И.А. КРЕПКОВА,
начальник отделения полиграфической и оперативной печати РИО,
кандидат исторических наук (Волгоградская академия МВД России)
са О
X
<
и-
а
О
X
X
л
<
ы н S
X
<
а
X О
о
са
<
а С
S S а О н и S
3 э s
X
<
а Е-
и
82
I.A. KREPKoVA,
the Chief of the Section of Graphic arts Printing and Instant Print,
Editorial-Publishing Department, Candidate of Historical Sciences (Volgograd academy of the Ministry of Internal affairs of Russia)
УДК 94 (47).084.3
Формирование советских органов государственной безопасности на местах в 1918-1920 гг. (на примере Царицынской губернии)
Creation and Early Evolution of Regional and Local Branches of the Soviet State Security Apparatus (1918-1920): Case Study of the Tsarytsin Province
В данной статье рассматриваются особенности создания Царицынской губернской чрезвычайной комиссии в 1918 г. Освещаются задачи вновь созданного органа государственной безопасности - ВЧК, его структура и определяются меры наказания за совершение преступлений против государства.
Чрезвычайная комиссия, органы государственной безопасности, Царицынская губерния, сотрудник, гражданская война, бандитизм, саботаж, методы борьбы, банды, конфискация, приказ, чрезвычайные полномочия.
The article is focused on developments in 1918 in which the Soviets created the Tsarytsin Regional Branch of their state security agency, the All-Russia Extraordinary Commission for Combating Counter-Revolution, Profiteering and Sabotage, or the VChK. The author looks into the regional specifics of the contemporary security situation and tracks the early evolution of the Branch's organizational set-up. The author also offers a brief account of the Branch's main pursuits and of punishment it meted out to perpetrators of anti-state crime.
Extraordinary commission, state security agencies, Tsaritsyn province, officer, civil war, banditism, sabotage, methods of struggle, gangs, confiscation, command, emergency powers.
После событий октября 1917 г. по мере осуществления преобразований нового советского правительства шло нарастание протеста со стороны тех слоев общества, которые были отстранены от власти. В связи с этим значительно возросла актуальность вопроса о создании специального аппарата для подавления сопротивления новой власти. Декрет о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и
спекуляцией (ВЧК) был принят Советом Народных Комиссаров 20 декабря 1917 г. По выражению В.И. Ленина, «ВЧК — орган, который должен на деле осуществлять непосредственно диктатуру пролетариата в борьбе с врагами революции» [10].
Перед вновь созданным органом стояли следующие задачи:
— пресекать и ликвидировать все контрреволюционные и саботажные попытки и действия
по всей России, с чьей бы стороны они ни исходили;
— предавать суду революционного трибунала
всех саботажников и контрреволюционеров;
— вырабатывать меры борьбы с ними.
В составе Комиссии были созданы 3 отдела: информационный, организационный (для организации борьбы с контрреволюцией по всей России), отдел борьбы.
Особо подчеркивалось, что комиссии необходимо обратить внимание в первую очередь на печать, саботаж, деятельность правых эсеров, стачечников. Меры наказания были определены следующие: конфискация, выдворение, лишение карточек, опубликование списков врагов народа и др. [10]. 28 декабря 1917 г. ВЧК опубликовала «Обращение ко всем Советам на местах» с предложением приступить к организации чрезвычайных комиссий для борьбы с контрреволюцией [10]. Уже в первой половине 1918 г. на местах действовало 40 губернских и 365 уездных ЧК [7].
