Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный идеал / образование / воспитание / российское общество / social ideal / education / upbringing / Russian society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Галина Петровна

В статье на интегративном уровне исто рикофилософских и социальнополитических учений дается генезис представлений о социальном идеале, идеальном устройстве государства и общества, социальных утопиях, марксизме, либерализме. Раскрывается сущность понятия социального идеала, его огромный потенциал, который закреплен в социаль ных, моральнонравственных нормах и традиционных духовных ценностях. Социальный идеал имеет важное значение для идентификации личности в процессе обучения и социализации. Проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны в духовнонравст вен ном и граж данскопат рио ти ческом воспитании российской молодежи. В частности, можно отметить недостаточность знаний у современных обучающихся о трудных страницах российской истории, о ее героях в прошлом и настоящем, о традиционных духовнонравственных ценностях и др. Делается вывод о том, что социальный идеал играет важную роль в процессе решения проблемы по воспитанию в личности качеств патриота и гражданина, защитника отечества, ценностей нравственности, любви к Родине и народам России, трудолюбия, активной жизненной позиции и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF A SOCIAL IDEAL AS AN URGENT PROBLEM IN RUSSIAN SOCIETY AND EDUCATION

The article gives the genesis of ideas about the social ideal, the ideal structure of the state and society, social utopias, Marxism, liberalism at the integrative level of historical, philosophical and sociopolitical teachings. The essence of the concept of the social ideal is revealed, its huge potential, which is fi xed in social, moral norms and traditional spiritual values. The social ideal is important for the identifi cation of a person in the process of learning and socialization. The conducted research made it possible to identify problem areas in the spiritual, moral and civilpatriotic education of Russian youth. In particular, it can be noted the lack of knowledge among modern students about the diffi cult pages of Russian history, about its heroes in the past and present, about traditional spiritual and moral values, etc.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ»

УДК/UDC 373

DOI 10.54509/22203036_2024_2_35 EDN NKIAMU

Ковалева Галина Петровна

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный аграрный университет им. В. Н. Полецкова», г. Кемерово

Kovaleva Galina P.

Candidate of Philosophy Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Pedagogical Technologies, V. N. Poletskov Kuzbass State Agrarian University, Kemerovo

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИДЕАЛА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ

THE FORMATION OF A SOCIAL IDEAL AS AN URGENT PROBLEM IN RUSSIAN SOCIETY AND EDUCATION

Аннотация. В статье на интегративном уровне историко-философских и социально-политических учений дается генезис представлений о социальном идеале, идеальном устройстве государства и общества, социальных утопиях, марксизме, либерализме. Раскрывается сущность понятия социального идеала, его огромный потенциал, который закреплен в социальных, морально-нравственных нормах и традиционных духовных ценностях. Социальный идеал имеет важное значение для идентификации личности в процессе обучения и социализации. Проведенное исследование позволило выявить проблемные зоны в духовно-нравственном и гражданско-патриотичес-ком воспитании российской молодежи. В частности, можно отметить недостаточность знаний у современных обучающихся о трудных страницах российской истории, о ее героях в прошлом и настоящем, о традиционных духовно-нравственных ценностях и др. Делается вывод о том, что социальный идеал играет важную роль в процессе решения проблемы по воспитанию в личности качеств патриота и гражданина, защитника отечества, ценностей нравственности, любви к Родине и народам России, трудолюбия, активной жизненной позиции и др.

Abstract. The article gives the genesis of ideas about the social ideal, the ideal structure of the state and society, social Utopias, Marxism, liberalism at the integrative level of historical, philosophical and socio-political teachings. The essence of the concept of the social ideal is revealed, its huge potential, which is fixed in social, moral norms and traditional spiritual values. The social ideal is important for the identification of a person in the process of learning and socialization. The conducted research made it possible to identify prob-

lem areas in the spiritual, moral and civil-patriotic education of Russian youth. In particular, it can be noted the lack of knowledge among modern students about the difficult pages of Russian history, about its heroes in the past and present, about traditional spiritual and moral values, etc.

Ключевые слова: социальный идеал, образование, воспитание, российское общество.

Keywords: social ideal, education, upbringing, Russian society.

