Научная статья на тему 'Формирование социально-технологической компетентности муниципальных служащих'

Формирование социально-технологической компетентности муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ОМСУ) / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / COMPETENCE / LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES (OMSU) / MUNICIPAL EMPLOYEE / SOCIAL AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабунина Элина Александровна

В данной статье рассматривается формирование социально-технологической компетенции муниципальных служащих и вопрос становления социально-технологической компетентности, её структуры и содержательных компонентов. Их характеристика обусловлена необходимой мерой при работе в учреждении и организации. Эмпирическую базу исследования составляют результаты опроса муниципальных служащих на базе администрации города Липецка. Практическая значимость статьи определяется тем, что результаты исследования и предложенные рекомендации по повышению уровня социально-технологической компетентности могут быть использованы в кадровой политике муниципальными служащими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабунина Элина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF MUNICIPAL EMPLOYEES

This article discusses the formation of social and technological competence of municipal employees and the issue of the formation of social and technological competence, its structure and substantial components. Their characteristics are determined by the necessary measure when working in an institution and organization. The empirical base of the study is the results of a survey of municipal employees on the basis of the administration of the city of Lipetsk. The practical significance of the article is determined by the fact that the results of the study and the proposed recommendations to improve the level of socio-technological competence can be used in personnel policy by municipal employees.

Текст научной работы на тему «Формирование социально-технологической компетентности муниципальных служащих»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ Шабунина Э.А. Email: Shabunina686@scientifictext.ru

Шабунина Элина Александровна — студент, кафедра государственной и муниципальной службы, Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Липецк

Аннотация: в данной статье рассматривается формирование социально-технологической компетенции муниципальных служащих и вопрос становления социально-технологической компетентности, её структуры и содержательных компонентов. Их характеристика обусловлена необходимой мерой при работе в учреждении и организации. Эмпирическую базу исследования составляют результаты опроса муниципальных служащих на базе администрации города Липецка. Практическая значимость статьи определяется тем, что результаты исследования и предложенные рекомендации по повышению уровня социально-технологической компетентности могут быть использованы в кадровой политике муниципальными служащими.

Ключевые слова: компетентность, органы местного самоуправления (ОМСУ), муниципальный служащий, социально-технологическая компетентность, профессиональная деятельность, государственное и муниципальное управление.

FORMATION OF SOCIAL AND TECHNOLOGICAL COMPETENCE OF

MUNICIPAL EMPLOYEES Shabunina E.A.

Shabunina Elina Aleksandrovna - Student, DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL SERVICE, RUSSIAN ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION, LIPETSK

Abstract: this article discusses the formation of social and technological competence of municipal employees and the issue of the formation of social and technological competence, its structure and substantial components. Their characteristics are determined by the necessary measure when working in an institution and organization. The empirical base of the study is the results of a survey of municipal employees on the basis of the administration of the city of Lipetsk. The practical significance of the article is determined by the fact that the results of the study and the proposed recommendations to improve the level of socio-technological competence can be used in personnel policy by municipal employees.

Keywords: competence, local self-government bodies (OmSU), municipal employee, social and technological competence, professional activity, state and municipal government.

УДК 316.4

Одной из основ профессиональной и высококвалифицированной трудовой деятельности является компетентность служащего. Без нее сложно оценить насколько высок результат труда как для муниципальных служащих, так и для работников других сфер.

Компетентность муниципального служащего - доскональное знание какого-либо вопроса, обсуждаемой проблемы, всех сторон дела, связанных с выполняемой работой, видом деятельности. Компетентность - сложное духовно-практическое, социально-обусловленное образование, являющееся конечным результатом, оценкой целесообразной и эффективной практической деятельности человека. Причём, компетентность - это не только результат или оценка деятельности человека, но и сам ход его мышления и деятельности [1, с. 89].

Некоторые зарубежные авторы при определении компетентности делают акцент на способность действовать самостоятельно и ответственно. При данном подходе основными компонентами компетентности являются:

1. специальная (профессиональная) компетентность;

2. технологическая компетентность;

3. социальная компетентность;

4. социально-психологическая компетентность;

5. коммуникативная компетентность;

6. психологическая компетентность;

7. методологическая компетентность;

8. культурологическая компетентность;

9. организационная компетентность;

10. личностная и индивидуальная компетентность.