Сообщение о событиях в Петрограде было получено в Царицыне 26 октября (8 ноября) 1917 г. Уже 29 октября (11 ноября) Царицынским исполкомом Совета был создан временный Революционный штаб. Новому органу была передана вся полнота власти в городе и его районах. Однако положение в городе ухудшалось. Саботаж служащих телеграфа оставил город без связи. Работа на многих промышленных предприятиях, таких как металлургический завод «Урал-Волга» (ныне завод «Красный Октябрь»), судостроительный, нефтеперерабатывающий, мукомольный, горчичный, артиллерийский (ныне завод «Баррикады»), была прекращена. Закрылись многие государственные учреждения, электростанция. Было приостановлено движение трамваев, связывающих центр города с двумя его районами. Кроме того, в городе искусственно был создан дефицит товаров, цены поднялись вдвое. Вырос уровень бандитизма, увеличилось количество вооруженных выступлений и контрреволюционной пропаганды, участились случаи шпионажа. Преступность наносила серьезный ущерб не только экономике города, но и благосостоянию граждан, уровень жизни которых был и без того низким.
Все это свидетельствовало о том, что власти не могли справиться с ситуацией самостоятельно и необходимо было создать специальный орган, способный навести, а главное — удержать порядок в городе.
Решение о создании Чрезвычайной комиссии было принято на заседании исполнительного комитета Царицынского Совета 28 мая 1918 г. В кратком докладе о положении, сложившемся в Царицыне, говорилось: «...контрреволюция свила здесь определенное гнездо, с ним надо покончить, а для этого необходимо принять са-
мые серьезные меры к созданию комиссариата, снабдив таковой самыми широкими полномочиями с правом обыска, ареста и т. д. в борьбе со всеми контрреволюционными элементами, спекулянтами и саботажем» [2]. В состав комиссии вошли члены исполкома Царицынского Совета: Изюмский, Абарбарчук, Борман, Федотов и Чужинов. Первым председателем Царицынской губЧК был член партии большевиков с 1909 г. латыш А.К. Борман.
Низшим звеном ЧК стали уездные и районные Чрезвычайные комиссии, которые были учреждены к середине лета 1918 г. в Царицынском, позднее (в октябре 1919 г.) — в Николаевском и Камышинском уездах [5]. ЧК Царицынского уезда возглавил луганский большевик А.И. Червяков, впоследствии сменивший А.К. Бормана на посту председателя Царицынской ЧК. Кроме того, одновременно он был назначен председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, саботажем и преступлениями по должности 10-й армии Южного фронта [4]. Структурно губернская ЧК состояла из 4 отделов: провинциального, юридического, общего, секретно-оперативного.
Возглавляли губЧК председатель и его заместитель, заведующие отделами совместно с председателем и заместителем составляли коллегию Чрезвычайной комиссии. Все делопроизводство вел секретарь, который также имел заместителя, причем с правом совещательного голоса и участия на всех заседаниях членов комиссии [3]. Основной задачей Царицынской ЧК было «следствие по расследованию преступлений по материалам, добытым путем осведомления и присланным в ЧК» [1]. Следствие проводилось так называемыми тройками. Кроме того, в полномочия ЧК входила борьба с бандитизмом, должностными преступлениями и экономической разрухой.
Сотрудникам, командированным в уезды, строго воспрещалось производить обыски, аресты, выемки и т. п. без ордеров комиссии. Деятельность командированных в уезды сотрудников должна была ограничиваться чисто разыскными и наблюдательными функциями. В связи с этим все собранные ими сведения сообщались в комиссию, после чего сотрудники комиссии с ордером на право обыска или ареста продолжали дальнейшее расследование.
