Научная статья на тему 'Формирование социальных компетенций в современном социуме как фактор успешной самореализации'

Формирование социальных компетенций в современном социуме как фактор успешной самореализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / КРЕАТИВНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / COMPETENCE / COMPETENCIES / CREATIVITY / SELF-REALIZATION / CREATIVE WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Смолонская Анна Николаевна, Смолонский Сергей Игоревич

В статье рассматривается вопрос формирования социальных компетенций в современном социуме как фактора успешной самореализации. Описываются феномены, бросающие вызов сегодняшнему обществу и влияющие на социализацию личности. Конкретизируется проблема формирования компетенций во взаимосвязи со сферой саморазвития, рассматриваемая через призму педагогической науки и субъективные факторы освоения конкретных компетенций. Учитывается значимость таких компонентов, как коммуникативный, действенно-практический, когнитивный, применительно к отдельным социальным группам, государству и обществу в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Колесов Владимир Иванович, Смолонская Анна Николаевна, Смолонский Сергей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of social competences in modern society as a factor for successful self-realization is considered in the article. Phenomenon challenging modern society and influencing person’s socialization is descried. The problem of formation of competences in conjunction with self-development sphere is specified. The one is considered in terms of pedagogical science and subjective factors of particular competences’ mastering. The significance of such components as communicative, activity-practical, cognitive with regard to separate social groups, state and society in general is taken into account.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных компетенций в современном социуме как фактор успешной самореализации»

УДК 159.923.5

ФОРМИРОВАНИЕ

СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

В. И. Колесов, А. Н. Смолонская, С. И. Смолонский

Для цитирования

Колесов, В. И. Формирование социальных компетенций в современном социуме как фактор успешной самореализации / В. И. Колесов, А. Н. Смолонская, С. И. Смолонский // Прикладная юридическая психология. - 2018. -№ 4(45). -С. 18-22.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования социальных компетенций в современном социуме как фактора успешной самореализации. Описываются феномены, бросающие вызов сегодняшнему обществу и влияющие на социализацию личности. Конкретизируется проблема формирования компетенций во взаимосвязи со сферой саморазвития, рассматриваемая через призму педагогической науки и субъективные факторы освоения конкретных компетенций. Учитывается значимость таких компонентов, как коммуникативный, действенно-практический, когнитивный, применительно к отдельным социальным группам, государству и обществу в целом.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, креативность, самореализация, творчество.

© Колесов В. И., Смолонская А. Н., Смолонский С. И., 2018

Самореализация предполагает открытие внутри себя потенциальных возможностей, талантов и перспектив личности. В настоящее время расширяется спектр образцов и моделей построения жизненных стратегий. Свидетельствовать об успешной самореализации могут высокие достижения в профессиональной деятельности, удовлетворенность профессией, участие в общественной деятельности, творчество и т. д. Изначальные цели включения человека в подобные виды деятельности могут быть различными и не всегда связаны с популярным на данный момент духовным развитием: поиск своей самости, ради накопления материальных ценностей, ради творчества и т. п.

Однако на пути самореализации обнаруживается значительное число препятствий. Человек может иметь выдающиеся способности, обладать большими познаниями, но так и не реализовать свои возможности. Причина этого не в полной мере сформированные социальные компетентности. При этом социальная некомпетентность часто не только влияет на жизнь отдельного индивида, но и тормозит преобразования во многих сферах -экономике, политике, культуре, науке, межнациональных отношениях.

Проблема компетентности охватывает широкий диапазон человеческой

и общественной жизни, что позволяет выявить конкретные составляющие данного феномена. В частности, здесь можно выделить значимость таких компонентов, как коммуникативный, действенно-практический, когнитивный и др. Однако о социальной компетентности можно говорить применительно не только к отдельной личности, но и к социальным группам, государству и обществу в целом. При этом стоит иметь в виду, что отправной точкой в данных процессах является личность человека, которая становится своего рода кирпичиком в построении иерархичных структур. Данное обстоятельство осложняется тем, что в современном техногенном обществе, как известно, доминируют наука и техника, которые требуют постоянных инноваций. Инновационные потоки неуклонно нарастают, однако многие люди не хотят принимать их. В связи с этим большое значение имеет способность человека принимать новшества и включать их в свою жизнь.

