Научная статья на тему 'Формирование социальной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности'

Формирование социальной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностное общение / социальная компетенция / социализация личности / personal communication / social competence / socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. А. Мохирева, Н. Л. Егорова

В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятий «социальная компетенция», «социализация личности» и «личностное общение». Описано содержание коррекционно-педагогической работы по формированию социальных умений и навыков как структурных компонентов личностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article presents the analysis of existing approaches to the definition of social competence, socialization and personal communication. The content of correctional and pedagogical work on the formation of social skills as structural components of personal communication is described.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочной деятельности»

да ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, где и кем было предложено задание.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться.

Желаемого эффекта, работая по данной методике, можно достичь только при активном взаимодействии педагога и родителя. Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит наблюдение и изучение поведения, в результате производится оценка и вырабатываются стратегии обучения ребенка с РАС.

Однако, по нашему мнению, использование АВА-терапии как единственного метода коррекции поведения детей с аутизмом, будет неправильным. Далеко не каждому ребенку подходит метод ABA, выбор именно этой методики оправдан, если ребенок не реагирует на просьбы и запреты, не выполняет инструкции, не всегда откликается на имя, не стремится к коммуникации, речь развита слабо (ребенок не может выразить свои мысли и желания). Более того, для выработки конкретных навыков (самообслуживания, социальных, учебных) мы не используем метод АВА-терапии в целом, а применяем лишь отдельные приемы.

Подводя итог, хочется отметить, что ни один из методов коррекции аутизма у детей не вызывает столь бурных эмоций, как метод ABA-терапии: часть специалистов с фанатизмом применяют данную методику на практике, а часть категорически отказывается принимать таковую, сравнивая ее с методом дрессировки. Тем не менее, не надо забывать о том, что расстройство аутистического спектра протекает у детей данной категории по-разному, и, может быть, именно данный метод является самым продуктивным в работе с определенным ребенком.

Список литературы

1 ABA терапия (метод прикладного анализа поведения). - Текст : электронный //РИА Новости: - [сайт]. - URL: https://ria.ru/spravka/20120910/747164443.html (дата обращения: 15.04.2018).

2 DSM-IV. - Текст : электронный //Википедия. Свободная энциклопедия : [сайт]. - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/DSM-IV.

3 Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие : книга для педагогов-дефектологов /пер. с англ.

О. В. Деряевой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 144 с.

4 Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Москва : Теревинф, 2007. - Текст : электронный. - URL: http://surwiki. admsurgut.ru/wiki/images/1/14/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0 %BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%9D%D0%B8%D0%BA %D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D 1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD %D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8_%D0 %BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

References

1 ABA terapiya (metod prikladnogo analiza povedeniya). -Tekst: elektronnyy // RIA Novosti: - [sayt]. - URL: https://ria. ru/spravka/20120910/747164443.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

2 DSM-IV. - Tekst : elektronnyy // Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya : [sayt]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ DSM-IV.

3 Autizm. Meditsinskoye i pedagogicheskoye vozdeystviye: kniga dlya pedagogov-defektologov/per. s angl.

O. V. Deryayevoy; pod nauch. red. L. M. Shipitsynoy. D. N. Isayeva. - Moskva : VLADOS. 2005. - 144 s.

4 Nikolskaya O. S. Autichnyy rebenok. Puti pomoshchi / O. S. Nikolskaya, E. R. Bayenskaya, M. M. Libling. - Moskva : Terevinf, 2007. - Tekst : elektronnyy. - URL: http://surwiki. admsurgut.ru/wiki/images/1/14/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0 %BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%9D%D0%B8%D0%BA %D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D 1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD %D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8_%D 0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8.pdf (data obrashcheniya: 15.04.2018).

УДК 371.927

Л.А. Мохирева, Н.Л. Егорова

Курганский государственный университет,

Курган

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятий «социальная компетенция», «социализация личности» и «личностное общение». Описано содержание коррекционно-педагогической работы по формированию социальных умений и навыков как структурных компонентов личностного общения.

Ключевые слова: личностное общение, социальная компетенция, социализация личности.

L.A. Mokhireva, N.L. Egorova Kurgan state University, Kurgan

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract. The article presents the analysis of existing approaches to the definition of social competence, socialization and personal communication. The content of correctional and pedagogical work on the formation of social skills as structural components of personal communication is described.

Key words: personal communication, social competence, socialization.

По статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества учащихся с отклонениями в разви-

тии, которая составляет почти 5% детей, имеющих категорию «дети с ограниченными возможностями здоровья». Современная школа должна быть готовой не просто обеспечить учащимся с отклонениями в развитии качественное формирование предметных знаний и умений, но и создать условия для развития социальной компетенции, которая обеспечит успешность взаимодействия при обучении, а также будет способствовать эффективной социализации в обществе.

В настоящее время проблема развития социальной компетенции у обучающихся с интеллектуальными нарушениями играет важную роль. Для младшего школьника круг взаимодействия представлен совсем по-другому. Ребенок располагает более широкими (мир, страна, государство) и узкими (семья, школа, двор) понятиями. Его социальное взаимодействие определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, которые изначально «не такие, как все».

