц, строительство диагностического центра и пока единственного в России

145

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

ветроэнергопарка и двух ветроэлектростанций, решении проблем с питьевой водой. Калмыкия, пожалуй, единственный субъект РФ, где производство мяса рентабельно, показатели говорят сами за себя: «плюс» 38% против «минус» 22% - по России по итогам 2009 г. [25].

Согласно данным социологических исследований, проведенных в республике среди молодежи, 79,6% респондентов считают, что калмыки религиозны, в своем поведении следуют совести, а не закону (70,4%), следуют традициям (78,4%), большинство предпочитают коллективизм, взаимопомощь, а не индивидуализм (83%), надежду на решение собственных проблем возлагают на себя, а не на судьбу (65,8%). Современной молодежи республики свойственно стремление к сотрудничеству (60,3%). Для калмыков «важна» (91%) республиканская идентичность, а также гражданская идентичность как гражданина России «очень важна» (56%) и «важна» (35%). Исследователи приходят к выводу о том, что треть молодежи ориентирована на индивидуалистское сознание, высок рейтинг ценностей образования, здоровья, труда, постоянной работы по специальности. Сравнение итогов переписей населения 1989 и 2002 гг. указывает на снижение владения калмыцким языком молодыми людьми - на 7% [26]. В настоящее время по этническому составу Республика Калмыкия многонациональна, численность населения составляет около 300 тысяч человек. Среди них: калмыков - 45,4%, русских - 37,7%, представителей народов Северного Кавказа - 8,4%, казахов - 1,9%, других - 4,9%.

Политическая элита, ослабив влияние бизнес-структур в сфере массовых коммуникаций [27], принимает меры по созданию более жесткой системы взаимоотношений власти и бизнеса. Можно определенно утверждать, что в Калмыкии фиксируются оба вида идентичности: локальный и общенациональный. Имеет место сочетание общенациональных и региональных ценностей, приверженность этнической государственности населения республики высока, что значительно стабилизирует этнополитическую сферу в условиях укрепления властной вертикали. В конечном итоге, федералистские, этнические, экономические, политические факторы оказываются сопряженными, способствуют формированию федералистской парадигмы мышления у региональной политической элиты Калмыкии. Утверждается не столько вертикальная, сколько горизонтальная мобильность региональной элиты, как и в других регионах, осуществляется интеграция политической и экономической элиты при лидерстве первой, растет роль культурной, информационной, технической элит в полиэтничном обществе.

Правящая элита, с какой бы концепцией это ни было связано: макиавеллистской (разделение общества на властвующее меньшинство и пассивное большинство, сплоченность элиты и др.) ценностной (элита активна, основная ее цель - выражать общую волю); плюралистичной (распределение власти между различными элитными группами) и др., - в конечном итоге, как показывает опыт Республики Калмыкия, оптимальным оказывается тот вариант ее формирования, который соответствует этапу развития, позволяет решать проблемы безопасности, стабильности, развития.

Республикой Калмыкия пройдены этапы формирования региональной элиты с учетом ценностной составляющей. Позади этап развития региональной элиты по принципу плюрализма, каким он представлялся в 1990-е гг. Современный этап, как мы полагаем, связан с процессом обеспечения сплоченности элиты Калмыкии, ориентированной на социально-целевой и стратегический методы деятельности, что может в будущем повлиять на повышение эффективности регулирования процессами в республике.

Подводя итог наших рассуждений, подчеркнем, что, с одной стороны, факторы, влияющие на процессы формирования и циркуляции элит в Республике Калмыкия связаны с особенностями этапов демократизации российского общества в целом. С другой - важные функции современных региональных политических элит обусловлены как локальными, так и национальными интересами: стратегическая - определение программы действий путем генерирования новых идей, организаторская - осуществление на практике программ развития, воплощение политических решений в жизнь; интегративная - согласование интересов всех субъектов государственного строительства; взаимодействие региональной элиты с элитой федерального уровня в целях решения стратегических национально значимых задач. Все это - условия обеспечения стабильности, устойчивости политической и экономической систем, общества в целом, основа национальной безопасности.

