Научная статья на тему 'Формирование социальной активности молодёжи: особенности, структура и мотивы'

Формирование социальной активности молодёжи: особенности, структура и мотивы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1247
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальная активность / молодёжь / мотивы социальной деятельности / студенты / выпускники / интервью. / social activity / youth / motives of social activity / students / graduates / interview

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балог Анжела Ивановна

Статья посвящена раскрытию осо-бенностей современной социальной активностимолодёжи. Для этого вначале проводится теоре-тический анализ категорий «активность» и «со-циальная активность», показывающий, что в лите-ратуре нет единства в их толковании. Для раскры-тия специфики социальной активности молодежирассматриваются результаты интервью, прове-дённого со студентами и выпускниками вузовгорода Кирова, активно проявляющих себя в со-циальной деятельности в студенческие годы. Про-анализированы их представления о социальнойактивности, проблемы, мотивы и ожидания, свя-занные с данной деятельностью. Показаны новыемоменты в развитии современной социальнойактивности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF YOUTH’S SOCIAL ACTIVITY: FEATURES, STRUCTURE AND MOTIVES

Article is devoted to disclosure of features of youth's modern social activity. For this purpose in the beginning is carrying out the theoretical analysis of the categories «activity» and «social activity» showing that in literature there is no unity in their interpretation. For disclosure of specifics of social activity of youth, results of the interview conducted with students and university graduates of educational institutions,situated in Kirov, which actively participate in social activity. Their ideas of social activity, the problems, motives and expectations connected with this activity are analysed. The new moments in development of modern social activity of youth are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование социальной активности молодёжи: особенности, структура и мотивы»

УДК 316.6

Балог Анжела Ивановна

аспирант кафедры социологии

культуры и духовной жизни Нижегородского

государственного университета

имени Н.И. Лобачевского - национальный

исследовательский университет

anzhela_balog@mail.ru

Формирование

СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЁЖИ: ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА И МОТИВЫ

Angela I. Balog

graduate student, department of sociology of culture and spiritual life Nizhny Novgorod state university of a name N.I. Lobachevsky - national research university anzhela_balog@mail.ru

Formation of

YOUTH’S SOCIAL ACTIVITY: FEATURES, STRUCTURE AND MOTIVES

Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей современной социальной активности молодёжи. Для этого вначале проводится теоретический анализ категорий «активность» и «социальная активность», показывающий, что в литературе нет единства в их толковании. Для раскрытия специфики социальной активности молодежи рассматриваются результаты интервью, проведённого со студентами и выпускниками вузов города Кирова, активно проявляющих себя в социальной деятельности в студенческие годы. Проанализированы их представления о социальной активности, проблемы, мотивы и ожидания, связанные с данной деятельностью. Показаны новые моменты в развитии современной социальной активности молодежи.

Ключевые слова: социальная активность,

молодёжь, мотивы социальной деятельности, студенты, выпускники, интервью.

Annotation. Article is devoted to disclosure of features of youth's modern social activity. For this purpose in the beginning is carrying out the theoretical analysis of the categories «activity» and «social activity» showing that in literature there is no unity in their interpretation. For disclosure of specifics of social activity of youth, results of the interview conducted with students and university graduates of educational institutions,situated in Kirov, which actively participate in social activity. Their ideas of social activity, the problems, motives and expectations connected with this activity are analysed. The new moments in development of modern social activity of youth are shown.

Keywords: social activity, youth, motives of social activity, students, graduates, interview.

В настоящее время высокие темпы развития производства, высоких технологий и социокультурных процессов требуют от человека соответствующих новых форм социальной активности. Быть заинтересованным участником происходящих процессов и событий теперь не выбор, а необходимость. К каждой личности предъявляются качественно новые требования: инициативность, предприимчивость, активность, ответственность. Особую актуальность обретает проблема социальной активности молодежи, поскольку от складывающихся тенденций в молодёжной среде во многом зависит то, как будет развиваться общество и каким оно будет в ближайшем будущем.

