Научная статья на тему 'Формирование современного общественного пространства сельских населенных мест на основе концепции театра массовых действий'

Формирование современного общественного пространства сельских населенных мест на основе концепции театра массовых действий Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / современный театр / театр массового действия / сельские населенные места / architecture / contemporary theatre / multiform theatre / village localities

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А В. Игнатьева

В публикации анализируется опыт проектирования театров массовых действий; раскрывается значимость театра массового действия как основы для формирования современного общественного пространства сельских населенных мест. Обосновывается необходимость проектирования нового типа общественного пространства сельских населенных местсовременного театра массового действия универсального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the modern public space of rural localities based on the concept of the theater of mass actions

The publication reveals the importance of the theater of mass action as the basis for the formation of modern public space in rural localities; analyzes the experience of designing theaters of mass action. The necessity of designing a new type of public space in rural localities – a modern theater of mass action of universal purpose-is justified.

Текст научной работы на тему «Формирование современного общественного пространства сельских населенных мест на основе концепции театра массовых действий»

парках существует большое разнообразие вариантов размещения и проживания - от отелей до кемпингов и палаточных лагерей.

Автономная некоммерческая организация (АНО) «Амурский тигр», созданная в 2013 Русским географическим обществом по инициативе Президента РФ В.В. Путина планирует создание Парка дикой природы Дальнего Востока на острове Русский во Владивостоке. Сафари-парк создается для популяризации и привлечения внимания к проблеме сохранения тигра и экологии в целом. Это место отдыха, которое несет в себе образовательную функцию, создает возможность наблюдения за живой природой Дальнего Востока. Эта идея привлекла к себе внимание и послужила инициацией данного исследования. Изучив программу создания парка и проведя ситуационный анализ, учитывая результаты данного исследования, были сформулированы предварительные выводы по созданию Парка дикой природы Дальнего Востока.

Сафари-парк действительно может стать уникальным объектом в мировой палитре парков дикой природы. Основная задача при разработке подходов планирования и проектирования парка - реализация миссионерских целей и задач «Парка дикой природы Дальнего Востока». Это будет, возможно, единственный в своем роде парк, созданный по моновидовому принципу. Для создания парка выделено 14 гектар. Учитывая площадь парка и его моновидовой состав, тем не менее, можно утверждать, что в парке есть возможность содержания амурского тигра в условиях максимально приближенных к естественной среде обитания.

Парк по площади относится к малым паркам и по предварительным оценкам при проектировании и планировании может возникнуть необходимость в дополнительных территориях, поэтому предлагается рассмотреть возможность увеличения площади парка за счет буферных зон. И с учетом площади будет целесообразно

при формировании парка использовать моноструктуру - создание только зоны активной рекреации в сочетании с различными формами наблюдения.

Качественное развитие структуры парка может получить интересное развитие с учетом уникального местоположения и контекста парка дикой природы. С одной стороны, уникальные природно-климатические условия, местоположение на острове, наличие береговой линии и выраженного рельефа в сочетании с уникальной флорой Дальнего Востока, с другой стороны градостроительный контекст г. Владивостока, отличная транспортная доступность, должны быть учтены при планировании качественного развития структуры парка на основе сбалансированного сочетания профильного и непрофильного сценария.

Полученные результаты и выводы исследования помогут определить сбалансированные подходы и принципы создания новых парков дикой природы.

Библиография:

1. Белов М. Спасая тигра, спасаем всю природу / М. Белов. -Текст: электронный // Комсомольская правда: [сайт]. -Опубликовано 05.09.2019. - URL: https://www.ural.kp.ru/ daily/27025.4/4088194/ (дата обращения: 20.09.2020).

2. Flack Andrew, J.P. Lions loose on a gentleman's lawn: animality, authenticity and automobility in the emergence of the English safari park / J.P. Flack Andrew // Journal of Historical Geography. -2016. - № 54. - P. 38-49.

3. Nature park Cabarceno: [official website]. - URL: https://www. parquedecabarceno.com/inicio (date of access: 20.09.2020).