В годы гражданской войны Царицын имел важное стратегическое значение. Он был крупным транспортным пунктом и узлом трех железнодорожных линий: Грязе-Царицынской — на Москву, Восточно-Донской — на Украину и Владикавказской — на Кавказ. Поэтому 18 января 1919 г. ВЧК издает «Распоряжение об организации окружного транспортного отдела при Царицынской губернской чрезвычайной
са О
X
<
и-
а
О
X
X
л
<
ы н S
X
<
а
X О
о
са
<
а С
S S а О н и S
з
э
S
X
<
а Е-
и
83
СО
0
1
<
I—
а
0
X
1
J3 <
ы н S
I
<
а
X О
о
са
<
а С
S S а
0 н и S
з
э
S
1
<
а Е-
и
84
комиссии» [3]. В нем сообщалось, что в связи с тем, что при фронтовых ЧК существование железнодорожных отделений и отделов не допускается, ведать борьбой на железной дороге на Северном Кавказе временно поручается транспортному отделу при Царицынской губЧК. Существующий железнодорожный отдел Северо-Кавказской прифронтовой ЧК 10-й армии был реорганизован в окружной транспортный отдел при Царицынской губернской Чрезвычайной комиссии. В ее ведение перешли все железнодорожные отделения ЧК, входившие в состав этого округа. Отделу необходимо было принять меры к организации и инструктированию железнодорожных отделений ЧК. Однако уже в феврале 1919 г. приказом Царицынской губЧК были ликвидированы уездные ЧК и провинциальный отдел губернской Чрезвычайной комиссии. Все дела заведующий отделом Голубев должен был сдать в общий отдел комиссии, а сам был назначен на должность заведующего окружным транспортным отделом. Сотрудники, комиссары и инструкторы были переведены на службу в секретно-оперативный отдел в распоряжение заведующего этим отделом Мышкина (назначен председателем губЧК с марта 1919 г.) [3].
Анализ сохранившихся документов архива УФСБ по Волгоградской области позволяет сделать вывод о том, что деятельность Царицынской ЧК в изучаемый период была направлена на борьбу с контрреволюцией, спекуляцией, бандитизмом, восстаниями, шпионажем, дезертирством, саботажем, взяточничеством, подделкой документов, фальшивомонетничеством, хищениями, изменой, разгулом и др. [6].
Деятельность Царицынской ЧК в начальный период отличалась чрезмерным рвением. Слухи о многочисленных расстрелах без достаточных оснований, не отраженных в отчетной документации Комиссии, дошли до Москвы уже в августе 1918 г. По предписанию Центра исполком Царицынского совета 22 августа создает комиссию по проверке деятельности Царицынской ЧК. Однако события последних чисел августа (30 августа в Москве был тяжело ранен В.И. Ленин, в Петрограде убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии М.С. Урицкий) привели к началу так называемого красного террора. В связи с этим активная деятельность Царицынской ЧК приобретает «легальный» характер.
Рассмотрим наиболее показательные примеры деятельности ЧК по раскрытию контрреволюционных выступлений и борьбе с бандитизмом.
Алексеевский контрреволюционный белогвардейский заговор правых эсеров и черносотенных офицеров 17—18 августа 1918 г. был организован прибывшим из Москвы в июне
1918 г. инженером Н.П. Алексеевым с участием бывших офицеров, служивших в штабах и тыловых частях Красной Армии, и бывшего уездного комиссара Временного правительства правого эсера Котова. В кассе заговорщиков было 9 млн руб. Целью этой операции был разгром местных советских учреждений и захват власти. Восстание, приуроченное к наступлению Краснова, должно было начаться в ночь на 18 августа. Предполагалось, что в мятеже примут участие около 3 000 человек, возглавляемых служившими в Красной Армии бывшими офицерами; в их распоряжении было 2 орудия и 6 пулеметов. Алексеев решил привлечь к мятежу части расположенного в городе 1-го Сербского революционного полка, однако сербы не пошли на восстание, а сообщили о нем в ЧК. 17 августа, накануне выступления, подпольная организация была раскрыта. Был расстрелян 21 участник заговора [8].
Контрреволюционное вооруженное выступление 2-го полка, сформированного профсоюзом «Грузолес», в ночь с 7 на 8 сентября 1918 г. было подавлено Царицынской Губернской Чрезвычайной Комиссией. Арестовано около 2 500 человек. По окончании следствия все они, за исключением активных участников этого выступления и руководителей, были освобождены и препровождены в отдел формирования 10-й армии [8].
Царицынской губЧК были раскрыты вооруженные ограбления, совершенные в августе и сентябре 1918 г. в районе, прилегающем к Орудийному заводу, и в хуторах за Волгой. Арестовано и расстреляно 10 членов банды Карла Рукмана, включая главаря [8].
