Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / СТУДЕНТ / СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ / ФОРМИРОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паатова М. Э., Деленьян А. В., Хашхова Д. З., Меденцева А. А.

Формирование социальной успешности студентов рассматривается как актуальная задача образования. Российское государство испытывает острую необходимость в социально успешных молодых гражданах. Это прослеживается в государственных документах различного уровня. Так в ФЗ «Об образовании», в «Национальной доктрине образования до 2025 года», в ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», в Федеральной целевой программе «Молодежь России», в Федеральной целевой программе «Молодые профессионалы» подчеркивается необходимость в воспитании подрастающего поколения, способного к творчеству, инновационной деятельности, владеющего организаторскими навыками, лидерскими способностям, успешных на современном рынке труда. В связи с этим актуализирована потребность поиска эффективных форм, методов, технологий для решения проблемы подготовки успешных в профессиональной сфере молодых людей. Важнейшее место в формировании социальной успешности занимает профессиональное самоопределение, так как оно не только формирует систему представлений о мире профессий, но и позволяет старшеклассникам развить уверенность в собственных силах в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности производить реальную самооценку собственных действий. В данной работе рассмотрена сущностная характеристика социальной успешности под углом зрения различных исследователей. Изучено содержание понятия «социальная успешность», его структура. В ходе исследования проведен экспресс-опрос по выявлению представлений о социальной успешности студентов 1 курса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Паатова М. Э., Деленьян А. В., Хашхова Д. З., Меденцева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL SUCCESS OF A MODERN STUDENT AS AN ACTUAL TASK OF EDUCATION

The formation of students' social success is considered as an urgent task of education. The Russian state is in dire need of socially successful young citizens. This can be seen in government documents at various levels. Thus, in the Federal Law "On Education", in the "National Doctrine of Education until 2025", in the Federal Law "On State Support of Youth and Children's Public Associations", in the Federal Target Program "Youth of Russia", in the Federal Target Program "Young Professionals" the need in the upbringing of the younger generation capable of creativity, innovation, possessing organizational skills, leadership abilities, successful in the modern labor market is emphasized. In this regard, the need to search for effective forms, methods, technologies to solve the problem of training successful young people in the professional field has been actualized. The most important place in the formation of social success is occupied by professional self-determination, as it does not only forms a system of ideas about the world of professions, but also allows high school students to develop self-confidence in choosing personal goals in significant activities, means and methods for achieving goals, the ability to make a real self-assessment of own actions. This paper considers the essential characteristic of social success from the point of view of various researchers. The content of the concept of "social success" and its structure have been studied. In the course of the study, an express survey was conducted to identify ideas about the social success of the 1st-year students of the federal state budgetary educational institution of higher education "Adyghe State University".

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья

УДК 378.035:316.66 ББК 74.48 Ф 79

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-65-72

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ

(Рецензирована)

Мария Эдуардовна Паатова1*, Ангелина Владимировна Деленьян2, Дана Зурабовна Хашхова3, Анна Анатольевна Меденцева4

1,2,3,4Адыгейский государственный университет, г. Майкоп, Россия 1*[email protected], http://orcid.org/ 0000-0003-2168-2576 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9256-2518 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5186-3912 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3313-1982

Аннотация. Формирование социальной успешности студентов рассматривается как актуальная задача образования. Российское государство испытывает острую необходимость в социально успешных молодых гражданах. Это прослеживается в государственных документах различного уровня. Так в ФЗ «Об образовании», в «Национальной доктрине образования до 2025 года», в ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», в Федеральной целевой программе «Молодежь России», в Федеральной целевой программе «Молодые профессионалы» подчеркивается необходимость в воспитании подрастающего поколения, способного к творчеству, инновационной деятельности, владеющего организаторскими навыками, лидерскими способностям, успешных на современном рынке труда. В связи с этим актуализирована потребность поиска эффективных форм, методов, технологий для решения проблемы подготовки успешных в профессиональной сфере молодых людей. Важнейшее место в формировании социальной успешности занимает профессиональное самоопределение, так как оно не только формирует систему представлений о мире профессий, но и позволяет старшеклассникам развить уверенность в собственных силах в выборе личностных целей в значимой деятельности, средств и способов достижения поставленных целей, возможности производить реальную самооценку собственных действий. В данной работе рассмотрена сущностная характеристика социальной успешности под углом зрения различных исследователей. Изучено содержание понятия «социальная успешность», его структура. В ходе исследования проведен экспресс-опрос по выявлению представлений о социальной успешности студентов 1 курса федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Адыгейский государственный университет».

