Научная статья на тему 'Формирование социальных компетентностей: к вопросу о подготовке бакалавров образования'

Формирование социальных компетентностей: к вопросу о подготовке бакалавров образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE / SELF-FULFILLMENT / COMMUNICATION / COMPETITIVENESS / INTELLECTUAL POTENTIAL / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свешников Сергей Юрьевич

В статье затронута проблема формирования социальных компетентностей будущих бакалавров образования: даны определения этого понятия в узком и широком смысле, рассмотрена актуальность формирования социальных компетентностей бакалавров в процессе модернизации современного российского образования, перехода к многоуровневой системе высшего образования и ее построения на компетентностной основе, сформулированы цели введения степени «бакалавр».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of forming social skills for future undergraduate education: Defining this concept in the narrow and broad sense, we examine the relevance of the formation of social competence bachelors in the modernization process of the modern Russian education, the transition to a multi-level higher education system and its construction is based on competence, The goals the introduction of the degree of "bachelor" are set.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных компетентностей: к вопросу о подготовке бакалавров образования»

Таким образом, творческое мышление (креативный процесс) является специфическим для разных областей знании, но обладает общими характеристиками (критериями); имеет временные рамки и определенные этапы; значительна роль бессознательного в этом процессе, а одним из ключевых моментов его является инсайт; творческое мышление - это свойство личности, активизирующей интеллектуальные возможности на решение творческих задач, имеющее свои характеристики, которые могут поэтапно проявляться в творческом мышлении.

Библиографический список

1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов, 1983.

2. ГилфордДж. Природа умственного развития. - М.: Прогресс, 1967.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. -Серия «Мастера психологии».

4. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки Российской психологии. -М., 1994.

5. МатюшкинА.М. Вопросы методики экспериментального исследования психологических

закономерностей творческого мышления // Научное творчество. - М., 1969.

6. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: АПН РСФСР, 1960.

7. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967.

8. Стенберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. - 1998. - .№2.

9. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. -М.: Изд-во ВНИИПИ, 1988.

10. Торшина К.А. Современное исследование проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. - .№4.

11. Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.

12. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997.

13. Taylor C.W. Cultirating multiple creative talents in students // Journal for the Education of the Giften. - 1985. - Vol. 8.

14. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. - 1965.

УДК 378

Свешников Сергей Юрьевич

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова

ksu@ksu.edu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ: К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье затронута проблема формирования социальных компетентностей будущих бакалавров образования: даны определения этого понятия в узком и широком смысле, рассмотрена актуальность формирования социальных компетентностей бакалавров в процессе модернизации современного российского образования, перехода к многоуровневой системе высшего образования и ее построения на компетентностной основе, сформулированы цели введения степени «бакалавр».

Ключевые слова: компетенция, самореализация, коммуникация, конкурентоспособность, духовный потенциал, системный подход.

В современном обществе всё большее внимание уделяется вопросам образования. Во всех общественных сферах -в государственном управлении, во всех культурных сферах - прогрессивные лидеры внедряют новые образовательные программы, создают условия, способствующие наращиванию интеллектуального капитала и повышению знаний и умений людей. Несмотря на это, в обществе существует проблем-

ное явление, когда большинство взрослых, даже обладающих высокими профессиональными компетенциями, зачастую проявляют неспособность адекватно отвечать на изменяющуюся ситуацию в сферах своей частной жизни или на рынке труда, неспособность решать свои личные, социальные, экономические и нравственные задачи.

Основное внимание социальных лидеров, решающих задачи развития человеческого потен-

циала, направлено на развитие профессиональных знаний и навыков людей. В связи с этим в обществе возрастает хроническое недоразвитие социальных компетенций у многих взрослых людей, так же остро востребованных обществом, и создаётся дефицит так называемого социального капитала.