Для понимания сущности социальной активности следует вначале обратиться к анализу общей категории «активность». Само слово «активность» происходит от латинского «actio». К нам оно пришло в XIX веке, и первые отечественные учёные, вводившие в научный оборот данный термин, использовали это слово как синоним «деятельности» [8, с. 8]. Категория «активность» разрабатывалась в философской, психологической и социологической науке.

Что касается социологической науки, то за последние десятилетия в ней вопрос об активности приобрёл особую значимость. Одним из важнейших направлений социологии, оказавшим влияние на разработку указанного понятия, является марксизм и его идея о социальной детерминации активности личности. Марксистская социология положила начало деятельностному походу к изучению личности. Одним из представителей данного подхода является Л. В. Яценко [10]. Человек как социальное существо рассматривается в качестве субъекта истории, которая складывается из совокупной деятельности всех людей, преследующих свои цели и отстаивающих свои интересы. В рамках марксистского подхода сложилась концепция целостного, системного анализа сущности человеческой активности.

В рамках социологического подхода к изучению социальной активности молодёжи в качестве традиционной может рассматриваться парадигма коллективного поведения, или коллективных действий. Данная парадигма берёт своё начало ещё в идеях мыслителей XVII века Дж. Локка и

85

Т. Гоббса о коллективном договоре. Как отмечает В. Г. Тихонов [9, с. 27-28], представители данного направления рассматривают общество как объединение автономных субъектов, а общественное движение понимается ими как результат взаимодействия индивидов в специфических условиях социальной напряжённости, недовольства, депривации, как рациональный ответ на фрустрацию.

В отечественной литературе выработано множество определений социальной активности [1, с. 218; 3, С. 66-87; 6, с. 13; 7, с. 23-27]. Условно подходы к определению данной категории можно разделить на три группы. Представители первого подхода отождествляют понятие «активность» с понятием «деятельность» [2, с. 32-46]. Другие исследователи рассматривают понятие «активность» как более узкую категорию по сравнению с «деятельностью» [4, с. 46-47]. Существует и иная точка зрения, которая представляется нам наиболее приемлемой и обоснованной. Согласно ей понятие активности шире понятия человеческой деятельности. В рамках данного подхода активность рассматривается как многомерная научная категория, раскрывающая индивидуально-личностный уровень и способ осуществления деятельности. По мнению А.А. Николаевой, «посредством своей активности личность когнитивно, теоретически или практически моделирует и структурирует пространство своего взаимодействия с миром, организует его. Таким образом, соединяются и саморегулятивные компоненты, с одной стороны, и опосредованное личностью отношение к требованиям деятельности - с другой. Поэтому, активность можно рассматривать как качество личности как субъекта деятельности, а характер деятельности, её интенсивность и диапазон как общий критерий активности» [5, с. 53-54].

Как же сами представители молодого поколения понимают социальную активность? Мы постарались выяснить это в рамках предпринятого нами исследования, проведённого в октябре 2014 г. -феврале 2015 г. Основным методом исследования послужило направленное неформализованное интервью, в ходе которого были опрошены 50 студентов очной формы обучения крупнейших государственных вузов города Кирова (Вятский государственный гуманитарный университет, Кировская государственная медицинская академия, Вятская государственная сельскохозяйственная академия), активно участвующих в разного рода социальной деятельности, а также 50 выпускников этих вузов в возрасте до 30 лет из числа лиц, активно проявлявших себя в социальной деятельности в студенческие годы.

Выборка составлялась методом формирования равных по численности квот. При этом внутри квот использовался метод снежного кома. Квоты рассчитаны, исходя из данных о численности обучающихся указанных выше вузов города Кирова. При этом понятие социальной активности должно было быть близко всем опрашиваемым, поскольку каждый из них занимается (или занимался) определёнными её видами.

Анализ полученных материалов показал, что «студенты-активисты» определяют социальную активность неоднозначно, чаще всего связывая её с «помощью», «пользой», «неравнодушно-стью», «общением», «самореализацией» и т.д. То есть, студенты одновременно отмечают направленность социальной активности вовне, на пользу обществу, и направленность на развитие собственных ресурсов, приобретение опыта в какой-либо деятельности.