Ключевые слова: успешность, социальная успешность, студент, современный студент, формирование, университет.

Для цитирования: Формирование социальной успешности современного студента как актуальная задача образования / М.Э. Паатова, А.В. Деленьян,

Д.З. Хашхова [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2023. Вып. 1(313). С. 65-72. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-65-72

Original Research Paper

FORMATION OF SOCIAL SUCCESS OF A MODERN STUDENT AS AN ACTUAL TASK OF EDUCATION

Mariya E. Paatova1*, Angelina V. Delenyan2, Dana Z. Khashkhova3,

Anna A. Medentseva4

1,2,3,4Adyghe State University, Maikop, Russia

1*[email protected], http://orcid.org/ 0000-0003-2168-2576

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-9256-2518

[email protected], https://orcid.org/0000-0001-5186-3912

[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3313-1982

Abstract. The formation of students' social success is considered as an urgent task of education. The Russian state is in dire need of socially successful young citizens. This can be seen in government documents at various levels. Thus, in the Federal Law "On Education", in the "National Doctrine of Education until 2025", in the Federal Law "On State Support of Youth and Children's Public Associations", in the Federal Target Program "Youth of Russia", in the Federal Target Program "Young Professionals" the need in the upbringing of the younger generation capable of creativity, innovation, possessing organizational skills, leadership abilities, successful in the modern labor market is emphasized. In this regard, the need to search for effective forms, methods, technologies to solve the problem of training successful young people in the professional field has been actualized. The most important place in the formation of social success is occupied by professional self-determination, as it does not only forms a system of ideas about the world of professions, but also allows high school students to develop self-confidence in choosing personal goals in significant activities, means and methods for achieving goals, the ability to make a real self-assessment of own actions. This paper considers the essential characteristic of social success from the point of view of various researchers. The content of the concept of "social success" and its structure have been studied. In the course of the study, an express survey was conducted to identify ideas about the social success of the 1st-year students of the federal state budgetary educational institution of higher education "Adyghe State University".

Keywords: success, social success, student, modern student, formation, university.

For citation: Formation of social success of a modern student as an actual task of education / M.E. Paatova, A.V. Delenyan, D.Z. Khashkhova [etc.] // Bulletin of the Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023. No. 1(313). P. 65-72. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-1-313-65-72

Актуальность исследования. Актуальность исследования. В

Указе Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) «О Стратегии научно-технологического

развития Российской Федерации» говорится о том, что целью научно-технологического развития Российской Федерации является высококачественная подготовка кон-

курентоспособных на современном рынке труда специалистов, в том числе способных к профессиональному самоопределению, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию [1]. В связи с этим актуализирована потребность поиска эффективных путей для решения проблемы подготовки успешных в профессиональной сфере молодых людей. Современное общество нуждается в образованных, предприимчивых, креативных молодых людях, способных нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению.

На I Международной Ассамблее «Ученик в современном мире: формула успеха», организатором которой выступила Российская академия образования, фокус внимания был сконцентрирован на необходимости формирования в образовательных организациях социальной успешности подрастающего поколения, способствующей их благополучной социализации и социальной адаптации (О.Ю. Васильева) [2].

Так разработка новых стратегий развития общества актуализировала проблемы воспитания подрастающего поколения. В мае 2020 г. Президентом РФ В. Путиным в соответствии с п. «г» ст. 84 Конституции РФ внесен в Государственную Думу проект ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Воспитание рассматривается как деятельность, направленная на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, принятых в российском обществе.

В указе Президента РФ от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» говорится о том, что главной целью

Российской Федерации является укрепление традиционных ценностей граждан России, к которым можно отнести: жизнь, достоинство, права и свободу человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России, религию. В данном указе рассматривается два сценария развития государственной политики по сохранению традиционных ценностей. Положительный сценарий направлен на формирование высоконравственной личности, которая успешно адаптируется в социуме, конструктивно преодолевая возникающие на ее жизненном пути трудности и проблемы, и которая готова к профессиональному самоопределению и самореализации [3].

