Научная статья на тему 'Формирование социальных компетенций студентов ВУЗов'

Формирование социальных компетенций студентов ВУЗов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / COMPETENCE APPROACH / SOCIAL COMPETENCE / EMOTIONAL INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Короткова Е.А., Боковая Н.В.

В статье рассматриваются вопросы формирования социальных компетенций у студентов ВУЗов. Дается понятие социальных компетенций, описывается эмоциональный интеллект как составляющая социальных компетенций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Короткова Е.А., Боковая Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE AMONG STUDENTS

Development of social competence among students is presented in this article. The definition of social competence is given, emotional intelligence as a part of social competence is discussed

Текст научной работы на тему «Формирование социальных компетенций студентов ВУЗов»

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Е.А. Короткова, Н.В. Боковая

В статье рассматриваются вопросы формирования социальных компетенций у студентов ВУЗов. Дается понятие социальных компетенций, описывается эмоциональный интеллект как составляющая социальных компетенций

Ключевые слова: компетентностный подход, социальные компетенции, эмоциональный интеллект

Новые экономические реалии,

характеризующиеся созданием высоко

конкурентной среды на рынке труда, общемировые процессы глобализации диктуют и новые требования к качеству выпускников высших учебных заведений, а также ставят новые задачи перед системой высшего образования. В настоящее время одной из ключевых целей деятельности вуза является подготовка квалифицированных кадров, обладающих не только профессиональными, общекультурными, но и социальными компетенциями.

В современных условиях только такой выпускник вуза может быть успешным в профессиональном плане, если он будет обладать навыками профессиональной мобильности, адаптивностью к быстро меняющимся условиям рынка труда, владеть навыками коммуникационного взаимодействия, навыками личностного

самосовершенствования и т.д.

В основе новых государственных стандартов высшего профессионального образования лежит компетентностно -ориентированный подход,

согласно которому приоритетной целью образования становится формирование

профессиональных и общекультурных компетенций будущего специалиста.

Короткова Екатерина Александровна - Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, канд. экон. наук, доцент, e-mail:katyakorotkova@mail.ru

Боковая Нелли Викторовна - Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, канд. техн. наук, доцент, e-mail: nelli_g_b@mail.ru

Компетентность специалиста предполагает не только наличие профессиональных знаний, умений и навыков, но и способность и готовность реализовывать знания, опыт, личностные качества. Важно учитывать компетентность специалиста не только в профессиональной, но и в социальной сфере, повышать личную ответственность за результаты своей деятельности, понимать необходимость постоянного совершенствования, проявлять конкурентоспособность на рынке труда и готовность к социальной и профессиональной мобильности.

С точки зрения компетентностного подхода, уровень образованности специалиста определяется способностью самостоятельно решать задачи и проблемы различного уровня сложности на основе имеющихся знаний, т.е. внимание акцентируется на способности применения полученных знаний, умений и навыков в конкретных ситуациях [4]. У отечественных специалистов в области профессионального образования.

Отечественные специалисты в области профессионального образования уделяют достаточное влияние проблеме подготовки студентов вуза к формированию профессиональных компетенций, выполнению профессиональных функций.

Так феномен профессиональной компетенции и компетентности изучен в трудах В.И. Байденко, A.C. Белкина, A.A. Вербицкого, И. Г. Галямина, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Ю.Т. Татур и др.

Основы концепции построения содержания образования рассмотрены в работах В.П. Беспалько,

B.C. Леднева, В. Оконь и др., методов обучения - в трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.

В тоже время проблема формирования непосредственно социальных компетенций не носит целенаправленного характера в образовательной деятельности и в недостаточной степени отражена в методической и научной литературе.

Важность развития не только профессиональных, но и социальных компетенций у будущих специалистов вызвана тем, что социальные компетенции лежат в основе более успешной профессиональной адаптации выпускников и существенно повышают их шансы на рынке труда.

Все более распространенной становится практика отбора потенциальных кандидатов на вакантные рабочие места с учетом уровня обладания ими нужных социальных навыков. Работодатели часто требуют такие социальные компетенции как: способность работать в команде;

коммуникативность; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений; готовность к нестандартным, креативным решениям; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; навыки самоорганизации; выносливость и целеустремлённость.

