Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ УРОКИ СБО'

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ УРОКИ СБО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сапарова К.Д.

В статье рассматриваются методы формирования социально-бытовой компетентности через уроки социально-бытовой ориентации. В качестве основной и важнейшей цели специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех странах мира выдвигается социальная адаптация и интеграция. Успех этого в значительной степени зависит от социальной компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE BY LESSONS OF SOCIAL ORIENTATION

The article considers the methods of social formation and domestic competence through lessons of social orientation. Social adaptation and integration are the main and most important goals of special education for people with disabilities in all countries of the world. The success of these goals largely depend on the social competence of a person, his ability to organize independently his own life.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЧЕРЕЗ УРОКИ СБО»

вспомогательной школы: пособие для учителей и воспитателей / А.Н. Смирнов. -М.: Владос, 2014. -349 с.

5. Воронкова В.В. Социально -бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя / В.В. Воронкова. - М.: Владос, 2016. - 248 с.

6. Выготский Л.С. Роль курса социально- бытовой ориентировки в коррекционной школе [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/view/340134347/?*=VtN1rTxlSccnq4sdrOJ 5c8Yzv9d7InVybCI6Imh0dHA6Ly9zY2h1dms0ODIubXNrb2JyLnJ1L2ZpbGV

УДК 376.42

Сапарова К.Д. студент 5 курса

факультет «Психологии и педагогического образования» «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Ибрагимова А.Р., к.п.н.

доцент

Россия, г. Симферополь ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ЧЕРЕЗ УРОКИ СБО

Аннотация. В статье рассматриваются методы формирования социально-бытовой компетентности через уроки социально-бытовой ориентации. В качестве основной и важнейшей цели специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех странах мира выдвигается социальная адаптация и интеграция. Успех этого в значительной степени зависит от социальной компетентности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт.

Ключевые слова: социально-бытовая ориентация, лица с ограниченными возможностями, социальная адаптация.

Saparova С. D. student

5 course, faculty of "Psychology and pedagogical education" The "Crimean engineer-pedagogical University"

Russia, Simferopol Supervisor: Ibragimovа A. R.

c. p. s, docent

THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE BY LESSONS OF

SOCIAL ORIENTATION

Annotation. The article considers the methods of social formation and domestic competence through lessons of social orientation. Social adaptation and integration are the main and most important goals of special education for people with disabilities in all countries of the world. The success of these goals largely

depend on the social competence of a person, his ability to organize independently his own life.

Key words: social orientation, people with disabilities, social adaptation.

На протяжении ряда лет предметом многочисленных исследований в области специальной психологии и педагогики были развитие и коррекция познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это привело к тому, что задачи целенаправленного социального развития детей с нарушением интеллекта были отнесены на второй план.

Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций воспитанника в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ребенок овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, а также в связи со сменой приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида, где на первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого школьника, возникла необходимость переосмыслить роль и место личностного, социального развития умственно- отсталого ребёнка.

Согласно Щербакову А.М., «проблема социализации обучающихся, воспитанников с недостатком интеллекта является в настоящее время весьма актуальной. Именно поэтому целью работы школы-интерната VIII вида является создание для детей специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития и, в конечном счете, -социальную адаптацию»186

Основными направлениями работы, способствующими решению задач социальной адаптации интеллектуально неполноценных школьников, являются социально-трудовая адаптация и социально-бытовая адаптация.

Социально- бытовая ориентировка - специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение их общего развития.

Основными задачами обучения социально-бытовой ориентировки являются:

- воспитание у обучающихся, воспитанников положительных

186 Щербаков А.М. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / А. М. Щербаков. - М.: МИГ, 2013. -С.35_

личностных качеств (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);

- коррекция имеющихся у них дефектов и таким образом подготовка их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.