4. Park Chimelong: [official website]. - URL: http://www.chimelong. com(date of access: 20.09.2020).

5. Park Omega: [official website]. - URL: https://www.parcomega.ca/ en/ (date of access: 10.12.2020).

6. Quatremere de Quincy, A.C. Dictionnaire historique d'architecture / A. C. Quatremere de Quincy. - Paris, 1832.

7. Safari Aitana: [official website]. - URL: https://safariaitana.es (date of access: 20.09.2020).

8. San Diego Zoo Safari Park: [official website]. - URL: https://www. sdzsafaripark.org/ (date of access: 5.11.2020).

А.В. Игнатьева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0039

A.V. Ignatieva

Формирование современного общественного пространства сельских населенных

мест на основе концепции театра массовых действий

Formation of the modern public space of rural localities based on the concept

of the theater of mass actions

Ключевые слова: архитектура, современный театр, театр массового действия, сельские населенные места. Keywords: architecture, contemporary theatre, multiform theatre, village localities.

Аннотация: В публикации анализируется опыт проектирования театров массовых действий; раскрывается значимость театра массового действия как основы для формирования современного общественного пространства сельских населенных мест. Обосновывается необходимость проектирования нового типа общественного пространства сельских населенных мест - современного театра массового действия универсального назначения. Abstract: The publication reveals the importance of the theater of mass action as the basis for the formation of modern public space in rural localities; analyzes the experience of designing theaters of mass action. The necessity of designing a new type of public space in rural localities - a modern theater of mass action of universal purpose-is justified.

В первые годы Советской власти проблемой зрелищных сооружений нового типа были заняты умы лучших советских архитекторов. Обществом отвергались многие старые формы зрелищ и развлечений, а взамен провозглашались новые принципы сценографии. Политические формы агитационной работы среди трудящихся (митинги, праздничные демонстрации, манифестации, народные гулянья и т.д.) повлияли на возникновение новых театральных форм. Новые веяния не могли не привести к творческим поискам как в области театрального искусства, так и создания новых типов театральных сооружений. К концу 1920-х годов была детально разработана программа нового типа зрелищного сооружения - театра массового действия, который через несколько лет стал восприниматься как главное общественное здание обновленного советского города. Многофункциональность использования при большом количестве зрительских мест стала главным критерием зданий для проведения театральных представлений, спортивных соревнований, митингов, лекций, собраний и т. д.

Неоценимым для будущих архитекторов окажется опыт и идеи режиссеров-новаторов - В.Э. Мейерхольда, С.М. Эйзенштейна, А.Я. Таирова, Е.Б. Вахтангова. Так, в своей беседе с молодыми архитекторами в 1927 г. Всеволод Мейерхольд предложил «произвести революцию в области театрального здания, перепрыгнуть объективные данные современности», взять установку в проектировании на «замечательное будущее, лет на сто вперед» 1.

Всеволод Мейерхольд представлял массовое народное зрелище как спектакль-митинг, который вынесен на подмостки, окруженные толпой рабочих, солдат и крестьян. Развивая эти идеи, он в содружестве с архитекторами Михаилом Бархиным и Сергеем Вахтанговым создает проект перестройки старого здания театра (1930-1931 гг.), а затем и проект нового театра (1931-1932 гг.), в основу которого легли сформулированные им "принципы нового театра: единство зрительного зала и сцены, - охват действия зрителями с трех сторон; глубинность построения действия и аксонометрическое восприятие его сверху и сбоку; отсутствие занавеса, рампы, оркестровой ямы, разделяющих зрителей и актеров; освещение зрительного зала естественным светом; непосредственная связь актеров со сценической площадкой..." [3, с. 538].

Таким образом, по мнению В.Э. Мейерхольда, трансформируемый зрительный зал и сцена в современном театре нового типа являются важными инструментами, помогающими не ограничивать полет творческой фантазии режиссеров-постановщиков. Такие зрительные залы имеют возможность изменять размер и форму пространства, а также положение сцены в зависимости от потребностей происходящего мероприятия. Этим требованиям отвечают современные театры массового действия, ведь такая структура пространства

1 Мейерхольд В.Э. Беседа с молодыми архитекторами 11 апреля 1927 года.