Таким образом, формирование социальных компетенций у будущих выпускников со стороны ВУЗов становится все более насущной и актуальной задачей.

Общепринятого понимания социальных компетенций до настоящего времени не существует.

Наиболее общей точкой зрения является понимание социальной компетентности как способности к межличностным отношениям. Исходя из этого понимания, социальная компетентность выступает базисной, интегральной характеристикой личности, позволяющей отражать её достижения в развитии межличностных отношений с коллегами, обеспечивать полноценное овладение социальной реальностью и позволяющей эффективно строить своё поведение во взаимосвязи от ситуаций и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент ценностями и нормами.

Почебут Д.А. трактует социальную компетентность как способность к конструктивному использованию социальных знаний, умений и навыков для успешного создания системы

формальных и неформальных социальных связей, обеспечивающих адаптацию и самореализацию в системе социальных взаимоотношений [5].

По мнению Прямикова Е. В., социальная компетентность - способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности [6].

М. Шредер и М.Форверг выделяют в структуре социальной компетенции четыре составляющие: 1) коммуникабельность

(коммуникативный потенциал личности); 2) решимость на создание отношений (готовность к общению); 3)влиятельность (способность внушения); 4) положительная Я-концепция (познавательно-эмоциональный образ, ядром которого является самоуважение)[3].

Контент-анализ содержания понятия

«социальные компетенции» позволяет сделать следующий вывод: социальные компетенции включают в себя большой спектр качеств - эмпатию, активное поведение, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, социальную чуткость, открытость, независимость, способность к коммуникации и творчеству, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие.

Таким образом, в основе социальной компетенции лежит эмоциональная компетентность. Следовательно, формирование социальной компетентности будущих выпускников неразрывно связано с развитием уровня их эмоционального интеллекта (ЕР).

Понятие эмоционального интеллекта впервые было введено в научный оборот в 1990 г. американскими психологами П. Сэловеем и Дж. Майером. Оно применялось для определения особого комплекса психических свойств, таких, как умение анализировать собственные чувства, эмпатия, способность регулировать собственные эмоции.

Авторы представляют эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая состоит из способности отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, идентифицировать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий.

П. Сэловей и Дж. Майер разработали и первую и наиболее известную в психологии модель эмоционального интеллекта.

Они определили следующие компоненты -"четыре ветви модели эмоционального интеллекта", каждая из них, в свою очередь, описывает четыре области навыков или способностей. Таким образом, в соответствии с мнением авторов, эмоциональный интеллект содержит такие ментальные способности как:

- способность точно воспринимать, оценивать и выражать эмоции;

- способность иметь доступ и вызывать чувства, чтобы повысить эффективность мышления;

- способность к пониманию эмоций, эмоциональному познанию;

- способность к осознанной регуляции эмоций, управлению эмоциями, повышению уровня эмоционального и интеллектуального развития [9].

Д. Гоулман в 1995 г была модифицирована и популяризирована первая модель эмоционального интеллекта Дж. Майера и П. Сэловея. Основной отличительной чертой модели Д. Гоулмана является то, что он соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками.

В настоящее время модифицированная модель Д. Гоулмана включает четыре составляющие эмоционального интеллекта:

- самосознание (анализ собственных эмоций и осознание их воздействия на индивидуума; понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей; чувство собственного достоинства);

- самоконтроль (умение контролировать эмоции; адаптивность; готовность к активным действиям; социальные навыки);

- социальная чуткость (эмпатия, понимание текущих событий);

- управление взаимоотношениями и связанных с ними навыков (навыки влияния; способность инициировать преобразования; умение разрешать конфликты; навыки командной работы)[1].

Наиболее широкая трактовка эмоционального интеллекта представлена моделью Р. Бар-Она. Автор предлагает трактовать эмоциональный интеллект как все некогнитивные способности, знания и компетентность, позволяющие человеку успешно справляться с многообразными жизненными ситуациями. Бар-Он определил пять областей компетентности, которые можно сопоставить с пятью компонентами эмоционального интеллекта: познание себя, навыки межличностного общения, способность к адаптации, управление стрессовыми ситуациями, преобладающее настроение.