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что современное российское образование должно задаваться вопросом, в каком обществе мы живем, какие в нем идеалы и ценности, каким должен быть социальный идеал как некий канон для воспитания достойного человека и гражданина. Актуальным также является вопрос: следует ли в современной России формировать идеал «общественного согласия», интегрирующий в себе как социалистические ценности советской эпохи, так и либерализма? Геополитические события последних лет, переосмысление западноевропейских ценностей относительно их преемственности и проецирования в российскую действительность потребовали поиска духовных скреп, которые помогли бы гражданам нашей страны обрести единство. Для обретения гражданского единства требуется ориентир - социальный идеал общества и человека, который нужно сознательно формировать, чтобы избежать опасности разрушения духовно-нравственной сферы [1]. Социальный идеал не только может стать ориентиром для формирования стратегической миро-

воззренческой парадигмы и политики в общественной и духовной сфере, но и задачей для воспитательной работы в образовательных организациях.

Под социальным идеалом понимается представление о человеке как о высшей цели развития, своего рода социально-культурном образце, определяющем мышление, поведение и деятельность индивида. Представление о совершенном состоянии общества и человека отражают наиболее значимые ценности той или иной культуры, являются критерием оценки реальности и ориентиром деятельности как индивида, так и социальных групп, классов, общества в целом. Социальный идеал призван служить критерием оценки как личностных качеств человека, так и развития конкретного общества, человечества в целом.

Проблема исследования - противоречие между потребностями в воспитании личности человека как патриота и гражданина на основе традиционных духовно-нравственных российских ценностей и недостаточность сформированности образа социального идеала как воспитательно-образовательного фактора на современном этапе развития России.

Цель исследования - рассмотреть особенности формирования социального идеала в современной России и его значение для воспитания детей и молодежи сфере образования.

Задачи исследования: 1) изучить генезис представлений о социальном идеале в философских и социально-политических учениях; 2) проанализировать особенности формирования социального идеала на современном этапе развития России; 3) рассмотреть значение социального идеала для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовании.

Новизна исследования заключается в рассмотрении проблемы сущности социального идеала и особенностей его формирования. Исследование построено на интеграции историко-философских, социально-политических концепций: социальных утопий, марксизма, либерализма. На основе идей П. И. Новгородцева предложено название современной идеологии для российского общества - «социальный либерализм». Рассмотрено значение социального идеала для воспитания подрастающего поколения и молодежи как образца в процессе развития духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности.

Практическая значимость исследования: материал исследования может быть интересен для педагогов школ, СПО, вузов, студентов педагогических специальностей, представителей общественности и других категорий граждан, он дает широкое представление о соци-

альном идеале и его значении для консолидации российского общества.

Методология

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды представителей классиков философской и социологической мысли: Платона, Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампанеллы, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Дж. Локка, В. С. Соловьева, П. И. Новгородцева, В. И. Ленина и др.; современных представителей российского образования: Д. А. Блануцы, С. П. Золотарева, Т. Н. Золотаревой, Т. И. Зайцевой, В. А. Сокольникова, Р. Д. Титовой и др.; Конституция РФ и основные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС СОО). В работе применялись историко-философский, системно-диалектический и сравнительный методы.

Результаты

1. Генезис представлений о социальном идеале в философских и социально-политических учениях. Содержание социального идеала определяют мировоззренческие представления человека об идеальном политическим устройстве общества, его базовых ценностях и культуре. Социальный идеал выступает всеобщей формой целеполагания в различных проявлениях общественной деятельности: политико-социальной, духовно-нравственной, культурной, образовательной и др. Можно сказать, что представление о социальном идеале, как и любом идеале вообще, содержит в себе предельное суждение, содержание которого совпадает со своей сущностью [2]. Сущность социального идеала заключается в том, что он не отражает в полной мере состояние объективной реальности, он создает представление о том, каким должно быть желаемое общество и человек в нем. Эти представления служат основой для теоретических разработок философских и социально-культурных моделей развития.

Представления о социальном идеале формировались в различных исторических эпохах и зависели не только от общественно-политического устройства, но и от мировоззрения человека, пытающегося обрисовать желаемое (идеальное, с его точки зрения) государство, общество, ценностные ориентации граждан. Первые представления о социальном идеале начали формироваться еще в эпоху Древнего мира. Например, наиболее ранний проект идеального государства в эпоху античности обнаруживается в трудах греческого философа Платона. Именно Платон, а вслед за ним Аристотель выделяют правильные и неправильные формы государства, отдавая предпочтение одному,

наиболее совершенному с их точки зрения. У Платона такой формой является аристократия, а у Аристотеля -полития (как синтез лучших черт правильных форм государства). В проекте государства Аристотеля провозглашаются ценности семьи и частной собственности, достатка, нажитого честным трудом. Но главной ценностью у обоих мыслителей объявляется знание, а главным назначением человека - процесс познания. Поэтому социальным идеалом уже в те времена являются граждане государства, посвятившие себя процессу познания и приобретения мудрости (философы).