Высокий уровень квалификации совместно с компетентностью составляют тот необходимый базис, который положен в профессиональную основу любого современного муниципального служащего. Очень важным является, насколько развиты такие качества, как коммуникабельность, доброжелательность, сдержанность и хорошая осведомленность со своими должностными инструкциями, для того, чтобы повышать качество оказываемых услуг муниципальными работниками, тем самым поднимая авторитет в глазах населения [2, с. 64].

Под профессиональной компетентностью нами понимается характеристика личности специалиста, выраженная в единстве его теоретических знаний, практической подготовленности, способности осуществлять все виды профессиональной деятельности, решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей. На формирование профессиональной компетентности муниципального служащего, в первую очередь, оказывает влияние компетенция, как совокупность полномочий, которыми располагает соответствующее должностное лицо, а также личностные, деловые качества субъекта [3, с. 37]. Социально-технологическая компетентность муниципальных служащих - глубокая осведомленность об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов работы, их особенности; активность муниципального служащего. Социально-технологическая компетентность входит в понятие «профессиональная компетентность», является его составной частью.

В статье представлена собственная структура социально-технологической компетентности:

1) проектировочная компетентность;

2) информационная и прогностическая компетентность;

3) организаторская компетентность;

4) коммуникативная компетентность;

5) аналитическая компетентность;

6) когнитивная компетентность;

7) системная компетентность;

8) личностная компетентность;

9) специальная или функциональная компетентность.

Социально-технологическую компетентность муниципальных служащих мы рассматриваем на примере администрации г. Липецка, которая является исполнительно-распорядительным органом города, обладающим правами юридического лица. К компетенции администрации относятся полномочия в сфере обеспечения безопасности людей, экономики, финансов, культуры, здравоохранения, ЖКХ, транспорта, экологии и др.

Исследование уровня сформированности социально-технологической компетентности муниципальных служащих показало, что только 14,7% муниципальных служащих администрации г. Липецка получили образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» и 35,2% - экономическое, 14,4% - социально ориентированное, 12,5% - юридическое. Таким образом, специалистов в области государственного и муниципального управления крайне мало. Также было выявлено, сегодня муниципальным образованиям необходимы специалисты, которые обладают разносторонним мышлением, имеют опыт реализации знаний и умений, способностей, обладают знаниями способов, средств, программ выполнения действий, решения профессиональных и социальных задач.

На современном этапе подготовка кадрового потенциала для ОМСУ осуществляться в виде трехуровневой системы:

1) Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации в г. Москва;

2) Институты повышения квалификации, региональные академии, филиалы и их представительства Российской академии государственной службы при Президенте РФ в субъектах РФ;

3) Межмуниципальные центры профессионального обучения муниципальных кадров городских округов и муниципальных районов в административных центрах субъектов РФ и муниципальные центры профессионального обучения.

Основываясь на существующем программно-методическом обеспечении функционирования и развития системы образовательных учреждений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы муниципальной службы была разработана программа мероприятий по формированию социально-технологической компетентности муниципальных служащих, которая включает как практическое, так и теоретическое обучение.

Основными аспектами программно-методического обеспечения в области теоретического обучения:

- реализация интерактивных форм обучения, то есть проектная деятельность, кейсы, деловые игры;

- использование модульных технологий;

- организация самостоятельной работы для грамотного сбора и анализа литературы и информации слушателями;

- обеспеченность учебного процесса материально-технической базой: учебными пособиями, программным обеспечением, лабораториями, ППС с соответствующей высокой квалификацией.

Список литературы / References

1. Бурганова Л.А. Профессиональная компетенция в сфере государственного и муниципального управления, 2009. С. 160.

2. Дивненко О.В. Профессиональная компетентность молодого специалиста: теория и практика, 2008. С. 411.

3. ВласовН.В. Организация государственной и муниципальной службы, 2015. С. 297.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.