Понятие «компетенция» является сегодня не только одной из базовых педагогических категорий, но и объектом междисциплинарного исследования. Будучи существом общественным, развиваясь и приобретая новые качества, человек постоянно контактирует с другими людьми, демонстрируя при этом потребность в наличии социальных компетенций.

Понятие «социальная компетенция» было впервые введено в науку Дж. Равеном в 70-е гг. ХХ в. и отражает способность человека эффективно взаимодействовать со своим окружением, так организовать свои контакты с другими людьми, чтобы обеспечивался максимум позитивных и минимум негативных последствий для каждого человека, участвующего во взаимоотношениях. В фундаментальном исследовании «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании» И.А. Зимняя отмечает, что «все компетентности социальны в широком смысле слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме» [3]. Подобную точку зрения мы встречаем и у других исследователей (например, у А.В. Мазурен-ко), которые подчёркивают, что многообразие и сложность социальных отношений человека требуют от него владения большим спектром социальных знаний и способностей, связанных с его отношением к миру, обществу, узкому окружению [4]. Однако в целях конкретизации классифицируемых ключевых компетентностей И.А. Зимняя выделяет социальные компетентности в узком смысле слова, т.е. именно те, которые в большей степени характеризуют взаимодействие человека с обществом, социумом, другими людьми, а именно: компетентность здоровьесбереже-ния, гражданственности, информационно-технологическую, обобщения и компетентность социального взаимодействия.

Некоторые исследователи (Т.Е. Исаева, Л.А. Петропавловская) считают, что социальные компетенции обладают уникальным качеством: они обеспечивают преодоление относительности знаний и способностей человека в решении

быстро изменяющихся социальных ситуаций благодаря наличию у него социальной подготовленности, опирающейся на цели и смыслы жизни и проявляющейся в выборе рационального поведения, создающего максимально комфортные условия для всех участников деятельности [7]. Поэтому эту группу компетенций Т.Е. Исаева предлагает обозначить как социально-организационные компетенции, так как они представляют собой совокупность знаний, рефлексивных умений и способностей личности, целенаправленно избираемых ею для решения различных конкретных социальных ситуаций, приводящих к изменению отношений между людьми на основе поиска пути, наиболее благоприятного для всех участников, в процессе чего возникает необходимость регулирования своих целей, эмоций, способов поведения.

В широком смысле социальные компетенции - это жизненные и «природные» компетенции человека, направленные на реализацию жизненной стратегии и на решение повседневных -личных и профессиональных - задач. Социальные компетенции человека можно описать как вполне определённые знания, умения и личностные навыки. Это знания, основанные на целостном восприятии мира, определяющие способности чувствовать, понимать и анализировать явления и процессы в самом себе, в обществе и природе, позволяющие использовать своё воображение и органы чувств во всей полноте; знания, основанные на этике личной ответственности за качество собственной жизни, за состояние своего здоровья и окружающей природной и социальной среды, за сохранение и развитие культурного окружения и наследия. Это навыки креативности и самореализации, определяющие способность творчески подходить к решению бытовых и профессиональных, личных и социальных задач, регулировать своё здоровье, ставить личные рекорды и менять ход личной и коллективной истории; навыки саморазвития и самомотивации, определяющие принятие решений относительно качества всех сфер своей жизни, позволяющие исследовать и собственный внутренний мир и развивать скрытые резервы собственного сознания и тела; навыки самостоятельного критического мышления и поиска знаний, определяющие способности к обучению, позволяющие получить доступ в огромный мир человеческого опыта и знаний в любом возрасте. Это умения общать-

ся и сотрудничать, предполагающие наличие широких коммуникативных навыков - от навыков обращения с собственным внутренним миром до навыков гармоничного межличностного взаимодействия, сотрудничества и выстраивания гармоничных отношений с различными социальными группами и многими культурами.

Социальные компетенции - это знания и навыки, которыми должен обладать каждый взрослый человек. Очевидно, что многим людям, - не только молодым, но и взрослым гражданам нашей планеты, - необходимо развивать эти базовые компетенции: обновлять ограничивающие их социальные и идеологические представления, ценностные ориентации, совершенствовать творческие, лидерские и коммуникативные навыки.