Уже в Древнем мире зародилась идея равенства и социальной справедливости, коллективного труда и общежития. Например, в трудах Плиния Старшего, Филона, Иосифа Флавия имеются сведении об общине ессеев (ее называют также иудейской сектою), живших в первой половине II века до н.э. - начале нашей эры. У ессеев было общее имущество, выборность старейшин-руководителей общины, нравственные правила общежития и поведения (честность, правдивость, скромность, трудолюбие, послушание, искренность, любовь), прием пищи в общей столовой и др. Себя они называли «сынами света». Общины ессеев были почти в каждом крупном городе Иудеи (Флавий). Некоторые исследователи считают, что общины ессеев имеют много общего с первыми христианскими общинами: там тоже ждали конца света и прихода Мессии, есть упоминании о некоем Учителе и др.

В эпоху Возрождения появляются первые социальные утопии. В произведениях Т. Мора («Утопия») и Т. Кампанелла («Город Солнца») нарисована картина идеального государства. Под идеальным общественным устройством этими мыслителями понимается община тружеников, в которой отсутствует частная собственность, труд носит обязательный и коллективный характер, существует социальное равенство в правах и распределении произведенного продукта. Некоторые исследователи назвали произведения этих мыслителей, как и проект идеального государство Платона, первыми коммунистическими проектами. Главным признаком коммунистического государства для таких исследователей является отсутствие частной собственности на средства производства. Хотя в произведениях Т. Мора и Т. Кампанеллы содержались передовые для своего времени идеи, не стоит объявлять их коммунистическими учениями в полном смысле этого слова.

Мыслители эпохи Просвещения (XVIII в.) абсолютизировали интеллектуальные способности людей и мечтали о наступлении «царства разума», связывая прогрессивные социально-политические, экономические и культурные изменения с деятельностью правителей

государств Европы, ставших теоретически просвещенными, принявшими идеи равенства и свободы.

В XIX веке в Западной Европе впервые появляются учения А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, ставшие классикой утопического социализма. Идеи равенства и коллективизма, гуманизма, всеобщего обязательного труда, социальной справедливости, гармоничного развития личности человека, общины и самоуправления являются ключевыми в этих учениях. А. Сен-Симон высказывает мысль о научном руководстве, централизованном управлении и планировании.С его точки зрения, идеальным общественным устройством является то, в котором для лучших, достойных людей, которые трудятся на общее благо, создаются возможности удовлетворения их важнейших потребностей и достижения высшего положения в обществе независимо от того, в какой социальной среде они изначально находились. Мыслитель утопично считал, что перевод общества на рельсы научного руководства сразу приведет к исчезновению социальных противоречий.

Начиная с Древнего мира, предпринимались попытки воплощения проектов идеального государства и социального идеала в жизнь. Платон хотел реализовать свои идеи на Сицилии с помощью правителей Сиракуз, Дионисия Старшего и Дионисия Младшего, которые быстро охладели к его проекту. Иезуиты в период с 1688 по 1768 гг. в Парагвае попытались создать «Город Солнца» на основе идей Т. Кампанеллы. Роберт Оуэн - крупный фабрикант - на своей текстильной фабрике в английском городе Нью-Ленарке предпринял попытку воплотить в жизнь идеи социальной справедливости. Он сократил рабочий день до 10,5 часов, выплачивал реальную зарплату, построил дома для рабочих и школы для детей. Через несколько лет его усилия увенчались успехом: фабрика давала прибыль, город преобразился, люди стали культурнее, образованнее, почти исчезла преступность. В 1815 г. Р. Оуэн выступал за принятие Закона о сокращении рабочего дня на всех текстильных фабриках Англии, широко пропагандировал свой опыт, мечтал о преображении всего человечества на основе технического прогресса. В конечном счете его фабрика не выдержала натиска «капиталистических акул» Англии. Основанная им с переехавшими в США тысячами единомышленников колония «Новая гармония» тоже потерпела крах.

