Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В УЗБЕКИСТАНЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
123
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
хореография / эстрадный танец / современный танец / стиль / история / театр / цирк / профессионализм / мастерство

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алевтина Борейко

В статье рассматриваются этапы развития современного танца в Узбекистане, проводится ретроспективный анализ предпосылок формирования жанра и поднимаются проблемы современного танца сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В УЗБЕКИСТАНЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА В УЗБЕКИСТАНЕ

Алевтина Борейко

Аннотация: В статье рассматриваются этапы развития современного танца в Узбекистане, проводится ретроспективный анализ предпосылок формирования жанра и поднимаются проблемы современного танца сегодня.

Ключевые слова: хореография, эстрадный танец, современный танец, стиль, история, театр, цирк, профессионализм, мастерство

FORMATION OF MODERN DANCE IN UZBEKISTAN

Alevtina Boreyko

Abstract: The article discusses the stages of development of modern dance in Uzbekistan, conducts a retrospective analysis of the prerequisites for the formation of the genre and raises the problems of modern dance today.

Keywords: choreography, variety dance, modern dance, style, history, theatre, circus, professionalism, skill

Историю танца в Узбекистане можно условно разделить на два направления: национальные и европейские. О национальном танце известно, что уже в 10 и 11 веках появились первые упоминания этого вида искусств. Танцы этого периода во многом построены на движениях, подражающих разнообразным животным и птицам, что прослеживается в хорезмийских танцах и выступлениях хорезмских масхарабозов во время народных празднеств. Европейскую ветвь развития танцевального искусства Узбекистана в свою очередь можно также условно разделить на два направления - балет и современный танец. С балетом тоже все понятно - есть данные о становлении жанра. А современный танец, точнее его развитие, оставил нам много тайн....

За начальную точку отсчета можно взять начало 20 века в Туркестанском крае. В это время получает широкое распространение такая форма эстрадно-цирковых представлений, как «аттракционные номера».

Это были эстрадные и цирковые номера разных жанров, отличающиеся оригинальным художественным решением, трюковой насыщенностью, зрелищной эффектностью, приспособленные для показа на сценической площадке. И здесь мы впервые сталкиваемся с понятием «сценический танец».

С появлением в крае кинотеатров, начинает развиваться и жанр. Начиная с 1911 года, в перерывах между киносеансами стали показываться танцевальные,

музыкальные, вокальные и цирковые номера, со временем прочно обосновавшиеся на сценических подмостках кинотеатров.

Главное правило «аттракционных номеров» - зрелищность. Акробаты, жонглеры, эквилибристы органично сочетали разнообразные трюковые комбинации с танцевальными элементами. В номерах музыкальных эксцентриков клоуны извлекали мелодии из обычных бытовых предметов -бутылок, фужеров, чашек и т.д. Успехом у публики пользовались и номера оригинального жанра - звукоимитация, трансформация, чревовещание и т.д.

Подобные номера нередко оформлялись в «салонном» стиле, получившим распространение на европейской эстрадной сцене и представляли собой не столько цирковые выступления, сколько разнообразные танцевальные номера, насыщенные цирковыми трюками.

Танцевальные номера имелись и в репертуаре русских цирков, которые стали приезжать в Туркестанский край с 80-х годов XIX века. Как таковой, танцевальной труппы в большинстве цирков не было. Лишь в некоторых, наиболее крупных антрепризах имелись балетные ансамбли. В большинстве цирков в кордебалете танцевали сами артистки - воздушные гимнастки, наездницы, эквилибристки, акробатки.

По традиции, массовые танцевальные композиции исполнялись в прологе и эпилоге циркового представления, а также во время выхода на манеж ведущих артистов, чьи выступления занимали центральное место в программе. Выразительные средства танца широко использовались и в самих цирковых жанрах. При этом необходимо подчеркнуть, что исполнение танцевальных элементов значительно усложнялось тем, что артисты органично соединяли их с трюковой работой.

На рубеже веков одним из известных цирковых предпринимателей Туркестанского края был Ф.А.Юпатов. В его антрепризе работали русские и иностранные артисты, но нередко на арену цирка выходили и узбекские актёры - известные в народе масхарабозы и кизикчи. В их импровизированных сценках комические и пародийные танцы являлись одним из основных средством художественно-образной выразительности.

Среди пантомим, шедших в цирке Юпатова, следует назвать «Русскую свадьбу», «Цыганский табор», «Праздник в Риме», «Ночь в Пекине» которые были насыщены музыкой, песнями и танцами. Например, в афише указывалось, что в пантомиме «Путешествие вокруг света» участвуют «все нации - русские, евреи, цыгане, французы, негры, испанцы, немцы, индейцы и другие. Каждая нация исполнит свой танец».