сцены позволяет создавать мероприятия совершенно нового уровня.

В.Э. Мейерхольд был категоричен относительно всего, что касалось «нового театра»: например, одной из важнейших его черт он считал возможность сквозного проезда транспорта через зрительный зал. Он мечтал о раздвижном потолке, чтобы спектакли могли проходить под открытым небом.

Новации гениального режиссера выходили за рамки своего времени - и в художественном, и в техническом аспектах. Театр Мейерхольда не был достроен, в его стенах, позже в 1940 году, был Концертный зал им. П.И. Чайковского. Но время показало, что «театр масс» необходим и актуален. Сегодня многие из идей Всеволода Мейерхольда и его соратников используются на экспериментальных сценах и воспринимаются как образец подлинного авангарда. Придуманные им почти 100 лет назад технологии для театрального здания повлияли на развитие театра в СССР и за рубежом.

Типологически здания современных театров массового действия можно разделить на открытые и закрытые. Несмотря на очевидные минусы открытых площадок - зависимость от времени года и погодных условий, они позволяют режиссеру использовать внешнюю среду в качестве декораций для представления. С другой стороны, в закрытых пространствах можно реализовать сложные технические инструменты для работы со зрительным залом, сценой, звуком и светом.

Хорошим примером театра массового действия является проект Дома Науки и Культуры (ДНиК), ныне Новосибирский театр оперы и балета (рис. 1). Самый большой в России театр Сибири, задуманный в 1930-х годах, должен был стать образцом театра панорамно-планетарного типа, «театра техники и реальной обстановки». Ультрановаторские идеи архитекторов А.З. Гринберга, Т.Я. Бардта и художника М.И. Курилко в области сценографии выражались в устройстве трансформирующегося пространства, имеющего возможность превращаться в круглый амфитеатр для цирковых и театральных действий. Гладкий железобетонный купол возводимого в Новосибирске театра стал для того времени выдающейся, уникальной конструкцией. В результате - трагические судьбы создателей проекта, отказ от «вредительской» концепции «врагов народа» политической номенклатуры, новая отделка фасадов и, наконец, замораживание стройки. Но несмотря на неудачную судьбу первоначального замысла, макет театра и его проект были выставлены в 1937 г. в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где ему присудили высшую награду - Гран-при.

Среди проектов, представленных на конкурс театра им. МОСПС (Московский областной совет профсоюзов) в Москве можно выделить смелый проект К.С. Мельникова. Пять подвижных ярусов со зрительскими местами вращаются, открывая зрителям вид на одну из трех сцен, а четвертая сцена могла быть смонтирована в партере. Каждая из трех сцен предназначена для выполнения разных задач: первая была оборудована обычным поворотным кругом, на второй было реали-

зовано вертикальное перемещение горизонтальных площадок, а третья сцена должна была быть оборудована колесом на горизонтальной оси, которое бы перемещало горизонтальные площадки на манер кабинок «колеса обозрения». При смене сцен оркестр должен был перемещаться вместе со зрителями, чтобы дирижер мог сохранять осевое положение у любой из трех сцен.

Рис. 1. Проект Дома Науки и Культуры (ныне Новосибирский театр оперы и балета), 1931 г. Деревянный макет,

схемы трансформации здания. Архитекторы: А.З. Гринберг, Т.Я. Бардт, художник М.И. Курилко

Рис. 2. «Круглый театр», 1934 г. Общий вид, схема трансформации театрального пространства. Архитектор: В.Е. Быков, режиссёр: Н.П. Охлопков

Рис. 3. Экспериментальный проект «Театр-мост над водопадом». Главный вид, разрез, план. Автор: студентка Игнатьева А.В., МАРХИ, 2021 г.; рук.: проф. Кожевников А.М.