Имеется мнение, что уровень эмоционального интеллекта может определить академический и социальный успех точнее, чем уровень развития IQ. Так, например, Д. Гоулман в работах по изучению эмоционального интеллекта показал, что жизненный успех человека определяется не столько общим уровнем умственного развития, сколько теми особенностями его разума, которые определяют способность к самопознанию и

эмоциональнойсаморегуляции, умение выражать свои чувства, понимать и тонко реагировать на состояние других людей.

По мнению автора уровень эмоционального развития, определяет жизненную и профессиональную успешность людей.

Отечественный исследователь А.И. Савенков, вторя мнению Д. Гоулмана, также выделяет эмоциональный и социальный интеллект в качестве предикаторов жизненного успеха личности, связывая им с психологией одаренности и высоких достижений [7].

Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта с конкурентоспособностью личности студентов, проведенное А.С. Чепайкиной и Домрачевой С.А., показало, что уровень EQ: 1) положительно коррелирует со

стрессоустойчивостью; 2) связан со степенью развития лидерских качеств; 3) обусловливает уровень развития конкурентоспособности личности [8].

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что одной из основополагающих задач в процессе профессиональной подготовки студентов должно стать создание условий для развития социальных компетенций студентов, в том числе уровня их эмоционального интеллекта в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Для развития социальных компетенций и эмоционального интеллекта у студентов различных специальностей программа профессиональной подготовки должна включать в себя ряд специфических компонентов.

Во-первых, это применение во время занятий проблемно ориентированных и активных социально-психологических методов обучения (имитационные методы, метод анализа конкретных ситуаций, инсценировки). Согласимся с мнением Грудциной М.В., что учебные ситуации должны предполагать использование как рационального, так и эмоционального способа познания при решении. Задания, предлагаемые студенту в ходе профессиональной подготовки должны включать оба класса ситуаций пропорционально значимости этих ситуаций в реальной трудовой деятельности. Создать условия для применения эмоционального интеллекта можно путем ограничения времени для решения задания, что делает аналитический путь решения заведомо неэффективным. Второй вариант - подбор заданий, решение которых с трудом поддается вербализации («невозможно объяснить, но можно понять») и поэтому требует целостного эмоционального «схватывания» в противовес логическому рассуждению [2].

Развитию социальных компетенций будет способствовать также более широкое использование в рамках семинарских занятий методов групповой работы в целях принятия групповых решений, предполагающий применение навыков

межличностного взаимодействия и оказания влияния на других студентов.

Во-вторых, это использование тренингов как формы организации образовательного аудиторного процесса. Тренинг дает возможность взглянуть на моделируемые ситуации с разных точек зрения, что является одним из ключевых факторов формирования эмоционального интеллекта.

В-третьих, это рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов.

Литература

1.Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект -М. : АСТ, 2008. - 480 с.

2.Грудцина М.В. Развитие эмоционального интеллекта студентов ВУЗа [Электронный ресурс]\\https://psychologicalimpact.wordpress.com

З.Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.

- М.: Просвещение, 2003. - 74 с.

4.Овсянникова Е.К. Особенности

формирования общекультурных компетенций студентов медицинского ВУЗа//Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4

- С. 177-180

5. Почебут Д.А. Туристический подход как средство развития социальной компетентности студентов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2011. - 24 с

6. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики \\ Социально-политический журнал. 2009. № 7. - С. 126-132.

7. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха //Вестник практической психологии образования, 2006. №1(6). - С.30-39

8. Чепайкина А.С., Домрачева С.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов-психологов как фактор повышения их конкурентоспособности //Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7 (2).- С. 159-161

9. Mayer, J. D., Salovey, P., Caruso, D. R., &Sitarenios, G. Emotional Intelligence As a Standard Intelligence. — Emotion, 2001

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Воронеж

DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE AMONG STUDENTS

E.A. Korotkova, N.V. Bokovaya

Development of social competence among students is presented in this article. The definition of social competence is given, emotional intelligence as a part of social competence is discussed

Key words: competence approach, social competence, emotional intelligence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.