1. Эфендиев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик: «Эль-Фа», 1999. -С.135.

2. Эфендиев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик: «Эль-Фа», 1999. -С.136-137.

3. Убушаев В. Б. Калмыки: выселение и возвращение (1943-1957 гг.). -Элиста: Изд-во «САНАН», 1991. - С. 38, 40, 41.

146

№ 2(21), 2010 г.

4. О территориальных границах Калмыцкой автономной области: Письмо Бюро ЦК КПСС по РСФСР Президиуму Верховного Совета РСФСР, Совету Министров РСФСР (1957 г.); О преобразовании Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР: Указ Президиума Верховного Совета СССР (1957 г.) // Убушаев В. Б. Калмыки: выселение и возвращение (19431957 гг.). -Элиста: Изд-во «САНАН», 1991. -С. 93, 94.

5. Волгин В. Республика Калмыкия // На пути к переписи / под ред. В. Тишкова. -М.: ОАО «Авиаиздат», 2002.- С. 164, 165.

6. Аккиева С. И. Развитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике (постсоветский период). -М., 2002. - С. 27, 28.

7. Игнатов В. Г., Понеделков А. В., Старостин А. М. Элитологическая парадигма в политической науке // Элиты и будущее России: взгляд из регионов: Материалы международной научнопрактической конференции. - Ростов-на-Дону, 12-13 октября 2007 г. Вып. 1. - Ростов-на-Дону, 2007. - С. 5, 9, 10.

8. Эндрейн Чарльз Ф. Сравнительный анализ политических систем: эффективность осуществления политического курса и социальные преобразования: пер. с англ. - М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Изд-во «Весь Мир», 2000. - С. 84, 87.

9. Исаев Б., Баранов Н. Политические отношения и политический процесс в современной России.-СПб.: Питер, 2009. - С. 92, 93.

10. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М., 2005. - С. 235.

11. Губогло М. Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. - М.: ИЭА РАН, 2000. - С. 181.

12. Гаман-Голутвина О. Бюрократия или олигархия? // Куда идет Россия?.. Власть, общество, личность. - М., 2000. - С. 162, 163.

13. Волгин В. Республика Калмыкия // Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. - М., 2009.

14. Правительственная газета. - 2010, Республика Калмыкия. - № 8 (809). - 28 января.

15. Лавров С. Подъём Азии и восточный вектор внешней политики России // Россия в глобальной политике: Том 4. - 2006. - № 2. - С. 141.

16. Правительственная газета. - 2009, Республика Калмыкия. - № 93 (769). - 10 октября.

17. Рерих Н. К. Алтай - Гималаи. - М., 1974. - С. 180. - Цит.: Эфендиев Ф. С. Этнокультура и национальное самосознание. - Нальчик: «Эль-Фа», 1999. - С. 136.

18. Гучинова Э-Б. М., Таванец С. Д. Калмыкия в 90-е годы: контуры политического развития // Калмыкия: Этнополитическая панорама. - Т.1. - М.: ИЭА РАН, 1995. - С. 31.

19. Степное Уложение Республики Калмыкия. - Элиста, 1995. - Ст. 14.

20. Илюмжинов К. Н. Калмыкия: Выбор сделан // Калмыкия: Этнополитическая панорама. - Т.1. -М.: ИЭА РАН, 1995. - С. 7.

21. Илюмжинов К. Н. Калмыкия: Выбор сделан // Калмыкия: Этнополитическая панорама. - Т.1. -М.: ИЭА РАН, 1995. - С. 9-10.

22. Мухаметшина Н. С. Трансформации национализма и «символьная элита»: российский опыт. -Самара: Изд-во «Самарский университет», 2003. - С. 51.

23. Волгин В. Республика Калмыкия // На пути к переписи / под ред. В. Тишкова. - М.: ОАО «Авиаиздат», 2002. - С. 152.

24. Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - С. 33.