Недостаток или недоразвитие этих важнейших знаний и навыков жизни у многих взрослых людей как представителей определённых социальных групп приводит к перекосам в общественном развитии. Именно эти компетенции формируют экономику, политику и культуру личности, семьи и любого сообщества. Именно они определяют уровень благосостояния и демократии стран, уровень здоровья наций, а также уровень бедности, преступности и других негативных общественных явлений.

Социальные компетенции являются управляющей инстанцией по отношению к любой профессиональной деятельности, и их недостаток или недоразвитие у многих людей являются главной причиной безработицы во многих странах, причём «тянущейся» через поколения. Если взрослые, профессионально обученные мужчины и женщины не способны заработать себе на жизнь, позаботиться о себе и своей семье, то их детям негде научиться навыкам принятия решений и заботы о семье и, в свою очередь, труднее вырваться из капкана нищеты. Современная ситуация на рынке труда требует специалистов, способных проявлять активность и творчество в меняющихся условиях рынка. Личные способности профессионалов понимать явления и выстраивать отношения всегда играют центральную роль в любой организации людей. Именно поэтому работодатели больше обращают внимание на такие категории, как лидерские способности, готовность к развитию, стремление к исследованию и познанию, чем на специализированные знания и навыки людей. Никакие государственные льготы и пособия, никакие социальные про-

граммы, сколь бы велики и привлекательны они ни были, не могут дать людям самого главного -уверенности в себе. Только постоянное совершенствование жизненных знаний и навыков, наравне с профессиональными, позволяет людям полнее реализовывать заложенные в них природой таланты и с наименьшими издержками осваивать новую профессию или менять место работы.

Конкурентоспособность страны определяется духовным потенциалом её народа. Только за счёт развития своего духовного потенциала страна может занимать в мировом пространстве соответствующее место. Достижение этой цели требует широкого подхода, который выходит далеко за пределы существующей системы образования.

Социальные компетенции, в своих определённых фазах развития, являются своеобразным показателем духовного потенциала человека

и, в широком масштабе, показателем духовного потенциала страны, который можно «замерить», рассматривая его как некий духовный капитал. Поэтому сам процесс развития социальных компетенций взрослых в различных социальных и профессиональных группах общества можно рассматривать как способ повышения духовного потенциала страны.

Способность отдельно взятой страны воспроизводить социальный капитал является определяющей все перспективы её экономического и культурного развития, потому что именно на эти компетенции взрослых граждан, вне зависимости от их профессиональных компетенций, можно рассчитывать при постановке и решении масштабных государственных и национальных задач, связанных с развитием любого сектора рынка и культурных сфер страны.

В мире, на самом деле, уже накоплено достаточно знаний и опыта в области развития социальных компетенций людей. Эта область знаний, в которой сплавлены педагогика, психология, социология и политология, в которой сочетаются интересы экологии к окружающей среде и сосредоточенность на практической деятельности, творческая самореализация личности и устремлённость к социальным и историческим переменам. Богатейший арсенал воспитательных и образовательных методик этой области развития людей основан на глубоких исторических корнях и древних знаниях, на высших духовно-нравственных идеалах человечества, на традициях милосердия и благотворительности. На стыке и в синтезе

наук в этой области знаний изучается, выявляется и показывается, каким образом можно восстанавливать природные жизненные навыки человека, сознательно и намеренно высвобождать, совершенствовать человеческий потенциал личности и группы людей.

Систему развития социальных компетенций следует рассматривать как новый общественный институт, относительно самостоятельный, но теснейшим образом взаимосвязанный с другими институтами нашего общества. Это будет открытая социокультурная, образовательная и информационная система, способствующая творчеству и инновациям в любой отрасли и секторе рынка, в том числе в существующей системе образования, оказывающая позитивное влияние на все сферы жизни каждого взрослого человека и, в результате, на подрастающее поколение.