Что же касается выпускников, они обращают внимание на несколько иные аспекты социальной активности. Так, часто мы можем встретить в определениях, данных ими, такие слова и выражения, как «желание менять мир вокруг», «продвижение идей», «взаимодействие». Это свидетельствует о большей готовности выпускников вузов к активным формам проявления собственного мнения и внедрения идей. В одном из интервью было такое высказывание: «Социальная активность, по моему мнению, - это когда человек неравнодушен к проблемам общества. Например, когда автобусы опаздывают или у него в столовой еда дорогая, или коммунальные слишком большие, или вот сейчас налоги поднимают. Мне вот это не нравится, надо собирать народ, с вилами выходить на площадь и Белых (Губернатор Кировской области) поднимать потихоньку».

При этом, студенты практически во всех случаях на вопрос «Можете ли Вы назвать себя социально активным?» отвечают «Да, могу» и только в редких случаях говорят, что активны лишь отчасти (но не менее чем наполовину своих потенциальных возможностей и желания). В свою очередь, выпускникам было задано два вопроса на этот счёт: «Можете ли Вы назвать себя социально а ктивным в студенческие годы?» и «Можете ли Вы назвать себя социально активным сейчас?». Многие респонденты отвечали, что в студенческие годы они, бесспорно, могут назвать себя социально активными, а сейчас их активность несколько снизилась или перешла в иные формы, что является вполне закономерным, ведь данные респонденты уже начали свою трудовую деятельность, которая занимает большее количество времени. Кстати, некоторые из опрашиваемых стали проявлять себя в трудовых коллективах или продолжают принимать участие во вне учебной деятельности своего вуза (например, культурно-массовой), но уже в качестве наставников и старших помощников.

При этом важно понять, что их подталкивает (или наоборот отталкивает) к этой деятельности, в чём они видят её пользу (или вред)? То есть, мы можем говорить о том, что вопрос о мотивации к социальной активности играет немаловажную роль при анализе сущности многих социальных явлений и процессов. Под мотивами социальной деятельности понимают определённые осознанные причины, по которым человек, социальная группа выступает в качестве субъекта какой-либо социально значимой деятельности.

В существующей литературе в качестве мотивов социальной активности представителей молодого

86

поколения рассматриваются потребность в личностном росте, общении, в самореализации, признании, в осуществлении общественнозначимых действий, привлечении к себе внимания, престиже и благополучии, получении знаний, умений, навыков в сфере организаторской работы, развитии собственных лидерских качеств. Кроме того, молодёжь рассматривает какую-либо общественную, политическую и иную организацию, в деятельности которой принимает активное участие, в качестве «стартовой площадки» в жизни (карьерный рост, связи и пр.).

В ходе интервью мы спросили студентов: «Что мотивирует (сподвигает) Вас к социальной активности?». Проанализируем полученные ответы.

Ранее мы рассматривали, как сами студенты определяли сущность социальной активности. И если в ответах респондентов на вопрос о том, что такое социальная активность, мы, чаще всего, встречали ассоциации с «помощью», «пользой» и «неравно-душностью», а уже затем по популярности упоминаний шли «общение», «самореализация» и пр., то при ответе на вопрос о мотивах такого рода деятельности, чаще всего, мы встречаем упоминания о «новых знакомствах», «связях» и «контактах, которые пригодятся в жизни», «собственном интересе», «саморазвитии» и очень часто о «характере» и «скуке жить только учёбой». Например, один из респондентов говорит: «Я не могу просто так сидеть, и у меня постоянно чешутся руки что-то делать, общаться с людьми. А просто учиться ... Мне кажется, я бы с ума сошла, если бы только училась. Это постоянное общение и что-то новое».

Иногда, при ответе на данный вопрос мы встречаем и отсыл к финансовым мотивам: «Для начала это, конечно же, повышенная стипендия, времяпрепровождение занятое и получение каких-то социальных навыков, расширение социального коридора».

Таким образом, чаще всего, студенты в качестве мотивов социальной активности упоминают интерес, общение и саморазвитие. Нередко встречаются и такие мотивы, как «желание помочь» и «доброта». Мы можем констатировать, что в данном случае студенты чаще обращают внимание на себя, нежели на общество, конкретных людей или социальные группы. Они заинтересованы в том, чтобы разнообразить собственную жизнь, приобрести новые знакомства и опыт. Однако, положительная направленность деятельности их тоже привлекает. Они находят в этом определённое самоудовлетворение.