Однако ошибочным является представление о том, что уровень социальной компетентности и способность восприятия инновации закладываются в процессе образования. Последнее предоставляет человеку определенную систему знаний и способствует формированию собственной картины мира, однако многие возможности, связанные с практическим применением полученной информации, остаются нереализованными. Это приводит к тому, что человек, который считает себя социально компетентным, в действительности таковым часто не является, ибо он неадекватно оценивает самого себя и ситуации и не способен в полной мере осознать и принять даже научно обоснованные утверждения.

Современное общество, находящееся в условиях ускоряющегося технического прогресса, все более повышает требования к сформированности социальных компетенций, что требует от человека пластичности мышления и носиттворческий характер. Механическое использование одного критерия знаний для оценки тех или иных аспектов социальной компетенции часто оказывается недостаточным.

Результатом данной ситуации становится неумение человека не только эффективно пользоваться своими возможностями и потенциалами, но и в целом выстроить жизненную стратегию, активно прогнозировать результаты своего труда. Ясно, что именно социальная некомпетентность будет лежать в основе дезадаптации человека, его неспособности реализовать свои возможности и задатки.

В свою очередь, социальную некомпетентность следует дифференцировать применительно к различным сферам жизнедеятельности человека. Можно выделить такие ее формы, как экологическая, экономическая, политическая, некомпетентность в сфере социальной организации общества и т. д. При этом в каждой из этих сфер можно говорить о некомпетентности на уровне конкретного человека, отдельных социальных групп и социума в целом. В частности, экологическая некомпетентность может проявляться как на уровне конкретного человека (загрязнение им окружающей среды, чрезмерное расходование питьевой воды жителями больших городов, энергоресурсов, неконтролируемая вырубка лесов и т. д.), так и на уровне социальных групп (предприятия, загрязняющие среду, автомобильные компании и пр.), на уровне государства

(масштабные государственные проекты типа создания искусственных морей, поворота северных рек на юг, кардинального изменения климата и т. д.). Некомпетентность в сфере социальной организации общества может проявляться на разных уровнях [2].

Социальная некомпетентность, проявляемая государственной властью, также ограничивает самореализацию многих людей и способна в качестве ответных действий порождать различные виды маргинальности - от политической до социальной. В ответ на ущемление базовых потребностей люди становятся более агрессивными, причем такая агрессивность часто оказывается неожиданной для властных структур.

Указанная ситуация осложняется и тем, что современная действительность не позволяет разрешать подобного рода проблемы без высочайшего уровня компетентности. Так, обострившаяся экологическая ситуация требует резкого повышения социальной компетентности как отдельного человека, социальных групп, так и общества в целом. В данном случае речь идет о формировании экологического сознания, выработке нового отношения к природе, совершенствовании экологического права, разработке системы мер по профилактике надвигающейся экологической катастрофы и т. д. Нельзя не замечать и глобального потепления климата, участившихся крупномасштабных экологических катастроф с большим числом человеческих жертв. Это можно рассматривать как вызов компетентности общества в целом. В этой ситуации сформировались две точки зрения по вопросу об экологическом будущем человечества: оптимистическая и пессимистическая [4].

Кроме того, значительный вред наносит социальная некомпетентность в сфере трудовой деятельности. Человек может включаться в те сферы труда, к которым ему очень трудно адаптироваться в силу отсутствия соответствующих навыков, физических возможностей, психологических характеристик и пр., что часто нарушает характер имевшихся ранее и отработанных форм деятельности, обесценивает прежние навыки и знания, порождает разочарование в профессии, а нередко и в жизни в целом.

Из изложенного нетрудно заключить, что социальная некомпетентность лежит в основе наиболее острых проблем современного российского общества. Между тем существует терпимое отношение к некомпетентности, что открывает широкие возможности для использования различных социальных технологий с целью достижения эгоистических интересов. Некомпетентность в обществе порождается также отсутствием четкой социальной ответственности за принимаемые решения, несформированностью механизма оперативной обратной связи между населением и властью.

Разрешение данной ситуации невозможно без учета того, что, как известно, в условиях технологического рывка применительно к социальной компетентности общества решающую роль начинает играть наука, образование и культура. Однако не всегда прогресс находит положительный отклик со стороны всего общества: нежелание перемен, изменения окружающей действительности, вызванное элементарным страхом перед неизвестностью, также является симптомом отсутствия конкретных компетенций или их недостаточной сформированности.