Ошибки в проектах идеального государства у всех социальных утопистов заключались в том, что они полагались на человеческий разум, приписывая ему огромные возможности в преображении человека и общества, и не учитывали историчность в процессе познания. При всей наивности этих проектов выска-

занные мыслителями идеи сохраняют актуальность, имеют мировоззренческое и социальное значение.

Недостатки утопического социализма были преодолены в учении марксизма, признанного научной теорией построения социализма (коммунизма). Несмотря на то, что эта теория в ХХ веке и сейчас подвергается критике, особенно после распада СССР, одна из заслуг К. Маркса и Ф. Энгельса состоит в том, что познание природы они распространили на познание общества. Как отмечал В. И. Ленин: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю, сменились поразительно стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие развития производительных сил, другой, более высокий» [3, с. 44].

Теория марксизма, развитая в трудах В. И. Ленина, была реализована в социальной практике - в построении СССР и мировой системы социализма. Несмотря на критику советской системы и развал СССР, остается огромный положительный опыт социалистического строительства, который используют многие государства мира, в том числе Китай, Япония, Северная Корея и др.

Проблематика социального идеала рассматривалась и в философии либерализма. Еще Джон Локк обосновал идею формирования стабильного общества, состоящего из свободных личностей. В своем труде «Два трактата о правлении» он сформулировал два принципа: 1) экономической свободы как неотъемлемого права на пользование частной собственностью и интеллектуальной свободы (свободы совести и др.); 2) естественного права на жизнь, свободу и собственность [4]. В современных развитых государствах либеральные идеи являются основополагающими для конституций, идеологии, законодательства. Они дополнены понятиями личного достоинства, свободы слова, всеобщих прав человека, реального существования частной собственности и свободного рынка и др. [5, с. 101].

С точки зрения Т. И. Зайцевой, на рубеже XIX-XX веков на западный либерализм оказали влияние идеи русского философа В. С. Соловьева, а вслед за ним и П. И. Новго-родцева о праве на достойнейшее человеческое существование. Поэтому в этот период западный либерализм дополнил свой идеологический арсенал идеями о социальной справедливости, солидарности, поддержке государством малоимущих граждан [6-8].

П. И. Новгородцева, русского философа, правоведа и общественного деятеля, называют теоретиком «социального либерализма» [9]. Исследуя проблематику социального идеала, он утверждал, что исходным началом абсолютного идеала является свобода бесконечного развития и вечного совершенствования.

С точки зрения П. И. Новгородцева, личность человека имеет абсолютное безусловное значение и является носителем двух начал: общего и особенного. Поэтому разные формы правления, политические системы и политические режимы являются не целью, а всего лишь средствами общественно-политического развития. Целью социального развития является личность человека, поэтому власть должна создавать условия для гармоничного существования личности и общества. Но мировая практика социального строительства демонстрирует факты принятия решений властными органами не в пользу личности [10].

С точки зрения В. А. Сокольникова, социальный идеал представляет собой последовательную систему разных идеалов, возникающих на идейной основе предшествующих идеалов и представляющих собой следующую последовательность: экономический,политический, этический, эстетический идеалы и др. То есть экономический идеал служит основой для политического идеала и т.д. Эти идеалы формируются исходя из объективной реальности и не являются абстрактной интеллектуальной идеализацией [11]. Между социальными идеалами разных исторических эпох может быть преемственность. Например, идеал справедливого государства и общества зародился еще в Древнем мире, но актуальным является практически во всех исторических эпохах для многих людей.

Любой идеал предполагает определенные нормативы, способствующие его реализации в социуме. Система норматив представляет собой некий канон, который нужно выполнять и который порождает определенные ритуалы: праздники, парады, демонстрации, субботники и др. Различные ритуальные формы, наряду с соответствующим мировоззрением, являются средством воспитания и укрепления в массах веры в идеал.

Важным фактором воплощения идеала в действительности является идеология. Как система теоретических взглядов, отражающая степень познания мира в целом и отдельных его сторон, идеология способствует созданию условного изображения социального идеала. Идеология, опираясь на социальную психологию, может быть системой теоретических взглядов одной социальной группы, класса или партии. На основе представлений о социальном идеале формируется идеологический образ существующего социума, а также идеологический мифологический образ желаемого общества будущего. На основе идеологического образа может сформироваться идеологический культ. Важную роль для формирования ценностей играет эмоциональная сторона социального идеала, с помощью которой он воздействует на людей. Конкретному социальному иде-

алу соответствует система моральных норм, определяющая критерии между должным и не должным (добром и злом). Социальный идеал может быть порождением существующей социальной системы или созданным в предыдущем социуме.

