УДК 140.8
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ВЗГЛЯДОВ СОВРЕМЕННОЙ
РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОД ВЛИЯНИЕМ РАДИКАЛИЗМА
Н.А. Ореховская
Аннотация. Автор анализирует различные научные подходы к изучению атипичного общественного поведения, в особенности молодежного радикализма. Актуальность заявленной проблемы в том, что радикализм подрастающего поколения, при сравнении с другими возрастными группами населения, в любом социуме всегда сильней. Автор предлагает изучать молодежный радикализм сквозь призму социокультурного анализа и рассматривать такой стиль поведения как явление, имеющее определенную систему ценностей.
Ключевые слова: радикализм, молодежь, социокультурные взгляды, воспитание, девиация, ценности.
THE FORMATION OF SOCIO-CULTURAL VIEWS OF MODERN
RUSSIAN YOUTH UNDER THE INFLUENCE OF RADICALISM
N. Orekhovskaya
Abstract. The author analyzes various scientific approaches to the study of atypical social behavior, in particular, youth radicalism. The urgency of the stated problem is that the radicalism of the younger generation, when compared with other age groups of the population, is always stronger in any society. The author suggests studying youth radicalism through the prism of socio-cultural analysis and treating this style of behavior as a phenomenon that has a certain value system.
Keywords: radicalism, youth, socio-cultural views, education, deviation, values.
Рассмотрение проблемы зарождения радикализма среди подростков и молодежи России должно начинаться с признания факта проникновения радикальных идей в сознание молодого поколения. С особой активностью данный процесс протекает именно в последние десять лет, и влияние этих идей негативно отражается на социокультурных взглядах молодежи.
Молодежный радикализм спровоцирован двумя основными предпосылками:
- непосредственно радикализмом (он заложен в культурном и социальном кодах общества);
- историческим контекстом, который является базовой средой для его реализации.
Радикализм подрастающего поколения, при сравнении с другими возрастными группами населения, в любом социуме всегда сильней. Главное стремление молодежи - получить сегодня то, что станет доступным лишь в будущем. Молодые люди считают, что они - не такие как все и только им под силу разобраться со всеми глобальными проблемами, и лишь с взрослением они научаются соизмерять потребности с реальными возможностями.
Проблемы радикализма в молодежной среде возникают тогда, когда общество к ним абсолютно не готово. Например, в России до последнего времени о нем не было даже речи.
Недостаточная правовая защищенность граждан, глобализация радикального и
отклоняющегося от нормы поведения, масштабные маргинальные явления в социуме -все это привело к тому, что в современной России изучение молодежного радикализма стало более чем актуальным. Необходимо исследовать корни радикализма и антиобщественного поведения, подвергнуть их тщательному социологическому,
психологическому, культурному и социальному анализу. Сегодня эти темы претендуют на роль ведущих отраслей системы общего воспитания.
Существует масса разнообразных научных подходов к изучению атипичного общественного поведения. Например, американские
исследователи, супруги Шел и Элеонора Глюк, обосновали взаимосвязь подросткового радикализма с физической организацией индивида. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что поведенческая девиация вызывается свойственными личности внутренними конфликтами. Многолетнее изучение делинквентности привело
родоначальника антропологической
криминологии Чезаре Ломброзо к созданию физиологической теории [1, с.32].
Есть ряд ученых, определяющих молодежный радикализм и антиобщественное поведение как своеобразную редукцию проблем с неудачной социализацией.
Каубиш В. К. видит прямую зависимость девиантных форм поведения от характера
социализации конкретного индивида. По его мнению: она обусловливается взаимным влиянием таких факторов, как воспитание, наследственность, образование, воздействие микросреды и собственная деятельность личности. Девиантное поведение становится следствием общественной дисфункции и деформации данных факторов [2, с.64].
Современная наука рассматривает явление поведенческой девиации как проблему интегративного характера. Сегодня написаны десятки трудов, доказывающих, что детерминацию антиобщественного поведения отдельного индивида, приводящего к преступлениям, практически всегда
провоцируют социальная, психологическая и педагогическая запущенность, а также условия ее порождающие. О комплексном свойстве радикализма пишут такие авторы, как: Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, И.П. Башкатова, Л.И. Беляева, Е.В. Бондаревская, Я.И. Гилинский,
A.В. Дмитриева, А.И. Долгова, В.Д. Ермакова,
B.Н. Кудрявцева, Г.М. Миньковский, М.П. Стурова, Г.Ф. Хохрякова.