Проблема формирования социально успешной личности становится центром внимания студенческого возраста. Именно в этом возрасте происходит овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. В связи с этим формирование социальной успешности современного студента приобретает все большую социальную значимость и становится необходимым условием их успешной социальной адаптации в социуме, что обуславливает необходимость исследований психолого-педагогических аспектов формирования социальной успешности современного студента.

Цель исследования. В рамках данной работы нами предпринята попытка определить сущность и структуру социальной успешности, особенности формирования социальной успешности современного студента.

Теоретическое обоснование.

Согласно словарю С.И. Ожегова слово «успех» употребляется в трех значениях: 1) удача в достижении чего-либо; 2) общественное признание; 3) достижение внушительных результатов в различных сферах деятельности [4]. В «Толковом словаре» Д. Ушаков под словом «успех» понимает как удачу в достижении задуманной цели; как признание удачи со стороны общества; как интерес окружающих к кому-либо [5].

Социологи выделяют три основные сферы жизнедеятельности, где можно достичь успешности - это семья (вступление в брак, рождение детей и т.д), труд (профессиональная успешность), досуг/увлечения (эмоций (азарт), полученные от продуктивного отдыха).

В своей работе Н.В. Лейфрид предлагает разделить такие понятия, как «успех» и «успешность». Так в понятие «успех» вкладываются объективные достижения, а в «успешность» - чувства переживания успеха [6: 95]. По мнению А.Р. Тугушевой, социальная успешность - это социально-психологическое явление, включающее оценочные суждения об эффективности личности, ее социально-психологической деятельности и поведении в социальном пространстве [7].

Е.В. Деева под социальной успешностью молодежи понимает некий социальный параметр личности, который позволяет продуктивно функционировать в обществе, а социальное образование может выступать как один из показателей социальной успешности данной возрастной группы [8].

В высших учебных заведениях необходимо формировать у студентов стремление к социальной успешности студентов в выбранной профессиональной деятельности. Важную роль в этом играет позиционирование образовательной организации на современном рынке труда. Социализация в студенческой

среде представляет новый сложный этап в жизни для абитуриента. При выборе высшего учебного заведения мы можем наблюдать рост числа тех абитуриентов, которые опираются не только на дальнейшую получаемую профессию, но и на популярных выпускников данного учебного заведения.

Новое поколение студентов разительно отличается от предыдущих, поэтому из года в год необходимо менять подходы к организации учебно-воспитательного процесса, модернизируя и совершенствуя методы и средства обучения. Стоит отметить, что важную роль в формировании социальной успешности современного студента играют как выпуск-ники-амбассадоры, так и преподаватели. В современном обществе они должны быть известными в широких научных и социальных кругах, активно принимать участие как в различных конференциях, мероприятиях и грантах, так и в жизни ВУЗа, создавая идеальное пространство для научного развития подрастающего поколения молодых ученых. Преподаватель, владеющий различными навыками и умениями и помогающий развивать эти навыки в каждом студенте, становится опорой для студента и определяет его дальнейшее развитие.

Опираясь на исследования А.Р. Тугушевой, Ю.М. Орловой, Г.Л. Тульчинского, мы выделяем стремление к социальной успешности современного студента в избранной профессии как интегративное личностное качество, характеризующееся нацеленностью на субъективно-значимые достижения в профессии, готовностью к усилиям по профессиональному самоопределению и саморазвитию, а также устойчивым желанием переносить профессиональную успешность в другие сферы своей жизнедеятельности.

Социальная успешность в избранной профессии включает:

1) нацеленность на результат;

2) готовность к длительным усилиям по профессиональному развитию;

3) желание профессиональную успешность спроектировать в другие сферы жизни.

Социальная успешность в избранной профессии выполняет созидательную функцию, способствуя саморазвитию и самоопределению личности.