В связи с самовольным уходом с фронта Вольской дивизии Царицынской Губернской Чрезвычайной Комиссией по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности было арестовано около 3 000 красноармейцев этой дивизии. Все они, за исключением зачинщиков, были освобождены и препровождены в Штаб формирования; 23 человека из зачинщиков по постановлению Военно-Революционного Трибунала 10-й армии расстреляны [8].
Кроме того, известны факты выступлений белогвардейской банды есаула Попова (ст. Се-бряково Юго-Восточной железной дороги), красновских и калединских банд в Области Войска Донского и т. д. По отчету Секретного отдела ВЧК, основанному на цифрах, полученных от губернских ЧК, за весь 1918 г. в Царицынской губернии произошло 7 восстаний, в ходе которых были убиты 17 человек, еще 39 человек расстреляны после восстаний [9].
После окончания военных действий на территории губернии значимость органов государственной безопасности не уменьшилась.
Анализ протоколов заседаний коллегии губернской ЧК этого периода позволил сделать вывод о том, что развитию бандитизма в губернии в большой мере способствовала «нетактичная» работа местных органов власти, выразившаяся в «неправильном проведении политики, злоупотреблениях и бюрократизме» [1]. Губернской Чрезвычайной комиссией были приняты меры к привлечению всех виновных к ответственности, в первую очередь были отстранены от занимаемых должностей представители местных органов власти и комитетов РКП.
Методы борьбы с самим бандитизмом сводились к следующему: в каждом округе бралось в заложники по 100 зажиточных казаков или крестьян, пользующихся авторитетом у всех хуторян или станичников. Их имущество ставилось на учет. Половина всех заложников направлялась в губернский лагерь принудительных работ с тем условием, что при малейших попытках пособничества оставшимся бандам имущество заложников будет конфисковано, а находящиеся на свободе заложники будут арестованы с применением репрессивных мер вплоть до высшей меры наказания [1].
Общие результаты деятельности Царицынской губЧК можно отразить следующим образом (табл. 1).
Сведения о расстрелянных Царицынской ЧК в 1918 г. в документах архива УФСБ по Волгоградской области не сохранились, однако известно, что число их в августе — октябре 1918 г. составляло от 114 до 160 человек [9].
В 1920 г. организационная структура Царицынской губЧК претерпела некоторые изменения. В коллегию входило 6 человек:
председатель — К.К. Пога, заместитель председателя — И.М. Богославский, члены коллегии — П.В. Мухин, В.Н. Казьмин, П.А. Синюков и секретарь — П.И. Саулей. Председатель, его заместитель и секретарь составляли Президиум Комиссии.
В состав губернской Чрезвычайной комиссии были включены следующие отделы: общий, секретно-оперативный, административно-организационный [10].
Несмотря на то, что работники ЧК вели активную борьбу со злоупотреблениями местных органов власти, были нередки случаи недобросовестного отношения к своим обязанностям и со стороны самих членов Комиссии. Так, приказ по Царицынской ЧК об обязанностях работников Чрезвычайной комиссии содержит в себе следующую информацию: «Замечено, что некоторые сотрудники комиссии иногда грубо и недостойно относятся к гражданам при исполнении своих служебных обязанностей, а также при посещении комиссии последними, что совсем недопустимо. Некоторые сотрудники комиссии халатно и недобросовестно относятся к своим обязанностям, что в чрезвычайной комиссии совсем недопустимо» [10]. Замеченные в этом работники увольнялись. Если же в результате неправомочных действий работников ЧК наносился ущерб престижу советской власти, применялась высшая мера наказания. О высоких требованиях, предъявляемых к сотрудникам ЧК, свидетельствует следующая выписка из памятки сотрудникам ЧК [10].
«.Быть всегда корректным, вежливым, скромным, находчивым. Не кричать, быть мягким, но, однако, нужно знать, где проявлять твердость.