Опираясь на мнение этих исследователей, молодежный радикализм можно изучать сквозь призму социокультурного анализа и рассматривать такое поведение как явление, имеющее определенную систему ценностей. Базис для данного подхода заложен в фундаментальных работах Э. Дюркгейма, М. Вебера и классика функционализма - Т. Парсонса.
По утверждению М. Вебера: ценностно-рациональные действия индивида непременно подчинены набору заповедей (требований), и личность видит свой долг в повиновении им. [3] Давая оценку значению норм, Т. Парсонс отмечал, что сложность организованной системы социально-регулятивного механизма не случайна. В ней существуют и ценности, осуществляющие общее - стратегическое поведенческое управление, и нормы императивного характера, достаточно конкретно предписывающие и указывающие людям, какие поступки им должно совершать. Они являются своеобразными правилами поведения в типичных ситуациях, возникающих в повседневной жизни.
Поведенческие формы, противоречащие социальным устоям, но не находящиеся под обязательным запретом и запрещенные законом исключительно для подростков (прием алкоголя, бродяжничество, непосещение школы и прочие), относятся к девиантным. Они играют важную роль в структуре негативных социальных факторов. Логическим завершением девиации
становится делинквентность, ведущая к преступлению.
Поведенческий радикализм, влекущий за собой нарушение законов, - это факт, говорящий о серьезных отклонениях от моральных норм. Несоблюдение правовых запретов, по сути, является показателем готовности индивида выйти за рамки предписанного общественного поведения, проигнорировав любые нравственные табу.
На уровне системности и целостности социокультурный ракурс анализа проблемы молодежного радикализма на сегодняшний день еще не реализован. Прежде всего, объясняется это тем, что разработка теоретического подхода находится на начальном этапе развития. Его подготовкой занимаются ведущие специалисты отечественной социологии, и среди них известные теоретики - Т.И. Заславская и Н.И. Лапина.
Современная социологическая наука наметила обоснованное и оправданное направление в исследовании данной темы. Оно включает совмещенное изучение двух проблем:
- факторы дисфункции процессов культурной социализации, оказывающие на нее ощутимое влияние и трансформирующие ее модели;
- правовые девиации в подростковой и молодежной среде.
Данное направление разрабатывается Р. Коллинзом, Р. Кларком, А. О'Салливаном, О.Н. Ведерниковой, Я.И. Гилинским, В.Н. Кудрявцевой, С.М. Иншаковой и другими исследователями с мировым именем.
Важным аспектом при социокультурном анализе молодежного радикализма в России является также изучение влияния, которое оказывают различные субкультуры (в том числе криминальный мир), и значения инструментов ресоциализации антиобщественных элементов. Это позволяет обосновать причины ювенальной делинквентности и крайнего радикализма в сегодняшнем российском обществе. Многие авторы (И.П. Башкатов, А.Н. Олейник, В.Ф. Пирожков, В.Б. Первозванский, М.П. Стурова, Г.Ф. Хохряков) занимались данной проблематикой именно с учетом этого ракурса.
Чаще всего основные элементы правовой культуры населения, как базиса в профилактике правовых девиаций и проявлений радикализма, формируются по неосознанному принципу и независимо от особенностей социальной системы и структуры общества. В процессе воспитания законопослушного индивида максимальное значение отводится педагогическим методикам, так как именно через них внедрение правовой культуры происходит в осознанном, целевом,
продуманном виде и преподносится в форме правового всеобуча. С. В. Кара утверждает: «Важное место в правовом воспитании занимает изучение основ права и правового поведения в обществе, на производстве, в гражданских и экономических делах. У него большой воспитательный потенциал» [4, с. 114].
Базовым воспитательным звеном в механизме развития и становления мировоззрения молодого поколения являются учреждения образования. Здесь молодежью должны осваиваться основы государственного строя, постигаться гражданские обязанности и права, изучаться законодательные и правовые нормы законодательства. Не усилив роль образовательной системы в нравственно-правовом воспитании подростков, преодолеть кризис радикализма будет невозможно.