Определяя структуру социальной успешности современного студента, мы пересмотрели результаты исследования Е.Ю. Варламова, А. Збуцки, А.Р. Тугушевой, выделив следующие компоненты [9, 10]:

- мотивационно-ценностный компонент (осознанность целей, понимание личностного смысла деятельности, творческое использование результатов деятельности, наличие профессионально-познавательной мотивации, профессиональное творчество на практике, мотивация на достижение успеха, профессиональное самоопределение);

- эмоционально-поведенческий компонент (удовлетворенность своим выбором, наличие любимой работы, стремление сделать карьеру, профессиональная самореализация, преодоление профессиональных трудностей, желание развивать себя);

- рефлексивно-оценочный компонент (видение отдаленных перспектив, удовлетворение поло-

жением в обществе, способность оказывать влияние, наличие любимых людей).

Результаты диагностики. Для выявления представлений о социальной успешности студентов был проведен экспресс-опрос, в котором участвовали первые курсы Адыгейского государственного университета. В исследование приняли участие 107 респондентов в возрасте 17-18 лет. Были получены следующие результаты.

На вопрос о том, «Считаетесь ли Вы успешным в глазах своих сверстников, выбрав Адыгейский Государственный университет?», были получены данные: 48,6% респондентов заявили, что не считают себя успешными; 43,2% ответили, что являются успешными; 8,1% ответили нейтрально (см. рис. 1). Это свидетельствует о низком рейтинге нашего ВУЗа в глазах абитуриента, что негативно влияет на его имидж.

На вопрос «Довольны ли Вы выбором своей образовательной программы (своего направления подготовки)?» также были получены данные: негативно ответили 43,2% респондентов; положительно ответили 40,5%; нейтральную позицию заняли 16,2% (см. рис. 2). Вышеперечисленные данные свидетельствуют о существенной доле студентов с нецелесообразным выбором будущей профессии, что негативно влияет как на их будущую

• Да

• Нет

Не знаю 0 Скорее да, чем нет 9 Всем всё равно

Рисунок 1. Считаете ли Вы себя успешным в глазах сверстников, выбрав Адыгейский государственный университет?

Figure 1. Do you consider yourself successful in the eyes of your peers after choosing the Adyghe State University?

• Да

• Нет Затрудняюсь ответить

Рисунок 2. Довольны ли Вы выбором своей образовательной программы (своего направления подготовки)?

Figure 2. Are you satisfied with the choice of your educational program

(your field of study)?

Рисунок 3. Рассматривали ли Вы Адыгейский Государственный университет как наиболее предпочитаемый ВУЗ?

Figure 3. Did you consider the Adyghe State University as the most preferred university?

жизнь, так и на положение АГУ как предоставляющего образовательные услуги учреждения.

На вопрос «Рассматривали ли Вы Адыгейский Государственный университет как наиболее предпочитаемый ВУЗ?» также были получены следующие данные: 48,6% респондентов не рассматривали АГУ как наиболее предпочитаемый; 32,4% ставили АГУ выше других ВУЗов, 18,9% заняли нейтральную позицию (см. рис 3). Полученные данные свидетельствуют о низкой репутации Адыгейского государственного университета в глазах молодежи ЮФО.

Также нами был проведен опрос, направленный на выявление того, что студенты вкладывают в понятие «социальная успешность». Респондентам было предложено 10 определений, которые, по их мне-

нию, относятся к социальной успешности. Данные определения можно соотнести с тремя показателями: материальным, личностным и профессиональным (см. таб. 1).

Исходя из полученных результатов опроса, мы можем констатировать:

1. Наибольшее предпочтение респонденты отдавали таким понятиям, как наличие высокооплачиваемой работы (27 респондентов), наличие стипендии (21 респондентов). Соответственно для современных студентов социальная успешность соотносится с понятием «материальное благополучие» (44,86%).

2. Наименьше предпочтение респонденты отдали таким определениям, как наличие высокого уровня успеваемости в учебной деятельности (7 респондентов), участие в научной деятельности (5 респонден-

тов), саморазвитие (7 респондентов). Таким образом, мы можем констатировать, что профессиональный показатель не является приоритетным у современного студента (17,76%).

