Научная статья на тему 'Формирование социального интереса у студентов-психологов'

Формирование социального интереса у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
593
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕС К ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / ОТЧУЖДЕНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ / INTEREST TO ANOTHER PERSON / SOCIAL INTEREST / MODEL OF SOCIAL INTEREST DEVELOPMENT / ALIENATION / INTERPERSONAL ALIENATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тулитбаева Галина Фанилевна

В статье анализируются условия формирования социального интереса в процессе профессиональной подготовки психологов. Выделены и описаны психологические компоненты социального интереса: когнитивный, эмоционально-регулятивный, коммуникативно-поведенческий и мотивационно-ценностный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of social interest within psychology students’ training

The article analyzes the conditions of development of social interest in the training of psychologists. The author identifies and describes psychological components of social interest: cognitive, emotional, regulatory, communicative-behavioral and motivational-value

Текст научной работы на тему «Формирование социального интереса у студентов-психологов»

Г. Ф. Тулитбаева

(Уфа)

Формирование социального интереса

у студентов-психологов

В статье анализируются условия формирования социального интереса в процессе профессиональной подготовки психологов. Выделены и описаны психологические компоненты социального интереса: когнитивный, эмоционально-регулятивный, коммуникативно-поведенческий и моти-вационно-ценностный.

Практическая деятельность психолога носит помогающий характер, что особенно ярко проявляется в процессе психологического консультирования, а также в психокоррекци-онной и психоразвивающей работе. Психологическая готовность к осуществлению данных видов деятельности предполагает сформированного у психолога специфических личностных качеств, среди которых особое значение отводится интересу к личности другого человека. Ведь только проявляя максимальный интерес к переживаниям и проблемам клиента, к его желаниям и потребностям, сохраняя при этом дистанцию в отношениях и обеспечивая конфиденциальность воспринятого, психолог может помочь клиенту в полной мере осознать происходящее и выйти вместе с ним на возможные варианты решения проблемы.

В то же время известно, что студенты -вчерашние школьники, поступающие учиться на психологический факультет, - прежде всего ориентированы на решение своих личных психологических проблем, что немаловажно, но недостаточно для их будущей профессии. Юноши и девушки только недавно начали осознавать свой внутренний мир, свои переживания; им хочется поделиться этим с окружающими, им прежде всего интересны они сами, они хотят, чтобы их слушали и понимали. При этом потребность во внимании и интересе к своей персоне нередко сочетается с неприятием и критическим отношением к другим людям. Применительно к юношескому возрасту принято говорить о так называемом юношеском максимализме, проявляющемся, в частности, в крайней требовательности к другим людям, чрезмерно строгом суждении и осуждении, доведении своих идеалов до высшей степени качества. «Максима-

лизм - это также гипертрофированная принципиальность, жесткость, неуступчивость, неумение понимать другого человека» [4].

Все это создает основы для проявления и закрепления отчуждения в отношениях молодых людей как со взрослыми, так и со сверстниками. В этой связи актуальным в профессиональной подготовке будущих психологов является целенаправленное формирование у них интереса к другим людям как основы преодоления социального отчуждения.

Рассмотрим теоретические предпосылки и условия формирования социального интереса у студентов-психологов. Понятие социального интереса является одним из наиболее разработанных в зарубежной психологии, прежде всего в индивидуальной психологии А. Адлера. Под социальным интересом он понимал способность человека «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» [цит. по 9]. На сегодняшний момент последователями Адлера анализируется проблематика социального интереса в обществе, выделяются виды социального интереса, его критерии.

В отечественной психологии интерес к другому Р. Кочунас рассматривает в качестве характеристики, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности психолога [3]. И. А. Шмелева указывает на значимость формирования интереса к другому в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов [8]. Важность интереса к другому человеку в работе психолога подчеркивается М. Б. Молокановым [5]. Данная категория рассматривается им как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. Автор описывает составляющие данной характеристики. Интерес к другому человеку

включает вектор доброжелательности, стремление к сотрудничеству, эмпатию, ориентацию на людей, а также социальный интерес. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение основывается на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента. Р. Р. Газизова, Т. Д. Дубовицкая рассматривают социальный интерес как одну из составляющих эмоционально-регулятивного компонента культуры отношения к клиенту у студентов-психологов [1].

В психологической энциклопедии отмечается, что социальный интерес «относится к врожденной потенциальной способности человека идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства человека по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему» [6].

В нашей работе акцентируется внимание на формировании социального интереса как условия преодоления межличностного отчуждения студентов-психологов в ходе их профессиональной подготовки. Проведенное ранее исследование на выборке из 69 студентов-психологов показало, что 30% студентов имеют высокий уровень отчужденности, то есть характерным для них является дистан-цированность от людей, отсутствие доверия, стремления сотрудничать и понимания.