Системный подход к развитию социальных компетенций взрослых позволит сконцентрировать необходимые ресурсы и аккумулировать необходимую информацию в этой важнейшей сфере человеческой культуры: сосредоточить лучшие профессиональные кадры этой области знания, обучающие программы, материальную базу в социально-образовательных учреждениях; содействовать организациям и проектам, реализующим все лучшие методы развития людей и отвечающим потребностям всех категорий взрослых людей, независимо от их пола, происхождения, возраста, социального положения, мировоззрения, вероисповедания и ранее полученного образования; выработать единые критерии и требования к участникам, предоставляющим на рынке все социально-образовательные услуги; отработать механизмы сбора и анализа общественных данных, технологии принятия управленческих решений по социально-экономическому развитию различных сообществ, регионов и стран; получить значительный прирост качества профессионального образования, подготовки высококвалифицированных кадров во всех отраслях и социально-культурных сферах; повысить эффективность государственных, общественных и международных организаций в развитии «социального капитала» страны, развитии демократического общества; повысить ответственность бизнеса в решении задач социального развития.

Программа развития социальных компетенций должна стать постоянным элементом политики мирового сообщества.

Социальные компетенции - это и способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в процессе речевого общения и осуществления какой-либо иной деятельности на основе имеющихся знаний, навыков, умений, сформированных коммуникативных способностей и качеств личности. Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин замечают, что социальная компетенция обусловлена наличием желания, потребности, мотивов, определённого отношения к будущим партнёрам по общению, а также собственной самооценкой, умением ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею. Иными словами, социальная компетенция обеспечивает взаимодействие и общение человека с другими людьми и, следовательно, формируется, развивается и реализуется в социуме, в социальной ситуации. Социальная компетенция, как и любая другая, имеет возрастную динамику и возрастную специфику. Отсюда вытекает определение цели формирования социальной компетенции: сформировать социальную компетенцию - значит научить ребёнка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения с учётом личностных особенностей и особенностей партнёра по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний.

Политические и социальные компетенции -это и способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этно-культурам и религиям, проявление сопряжённости личных интересов с потребностями предприятия и общества, участвовать в функционировании гражданских институтов.

В процессе модернизации современного российского образования становится актуальной задача профессионального формирования социальных компетенций личности в процессе её субъектной самореализации в воспитывающей среде. Необходимость решения такой задачи определяется миссией, возложенной на образовательные учреждения официальными органами, и ожиданиями общества, определяющими потребностями граждан в развитии социальных компетенций в процессе получения образования. Современная социальная ситуация развития нашего общества определяет особую значимость в процессе субъектной самореализации личности воспитывающей среды образовательногоуч-

реждения. Эта среда позволяет формировать социальные компетенции растущего человека. Функционирование воспитывающей среды во многом зависит от деятельности лидеров как её субъектов. Лидер, являясь объективно субъектом воспитывающей среды, самореализуется в ней как организатор деятельности, как образец деятельности и поведения, как инициатор и генератор позитивной активности.

Рассматривая социальную компетенцию как реализованную возможность личности в совершенствовании социопространства в целом и себя в этом пространстве, в частности, можно установить, что воспитывающая среда образовательного учреждения способна моделировать социальное поведение человека, давая ему возможность приобретать опыт субъектной самореализации, развивать социальные компетенции. Именно это положение становится значимым в процессе формирования социальных компетенций.

Субъектную самореализацию личности в процессе формирования её социальных компетенций можно рассматривать как реализуемое умение устанавливать меру своей социальной востребованности. Проявляется субъектная самореализация личности многогранно в форме познания, отношения, преобразования действий. Субъектная самореализация проявляется в отношении к социальным явлениям, в познании социальных явлений, в преобразовании социального окружения в целом и себя в нём, в частности. Социальные компетенции характеризуют меру субъектной самореализации личности. Они включают в себя: опыт межличностного взаимодействия, владение продуктивными технологиями организации деятельности: средство общения, способ самореализации, цель самореализации, условие профессионального роста (успеха), результат самосовершенствования, условие социальной успешности, механизм социального совершенствования.