2. Особенности формирования социального идеала на современном этапе развития России. Современная Российская Федерация появилась после распада СССР. Несмотря на оголтелую критику и дискриминацию общественно-политической, идеологической, культурной и других сторон социалистического государства и общества, в реальности в мировоззрении людей, политической жизни и государственных структурах сохранилась определенная преемственность (партии социалистической ориентации, законодательные органы в форме советов народных депутатов, органы социальной защиты и др.). Так в Конституции РФ [12] провозглашается, что высшей ценностью является человек, его права и свободы. Государство обязуется признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека (ст. 2). Многонациональный народ России объявляется носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ (ст. 3). Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий по обеспечению достойной жизни и свободного развития каждого гражданина. Декларируется охрана труда, здоровья людей, материнства и детства, социальная поддержка и защита, и др. (ст. 7). Охраняется законом право частной собственности (ст. 35). Несмотря на то, что в Конституции РФ признается идеологическое многообразие, подчеркивается, что ни одна идеология не может быть государственной (ст. 13), можно предположить, что в общественно-политической жизни России доминирует форма идеологии, которую П. И. Новгородцев обозначил еще на заре XX века как «социальный либерализм».

Таким образом, в Конституции РФ заложены основы для формирования социального идеала на данной ступени общественного развития страны. Поскольку источником формирования социального идеала является потребность в устранении противоречий между существующим и должным на конкретном этапе развития, то в этой работе участвуют философы, общественные деятели, образование, литература и искусство, а также экономическая, политическая и другие системы общества.

3. Значение социального идеала для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовании. В Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на образование в различных фор-

мах на основе утвержденных государственных образовательных стандартов - ФГОС (статья 43 Конституции РФ). Образовательная деятельность является одним из видов социальной деятельности, сочетающей в себе процессы обучения и воспитания. В обновленных в 2022-2023 г. ФГОС процессу воспитания уделяется повышенное внимание. Прежде всего в Стандарте акцентируются требования к формированию личностных качеств обучающихся, таких как российская гражданская идентичность, внутренняя сознательная позиция на основе традиционных духовно-нравственных ценностей и исторических традиций, антикоррупционное мировоззрение и другие. Патриотизм, гражданская ответственность, уважение к защитникам Отечества, исторической памяти, старшему поколению и др. - вот такие качества должны стать основой личности выпускников средних школ [13]. Значит, весь образовательно-воспитательный процесс должен быть направлен на формирование у обучающихся духовно-нравственных качеств, патриотизма и сознательной активной гражданской позиции.

Для оказания помощи образовательным организациям по формированию у обучающихся духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности Министерством науки и высшего образования РФ был предпринят ряд мер: 1) создана Цифровая площадка РФ с целью проведения в режиме онлайн передач с разъяснением о причинах СВО, противостоянии России и НАТО, геополитике, гибридных информационных войнах и др.; 2) создан видеокурс художественно-патриотических фильмов для обучающихся с первого по одиннадцатый класс, в котором каждый фильм посвящен формированию определенного духовно-нравственного качества, демонстрации его проявления в конкретной исторической или повседневной ситуации; 3) в сентябре 2023 г. на Цифровой площадке РФ проводился для педагогов, родителей и обучающихся видеокурс лекций «Патриотизм. Воспитание», направленный на разъяснение того, что является традиционными российскими ценностями, как их сформировать и защитить от влияния деструктивной идеологии; на обучение навыкам просветительской коммуникации и др.; 4) в программу учебных заведений введена дисциплина «Основы российской государственности», имеющая широкий спектр тематики: территория, народы РФ и их культура, основные вехи истории, выдающиеся люди, разъясняются особенности формирования русской цивилизации и политические события в прошлом и настоящем, которые играли важную роль в судьбе нашего государства и общества; законодательные акты РФ последних лет; сохранение тра-

диционных духовно-нравственных ценностей и др. Эти и другие меры, подкрепленные деятельностью региональных министерств образования, школ, СПО и вузов, помогают решению воспитательных задач.