Психологические аспекты отчуждения продуктивно изучались многими зарубежными (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Шахтель, Д. Рубинс] и отечественными исследователями (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Е. Н. Осин]. Общим в исследованиях является положение о том, что отчуждение является негативным процессом, ведущим к разрушению личности. Отчуждение между людьми выражается в особых формах поведения, мыслях, убеждениях, установках, обусловливающих отстраненность человека от внешнего мира, других людей, самого себя и, как следствие, способствующих возникновению негативных межличностных взаимоотношений и связанных с ними отрицательных эмоциональных переживаний, таких как чувства одиночества, безысходности, бессилия, потери интереса к жизни.

На сегодняшний момент многие исследования в области отчуждения личности акцентируют внимание на возможности его преодоления (З. К. Малиева, Л. М. Попов, Е. Н. Ибрагимова, К. И. Подбуцкая]. Особенно актуальной проблема преодоления социального отчуждения становится, когда мы говорим о нем как о неприемлемом качестве личности в профессиональной деятельности.

Проведенный нами теоретический анализ особенностей отчуждения и интереса к другому человека позволил разработать модель формирования социального интереса как условия преодоления межличностного отчуждения студентов-психологов, представляющую собой совокупность трех взаимодополняющих блоков.

Первый - целевой блок - включает в себя цели, задачи и принципы организации модели.

Целью разработанной нами модели является формирование социального интереса как условия преодоления межличностного отчуждения у студентов-психологов.

Задачами реализации модели являются развитие и формирование когнитивного, эмоционально-регулятивного, коммуникативно-поведенческого и мотивационно-цен-ностного компонентов социального интереса.

Реализация модели основывается на следующих принципах: целостности, рефлексии, осознанности, профессиональной направленности.

Содержательно-деятельностный блок

заключает в себе побудительную функцию и функцию организации. Включает в себя научно-методическое обеспечение процесса формирования, в которое входит программа спецкурса по формированию социального интереса, и дополнительное индивидуальное и групповое консультирование студентов-психологов в рамках психологической службы вуза.

Программа курса по формированию социального интереса состоит из диагностического, теоретического и практического модулей.

Диагностический блок курса - это индивидуальная и групповая диагностика социального интереса и его компонентов, а также уровня отчужденности личности. В процессе диагностики формируется представление о собственном социальном интересе, возможностях его развития, а также о результативности участия в программе.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (40] 2014

57

Изучение теоретического блока направлено на формирование знаний и представлений о социальном интересе, критериях социального интереса, его роли в жизни и профессиональной деятельности психолога, а также ценностного отношения к другим людям, саморегуляции эмоционального состояния, социально значимого поведения и др. Оно осуществляется в ходе лекционных занятий.

Практический блок, а также выполнение домашних заданий предполагает формирование позитивного отношения к другим людям: ценностного, доброжелательного, безоценочного, эмпатийного, доверительного; осознание роли просоциальной мотивации и социально значимого поведения. Для выработки умений и навыков практического применения полученных на лекционных и практических занятиях теоретических знаний используются тренинговые упражнения с деловыми и ролевыми играми, дискуссиями, анализом ситуаций, отработкой техник эмпатийного слушания, проигрывания проблемных ситуаций и др. Самостоятельная работа включает в себя выполнение домашних заданий с письменным отчетом.

Контрольно-результативный блок тесно связан с диагностическим модулем предыдущего блока и выполняет диагностическую функцию.

Для удобства контролирования процесса формирования социального интереса нами выделены компоненты этого качества:

- в когнитивной сфере - владение понятиями социального отчуждения и социального интереса, знание условий их формирования в детском возрасте, причин актуализации в более старшем возрасте, психологических проявлений; рефлексивные способности;

- в эмоционально-регулятивной сфере -способность к эмоциональному отклику на переживания другого человека, направленность внимания, восприятия и мышления на понимание состояния, проблем и поведения человека, спонтанный интерес к людям, способность сопереживать, соучаствовать, понять внутренний мир другого человека, умение создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности; легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию, способность к саморегуляции своего эмоционального состояния;

- в коммуникативно-поведенческой сфере - умение предвидеть поведение клиента, от-

сутствие негативных коммуникативных установок, развитие умений и способностей эмпа-тийного слушания, отражения чувств, принятия другого человека, коммуникативной толерантности, ассертивности;

- в мотивационно-ценностной сфере -сформированность ценности позитивных взаимоотношений, доброжелательности, конгруэнтности; стремления помогать другим людям, направленность на активность.

Практическая реализация разработанной модели формирования социального интереса как условия преодоления социального отчуждения студентов-психологов проходила в ходе формирующего эксперимента. В исследовании приняли участие студенты факультета психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и ФГБОУ ВПО «Стерлитамак-ская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан]. В качестве испытуемых выступили 120 студентов, из которых 54 явились участниками экспериментальной группы и приняли участие в формирующем эксперименте, а 66 - участниками контрольной группы, которые принимали участие только в констатирующем и контрольном экспериментах.