При реформировании высшей школы формирование новых образовательных институтов способствует повышению уровня образованности и культуры россиян, сохранению высокого качества подготовки специалистов, способных обеспечить выход на новые технологии, которые станут основой развивающегося постиндустриального общества.

Социальных ожиданий от многоуровневого образования много. Обозначим некоторые из них:

более высокое качество образования и построение его на компетентностной основе, более высокий уровень индивидуализации, чем при традиционном образовании; более эффективное взаимодействие образования с окружающей средой; высокая степень диверсификации образовательных маршрутов.

Рассмотрим особенности формирующейся в российском высшем образовании многоуровневой системы подготовки с учетом влияния ее требований на возможность и необходимость развития учебно-исследовательской компетентности бакалавров как части социальной компетентности. Существенно, что эта новая составляющая образовательной системы, включающая четырехлетний бакалавриат как часть шестилетней образовательной программы подготовки магистров, ориентирована на фундаментальное междисциплинарное образование. При таком подходе появляется возможность поднять на новый уровень качество образования. Речь идет не только о необходимости профессиональных знаний и практического опыта, требующихся для выполнения тех или иных профессиональных обязанностей, но и о развитии творческих возможностей личности, активизации глубинных источников ее интеллектуального потенциала.

Формирование базовых профессиональных компетенций выступает в качестве приоритетной миссии находящегося на стадии становления многоуровневого высшего образования в России. Его развитие не должно обязательно идти по общей для всех вузов схеме. При этом главным ориентиром должно быть повышение качества образования путем обновления его содержания, диверсификации учебных планов, широкого развития современных образовательных технологий. В этих условиях совершенствование учебного процесса будет способствовать развитию индивидуального стиля учебной деятельности студентов, повышению учебно-исследовательской компетентности, профессиональному и личностному развитию.

Одним из аспектов модернизации образования является построение его на компетент-ностной основе. Учитывая многообразие позиций по этому вопросу, в самом общем виде можно утверждать, что это такой вид содержания образования, который предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых, т.е. относящихся ко мно-

гим социальным сферам, функций, социальных ролей, компетенций.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение решать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности; при освоении современной техники и технологии; во взаимоотношениях людей, в этических нормах, оценке собственных поступков; в практической жизни при выполнении социальных ролей; в правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических ценностях; в овладении профессией в высшем учебном заведении, в умении ориентироваться на рынке труда; при рефлексии собственных жизненных проблем, самоорганизации себя, выборе стиля и образа жизни, разрешении конфликтов.

Студента бакалавриата нельзя обучить учебно-исследовательской и социальной компетентности - компетентным он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его индивидуальному стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ценностям. Учебно-исследовательская и социальная компетентность выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, ее нельзя сформировать, дав обучающемуся учебное задание или включив его в деятельность. Он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта.

Специфика компетентностного обучения заключается в том, что здесь усваивается не готовое знание (кем-то приготовленное к усвоению), а прослеживаются условия происхождения данного знания. Студент как бы сам создает необходимые для решения задачи понятия. При таком подходе учебная деятельность, периодически переходя то в форму исследовательской, то в форму практико-преобразовательной деятельности, сама становится предметом усвоения.

Уровень бакалавриата ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях, и предполагает изучение общих математических и естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общепрофессиональных дисциплин направления,

а также специальных, формирующих начала специализации и выработки навыков выполнения научно-исследовательских работ, которые углубляются в магистратуре.