Следовательно, важной задачей развития социальной компетенции считается формирование у детей знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений, необходимые для комфортного существования в социуме. Обязательным условием успешной социализации детей с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь».

Многие ведущие ученые относят социальную компетенцию к одному из механизмов социализации личности, являясь показателем ее зрелости.

Здесь отмечается активность субъекта в процессе освоения социального опыта, так как в ходе социализации индивид не просто усваивает социальный опыт группы, но субъективно реформирует его в собственные социальные направления, социальные ожидания, ценностные ориентации и т.п. [3].

Понятие «социальная компетенция» изучали исследователи, и у каждого из них своя точка зрения по этому поводу. Из утверждения А.Г. Асмолова, «социальная компетенция это -продукт социальной ситуации, развития специфической системы отношений среды и субъекта, отраженной в его переживаниях и реализуемой в совместной деятельности с другими людьми» [1].

По мнению М.В. Жировой, О.С. Михно, «социальная компетенция - совокупность качеств личности, социальных знаний и умений, которые обеспечивают положительную интеграцию в социум в процессе творческого решения социальных задач и выполнения социальных ролей»[5]. 44

Дети с ОВЗ, взаимодействуя в коллективе, обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся ровесники. Они затрудняются в самостоятельном принятии, осмысливании, сохранении и переработке информации, приобретаемой из внешнего мира. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов, они отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школьные учреждения призваны воспитать полезные привычки и сформировать социальные и нормативные модели поведения [2].

Организация внеурочной деятельности детей в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для обучающихся стороны личности самого учителя, наконец, способствуют совместным переживаниям, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь. Поэтому у внеурочной деятельности существует несколько приемов сотрудничества, которые нужно сформировать у младших школьников на внеклассных мероприятиях:

1 Коллективная деятельность. У детей формируется чувство ответственности, навыки коллективизма, организаторские способности, открываются таланты, идет присвоение ценностей. Характерными признаками коллективного дела является деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

2 Организаторская деятельность. Главная роль принадлежит учителю, при этом могут привлекаться старшеклассники, родители и т.д. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений, к проведению коллективного дела приобщаются сами дети (один или группа детей), желающих выступить в этой роли.

Учителю нужно сделать так, чтобы детьми была принята и осмыслена цель коллективного дела, необходимо возникновение мотивационного участия в деле.

Вся система внеклассных мероприятий направлена на воспитание у детей инициативы, самостоятельности, привычки правильного, дисциплинированного поведения в коллективе, в труде, в учебе. Содержание самой деятельности должно быть эмоционально привлекательно для детей, обеспечивать активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта, предоставлять возможность каждому ребенку внести свой вклад в общую работу, проявить свои личностные

качества, возможности, таланты, способствовать укреплению коллектива, содействовать разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений. Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеют внеклассные мероприятия [4]. Учитель обязан продумывать сценарии праздников, учитывая возможности своих учеников, подбирать конкурсы, загадки, интересные игры.

Таким образом, можно сказать, что роль внеурочной деятельности помогает в воспитании детей с нарушением интеллекта. Эта роль внеклассных занятий в воспитании детей с нарушением интеллекта очень велика. Внеурочные формы организации обучения дают возможность школьникам глубоко и разносторонне познавать жизнь, развивать свои творческие силы. С их помощью дети приобретают богатую дополнительную информацию, жизненные умения и навыки, воспитывают у себя способность и стремление к творчеству. Учителя и воспитатели школы находятся в постоянном творческом поиске, используют в работе с учащимися современные воспитательные и информационные технологии, ищут новые формы работы с учащимися.

Список литературы

1 Асмолов А. Г. Социальная компетенция /А. Г. Асмолов. -Москва, 2012. - 416 с.

2 Белопольская Н. Л. Такие неформатные дети /

Н. Л. Белопольская. - Москва : Когнито-Центр, 2007. - 103 с.

3 Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. - Москва : Генезис, 2001. - 340 с.

4 Блонский П. П. Психология младших школьников /

П. П. Блонский. - Москва : Институт практической психологии, 2010. - 631 с.

5 Жирова М. В. Социальная компетентность личности / М. В. Жирова, О. С. Михно // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 71-74.

References

1 AsmolovA. G. Sotsialnaya kompetentsiya /A. G. Asmolov. -Moskva, 2012. - 416 s.

2 Belopolskaya N. L. Takiye neformatnyye deti /

N. L. Belopolskaya. - Moskva : Kognito-Tsentr, 2007. - 103 s.

3 Bityanova M. R. Organizatsiya psikhologicheskoy raboty v shkole /M. R. Bityanova. - Moskva : Genezis, 2001. - 340 s.

4 Blonskiy P. P. Psikhologiya mladshikh shkolnikov/

P. P. Blonskiy. - Moskva : Institut prakticheskoy psikhologii, 2010. -631 s.

5 Zhirova M. V. Sotsialnaya kompetentnost lichnosti /

M. V. Zhirova, O. S. Mikhno //Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. - 2012. - № 1. - S. 71-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.