Рассмотрим основные модусы (способы существования) социального идеала: 1) как норма социальный идеал представляет собой социальную проекцию желаемого общества и реализуется в социально-политической сфере; 2) как ценность социальный идеал реализуется в духовной сфере; 3) как мировоззренческая ориентация он воспроизводится философскими концепциями и реализуется в личностной сфере.

Хотя представления о социальном идеале теоретически формируются интеллектуальной элитой в рамках определенных теорий (философами, социологами, культурологами, политологами, педагогами и др.), основой его формирования является реальный исторический опыт (в данном случае российский). Например, духовный кризис российского общества, наблюдаемый после распада СССР и перехода в капиталистическую общественно-политическую систему, был вызван кризисом социального идеала - место советского «строителя коммунизма» заняли «новые русские», нувориши, хитрые предприниматели, коррумпированное чиновничество и др. Это привело к девальвации духовно-нравственных ценностей советской эпохи, которые во многом отражали традиционные российские ценности: социальная справедливость, кто не работает -тот не ест; человек человеку друг, товарищ и брат; коллективизм, патриотизм, честность и порядочность, преданность Родине и др. В условиях, когда обучение стало рассматриваться как сфера услуг, образовательным учреждениям и педагогам трудно было поддерживать воспитательный процесс на необходимом гражданско-патриотическом и нравственном уровне. И хотя социологические опросы, проведенные ВЦИОМ (Всероссийским центром изучения общественного мнения), показывали, что для большинства представителей молодого поколения одной из основных социальных ценностей является образование [14], в реальности качество полученного в постсоветское время образования оставляло желать лучшего. Например, в процессе изучения дисциплины «Основы российской государственности» выяснилось, что студенты первого курса плохо знают отечественную историю и героев России. В частности, со слов студентов, они никогда не слышали о героях Советского Союза: Зое Космодемьянской, Александре Матросове, Алексее Маресьеве, генерале-лейтенанте Д. М. Карбышеве и др. Парадокс, но даже маршала Победы Г. К. Жукова могли вспомнить единицы. А ведь эти имена и совершенные этими людьми

подвиги в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. были известны каждому советскому школьнику.

Начиная с 20-х годов XXI века, российская интеллектуальная элита приступила к поиску того социального идеала, который бы помог россиянам обрести веру в себя и Отечество. Катализатором, ускорившим этот поиск стала СВО, что привело к формализованному закреплению социального идеала в законодательных актах РФ: Законе об образовании, Указе Президента о сохранении традиционных духовно-нравственных ценностей и др. Хотя термин «социальный идеал» в этих документах не упоминается, но он подразумевается в целях и задачах современного образовательно-воспитательного процесса в учебных заведениях.

Важное значение для формирования социального идеала имеет процесс социализации. Формирование социального идеала в процессе социализации, который начинается еще в школе и продолжается в системе СПО и высшего образования, детерминирован как общественно-политической средой, так и особенностями личностного становления. Все это способствует либо принятию, либо индивидуальному отторжению обучающимися социального идеала. Вот почему в процессе образования и воспитания важно на уровне личности заложить основы мировоззренческих ориен-таций, духовно-нравственных установок и гражданско-патриотических убеждений, соответствующих заданным требованиям российской культуры.

Для эффективного формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности у подрастающего поколения и молодежи в системе образования важным фактором является становление самого педагога как сознательного, активного, социализированного субъекта, осуществляющего на основе представлений о социальном идеале образовательно-воспитательную деятельность, понимающего его значение для укрепления российского гражданского общества. Поэтому профессиональное развитие педагога и как специалиста-предметника, и как воспитателя, и как исследователя-новатора должно ориентироваться на следующие параметры: 1) психологическую готовность педагога к осуществлению воспитательного процесса на основе представлений о развитии российского гражданского общества, закрепленных в российских нормативных актах; 2) переориентация всех форм профессионального образования и повышения квалификации педагогов в соответствии с современными требованиями формирования духовно-нравственной и гражданско-патриотической личности обучающихся на основе представлений о российском социальном идеале.

Социальный идеал содержит в себе огромный потенциал, который закреплен в социальных, морально-нравственных нормах и традиционных духовных ценностях, значимый для идентификации личности уже в процессе обучения, а в дальнейшем - в социуме и для будущих достижений. Факторами, развивающими личность обучаемого, являются не только достижения педагога в учебной и инновационно-творческой деятельности, но и используемые в процессе обучения различные формы воспитания и социализации. Занимаясь воспитательной работой по формированию духовно-нравственной и гражданско-патриотической личности подрастающего поколения и молодежи, педагог и сам растет, так как в знании о героических страницах российской истории, о подвигах всех поколений россиян заключается важнейший источник его духовного и творческого роста.