В ходе интервью выпускникам был задан аналогичный вопрос: «Что мотивировало (сподвигало) Вас к вне учебной деятельности в вузе?». Чаще всего, мы встречаем похожие ответы. Выпускники, также, упоминают о желании развиваться, самовыражении, интересах, общении и др. Однако, гораздо чаще, нежели среди студентов, мы находим упоминания о материальной и иной поддержке активистов, собственной репутации, а также рассмотрение социальной активности как некоей «стартовой площадки в жизни». Подтверждением служат следующие цитаты: «Чест-

но сказать? Активистам дают большие преимущества при сдаче экзаменов. Это дополнительные баллы на экзаменах, иногда вообще освобождают. Это большая доплата к стипендии, то есть если обычный студент получает, грубо говоря, полторы тысячи, активист получает три и выше. Была мотивация. Ну, и плюс, конечно, хорошая репутация. Она, наверное, на первом месте стоит, с неё и надо было начинать».

Другой выпускник говорит: «Один из основных мотивов - желание самой расти и развиваться. В школе я была очень закрытым ребёнком, необщительным, совершенно замкнутым. Но у меня была мысль, что я приду в вуз, меня там никто не знает, что я необщительная и замкнутая, и если я поставлю себя в другой роли, то возможно продержаться в течение всего обучения в университете. В принципе, так и вышло. Я много получила в плане социального опыта, в плане развития навыков общения с людьми. Я хотя бы научилась с ними общаться. Плюсом вот этой условно социальной активностью занимаются действительно очень интересные люди, за которыми тянешься, за которыми хочется следовать и подражать. Плюсом что ты делаешь что-то полезное для кого-то ещё. И ещё один мотив - материальный, потому что в политехе (Респондент имеет в виду Вятский государственный университет) это неплохо поощрялось. Стипендия».

Кроме того, мы спросили респондентов, какие преимущества получают социально активные представители молодёжи, будучи студентами. Большинство студентов отмечает полезные связи и знакомства, развитие личностных качеств и материальную поддержку. В одном из интервью мы видим такой ответ: «Разнообразие в своей жизни. Это - интересы, новые знакомства, новые связи, и не только влиятельные, а просто расширение кругозора, обучение чему-то новому всегда, новые друзья, перспективы в будущем. Какой-то, может, финансовый есть свой аспект». Другой респондент отмечает такие преимущества социально активных студентов: «Они более терпимы по отношению к другим людям, толе-рантны, больше сочувствуют, помогают окружающим. Если случилось что-то с человеком, поможет очень мало людей. Некоторые люди, которые помогают, от них зависит иногда даже жизнь человека». Ещё один ответ: «Этих людей замечают многие и поэтому для них уже больше возможностей в плане того, что их отметят где-нибудь. И всё равно какие-то льготы будут».

Что же касается мнения выпускников по данному вопросу, то оно довольно схоже с мнением студентов, но мы чаще встречаем упоминания о материальной поддержке, поездках в разные города и страны, а также о привилегиях в учёбе, расширении кругозора и возможностях успешного трудоустройства. Так, в одном из интервью мы встречаем такой ответ: «Во-первых, преимущество для них существенное, как в учёбе, так и далее этот человек может пробиться и найти себе успешную работу в последующем. Они имеют хорошие связи и даже могут выезжать за границу». Другой выпускник отмечает следующие преимущества: «Если говорить о том, что

87

сейчас деньги играют немаловажную роль, то в первую очередь это, конечно, денежный плюс. Потом, жизнеутверждающий импульс, потому что когда видишь, какие отличные ребята рядом с тобой находятся, это помогает не опускать руки, а идти дальше. И, само по себе, знакомство с ребятами тоже плюс». Ещё в одном интервью мы встречаем такой ответ: «Можно поехать на юг и в профилак (Санаторий-профилакторий). Это - всё на пользу идёт студентам. Активность проявляешь - стипендия повышенная». Один из респондентов высказывает следующие мысли: «Они могут потом трудоустроиться очень хорошо, их знают в городе, потому что HR-ы (HR -английский термин, обозначающий кадровую службу) очень зондируют почву, когда выходят студенты-активисты из стен вуза. Также нет боязни, например, собеседований. Нет боязни, что тебя не возьмут куда-то. Ты стойко воспринимаешь все удары судьбы, мне кажется».