Эффективность разработанной модели была подтверждена в результате сравнительной диагностики, поведенной при помощи непараметрического критерия и - критерия Манна-Уитни. Выявлены положительные тенденции динамики показателей. Значительно увеличились показатели в мотиваци-онно-ценностном компоненте: социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям (иэмп = 823, при р<0,00], активность, связанная с бескорыстной заботой о других (иэмп = 739, при р<0,00). Студенты стали более позитивно относиться к другим, ценить других, готовы помогать, эмоционально поддерживать людей. Стремятся искать индивидуальный подход к каждому участнику межличностного контакта. Способны на поступки, которые несут пользу другим людям.

В эмоционально-регулятивном компоненте увеличились показатели по следующим критериям: эмоциональный отклик (иэмп = 924, при р<0,001), рациональный канал эмпа-тии (иэмп = 954, при р<0,002), эмоциональный канал эмпатии (иэмп = 1067, при р<0,014),

идентификация (иэмп = 951, при р<0,001], умение управлять эмоциями (иэмп = 1114, при р<0,029). В целом, можно отметить, что студенты стали более отзывчивыми, сопереживающими и сочувствующими другому человеку, умеют поставить себя на место партнера, переживать те же эмоциональные состояния, что и собеседник. Внимание, восприятие и мышление направлены на понимание состояний, проблем и поведения другого человека. Появился спонтанный интерес к собеседнику, открывающий возможность эмоционального и интуитивного отражения партнера.

В коммуникативно-поведенческом компоненте увеличились показатели: проникающая способность в эмпатии (иэмп = 767, при р<0,00), интуитивный канал эмпатии (иэмп = 898, при р<0,00). Таким образом, увеличилось количество студентов-психологов, ориентированных на создание атмосферы открытости, доверительности, задушевности. Они способны на спонтанное расслабление партнера по общению. Появилась способность предвидеть поведение собеседника, действовать в условиях дефицита исходной информации, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.

Итак, можно сказать, что студенты-психологи стали более подготовленными к профессиональной деятельности.

После проведенного эксперимента обнаружено, что у студентов контрольной группы в уровнях показателей по диагностируемым параметрам «социальный интерес» и «отчужденность в отношениях» значимых различий не выявлено, что подтверждено критерием

Ф* Фишера. У студентов экспериментальной группы обнаружены более значимые изменения. Рассмотрим и проанализируем их подробно.

По шкале «социальный интерес» после проведенной экспериментальной работы высокий уровень социального интереса характерен для 85% студентов, до проведенного эксперимента таких студентов было 26%. Результаты исследования показывают, что увеличилось количество будущих психологов, которые проявляют интерес к другому человеку, способны на сочувствие, сопереживание, открыты для отношений с людьми. Большинство будущих психологов до эксперимента имели средний уровень социального интереса (59%), после введения спецкурса таковых обнаружено 11%.

По шкале «отчужденность в отношениях» до проведения экспериментальной работы у 56% студентов был обнаружен высокий уровень отчужденности, после проведенной работы таких студентов выявлено 15%. Это говорит о том, что студенты-психологи стали более общительными, появилось понимание и доверие к другим людям.

Таким образом, качественный и количественный анализ полученных данных до и после реализации модели формирования социального интереса как условия преодоления межличностного отчуждения показывают ее эффективность. Модель может быть реализована в ходе индивидуальных и групповых занятий со студентами-психологами при профессиональной подготовке, носить характер социально-психологического тренинга.

Литература

1. Газизова Р. Р., Дубовицкая Т. Д. Проблема отношения психолога к клиенту // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 2. - С. 376 [Электронный ресурс]. - URL: www.science-education.ru/102-5869 (дата обращения: 12.08.2014).

2. Дубовицкая Т. Д. Психологическая диагностика личностной готовности психолога к профессиональной консультативной деятельности // Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2012. - С. 111-113.

3. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. -М., 1999.

4. Максимализм // Основы духовной культуры : энцикл. сл. педагога [Электронный ресурс]. - URL: http://spiritual_culture.aca-demic.ru (дата обращения 29.06.2014)

5. Молоканов М. Б. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. - 1995. -№ 5. - С. 51-60.

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (40) 2014

59

6. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корси-ни, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003.

7. Тулитбаева Г. Ф. Социальный интерес как показатель психического здоровья // Проблемы и перспективы развития социально-экономических и общественных наук: психология, экономика, педагогика, социология, юриспруденция, политология : сб. тр. V Междунар. дистанц. науч.-практ. конф. 24 марта 2014 года / под общ. ред. доц. О. П. Чигишевой. - Ростов-на-Дону: Изд-во Международ. исслед. центра «Научное сотрудничество», 2014. - C. 68-73.

8. Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология : учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.

9. Ansbacher H. L., & Ansbacher R. R. (1972). Alfred Adlers Individualpsychologie. München: Ernst Reinhardt.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.