Констатируя вышесказанное, мы можем наблюдать негативную тенденцию роста числа абитуриентов, которые, поступая в высшее учебное заведение, заведомо не уверены в эффективности обучения и их личностном росте. Рассматривая ВУЗ как средство получения высшего образования, абитуриенты не осознают, что именно образование, которое они получат в вузе, является предиктором их дальнейшего профессионального развития и формирования необходимых навыков и умений.

Выводы и перспектива дальнейших исследований. Наша страна испытывает острую необходимость в социально успешных молодых людях, способных к профессиональному самоопределению, с мотивацией на достижение

успеха, обладающих коммуникативными навыками, стремящихся к профессиональному самосовершенствованию. Рассматривая стремление современного студента к социальной успешности в избранной профессии как интегративное личностное качество, характеризующееся нацеленностью на субъективно-значимые достижения в профессии, готовностью к усилиям по профессиональному самоопределению и саморазвитию, а также устойчивым желанием переносить профессиональную успешность в другие сферы своей жизнедеятельности, в дальнейших наших исследованиях планируем: разработать критериально-диагностическое обеспечение процесса формирования социальной успешности современного студента; разработать и апробировать программу (модуль) воспитательной работы по формированию социальной успешности современного студента в высшей школе.

Примечания:

1. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 // Президент России. URL: http://www. kremlin.ru/ acts/bank/41449.

2. В РАО состоялось открытие I Международной педагогической Ассамблеи «Ученик в современном мире: формула успеха» // Российская академия образования. URL: https://raoassambleya.ru/program

3. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: указ Президента РФ от 09.11.2022 №809 // Президент России. http://www.kremlin.ru/ acts/bank/48502.

4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред. Л.И. Скворцова. М.: Мир и Образование, 2017. 736 с.

5. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М.: Дрофа, 2001. 316 с.

6. Лейфрид Н.В. Ответственность как личностная детерминанта представлений об успешном человеке: дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 220 с.

7. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: дис. . канд. психол. наук. Самара, 2007. 167 с.

8. Деева Е.В. Социальная успешность как фактор профессионального становления молодежи // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 6 (52). С. 205-209.

9. Варламова Е.Ю. Организационно-педагогические условия обеспечения социальной успешности школьников: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2004. 235 с.

10. Збуцки А. Формирование социальной успешности школьников средствами экономического образования: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2005. 144 с.

References:

1. On the strategy of scientific and technological development of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 642 dated 01.12.2016 // President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru / acts/bank/41449 (date of access: 10.11.2022).

2. The opening of the I International Pedagogical Assembly "Student in the modern world: the formula of success" took place in RAO // Russian Academy of Education. URL: URL: https://raoassambleya.ru/program

3. On the approval of the Foundations of the state Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian spiritual and Moral Values: Decree of the President of the Russian Federation No. 809 dated 09.11.2022 // President of Russia. http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (date of access: 10.11.2022).

4. Ozhegov S.I. Explanatory dictionary of the Russian language: about 100,000 words, terms and phraseological expressions / ed. by L.I. Skvortsov. M.: Mir i Obrazovanie, 2017. 736 pp.

5. Ushakov D.N., Kryuchkov S.E. Spelling dictionary. M.: Drofa, 2001. 316 pp.

6. Leifrid N.V. Responsibility as a personal determinant of ideas about a successful person: Diss. for the degree of the Candidate of Psychology degree. Krasnodar, 2006. 220 pp.

7. Tugusheva A.R. Ideas about social success and personal self-determination of youth: Diss. for the Candidate of Psychology degree. Samara, 2007. 167 pp.

8. Deeva E.V. Social success as a factor of professional formation of youth // Socioeconomic phenomena and processes. 2013. No. 6 (52). P. 205-209.

9. Varlamova E.Y. Organizational and pedagogical conditions for ensuring the social success of schoolchildren: Diss. for the Candidate of Pedagogy degree. Kostroma, 2004. 235 pp.

10. Zbutski A. Formation of social success of schoolchildren by means of economic education: Diss. for the Candidate of Pedagogy degree. Yaroslavl, 2005. 144 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 07.02.2023; одобрена после рецензирования 21.02.2023; принята к публикации 07.03.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 07.02.2023; approved after reviewing 21.02.2023; accepted for publication 07.03.2023.

© Паатова М.Э., Деленьян А.В., Хашхова Д.З., Меденцева А.А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.