- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ —
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ОСНОВАННОЙ НА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ
FORMATION OF SOCIOCULTURAL COMPETENCES IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT BASED ON HEALTH-PRESERVATION
Е. В. Конеева, В. Н. Агафошкин, М. Ф. Болсунов
Авторами выявлены основные подходы к решению проблемы формирования социокультурных компетенций, основывающихся на здоровьесбережении в условиях образовательной среды учреждений разного типа. Выявлены факторы, влияющие на сохранение и развитие здоровья субъектов образовательного процесса. Представлена разработанная модель формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.
Ключевые слова: здоровьесберегающая среда образовательного учреждения, формирование культуры здоровья.
Начало нового столетия одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовки детей, подростков и молодежи к полноценной самостоятельной жизни.
При решении поставленных в исследовании задач проводился анализ философской, медицинской, психолого-педагогической и другой методической литературы, диссертаций. Анализировался опыт и документы РФ, определяющие политику государства в области образования, сохранения, развития, организации и управления здоровьесберегающей средой образовательных учреждений - дошкольных, школьных и высших. В результате анализа более 120 источников литературы было сформулировано определение здоровьесберегающей среды: это среда, в которой создаются такие условия, при которых ребенок может осознать ценность своего здоровья, овладеть способами его сохранения и научиться способам саморегуляции, которые позволят ему сохранить здоровье (Н. А. Бабушкина, 2005; Е. И. Глебова, 2005).
Также установлено, что необходимым условием развития здоровьесберегающей среды является полифункциональная модель, в которой образование ребенка происходит не за счет его собственных ресурсов, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласующихся основных компонентов: диагностического, физкультурно-оздоровительного, профилактического, гигиенического, коррекционного,
E. V. Koneeva, V. N. Agafoshkin, M. F. Bolsunov
This article is devoted to solving the problem of formation of sociocultural competences in the educational environment based on health-preservation. The authors have identified the main approaches to solving the problem and attempted to identify the factors affecting the preservation and development of subjects' health in the educational process, and on this basis to design and to experimentally test the effectiveness of the formation model of health-keeping environment of educational institutions.
Keywords: pedagogical conditions, health-keeping environment of an educational institution, physical education.
реабилитационного, базирующихся на педагогической позиции учителя в вопросах здоровьесбережения, постоянного мониторинга среды, консолидации усилий всех заинтересованных участников процесса.
Для решения задачи исследования, связанной с оценкой состояния здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях и выделением факторов, влияющих на сохранение и развитие здоровья субъектов образовательного процесса, были разработаны соответствующие методики. С их помощью исследована здоровьесберегающая среда в образовательных учреждениях:
• дошкольных - прогимназии № 73 г. Владимира, д/с № 113, № 47 г. Калининграда, д/с № 2552 г. Москвы, № 100 г. Люберцы Московской области;
• школах - № 598, гимназии № 1596 г. Москвы, лицея № 17 г. Калининграда, прогимназии № 73 г. Владимира;
• вузах - Федеральном государственном университете им. И. Канта г. Калининграда, Московском педагогическом государственном университете.
Для оценки состояния здоровьесберегающей среды в вышеуказанных учебных заведениях были разработаны для каждого из них соответствующие анкеты. Определение состояния здоровьесберегающей среды в вузах проводилось на основе данных, полученных путем опроса студентов, преподавателей вузов и экспертов. В школах и дошкольных учреждениях проводился опрос детей, учителей, администрации, экспертов и родителей обучающихся. В качестве экспертов выступили доктора педагогических наук и аспиранты факультета Физиче-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ской культуры Московского педагогического государственного университета. Всего в опросе приняло участие более 2000 человек.
В основу разработки анкет были положены следующие критерии: динамика заболеваний учащихся, сформированного культуры здоровья, уровень физического развития и подготовленности учащихся, уровень владения физкультурно-оздоровительными технологиями, уровень владения приемами профилактики и коррекции, педагогическая позиция учителей в вопросах здоровьесбе-режения и другие.
В ходе сравнения данных, полученных в результате оценки состояния здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях разного типа, установлено, что в отношении динамики заболеваний, физического развития и подготовленности дошкольников, учащихся, студентов получен средний результат, то по таким показателям, как сформированность культуры здоровья, уровень владения физкультурно-оздоровительными технологиями, уровень владения приемами профилактики и коррекции, педагогическая позиция учителей в вопросах здоровьесбережения, результат оказался во всех учебных заведениях низким.
Особенно западающими оказались показатели культуры здоровья дошкольников, школьников, студентов, а также педагогическая позиция учителей в вопросах здо-ровьесбережения.
На основе полученных в ходе исследования данных была разработана модель формирования здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает в себя: поддержание в современном состоянии учебно-спортивных помещений (соблюдение гигиенических требований в подборе цветовой гаммы стен, потолка; освещения; покрытие пола современными покрытиями с учетом гигиенических, экологических требований и единой цветовой гаммы); оснащенность кабинетов, спортивных сооружений современным оборудованием (мебель передвижная, телескопические трибуны в спортивных залах); создание кафедры медико-биологических основ физической культуры (отвечающей за формирование культуры здоровья у школьников); организацию современного здоровьесбе-регающего питания школьников (установка автоматов со свежевыжатыми соками и многое другое); содержание в порядке вспомогательных помещений (ремонт коридоров, туалетов, душевых, раздевалок в соответствии с общим дизайном); подготовку и подбор необходимого состава специалистов.
2. Рациональная организация учебного процесса включает следующее: соблюдение гигиенических норм и требований организации учебного процесса; адекватность методов и методик обучения; контроль инноваций; соблюдение требований к использованию технических средств в обучении; рациональная организация занятий по физической культуре; индивидуализация обучения.
3. Организация физкультурно-оздоровительной работы состоит из следующих мероприятий: полноценная работа со школьниками всех групп здоровья; организация занятий по лечебной физической культуре; организация активного отдыха (в летний и зимний период времени); организация динамических перемен, пауз; организация спортивных секций; регулярное проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
4. Просветительско-воспитательная работа со школьниками и родителями, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни подразумевает: разработку модульных обучающих программ; лекции, беседы, консультации; проведение дней здоровья, конкурсов, праздников; создание в школе общественного совета по здоровью.
5. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами, направленная на формирование педагогической позиции в вопросах здоровьесбережения: лекции, семинары, консультации.
В ходе экспериментальной проверки на базе гимназии № 1596 г. Москвы выявлена положительная динамика качественных и количественных результатов исследования, свидетельствующая об эффективности реализации разработанной модели здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении. Таким образом, результаты исследования дают основание сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза получила экспериментальное подтверждение, а поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабушкина Н. А. Проектирование здоровьесберегающей среды как функция управления кор-рекционным общеобразовательным учреждением: автореф. дис. ... канд. пед. наук: по спец. 13.00.01. Тула, 2005. С. 18.
2. Глебова Е. И. Здоровьесбережение как средство повышения эффективности обучения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: по спец. 13.00.01. М., 2005. С. 18.