Г. Ф. Тулитбаева
(Уфа)
Формирование социального интереса
у студентов-психологов
В статье анализируются условия формирования социального интереса в процессе профессиональной подготовки психологов. Выделены и описаны психологические компоненты социального интереса: когнитивный, эмоционально-регулятивный, коммуникативно-поведенческий и моти-вационно-ценностный.
Практическая деятельность психолога носит помогающий характер, что особенно ярко проявляется в процессе психологического консультирования, а также в психокоррекци-онной и психоразвивающей работе. Психологическая готовность к осуществлению данных видов деятельности предполагает сформированного у психолога специфических личностных качеств, среди которых особое значение отводится интересу к личности другого человека. Ведь только проявляя максимальный интерес к переживаниям и проблемам клиента, к его желаниям и потребностям, сохраняя при этом дистанцию в отношениях и обеспечивая конфиденциальность воспринятого, психолог может помочь клиенту в полной мере осознать происходящее и выйти вместе с ним на возможные варианты решения проблемы.
В то же время известно, что студенты -вчерашние школьники, поступающие учиться на психологический факультет, - прежде всего ориентированы на решение своих личных психологических проблем, что немаловажно, но недостаточно для их будущей профессии. Юноши и девушки только недавно начали осознавать свой внутренний мир, свои переживания; им хочется поделиться этим с окружающими, им прежде всего интересны они сами, они хотят, чтобы их слушали и понимали. При этом потребность во внимании и интересе к своей персоне нередко сочетается с неприятием и критическим отношением к другим людям. Применительно к юношескому возрасту принято говорить о так называемом юношеском максимализме, проявляющемся, в частности, в крайней требовательности к другим людям, чрезмерно строгом суждении и осуждении, доведении своих идеалов до высшей степени качества. «Максима-
лизм - это также гипертрофированная принципиальность, жесткость, неуступчивость, неумение понимать другого человека» [4].
Все это создает основы для проявления и закрепления отчуждения в отношениях молодых людей как со взрослыми, так и со сверстниками. В этой связи актуальным в профессиональной подготовке будущих психологов является целенаправленное формирование у них интереса к другим людям как основы преодоления социального отчуждения.
Рассмотрим теоретические предпосылки и условия формирования социального интереса у студентов-психологов. Понятие социального интереса является одним из наиболее разработанных в зарубежной психологии, прежде всего в индивидуальной психологии А. Адлера. Под социальным интересом он понимал способность человека «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» [цит. по 9]. На сегодняшний момент последователями Адлера анализируется проблематика социального интереса в обществе, выделяются виды социального интереса, его критерии.
В отечественной психологии интерес к другому Р. Кочунас рассматривает в качестве характеристики, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности психолога [3]. И. А. Шмелева указывает на значимость формирования интереса к другому в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов [8]. Важность интереса к другому человеку в работе психолога подчеркивается М. Б. Молокановым [5]. Данная категория рассматривается им как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. Автор описывает составляющие данной характеристики. Интерес к другому человеку
включает вектор доброжелательности, стремление к сотрудничеству, эмпатию, ориентацию на людей, а также социальный интерес. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение основывается на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента. Р. Р. Газизова, Т. Д. Дубовицкая рассматривают социальный интерес как одну из составляющих эмоционально-регулятивного компонента культуры отношения к клиенту у студентов-психологов [1].
В психологической энциклопедии отмечается, что социальный интерес «относится к врожденной потенциальной способности человека идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства человека по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему» [6].
В нашей работе акцентируется внимание на формировании социального интереса как условия преодоления межличностного отчуждения студентов-психологов в ходе их профессиональной подготовки. Проведенное ранее исследование на выборке из 69 студентов-психологов показало, что 30% студентов имеют высокий уровень отчужденности, то есть характерным для них является дистан-цированность от людей, отсутствие доверия, стремления сотрудничать и понимания.
Психологические аспекты отчуждения продуктивно изучались многими зарубежными (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм, Э. Эриксон, Э. Шахтель, Д. Рубинс] и отечественными исследователями (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Е. Н. Осин]. Общим в исследованиях является положение о том, что отчуждение является негативным процессом, ведущим к разрушению личности. Отчуждение между людьми выражается в особых формах поведения, мыслях, убеждениях, установках, обусловливающих отстраненность человека от внешнего мира, других людей, самого себя и, как следствие, способствующих возникновению негативных межличностных взаимоотношений и связанных с ними отрицательных эмоциональных переживаний, таких как чувства одиночества, безысходности, бессилия, потери интереса к жизни.
