Алиходжаева Г. С. преподаватель кафедры «Психология и педагогика дошкольного образования»
ТГПУ им. Низами
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
Аннотация: в данной статье освещены вопросы по проблеме формирования социально-коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Рассматривается современный подход к формированию социально-коммуникативной компетентности
дошкольников в театрализованной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения. Раскрыты особенности взаимоотношений детей, возникающих в театрализованной деятельности. Описано значение ролевых взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности и их значение для формирования социально-коммуникативной компетентности
дошкольников
Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, театрализованная деятельность, ролевые отношения, дети дошкольного возраста.
FORMATION OF SOCIO-COMMUNICATIVE COMPETENCE IN ELDER PRESCHOOL CHILDREN
Alikhodzhaeva G.S.
lecturer
department "Psychology and pedagogy preschool education "
TSPU named after Nizami
Abstract: in this article scientific researches on the problem of formation of social and communicative competence of children of the senior preschool age are analyzed. The modern approach to the formation of social and communicative competence of preschool children in the theatrical activity in the conditions of a preschool educational institution is considered. The peculiarities of the relationships of children arising in the theatrical activity are revealed. The importance of role-playing relationships of children of the senior preschool age in the theatrical activity and their importance for the formation of social and communicative competence of preschool children is described.
Key words: social and communicative competence, theatrical activity, role relationships, preschool children.
Проблема развития социально -коммуникативной компетентности детей - важная социальная и психолого-педагогическая проблема, ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования. В современных условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать дошкольникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным векторам развития, но и выработать у них способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимых целей.
Проблеме формирования компетентности дошкольников посвящены работы педагогов и психологов. Работы С.А. Козловой, Л.В. Коломийченко, Л.В. Моисеевой, С.Л.Новоселовой, Р.Б. Стеркиной содержат большой теоретический и практический материал, который обеспечивает реализацию задач по формированию социальной компетентности старших дошкольников на этапах дошкольного образования.
Социально-коммуникативная компетенция рассматривается как основополагающая характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности.
При успешном развитии ребенка по всем вышеуказанным направлениям, должны сформироваться основные компетентности ребенка.
Компетентности формируются под влиянием нескольких составляющих, это не только обучение в дошкольном образовательном организации, но и общение в кругу близких, сверстников, отношения в окружающем обществе. Исходя из этого, воплощение компетентностного подхода находится в зависимости от сложившейся социально -эмоциональной обстановки, обстановки, в которой происходит становление ребенка.
Формирование социально-коммуникативной развитости ребенка имеет своей направленностью принятие и освоение норм и ценностей, свойственных обществу:
- морально-нравственные ценности;
- формирование способности общения и взаимодействия ребенка с другими личностями;
- становление самостоятельности, устремленности и самостоятельного руководства своими действиями;
- формирование интеллекта ребенка, эмоциональной устойчивости и отзывчивости, сопереживания;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Основными формами развития социально -коммуникативных способностей являются сюжетные игры, в частности театрализованная деятельность. Театрализованные игры нацелены преимущественно на развитие воображения и развитие способности к пониманию другого. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).
В процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации игрового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодействия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог).
Социально-коммуникативная компетентность заключается в развитии определенных умений:
- умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нём;
- умение получать необходимую информацию в общении;
- умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
- умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
- умение спокойно отстаивать своё мнение;
- умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
- умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать, т.д.);
- умение уважительно относиться к окружающим людям;
- умение принимать и оказывать помощь;
- умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Когда у детей появляется потребность в игре, они начинают договариваться о ней с партнером. При этом у детей формируются способность взаимодействовать со сверстниками, обсуждать, отстаивать свою точку зрения, идти на компромиссы, анализировать суждения партнера.
Принимая на себя роль в игре, ребенок вынужден реагировать на действия и речь партнеров, связанных по смыслу с его ролью, то есть уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от роли партнеров.
При выстраивании ролевого диалога у детей активизируется словарный запас, развиваются такие коммуникативные навыки как: способность начинать и завершать беседу, менять вслед за мыслью собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, дети более активно в игре используют мимику и жесты.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности дошкольников являются: содержательность и разнообразие тематики; постоянное, ежедневное включение театрализованной деятельности в жизнь ребенка, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр; сотрудничество детей со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Нужно понимать, что приступать сразу к театрализованной деятельности с включением детей нецелесообразно, ведь она не будет удачной до тех пор, пока ребенок не научится играть в ней [2].
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию. С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - все это способствует быстрому ее усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
Взаимоотношения и совместная деятельность ребенка со взрослым и сверстником - это необходимое условие психического развития ребенка, формирования его общественных качеств. Взаимодействуя со сверстниками, ребенок более самостоятелен и независим, он начинает точно оценивать себя и других, растет его способность выстраивать совместную деятельность.
Таким образом, роль театрализованной игры в формировании коммуникативных способностей, навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. В процессе театрализованной деятельности развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи, и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственно речевую активность ребенка.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития
чувства партнерства, а, следовательно, и формирования социально -коммуникативной компетенции.
Использованные источники: 1.Зотова И.В. Особенности развития социально -коммуникативной компетентности у дошкольников / Иваново: «Проблемы науки», 2017. № 18 2. Зотова И.В. Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста М.: «Проблемы науки», 2017. № 16
3. Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая. М.: Просвещение, 2009. 145 с.
4. Новейший психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич; под общ. ред. А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 928 с.
5. http ://tm.ifmo.ru/tm2004/src/467.
6. http://www.ilt.columbia.edu/ publications.