О предании учреждениям образования главенствующего значения в процессе создания адекватной законопослушной нации говорится давно. Например, известный исследователь прошлого века В.В. Зеньковский указывал, что психологией и психопатологией накоплено большое количество фактов, убеждающих, что перед воспитанием лежат гораздо более сложные и важные задачи, чем перед обучением. Автор считает, что, чем большим криминологическим опытом обладают подростки, тем более серьезные проблемы вскрываются. Вот почему воспитательное воздействие старших требуется еще со школьных лет, а не только в колледжах и университетах [5, с.168].
Накоплением знаний о законах и выработкой соответствующих общественных воззрений учащийся может заниматься как при изучении специальных дисциплин, так и на уроках, с первого взгляда этих тем не касающихся. Юридические аспекты могут включаться и в занятия по истории, и в уроки литературы, и в лекции по обществоведению. К примеру, среди исторических периодов, хорошо знакомых современной молодежи, есть немало моментов, с помощью которых преподаватель способен убедительно продемонстрировать значение права в совершенствовании и трансформации социальных ситуаций в обществе, показать их связь с сегодняшними культурно-правовыми проблемами.
Переходное состояние общества является одним из важнейших факторов, вызывающих в социуме различные маргинальные проявления. В транзитивный период 80-90-х годов ХХ-го столетия радикальное видение общества представляло собой следующую схему:
- несправедливость советского прошлого;
- трагизм демократического настоящего;
- размытый свет достаточно туманного капиталистического будущего, сулящего решение всех проблем.
Когда социальные процессы становятся бесконтрольными, они нередко перерастают в кровопролитные конфликты. Особенно пагубно влияние беззакония - общественной аномии. Данный феномен неизменно сопровождает смутные времена и кризисы. Именно в такие моменты истории девальвируются
общепонятные социальные цели, ценности и нормы. Рушатся устои общества, и ему начинают угрожать распад и гибель [6, с. 192].
Членство в различных религиозных сектах и политических группировках радикального толка для большинства современных молодых россиян является своего рода способом удовлетворить чувство подсознательного протеста против тотального засилья коммерциализации во всех сферах общественной жизни. Экстремисты достаточно эффективно эксплуатируют потребность молодежи в самопожертвовании, бескорыстном служении высокой идее и стремлении совершать подвиги. Радикальные организации предоставляют им реальный шанс перестать быть бесполезным поколением, выбирающим «пепси», и ощутить себя дееспособной единицей общества.
Пользуясь определенной беззащитностью граждан перед лицом действий преступных элементов, политики-радикалы занимаются рекламированием готовых рецептов борьбы с криминалитетом. Националисты выступают с предложением возврата к традиционным устоям общежития, то есть, к применению для разрешения конфликтных ситуаций норм обычного права - кровной мести, суда Линча. Ваххабитами муссируется идея решения проблем через неукоснительное соблюдение законов шариата.
Неокрепшее сознание молодого человека, оказавшегося под влиянием радикальной политической или религиозной организации, автоматически лишается многих барьеров, связанных с законностью совершаемых им поступков. Во-первых, он готов с легкостью пойти на уголовно наказуемые деяния. Во-вторых, он без зазрения совести способен подстрекать к противоправным действиям других людей. В-третьих, граждане, не состоящие в его организации и не подпадающие под защиту ее законов, не являются для него равноправными членами общества.
Военные столкновения и межэтнические конфликты, с завидной регулярностью возникающие на Кавказе, гарантируют радикальным группировкам постоянный приток
новых членов. Эти дисциплинированные молодые люди, имеющие опыт ведения боевых действий и привыкшие к насилию, являются перспективным резервом.
Не находя достойного противодействия со стороны плохо функционирующих механизмов социального контроля, девиантные проявления все чаще возникают в обществе, пребывающем в состоянии транзитивности. Происходящие социальные изменения оказывают воздействие на культуру. Они нивелируют значимость систем ценностей, устоявшихся ранее, и формируют благоприятную почву для развития и процветания субкультурных тенденций, среди которых немало и негативных. На этом фоне образуется комплекс коренных культурных противоречий.
Профессор А.В. Дмитриев, характеризуя нюансы социального развития транзитивного общества, говорит об этом феномене как о конфликте ценностей. По мнению известного ученого: большинство особенностей, присущих любым противоречиям, свойственны и этому виду конфликтов, в том числе и амбивалентность. Ценности общества представляют собой квинтэссенцию
исторического опыта и культуры конкретных групп, классов или этносов и используются в качестве своеобразного ориентира, с которым граждане соотносят поступки [6, с.320].