Говоря о преимуществах, которые даёт студентам социальная активность, мы не могли не поинтересоваться и о «другой стороне медали», и спросили о том, с какими проблемами сталкиваются социально активные студенты. Основной проблемой, которую выделяют студенты, оказалась нехватка времени и, как вытекающие последствия, проблемы с учёбой и отсутствие личной жизни. Например, один из респондентов говорит: «В первую очередь это учёба. Учёба хромает в большинстве случаев, причём очень сильно. Во-вторых, это какие-то недопонимания с близкими людьми, которые думают, что свободную минутку лучше провести с родителями, друзьями, девушкой/молодым человеком, а ты вместо этого идёшь куда-то и делаешь что-то». Кроме того, нередко студенты отмечают в качестве проблемы непонимание, причём как со стороны преподавателей и администрации, так и со стороны неактивных студентов. В одном из интервью мы получили следующий ответ: «С непониманием со стороны администрации, с непониманием социально неактивных студентов и, может быть, с отсутствием достаточного времени, чтобы этим всем заниматься. Всё хорошо в институте, только учёба мешает». Иногда респонденты упоминают, что это непонимание со стороны других студентов приводит к зависти, недоброжелательству, которые проявляются по отношению к активистам.

Однако, как показывают результаты интервью, чаще о проблеме непонимания упоминают выпускники. При этом особо они отмечают именно непонимание со стороны социально неактивной молодёжи. Например, один из выпускников говорит: «Возможно, была сложность организовать тех, кому это не надо. Хотя стоит ли таких организовывать? Мы пытались в своё время. И вот да, был негатив: «Нам не интересно, отстаньте от нас. Делайте, что хотите, сами». Руководство вуза в последнее время всегда помогало во всём, всё было хорошо».

Кроме того, выпускники нередко говорят и о непонимании в среде самих активистов. Например, о непонимании ими идей, за которыми они идут сами и пытаются повести других; о так называе-

мом перегорании людей, которые сначала загораются какой-либо идеей, начинают идти к ней, но, не видя мгновенного результата, затухают. Один из респондентов так отвечает на вопрос о проблемах: «Иногда, с непониманием во взаимоотношениях с администрацией академии. Иногда, они сами запутываются в своих взглядах. Допустим, боролись за одно, и на то же напоролись, грубо говоря. У нас просто поднять людей, но не все из них сразу осознанно подходят к вопросу, который они собрались решать». В другом интервью с выпускником мы встречаем следующие размышления на этот счёт: «Я думаю, недопонимание со стороны. Скажу про наш вуз. На данный момент нас уже более-менее поддерживает начальство, но раньше это было недопонимание. Не было своего студенческого совета. Сейчас мы доказываем, что это нужно. Поддержка, конечно же, нужна. Проблема, возможно, в людях, которые поначалу на всё бросаются, а потом они перегорают, потухают, уходят из этого. То есть, есть цель, есть к чему стремиться, но некому. То есть, всё уже, желание пропадает».