Формирование первичных умений и навыков с опорой на приобретенные знания по теме и с получением необходимых практических результатов;

Уточнение и систематизация полученных знаний, умений и навыков; Расширение социально-бытовой компетентности и социальная адаптация. Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа187:

1 этап. Выявление уже имеющихся у детей знаний, умений и навыков по теме.

На данном этапе в процессе беседы с детьми на уроке и во внеурочное время, а также из бесед с воспитателями и родителями и наблюдений за детьми я выявляю запас знаний и умений, учащихся по конкретным темам. Это дает возможность определить основные акценты в собственной планируемой деятельности, осуществлять свою работу более четко, целенаправленно, а кроме того, учитывать реальные нужды детей в плане социально-бытового образования и избегать ненужных усилий и затрат времени на то, что детям хорошо знакомо.

2 этап. Восполнение дефицита имеющихся у детей знаний.

На данном этапе большое значение имеет привлечение интереса учащихся к изучаемой теме, активизация их деятельности. Это может быть достигнуто разнообразными формами: постановкой проблемной ситуации, ее решения с использованием демонстрации (демонстрация сюжетных и предметных иллюстраций, мультфильмов, кинофильмов), использования ИКТ, наблюдения. Разрешение этих ситуаций развивает способность детей ориентироваться в обстановке, формирует привычку анализировать условия, в которых приходится действовать, адекватно применять знания в изменённых условиях.

3 этап. Формирование первичных умений и навыков с опорой на приобретенные знания по теме и с получением необходимых практических результатов.

4 этап. Уточнение и систематизация полученных знаний, умений и навыков.

На данном этапе учитель должен проверить усвоил ли ученик необходимые знания, умения, навыки, понял ли какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять. Может ли последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели. Наиболее эффективно это достигается с помощью тестовых заданий, которые позволяют уточнить качество усвоения знаний, умений и навыков, не

187 Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/ Б. П. Пузанов. - М.: Академия, 2015. -С.107_

занимая много времени.

5 этап. Расширение социально-бытовой компетентности и социальная адаптация. На данном этапе учащиеся применяют полученные знания и умения в группе продленного дня, семье, в окружающей жизни. От воспитателя и родителей педагог получает обратную связь об уровне сформированности социально-бытовых знаний, умений при применении их в повседневной жизни, проводит необходимую корректировку их в процессе дальнейшего обучения.

В результате использования данной схемы, у умственно отсталых детей лучше формируются социально- бытовые знания и умения, позволяющие обогатить свой багаж знаний и жизненный опыт в результате обретения «чувства общества»; идентифицировать себя как личность, прежде всего в социальной сфере; развить способности к профессиональной деятельности и целенаправленному проведению досуга ( постепенный отбор таких видов деятельности и поведения, которые оптимальны как для индивидуума, так и для общества )188

Итак, уроки СБО, как составляющая часть пути формирования готовности к самостоятельной жизни, реализует процесс социально-бытовой подготовки умственно отсталых детей, создаёт базу для их социализации; обеспечивает их включение в социальную среду, успешное развитие и функционирование в условиях изменяющегося социального окружения.

Использованные источники:

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. - М.: Владос, 2014. -317 с.

2. Карпунина О.И. Специальная педагогика в опорных схемах / О. И. Карпунина. - М.: НЦ ЭНАС, 2015. -312 с.

3. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/ Б. П. Пузанов. - М.: Академия, 2015. -249 с.

4. Шинкаренко В. А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы / В.А. Шинкаренко. - Минск: ШКОЛА, 2010. -310 с.

5. Щербаков А.М. Социально- бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида / А. М. Щербаков. - М.: МИГ, 2013. -176 с.

6. Выготский Л.С. Роль курса социально- бытовой ориентировки в коррекционной школе [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский. Режим доступа:https://docviewer.yandex.ru/view/340134347/?*=VtN1rTxlSccnq4sdrOJ 5c8Yzv9d7InVybCI6Imh0dHA6Ly9zY2h1dms0ODIubXNrb2JyLnJ1L2ZpbGV

188 Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. - М.: Владос, 2014. -С.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.