На сегодняшний момент многие исследования в области отчуждения личности акцентируют внимание на возможности его преодоления (З. К. Малиева, Л. М. Попов, Е. Н. Ибрагимова, К. И. Подбуцкая]. Особенно актуальной проблема преодоления социального отчуждения становится, когда мы говорим о нем как о неприемлемом качестве личности в профессиональной деятельности.
Проведенный нами теоретический анализ особенностей отчуждения и интереса к другому человека позволил разработать модель формирования социального интереса как условия преодоления межличностного отчуждения студентов-психологов, представляющую собой совокупность трех взаимодополняющих блоков.
Первый - целевой блок - включает в себя цели, задачи и принципы организации модели.
Целью разработанной нами модели является формирование социального интереса как условия преодоления межличностного отчуждения у студентов-психологов.
Задачами реализации модели являются развитие и формирование когнитивного, эмоционально-регулятивного, коммуникативно-поведенческого и мотивационно-цен-ностного компонентов социального интереса.
Реализация модели основывается на следующих принципах: целостности, рефлексии, осознанности, профессиональной направленности.
Содержательно-деятельностный блок
заключает в себе побудительную функцию и функцию организации. Включает в себя научно-методическое обеспечение процесса формирования, в которое входит программа спецкурса по формированию социального интереса, и дополнительное индивидуальное и групповое консультирование студентов-психологов в рамках психологической службы вуза.
Программа курса по формированию социального интереса состоит из диагностического, теоретического и практического модулей.
Диагностический блок курса - это индивидуальная и групповая диагностика социального интереса и его компонентов, а также уровня отчужденности личности. В процессе диагностики формируется представление о собственном социальном интересе, возможностях его развития, а также о результативности участия в программе.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (40] 2014
57
Изучение теоретического блока направлено на формирование знаний и представлений о социальном интересе, критериях социального интереса, его роли в жизни и профессиональной деятельности психолога, а также ценностного отношения к другим людям, саморегуляции эмоционального состояния, социально значимого поведения и др. Оно осуществляется в ходе лекционных занятий.
Практический блок, а также выполнение домашних заданий предполагает формирование позитивного отношения к другим людям: ценностного, доброжелательного, безоценочного, эмпатийного, доверительного; осознание роли просоциальной мотивации и социально значимого поведения. Для выработки умений и навыков практического применения полученных на лекционных и практических занятиях теоретических знаний используются тренинговые упражнения с деловыми и ролевыми играми, дискуссиями, анализом ситуаций, отработкой техник эмпатийного слушания, проигрывания проблемных ситуаций и др. Самостоятельная работа включает в себя выполнение домашних заданий с письменным отчетом.
Контрольно-результативный блок тесно связан с диагностическим модулем предыдущего блока и выполняет диагностическую функцию.
Для удобства контролирования процесса формирования социального интереса нами выделены компоненты этого качества:
- в когнитивной сфере - владение понятиями социального отчуждения и социального интереса, знание условий их формирования в детском возрасте, причин актуализации в более старшем возрасте, психологических проявлений; рефлексивные способности;
- в эмоционально-регулятивной сфере -способность к эмоциональному отклику на переживания другого человека, направленность внимания, восприятия и мышления на понимание состояния, проблем и поведения человека, спонтанный интерес к людям, способность сопереживать, соучаствовать, понять внутренний мир другого человека, умение создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности; легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию, способность к саморегуляции своего эмоционального состояния;
- в коммуникативно-поведенческой сфере - умение предвидеть поведение клиента, от-
сутствие негативных коммуникативных установок, развитие умений и способностей эмпа-тийного слушания, отражения чувств, принятия другого человека, коммуникативной толерантности, ассертивности;
- в мотивационно-ценностной сфере -сформированность ценности позитивных взаимоотношений, доброжелательности, конгруэнтности; стремления помогать другим людям, направленность на активность.
Практическая реализация разработанной модели формирования социального интереса как условия преодоления социального отчуждения студентов-психологов проходила в ходе формирующего эксперимента. В исследовании приняли участие студенты факультета психологии ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» и ФГБОУ ВПО «Стерлитамак-ская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой» (г. Стерлитамак, Республика Башкортостан]. В качестве испытуемых выступили 120 студентов, из которых 54 явились участниками экспериментальной группы и приняли участие в формирующем эксперименте, а 66 - участниками контрольной группы, которые принимали участие только в констатирующем и контрольном экспериментах.