Творческим коллективом, во главе которого стояли режиссер Н.П. Охлопков и архитектор В.Е. Быков, была предложена новая планировочно-пространствен-ная структура театра (рис. 2). Она была построена на основе круглого в плане купольного сооружения, внутри которого находились пять рядов концентрических стен, имевших возможность свободного перемещения по кругу. Такая конструкция позволяет менять интерьер и габариты зала, варьируя местоположение зрительских мест и сценических площадок, позволяя создавать условия и для камерных спектаклей, и для массовых представлений.

Тульский областной театр стал новым словом в проектировании драматических театров, воплотившим в себе многие замыслы экспериментальных театров 1920-х годов. Трансформируемый зал рассчитан на вместимость от 820 до 1320 мест. Возможность увеличения посадочных мест за счет заполнения боковых сценических карманов раздвижными трибунами позволяет проводить не только классические и панорамные спектакли, но и массовые мероприятия, такие как концерты и общегородские мероприятия.

Умелое сочетание архитектурного ансамбля с природным окружением придает сооружению красоту и привлекательность. Именно такими являются Зеленый театр в Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького, театр в парке имени Фрунзе в Сочи, открытый театр Минак в Корнуолле (Англия) и другие, где водные пространства, рельеф и растительность используются для создания архитектурного ансамбля.

В предложенном автором публикации экспериментальном проекте «Театр-мост над водопадом» (рис. 3) много внимания было уделено выбору территории для будущего театра. Таким местом оказался мост-плотина в усадьбе Липки-Алексеевские, построенный архитектором И.В. Жолтовским. Живописное место послужит обрамлением для открытого летнего театрального сооружения, выполняемого из легковозводимых металлических конструкций.

Живописный мост-плотина над водопадом может служить декорацией для сцены, расположенной перед ним, также обеспечивать выезд механического транспорта и демонстраций. Возможность демонтажа зрительских мест и стоек для оборудования позволяет демонтировать театр на зимний период и сохранить первозданный исторический облик приусадебной территории.

Отсутствие современных театров массовых действий привело к тому, что многие массовые мероприятия стали проводить на стадионах. Так, церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр являются значимыми событиями для принимающих стран. К сожалению, часто только стадион может обеспечить пространство для массового действия и разместить большое количество зрителей. Например, церемония открытия XXII Олимпиады в 1980 году состоялась на Большой спортивной арене Центрального стадиона в Лужниках. Только в танцевальных и спортивных мероприятиях смогли участвовать 16 тысяч спортсменов, а также самодея-

тельных и профессиональных артистов. Эта ситуация сохраняется и в наше время. Например, на церемонии открытия Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи в тематическом шоу «Сны о России» на Олимпийском стадионе «Фишт» принимали участие более 3 тысяч танцоров, акробатов, актеров, воздушных гимнастов, артистов балета, певцов и бегунов на роликовых коньках.

Самым перспективным местом для строительства новых театров массового действия могут стать сельские населенные места. Внутри плотной городской застройки практически невозможно найти живописную площадку, способную стать обрамлением здания театра. А сельские населенные места, особенно близлежащие к крупным городам, обладают как необходимой инфраструктурой и коммуникациями, так и обширными природными пространствами, в которые может быть вписан комплекс зданий театра массового действия. Особенности рельефа местности могут быть использованы в качестве декораций на открытых площадках и на закрытых площадках, оснащенных механизмом раздвижных ворот, используемых для создания эффекта видового раскрытия (такой механизм используется в «Новом зале» театра на Таганке). Кроме того, особенности рельефа можно использовать и при проектировании летних театров, располагая их зрительные места на естественных склонах, не нарушая естественный ландшафт. Также такая территория при театре сама по себе может стать центром притяжения посетителей.

Создание таких комплексов в сельских населенных местах требует переосмысления принципов построения театров массового действия, заложенных В.Э. Мейерхольдом. В процессе работы над проектом автором были дополнены основные принципы, заложенные В.Э. Мейерхольдом, в связи с проектированием театров массового действия в сельских населенных местах.