В 1913 году в Ташкенте был построен театр «Колизей», владельцем которого был местный предприниматель и меценат Г.М.Цинцадзе. Стремясь

привлечь внимание театральных и цирковых предпринимателей к новому зданию, Г.М. Цинцадзе в 1913 году, незадолго до открытия театра, опубликовал подробный анонс в артистическом журнале «Орган», издававшемся в Варшаве, отмечая, что «всё здание и сцена вполне приспособлены для всякого рода зрелищ: оперы, оперетки, драмы, феерии, балета, цирка, кинематографа и т.п.». Примечательно, что при театре «Колизей», по образцу европейских городов, действовал ресторан со сценой для варьете, на которой, наряду с музыкантами и певцами, часто выступали исполнители современных танцев.

В конце XIX века в Ташкенте, Самарканде, Коканде, Маргилане и других городах создаются любительские труппы, различные театральные, хореографические, музыкальные общества, которые устраивают творческие вечера и проводят большую работу по пропаганде достижений современного европейского искусства, в том числе и танцевального.

Таким образом, деятельность театральных, концертных и цирковых антреприз дала возможность населению Туркестанского края познакомиться с многообразием творческих поисков в развитии танцевального искусства на рубеже веков.

Важным этапом в формировании культуры современного танца Узбекистана стало яркое событие - гастроли знаменитой Айседоры Дункан в Ташкенте в 1924 году. К сожалению, подробных сведений о выступлениях выдающейся танцовщицы обнаружить не удалось. Тем не менее, можно предположить, что концерты А.Дункан способствовали пропаганде современного танца и вызвали большой интерес у поклонников и ценителей танцевального искусства. А дальше в развитии современного танца и в целом хореографического искусства в Узбекистане приняло активное участие государство.

В 1932 году при Народном Комиссариате Просвещения Узбекистана образуется Государственное объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (УзГОМЭЦ), в состав которого вошли все действовавшие на территории республики частные концертные труппы. УзГОМЭЦ в начале 1930-х годов приложило немало усилий для подъема концертного дела в Узбекистане и оказания государственной поддержки творческим предприятиям. В репертуаре появились новые музыкальные, вокальные, танцевальные произведения в исполнении молодых узбекских артистов.

В 1954 году при Министерстве культуры Узбекистана создается объединение «Узгосэстрада» («Узбекская Государственная эстрада»), в состав которого вошли все работавшие в республике эстрадные коллективы.

Совершая экскурс в историю современного танца, невозможно не упомянуть выдающегося деятеля искусств Батыра Закирова, который сыграл важнейшую роль в становлении и развитии эстрадного искусства.

В 1972 г. Батыром Закировым в Ташкенте был создан первый на Востоке и третий в Союзе эстрадный коллектив, которому, несмотря на свою короткую сценическую жизнь, суждено было сыграть важную роль в становлении эстрадного искусства Узбекистана. Именно в «Мюзик - холле» наиболее зримо проявилась творческая натура Б.Закирова, который выступал в нем не только как певец, актер и художественный руководитель, но и вместе с известным московским режиссером Марком Захаровым был режиссером-постановщиком программы, основанной на национальных узбекских традициях.

На основе идеи, предложенной Батыром Закировым, Марк Захаров вместе с ведущим актером театра сатиры Александром Ширвиндтом создали сценарий программы мюзикла под названием «1973-е путешествие Синдбада Морехода». Эстрадный спектакль был поставлен на основе цикла арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В новую труппу Б.Закиров пригласил известных деятелей культуры республики. Балетная труппа состояла из видных деятелей, таких как Инна Горлина (балетмейстер-постановщик), Галина Закирова, Татьяна Власова, Наталья Варюхина, Зулайхо Рахматуллаева, Нарзуля Галиева, Мунира Аргунбаева, дойрист Одил Камолхужаев, народная артистка Узбекистана хореограф Тамара Юсупова.

Сегодня в развитии современного сценического танца в Узбекистане, в силу определенных условий, наблюдаются трудности. Танец модерн развивался на протяжении ста лет, постмодерн (contemporary) развивается уже более пятидесяти лет. Узбекистан только пытается влиться в этот процесс. В силу отсутствия информации и системы подготовки исполнители и хореографы нередко заходят в «тупик».

Несмотря на трудности, вплоть до 2010 года современный танец продолжал развитие в правильном направлении и стал приобретать профессиональные черты. Отечественные труппы современного танца стали активно приглашать на фестивали, исполнители имели возможность получить гранты на обучение. Возвращались танцовщики уже со знаниями и навыками, которые передавали через свою педагогическую деятельность.

Сейчас, в 2015-2020 годах, современный танец Узбекистана уверенно проходит стадию «институализации». Главная особенность - попытка создания профессионального сообщества и институализация современного танца. Главное достижение - современный танец перестал быть андерграундным видом искусства. Он есть, развивается и будет. Теперь современный танец - это одно из направлений хореографического искусства.

Использованная литература

1. Аманмурадова С., Хегай Д. Современный танец. - М.: 2017.

2. Абдурахимов Б.А. Художественная культура Узбекистана: ХХ век. Т.: 2000.

3. «Проблемы и решения создания образа современного героя в культуре и искусстве Узбекистана». Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. Т.: УзДСИ, 2012.

4. «Искусство нового времени: традиции и трансформационные процессы». Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции. Т.: УзДСИ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.