Эффективность разработанной модели была подтверждена в результате сравнительной диагностики, поведенной при помощи непараметрического критерия и - критерия Манна-Уитни. Выявлены положительные тенденции динамики показателей. Значительно увеличились показатели в мотиваци-онно-ценностном компоненте: социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям (иэмп = 823, при р<0,00], активность, связанная с бескорыстной заботой о других (иэмп = 739, при р<0,00). Студенты стали более позитивно относиться к другим, ценить других, готовы помогать, эмоционально поддерживать людей. Стремятся искать индивидуальный подход к каждому участнику межличностного контакта. Способны на поступки, которые несут пользу другим людям.
В эмоционально-регулятивном компоненте увеличились показатели по следующим критериям: эмоциональный отклик (иэмп = 924, при р<0,001), рациональный канал эмпа-тии (иэмп = 954, при р<0,002), эмоциональный канал эмпатии (иэмп = 1067, при р<0,014),
идентификация (иэмп = 951, при р<0,001], умение управлять эмоциями (иэмп = 1114, при р<0,029). В целом, можно отметить, что студенты стали более отзывчивыми, сопереживающими и сочувствующими другому человеку, умеют поставить себя на место партнера, переживать те же эмоциональные состояния, что и собеседник. Внимание, восприятие и мышление направлены на понимание состояний, проблем и поведения другого человека. Появился спонтанный интерес к собеседнику, открывающий возможность эмоционального и интуитивного отражения партнера.
В коммуникативно-поведенческом компоненте увеличились показатели: проникающая способность в эмпатии (иэмп = 767, при р<0,00), интуитивный канал эмпатии (иэмп = 898, при р<0,00). Таким образом, увеличилось количество студентов-психологов, ориентированных на создание атмосферы открытости, доверительности, задушевности. Они способны на спонтанное расслабление партнера по общению. Появилась способность предвидеть поведение собеседника, действовать в условиях дефицита исходной информации, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.
Итак, можно сказать, что студенты-психологи стали более подготовленными к профессиональной деятельности.
После проведенного эксперимента обнаружено, что у студентов контрольной группы в уровнях показателей по диагностируемым параметрам «социальный интерес» и «отчужденность в отношениях» значимых различий не выявлено, что подтверждено критерием
Ф* Фишера. У студентов экспериментальной группы обнаружены более значимые изменения. Рассмотрим и проанализируем их подробно.
По шкале «социальный интерес» после проведенной экспериментальной работы высокий уровень социального интереса характерен для 85% студентов, до проведенного эксперимента таких студентов было 26%. Результаты исследования показывают, что увеличилось количество будущих психологов, которые проявляют интерес к другому человеку, способны на сочувствие, сопереживание, открыты для отношений с людьми. Большинство будущих психологов до эксперимента имели средний уровень социального интереса (59%), после введения спецкурса таковых обнаружено 11%.
По шкале «отчужденность в отношениях» до проведения экспериментальной работы у 56% студентов был обнаружен высокий уровень отчужденности, после проведенной работы таких студентов выявлено 15%. Это говорит о том, что студенты-психологи стали более общительными, появилось понимание и доверие к другим людям.
Таким образом, качественный и количественный анализ полученных данных до и после реализации модели формирования социального интереса как условия преодоления межличностного отчуждения показывают ее эффективность. Модель может быть реализована в ходе индивидуальных и групповых занятий со студентами-психологами при профессиональной подготовке, носить характер социально-психологического тренинга.
Литература
1. Газизова Р. Р., Дубовицкая Т. Д. Проблема отношения психолога к клиенту // Современные проблемы науки и образования. -2012. - № 2. - С. 376 [Электронный ресурс]. - URL: www.science-education.ru/102-5869 (дата обращения: 12.08.2014).
2. Дубовицкая Т. Д. Психологическая диагностика личностной готовности психолога к профессиональной консультативной деятельности // Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. - М., 2012. - С. 111-113.
3. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. -М., 1999.
4. Максимализм // Основы духовной культуры : энцикл. сл. педагога [Электронный ресурс]. - URL: http://spiritual_culture.aca-demic.ru (дата обращения 29.06.2014)
5. Молоканов М. Б. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. - 1995. -№ 5. - С. 51-60.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 3 (40) 2014
59
6. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / под ред. Р. Корси-ни, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003.
7. Тулитбаева Г. Ф. Социальный интерес как показатель психического здоровья // Проблемы и перспективы развития социально-экономических и общественных наук: психология, экономика, педагогика, социология, юриспруденция, политология : сб. тр. V Междунар. дистанц. науч.-практ. конф. 24 марта 2014 года / под общ. ред. доц. О. П. Чигишевой. - Ростов-на-Дону: Изд-во Международ. исслед. центра «Научное сотрудничество», 2014. - C. 68-73.
8. Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология : учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2007.
9. Ansbacher H. L., & Ansbacher R. R. (1972). Alfred Adlers Individualpsychologie. München: Ernst Reinhardt.