В первую очередь одним из основных принципов должен стать принцип не нарушения естественного ландшафта, - театр должен быть вписан в окружение, по возможности сохраняя естественный ландшафт для использования его в качестве парковой зоны, окружающей театр.

Второй принцип вытекает из первого: нетронутый ландшафт и первозданная окружающая среда могут служить в качестве декораций для театрального представления.

Третьим новым принципом должна стать доступность. Организация удобства посещения театра, находящегося в сельских населенных местах, будет иметь немаловажную роль. В этом может помочь опыт организации выставок в парке «Патриот» и подобных местах. Планирование парковочных мест и остановок общественного транспорта должно учитываться при проектировании территории.

Четвертым важным принципом для современного театра массовых действий должно быть активное использование мультимедийных технологий. Работа со световыми и звуковыми эффектами не только в зале,

но и на прилегающей территории позволит претворять в жизнь самые смелые замыслы режиссеров.

Доказательством популярности и востребованности новой формы театрального искусства служит появление Всероссийской премии «Грани Театра масс»1. Эта престижная профессиональная премия присуждается на конкурсной основе по итогам прошедшего года режиссерам, постановщикам и целым коллективам за творческие достижения в области массовых форм театрального искусства по девяти основным и частным номинациям.

2019 год в России был посвящен Театрам 2. Власти Москвы запланировали завершить модернизацию и ремонт всех московских театров к 2023 году, что говорит о важности описанной выше проблемы.

Сравнивая традиционный театр и театр масс, известный режиссер, заслуженный деятель искусств РСФСР А.А. Рубб дает такое определение: «Будучи пространственно-временным искусством, Театр массовых форм в то же время является особым видом сценического искусства, поскольку основывается на синтетической многообразной форме (синтезе), вбирающей в себя самые различные виды и жанры искусств» [6, с. 176].

На сегодняшний день театральные здания должны стать не только местом классических постановок, но и многофункциональными центрами социокультурного общения - максимально открытыми для всех желающих и не ограниченных временем вечерних представлений.

Сельские населённые места лучше всего подходят для реализации театров массовых действий, поскольку такое местоположение позволяет реализовать все возможности трансформируемого пространства.

Библиография:

1. Архитектура Советского театра / Ю.Д. Хрипунов, Ю.П. Гнедов-ский, С.В. Гнедовский [и др.]. - Москва: Стройиздат, 1985. - 400 с.

2. Быков В.Е. Архитектура открытых театров / В.Е. Быков. -Москва: Гос. изд-во лит. по строительству и архитектуре, 1954. - 132 с.: ил. - (Архитектура советских общественных сооружений / Акад. архитектуры СССР. Науч.-исслед. ин-т архитектуры обществ. и пром. сооружений).

3. Встречи с Мейерхольдом: Сборник воспоминаний / М.А. Ва-лентейн, П.А. Марков, Б.И. Ростоцкий [и др.]; ред.-сост. Л.Д. Вендровская. - Москва: ВТО, 1967. - 622 с.

4. Ключникова Е. От театра Мейерхольда к КЗЧ / Е. Ключникова, А. Кожевников, А. Устинов // Музыкальное обозрение. -2015. - № 12.

5. Кожевников А.М. Современный трансформируемый театр: Учебно-методическое пособие для студентов архитектурного направления: бакалавр-магистр /А.М. Кожевников. - Москва: МАРХИ, 2018. - 96 с.

6. Рубб А.А. Размышления о нетрадиционном театре, или Нетрадиционный театр как он есть / Александр Рубб; Федер. агентство по культуре и кинематографии, Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма. - Москва: ВК, 2004. - 604, с. - ISBN 5-98405-011-0.

1 Всероссийская премия «Грани Театра масс» учреждена Союзом театральных деятелей Российской Федерации и Комитетом общественных связей города Москвы по инициативе Совета СТД РФ по массовым формам театрального искусства в 2005 г. и вручается в рамках празднования Международного дня театра.

2 Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2018 г. № 181.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.