Таким образом, введение степени бакалавр преследует определенные цели (функции бакалавриата): облегчает выпускникам вузов поиск своего места на рынках труда (социально-экономическая функция); ведет к сокращению общего времени на подготовку (социально-защитная функция); выступает средством борьбы с отсевом студентов (функция повышения образовательной эффективности и социальной справедливости); обеспечивает большую гибкость образовательных программ (функция диверсификации); усиливает внутригосударственную (национальную) и международную мобильность (функция социально-экономической интеграции и межкультурной коммуникации); содействует признанию (функция транспарентности); предполагает усиление взаимодействия образования и трудовой деятельности (функция реализации образования в течение всей жизни); повышает эффективность использования ресурсов, так как не принуждает студентов менять направления обучения в различных переходных точках (ресурсосберегающая функция). Следовательно, обучение в бакалавриате дает только общетеоретическую базу для дальнейшего освоения выпускником конкретной выбранной им профессии в процессе трудовой деятельности - либо путем самообразования, либо через систему переподготовки и повышения квалификации.

В целом активность восприятия идеи многоуровневого образования и темпы включения вузов в ее реализацию подтверждают актуальность исследования проблемы развития социальной компетентности студентов бакалавриата как средства реализации целей системы высшего профессионального образования в России. Различия в темпах восприятия вузами разного профиля -классическими университетами, техническими, педагогическими и другими - идеи многоуровневой подготовки кадров свидетельствуют о разнице методологической и методической зрелости фундаментальной и прикладной ветвей вузовской науки.

Библиографический список

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н. С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профес-

сиональной компетентности. - М., 1994.

2. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностно-го подхода в образовании. - М., 2004.

4. Мазуренко А.В. Педагогические условия становления и развития социальных качеств студенческой молодёжи в культурно-образовательной среде вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2006.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. -

М., 1993.

6. Митяева А.М. Технологии развития индивидуальных стилей учебной деятельности студентов в условиях двухуровневой системы высшего образования: Монография. - Орел, 2006.

7. Петровская Л.А. Компетентность в общении. - М., 1989.

8. Тихомирова Е.И. Лидерство в молодёжной среде. - Самара; Оренбург, 2000.

9. Хершген Х. Маркетинг. Основы профессионального успеха: Учебник для вузов / Пер. с нем. - М., 2000.

УДК 370.174:371.048.4

Сохранов Владимир Васильевич

доктор педагогических наук Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г Белинского

prof_sochranov@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИ

В статье рассматривается процесс формирования социальной компетентности личности в условиях информатизации педагогической деятельности.

Ключевые слова: информатизация, компетентность, социальная компетентность, формирование.

Изучение структуры и содержания социально компетентного информационно насыщенного профессионального педагогического действия показывает существование совокупности факторов, влияние которых определяет меру его успешности в плане воздействия на развитие социальной компетентности личности. Среди них особую роль играет деятельность педагога, побуждающая человека к поведению, отражающему социальную норму и уровень личностных притязаний.

Как известно «деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [9, с. 101].

Системная методология проведенного исследования предопределяет следующую последовательность постановки и раскрытия проблемы: определение содержания базового понятия «информационно насыщенная педагогическая деятельность»; выявления целевой, структурной, содержательной и регулятивной значимости педагогического действия для исследуемого процесса.

Междисциплинарный анализ рассматриваемой взаимосвязи (Ф.С. Авдеев, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, И.В. Роберт, А.А. Русаков, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.) позволил выделить классическое толкование информационно насыщенной педагогической деятельности (ИНПД), которая «представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленной человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе» [1, с. 24].

Принимая в целом данное понимание ИНПД, мы, в ходе экспериментальной работы, произвели уточнение базового понятийного аппарата. Так, ИНПД рассматривалась в виде целенаправленного процесса нравственного воздействия педагога на личность подопечного для:

- информационного насыщения его личностной и социально значимой информацией;

- побуждения его к саморегулированию;

- соотнесения опыта культурного развития и саморазвития человечества с конкретной ситуацией становления личности отдельно взятого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.