Таблица 1
Деятельность Царицынской губЧК в период с 1918 по 1920 гг. [6]
Принятые меры 1918 г. 1919 г. 1920 г. Всего
Арестовано 116 1 156 836 2 107
Расстреляно - 87 26 113
Заключено в тюрьму - 85 - 85
Отправлено в лагеря - 35 45 80
Взято заложниками - 42 2 44
Освобождено 35 706 343 1 084
Всего: 151 2 111 1 252 3 513
са О
X
<
и-
а
О
X
X
л
<
ы н S
X
<
а
X О
о
са
<
а С
S S а О н и S
з
э
S
X
<
а Е-
и
85
СО
о
X
<
и-
а
О
X
X
л
<
ы н S
X
<
а
X О
о
са
<
а С
S S а О н и S
3
э
S
X
<
а н
и
86
Прежде чем говорить, нужно подумать.
На обысках быть предусмотрительным, умело предостерегать несчастья, быть вежливым, точным до пунктуальности.
Быть всегда в обращении с публикой вежливым, а при случае уметь проявить твердость.
Каждый сотрудник должен помнить, что он призван охранять советский революционный порядок и не допускать нарушения его, если он сам это сделает, то он сам никуда не годный человек и должен быть исторгнут из рядов Комиссии.
Быть чистым, неподкупным, потому что корыстные влечения есть измена Рабоче-Крестьянскому государству и вообще народу.
Быть выдержанным, стойким, уметь быстро ориентироваться, принять мудрые меры.
Если ты узнаешь где о небрежности и злоупотреблении, не бей во все колокола, так как этим испортишь дело, а похвально будет, если ты их тихо накроешь с поличным, а затем к позорному столбу перед всеми.
Храни как зеницу ока данные тебе поручения».
Список литературы
1. Государственный архив Волгоградской области (ГАВО). Ф. 37. Оп. 1. Д. 89. Л. 216.
2. ГАВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 59. Л. 277.
3. ГАВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 66. Л. 309.
4. ГАВО. Ф. 71. Оп. 1. Д. 87. Л. 22.
5. ГАВО. Ф. 342. Оп. 1. Д. 18. Л. 13.
6. Архив УФСБ России по Волгоградской области. Ф. 1. Оп. 485. Пор. 1. Л. 16.
7. Всероссийская чрезвычайная комиссия — 1917 г. URL: http://www.his95.narod.ru>spr/ vchk.htm (дата обращения: 29.07.2015).
8. Гончаров В. Красный террор в Царицыне — правда и вымыслы. URL: http://www.e-reading.
В феврале 1922 г. ВЦИК на основании решения IX Всероссийского съезда Советов упразднил ВЧК. Однако это не означало полной ликвидации чрезвычайного органа государственной безопасности: было создано Государственное политическое управление при НКВД РСФСР, на которое были возложены те же задачи [10].
Таким образом, ситуация, возникшая в Царицыне после перехода власти в руки большевиков, предопределила необходимость создания органа государственной безопасности, наделенного чрезвычайными полномочиями, для восстановления пошатнувшегося порядка в губернии. Несмотря на особую роль, отведенную Чрезвычайной комиссии, постоянная нехватка кадров, чрезмерное рвение в расследовании и наказании «преступников» (в большинстве случаев бездоказательно) и злоупотребление своим положением мешали эффективной работе ЧК, что порождало, в свою очередь, негативное отношение населения к ней.
9.
mobi/chapter.php/1022422/43/Goncharov_ Vozvyshenie_Stalina_Oborona_Caricyna.html (дата обращения: 11.11.2015). Деятельность Царицынской губернской комиссии. Красный террор. URL: http:// felshtinsky-history.odn.org.ua/gpu_5.html (дата обращения: 11.11.2015).
10. Перелистывая документы ЧК. Царицын — Сталинград, 1917—1945 гг.: сб. документов и материалов. Волгоград, 1987.
E-mail: rio-vamvd@yandex.ru