Заключение

Проведенное исследование отразило историко-философско-социологический экскурс по тематике о социальном идеале и позволило выявить проблемные зоны в этом вопросе на современном этапе развития России. С одной стороны, в государстве и обществе провозглашается потребность в духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании российской молодежи. С другой стороны, обнаруживается слабая проработка представлений о социальном идеале и его пропаганда в образовании, литературе, искусстве, СМИ. Это проявляется как недостаточность знаний у школьников и молодежи о героических страницах российской истории, о ее героях в прошлом и настоящем, о традиционных духовно-нравственных ценностях. То есть выявляется потребность в устранении противоречий между существующим и должным через создание образа российского социального идеала, на который можно было бы равняться в воспитательной деятельности. В этой работе должны принять участие философы, общественные деятели, работники образования, литературы, искусства, представители политики, экономики и др.

Для решения проблемы по воспитанию в личности обучающихся качеств патриота и гражданина, защитника отечества, ценностей нравственности, любви к Родине и народам России, трудолюбия, активной жизненной позиции и др. можно предложить следующие меры:

1. Поскольку крах идеологии СССР привел к девальвации социалистических ценностей, дестабилизации общества и созданию ситуации «идеологического вакуума», то выход из сложившегося в постсоветские годы духовного кризиса видится в формировании обновленной идеологии, интегрирующей традици-

онные российские духовно-нравственные ценности, ценности социальной справедливости и либерализма, которую вслед за П. И. Новгородцевым можно назвать «социальным либерализмом».

2. На идеях социал-либеральной идеологии можно сформировать представления о социальном идеале как ориентире, помогающем воспитанию детей, подростков и молодежи в процессе образования и в социальной сфере. В основе социального идеала должны быть представления об общности народов России, их совместном историческом пути, чувство коллективизма, патриотизма, интернационализма, любви к Родине.

3. Конструирование российского социального идеала должно осуществляться на интеграции различных мировоззренческих и социальных теорий, учитывать интересы разных слоев российского государства, культуру народов России с целью консолидации общества. Конечно, этой работой должны заниматься специалисты. Педагоги совместно с обучающимися и их родителями, представителями общественности, ветеранами и другими гражданами тоже могут участвовать в этой творческой работе.

4. Система образования должна учитывать требования времени, разработать представления о социальном идеале применительно к разным возрастным группам обучающихся, подкреплять теорию средствами литературы и искусства, реальными примерами из российской истории и современности.

Литература

1. Титова Р. Д. Общественный идеал в современной России: философский анализ : автореф. дис. ... канд. философ. наук. 2015. Уфа, 2015. 19 с.

2. Блануца Д. А. Особенности формирования социального идеала // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2007. № 21 (51). С. 14-21. ЕРЫ КМЕЖ

3. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. М. : Издательство политической литературы, 1973. Т. 23. 621 с.

4. Локк Дж. Два трактата о правлении: соч. в 3 т. М. : Мысль, 1988. Т. 3. С. 135-406.

5. Золотарев С. П., Золотарева Т. Н. Становление, сущность и основные принципы современного либерализма // Вестник калмыцкого университета. 2016. № 3 (31). С. 100-104.

6. Зайцева Т. И. Концептуализация социального идеала русским либерализмом: П. И. Новгородцев // Идеи и идеалы. 2012. № 3 (13). Т. 2. С. 25-33.

7. Зайцева Т. И. В защиту русского либерализма // Полис. 2006. № 1. С. 175-182.

8. Ивонин Ю. П. Социальный идеал как предмет философского исследования // Идеи и идеалы. 2009. № 1 (1). С. 68.

9. Васильев Б. В. Проблема общественного идеала в философии права русского неолиберализма // Философские науки. 2004. № 8. С. 46-57.

10. Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М. : Пресса, 1991. 640 с.

11. Сокольникова В. А. П. И. Новгородцев о соотношении общественного идеала и личности // Социально-политические науки. 2017. № 4. С. 36-38.

12. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// pravo.gov.ru (дата обращения 22.02.2024).

13. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования : приказ Минпросвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.

14. Ковалева Г П. Задачи российского образования в современных геополитических условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 4 (48). С. 5-13.

References

1. Titova R. D. Obshhestvennyj ideal v sovremennoj Rossii: filosof-skij analiz. Avtoref. dis. ... kand. filosof. nauk. [The social ideal in modern Russia: a philosophical analysis. Extended Abstract of the Ph. D. habil. thesis]. Ufa, 2015, 19 p. (In Russian).

2. Blanuca D. A. Osobennosti formirovanija social'nogo ideala [Features of the formation of the social ideal]. Izvestiya Rossi-yskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Herzen, 2007, no. 21 (51), pp. 14-21. (In Russian).

3. Lenin V. I. Polnoe sobranie sochinenij [Complete works]. Moscow, 1973, vol. 23, 621 p. (In Russian).

4. Lokk Dzh. Dva traktata o pravlenii [Two treatises on government]. Moscow, 1988, pp. 135-406. (In Russian).

5. Zolotarev S. P., Zolotareva T. N. Stanovlenie, sushhnost' i osnovnye principy sovremennogo liberalizma [Formation, essence and basic principles of modern liberalism]. Vestnik kalmyckogo uni-versiteta, 2016, no. 3 (31), pp. 100-104. (In Russian).

6. Zajceva T. I. Konceptualizacija social'nogo ideala russkim liberal-izmom: P. I. Novgorodcev [Conceptualization of the social ideal

by Russian liberalism: P. I. Novgorodtsev]. Idei i idealy, 2012, no. 3 (13), vol. 2, pp. 25-33. (In Russian).

7. Zajceva T. I. V zashhitu russkogo liberalizma [In defense of Russian liberalism]. Polis, 2006, no. 1, pp. 175-182. (In Russian).

8. Ivonin Ju. P. Social'nyj ideal kak predmet filosofskogo issledo-vanija [Social ideal as a subject of philosophical research]. Idei i idealy, 2009, no. 1 (1), pp. 68. (In Russian).

9. Vasil'ev B. V. Problema obshhestvennogo ideala v filosofii prava russkogo neoliberalizma [The problem of the social ideal in the philosophy of law of Russian neoliberalism]. Filosofskie nauki, 2004, no. 8, pp. 46-57. (In Russian).

10. Novgorodcev P. I. Ob obshhestvennom ideale [On the social ideal]. Moscow, 1991, 640 p. (In Russian).

11. Sokol'nikova V. A. P. I. Novgorodcev o sootnoshenii obshhestvennogo ideala i lichnosti [P. I. Novgorodtsev on the correlation of the social ideal and personality]. Social'no-politicheskie nauki, 2017, no. 4, pp. 36-38. (In Russian).

12. Konstitucija Rossijskoj Federacii [The Constitution of the Russian Federation]. URL: http:// pravo.gov.ru (accessed 22.02.2024). (In Russian).

13. O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshhego obrazovanija: Prikaz Minprosvesh-henija RF ot 12 avgusta 2022 g. no. 732, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanii i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maja 2012 g. No. 413. [On Amendments to the Federal State Educational Standard of Secondary General Education. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 12, 2022 no. 732, approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012 no. 413]. (In Russian).

14. Kovaleva G. P. Zadachi rossijskogo obrazovanija v sovremen-nyh geopoliticheskih uslovijah [Tasks of Russian education in modern geopolitical conditions]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2022, no. 4 (48), pp. 5-13. (In Russian).

УДК /UDC 374(091)

DOI 10.54509/22203036_2024_2_42

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

EDN XUFEUJ

Левченко Ольга Юрьевна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и методики непрерывного профессионального образования, ГАОУ ВО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина», г. Пушкин

Levchenko Olga Yu.

Doctor of Pedagogy Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Continuing Professional Education, Pushkin Leningrad State University, Pushkin

ИЗ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ: РОЛЬ ВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КУРСОВ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

FROM THE HISTORY OF PEDAGOGY: THE ROLE OF TEMPORARY PEDAGOGICAL COURSES IN INCREASING THE LEVEL OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация. Возросшее внимание к проблемам непрерывного профессионального развития педагогических работников повысило интерес к имеюще-

муся отечественному опыту организации такой работы. Во второй половине XIX в. возросло внимание к профессиональному педагогическому образованию. Начали

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.