Также, некоторые выпускники отмечают проблему перехода социально активных студентов к трудовой жизни. Например, один из респондентов говорит: «Скучно. Это самое главное для меня, я не обо всех говорю, а для меня. Очень резко переходит жизнь из такой вот насыщенной и активной в жизнь работы с восьми утра до пяти-шести вечера. Это - самая главная проблема. Ведь она, как бы там ни было, на какую бы работу ты ни устроился, скорее всего, если даже по специальности, она всё равно будет более однообразной, чем жизнь в университете. Ну, естественно, очень сужается круг общения, потому что сейчас ты общаешься с теми людьми, которые у тебя на работе. Так вот, я в журнале работала, там очень небольшой штат. Вот я, допустим, очень редко общаюсь с друзьями, которые у меня есть. Я очень их ценю, но мы работаем в разных местах и общаемся намного реже, чем когда учились, после пар ходили куда-нибудь. А здесь на это нужно время. Что ещё? Много меняется в плане того, что квартирный вопрос намного острее и сложнее стоит, потому что, когда ты пять лет живёшь рядом с университетом и доходишь до него за пять минут и платишь за это пять тысяч в год, а потом вдруг твоя зарплата становится равной стипендии плюс зарплате во время учебы в университете; и сейчас она составляет, в общем, эту же сумму, и тебе надо из неё еще нужно выделять деньги на квартиру. Эти все бытовые условия очень меняются. Отношения, вообще, меняются с окружающими людьми и с окружающей действительностью. Это очень большая проблема, потому что деньги, которые ты не заработал ... Нет, ты их заработал, но заработал, участвуя в мероприятиях, и если ты социально активный, хотя бы даже чуть-чуть, ты будешь всё равно участвовать в мероприятиях, даже если тебе не заплатят эту стипендию. Ты получаешь её ни за что, ты не ценишь эти деньги, они как само собой данное. Когда ты приходишь на работу, а в Кирове не очень большие зарплаты, то ты это же зарабатываешь и тратить их намного сложнее».

88

Таким образом, анализируя результаты проведённого интервью, мы можем констатировать, что проблема социальной активности приобретает новые, интересные для социологической науки формы и очертания. Её мотивационные, социокультурные, личностные аспекты требуют глубокого анализа для понимания того, чем сегодня живёт молодёжь, желает ли она влиять на процессы, происходящие в обществе, и как это отразится на завтрашней социальной действительности.

Меняются качественные характеристики и структура социальной активности, а также ожидания,

Литература:

1. шАнуфриев Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984.

2. Арефьева Г.С. Социальная активность. М., 1974.

3. Беленький В.Х. Активность народных масс. Красноярск, 1973.

4. Маргулис А.В. Категория деятельности человека // Философские науки. 1975. № 2.

5. Николаева А.А. Социальная активность как фактор формирования гражданской идентичности современной российской студенческой молодёжи. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социол. н. Орел, 2010.

6. Нугаев М.А. Трудовая активность рабочего класса развитого социалистического общества. Казань, 1975.

7. Смирнов В.А. Социальная активность советских рабочих. М., 1979.

8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л. : Изд-во ЛГУ, 1988.

9. Тихонов В.Г. Социально-политическая активность российской студенческой молодёжи: социологический анализ. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социол. н. Ростов-на-Дону, 2011.

10. Яценко Л.В. Творческое измерение инженерного проектирования. Становление человека в творчестве. М. : Б.и., 1994.

связанные с ней. Всё чаще мы встречаем обращение внимания к финансовым мотивам и ожидания продвижения в трудовой карьере. А ведь именно молодёжь наиболее предрасположена к социально-инновационной деятельности, имеет массу стремлений, специфический взгляд на мир. Обществу необходимо понимать, какие мотивы лежат в основе деятельности молодых людей, какие цели они преследуют, что повлечёт за собой та или иная форма их социальной активности. Всё это может свидетельствовать о раскрытии новых тенденций в области социальной активности молодёжи.

Literature:

1. Anoufriev E.A. Social status and activity of the individual. M., 1984.

2. Aref'eva G.S. Social activity. M., 1974.

3. Belenky W.H. А^йу of the masses. Krasnoyarsk, 1973.

4. Margulis A. V. Category of human activity // Philosophical Sciences. 1975. № 2.

5. Nikolaeva A.A. Social activity as the factor of formation of civil identity of modern Russian student's youth: the Dissertation for the degree of candidate of sociological sciences. Orel, 2010.

6. Nugaev M.A. Labor activity of the working class of the developed socialist society. Kazan, 1975.

7. Smirnov V.A. Social activity of the Soviet workers. M., 1979.

8. Sukhodolskiy G. V. Bases of psychological theory of activity. L. : Leningrad State University, 1988.

9. Tikhonov V.G. Socio-political activity of the Russian student's youth: the sociological analysis: the Dissertation for the degree of candidate of sociological sciences. Rostov-on-Don, 2011.

10. Yatsenko L.V. Creative dimension of design engineering. Formation of human creativity. M. : BI, 1994.

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.