Низкий уровень идеологической работы соответствующих госорганов приводит к тому, что солдат, идущий в бой, опирается на сугубо личную мотивацию - месть за смерть товарищей, ненависть к конкретной национальности. Итогом такого упущения становятся разочарование в своей Родине и озлобленность в отношении государства. Радикальная пропаганда, попадающая в эту подготовленную почву, провоцирует в сознании молодого человека, прошедшего войну, трансформацию пассивной враждебности, зародившейся к существующему общественному порядку, в острую необходимость его насильственного изменения.
Внимательно анализируя руководителей радикальных движений, становятся ясны качества, характерные для их социально-психологического портрета. Они отличаются склонностью к авантюризму, эгоцентризмом, политической безответственностью и игнорированием объективных законов развития социума и воли своего народа.
Выводы можно сделать следующие:
- радикальные настроения и рецепты преобразования реальности чаще всего
возникают из-за недостаточной гибкости, отсутствия способности к саморазвитию и самостоятельной перестройке общественных и политических структур, запаздывания с адекватным реагированием на динамично видоизменяющиеся процессы в экономике, социально-политической и духовной жизни социума;
- предпосылками к радикализму являются как относительно низкий уровень правовой и политической культуры, так и отсутствие глубоких, укоренившихся в общественном сознании, традиций демократии и гражданского сосуществования в атмосфере правового государства.
Концепции, установки, программы радикалов нередко сводятся к тотальному отрицанию всех исторических достижений предшественников. В них просматривается стремление к мгновенному решению накопившихся общественных проблем. Зачастую радикализм выступает за абсолютное разрушение социального здания, не принимая в расчет того, что поколениям, которые придут после, достанутся в наследство руины и пепелища. Базисные программы и заявления радикальных лидеров грешат субъективизмом и волевым подталкиванием естественного хода исторических процессов развития. Причем именно в этих пороках они громогласно обвиняют своих оппонентов прошлого и современности.
Необходимо сделать акцент на повышение внимания к жизни молодого поколения. Молодежь - эта та питательная среда, в которой чаще всего и зарождаются всевозможные революционные настроения, отличающиеся ярко выраженным радикализмом и экстремизмом. Сегодняшнему поколению россиян требуется свежая государственная идеологическая программа с новым видением стратегического развития, и она должна отвечать чаяниям большинства. Только она способна выступить эффективным инструментом консолидации молодежи.
Любая система ценностей, норм и целей общества, сформулированная в доступных понятиях, является фактической идеологической программой. Не подкрепленная идеологической составляющей, никакая человеческая
деятельность, обеспечивающая общественную солидарность, национальное согласие и единство, государственную целостность, гарантированную устойчивость и стабильность, будет невозможной [7, с.36].
Литература:
1. Михайлов А.П. Альтернативные стратегии ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей: социокультурный анализ / А.П. Михайлов. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2006. - С. 32.
2. Шевченко А.М. Ресоциализация в России. Социокультурные модели / А.М. Шевченко. - Ростов н/Д: РГЭУ РИНХ, 2004. - С.64.
3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер; под ред. Ю.Н. Давыдова. - М.: Прогресс, 1990. -808 с.
4. Кара С.В. Правовое обучение и правовая пропаганда как форма правового воспитания / С.В.
Кара // Материалы международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2003 г. -Брянск. - 2003. - С. 114-115.
5. Зеньковский В.В. Воспитательная работа в школе / В.В. Зеньковский. - М.: Просвещение, 1993. -С. 168.
6. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Скандал: Социофилософские очерки / А.В. Дмитриев, А.А. Сычев. - М.: ЦСП и М, 2014. - 323 с.
7. Преступление и наказание: криминализация России как социально политическое явление: материалы дискуссии. - М., 2004. - Вып. 3. - 192 с.
Сведения об авторе:
Ореховская Наталья Анатольевна (г. Москва, Россия), доктор философских наук, доцент, профессор департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, e-mail: [email protected]
Data about the author:
N. Orekhovskaya (Moscow, Russia), Ph.D., Associate Professor, Department of Sociology Financial University under the Government of the Russian Federation, e-mail: [email protected]