Подчеркнем, что критерии социальной компетентности все более связываются с оценкой процессов в обществе с позиций создания условий для самореализации и удовлетворения потребностей человека. В связи с этим актуально обращение к своеобразным «барометрам» социального самочувствия, дающим возможность анализировать уровень сформированности социальных компетенций: индексам депривации, удовлетворенности жизнью, развития человеческого потенциала и др. [3].

В условиях информационного общества повышение социальной компетентности основано на умении находить необходимую, достоверную информацию и пользоваться ею для решения конкретной задачи. Предполагается, что информационное общество - это общество, производящее знания во всевозрастающих масштабах, где социальная значимость человека в условиях насыщенности общества компьютерами, глобальными информационными сетями, вычислительной техникой определяется приобщенностью к соответствующим информационным процессам, степенью участия в производстве знаний.

Отдельно отметим, что некомпетентность в культурной сфере приводит к ослаблению связи людей с мировым культурным пространством, «окукливанию» на узких, сиюминутных политических интересах, в результате чего страдает способность человека к общению с другими людьми, сочувствию, сопереживанию, не развивается умение понять другого человека. Фактически речь идет о подмене емкого понятия социальной компетентности и возврате к одномерному индивиду, хотя и на новом уровне.

Наибольшее значение социальные компетенции в сфере самореализации имеют для творчества человека. Изначально талантливая личность обладает определенными задатками, недоступными большинству людей. Однако сам по себе талант часто может не быть преимуществом, если человек не способен его обнаружить, применить и показать. Особенно остро это проявляется в условиях конкуренции, когда каждый (как точно подметил Э. Уорхол) «может прославиться на 15 минут». Возможности, предоставляемые всемирной сетью, позволяют любому продемонстрировать свои таланты, однако среди сотен миллионов пользователей Интернета не все обладают одаренностью, что порождает феномен отделения зерен от плевел.

Не всегда талантливый человек имеет смелость открыть свой дар миру. В последнее время часто упоминается потребность в лидерах, в том числе на микроуровне, однако упускается тот факт, что способность к лидерству -это тоже талант, но одаренный лидер необязательно будет способным еще в каких-либо областях [1].

Исходя из рассмотренного материала, можно утверждать, что число проблем, которые воспринимаются в качестве вызовов обществу, стремительно возрастает в последнее время. Это, как говорилось, могут быть и вызовы со стороны природы, игнорирование которых ведет к экологической катастрофе. Такие вызовы часто стимулируются и самой внутренней средой социума из-за неудовлетворения основных жизненных потребностей человека, что выражается в виде социальной напряженности, усиливающихся деструктивных тенденций. Некомпетентные решения тех или иных

проблем представляют серьезную опасность для общества и порождают негативные тенденции, затрагивающие большое количество людей.

Изложенное свидетельствует о том, что повышение уровня компетентности общества может происходить через повышение роли самореализации человека, способного преобразовывать общество, позволяя ему подняться на новый уровень в решении самых разнообразных актуальных проблем.

Отдельно подчеркнем, что общество заинтересовано в поиске людей, способных раскрыть его потенциалы и найти новые перспективы. Однако для того, чтобы талантливый человек смог занять подобающее ему место в обществе, необходимо прежде всего искать и растить творцов, формируя социальные компетенции всего социума, что даст дорогу новым неординарным личностям. Таланты важны для продвижения в различных сферах: образовании, науке, здравоохранении, культуре, политике и пр.

Таким образом, формирование социальных компетенций в современном социуме как фактор успешной самореализации предопределяется наличием

конкретных актуальных для данного общества проблем и является не столько ответом на них, сколько поиском решений и возможностей для раскрытия внутреннего потенциала. Данный феномен способствует оперативному поиску путей преодоления возрастающих общественных рисков, формированию способности не только поддерживать оптимальную жизнедеятельность, но и прежде всего обеспечивать многогранное развитие личности.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы исследования социального здоровья. Опыт соци-олого-философского анализа. Часть I / под ред. Р. А. Зобова, А. А. Козлова. СПб. : ХИМИЗДАТ, 2004.

2. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2009.

3. Педагогические технологии : учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под общ. ред. В. С. Куку-шина. М. : МарТ, 2008.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Первое сентября, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.