25. Правительственная газета. - 2010, Республика Калмыкия. - № 6 (807). - 26 января.

26. Попков Ю. В., Четырова Л. Б. Калмыцкая молодежь: ценности русских монголов в сравнительной перспективе // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее: Материалы Международной научной конференции, посвященной 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. - В 2-х ч. - Ч.1. - г. Элиста, 13-18 сентября 2009 г. - Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2009. - С. 81, 82, 83.

27. Кондрачук В. Российский бизнес как субъект политики // Обозреватель - Observer. 2005. - №

1. - С. 18-20.

147

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

УНГАРЛИНОВ Н. С.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ЗАЩИТЕ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ

Вопросы защиты потерпевших и свидетелей особенно актуальны в наше время. Правоохранительные органы сталкиваются с резким ростом числа преступлений, а организованная преступность приобретает признаки угрозы национальной безопасности. Участники уголовного процесса, испытывая на себе противоправное воздействие, зачастую пытаются уклониться от выполнения своих обязанностей, которые на них возлагаются в рамках уголовного судопроизводства. В итоге это приводит к тому, что преступления не раскрываются, и лица, их совершившие, избежав наказания, продолжают преступную деятельность. Такое противоправное воздействие является средством подрыва правосудия.

В настоящее время необходимость защиты участников судебных процессов достигла критической точки. По статистике ежегодно порядка 10 миллионов человек проходят свидетелями по уголовным делам, и примерно на 2,5 миллиона из них преступниками оказывается давление. Половина их нуждается в защите, то есть им и их семьям угрожают, требуя изменить показания или вообще от них отказаться.

В значительной мере ведение расследования осложняют отказ от дачи показаний или дача показаний, не соответствующих действительности, отзывы заявлений о совершенных преступлениях, нежелание граждан выступать не только в качестве свидетелей, но и понятых из опасения за свою жизнь и здоровье, за безопасность родных и близких.

Способы воздействия на свидетеля, потерпевшего становятся все более многогранными: угроза убийством, уничтожение или повреждение имущества, похищение детей и иных близких, подкуп, шантаж, физическое насилие, оскорбление, клевета. При этом в случае отказа участника процесса выполнить требование, могут следовать ужесточение воздействия, частичная реализация угроз, приведение угроз в исполнение, предъявление больших требований.

Вместе с тем в государственной защите нуждаются также люди, мешающие преступникам уйти от ответственности или совершать преступления: судьи, прокуроры, сотрудники следственного комитета, работники правоохранительных органов и различных контролирующих ведомств, например, рыбнадзора, охраны природы или культурных ценностей.

В современной России, к сожалению, зарождается и такой изощренный способ оказания давления, как «варварское право» - угрозы, насилие и убийство судей, прокуроров, сотрудников правоохранительных органов, а также их близких. Такая криминальная ситуация становится характерной не только для нестабильных регионов Северного Кавказа. К примеру, в Ингушетии в 2009 году расстреляли второго заместителя председателя Верховного суда республики, в г. Москве в подъезде своего дома был застрелен судья Чувашов Э.В.

Кроме того, надо учесть, что профессия судьи давно перестала быть исконно мужской. В судах общей юрисдикции представительниц прекрасного пола сегодня даже больше, чем мужчин. Многие женщины возглавляют краевые, областные, республиканские суды, в том числе городские суды Москвы и Санкт-Петербурга. Естественно, подавляющее большинство женщин не приучено к обращению с огнестрельным оружием. Поэтому они практически всегда отказываются от ношения огнестрельного оружия. Как следствие, жертвами преступников, все чаще становятся именно женщины-судьи.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению количества людей, нуждающихся в государственной защите. В своей исследовательской работе мы поставили перед собой следующие цели:

1. Раскрыть сущность и правовые основы деятельности подразделений по осуществлению государственной защиты.

2. Определить меры безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

3. Определить характер применения оперативно-розыскной деятельности по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

4. Провести анализ института обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, выявить проблемы механизма его реализации и предложить пути их решения.

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.