Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА» и «КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ'

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА» и «КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2427
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фокин В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА» и «КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. Сер. 6, вып. 2 (№ 14)

В. И. Фокин

ФОРМИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЙ «ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА» И «КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ» В МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ

В исследовании проблем современных международных отношений особое внимание уделяется анализу межкультурных взаимодействий государств и народов, их роли в формировании современного мирового порядка. Внимание к проблеме определяется тем, что сегодня теория международных отношений рассматривает цивилизационный фактор как фундаментальный по сравнению с экономическими интересами и идеологическими противоречиями, свойственными системообразующим процессам в международных отношениях недалекого прошлого. Естественным становится обращение к содержанию и формам внешней политики государств и международного сотрудничества в области культуры, науки и образования, межэтническим и межконфессиональным отношениям.

Разработчики в указанной области активизировались в конце 1950 — начале 1960-х годов, но до сих пор не сложилось категориального и понятийного аппарата. Изучение проблем взаимодействия государств и народов на уровне культуры осуществляется в различных областях гуманитарного знания. Нередко анализ феномена международных культурных связей требует междисциплинарного подхода. Наконец, значительное влияние на формирование терминологии исследований в данной области оказывает дипломатическая практика, которая формирует понятийный аппарат на уровне профессионального специфического языка, не затрудненного стилистическими тонкостями перевода. Все это привело к тому, что в работах, посвященных международному сотрудничеству в области культуры, появилось множество терминов. Они дополняют друг друга и взаимно заменяются, подразумевая зачастую сходное содержание. Но иногда происходит подмена понятий, когда одним и тем же термином пытаются обозначить разные явления. Пока круг авторов узок и число работ невелико, это не создает каких-либо проблем для понимания их содержания. Но по мере того как тема становится все более популярной, а число ученых, уделяющих ей внимание, во многих странах возрастает, когда практика обращается к научным разработкам, тогда терминологическая четкость и точность понятийного аппарата становятся необходимыми. Представляется, что и в исследовании международных связей в области культуры возникла подобная ситуация. Прежде всего речь идет о таких основополагающих понятиях, как «культурная дипломатия» и «внешняя культурная политика». В отечественных разработках иногда можно столкнуться с суждениями, отождествляющими данные термины и явления, которые они обозначают. Между тем сравнительный анализ содержания этих категорий позволяет выявить их специфические особенности и различие характеристик.

При анализе практики международных обменов США в области культуры выделяют обычно несколько этапов формирования государственной политики в этой сфере1. Как правило, начальный этап относят к середине 1930-х годов, связывая его с политикой «добрососедства» Ф. Рузвельта по отношению к латиноамериканским странам или

© В. И. Фокин, 2003

с противодействием нацистской пропаганде. Период 1945-1953 гг. в сфере культурных обменов США с зарубежными странами связан с наиболее острым периодом «холодной войны», когда требовались укрепление трансатлантических союзнических отношений и борьба с влиянием коммунистической идеологии в западных странах. Период 1950-1960-х годов характерен широким развитием культурных обменов. Некоторые авторы определяют период 1940-1950-х годов как «золотое время» академических обменов, а период «холодной войны» в сфере международных культурных связей относят к 1960-1970-м годам. В 1980-е годы культурные обмены представляют как самостоятельную сферу взаимодействия народов, испытывающую политическое влияние государства, а 1990-е годы характеризуют как эпоху коммерциализации культурных связей2.

Вместе с тем в ряде работ американских авторов термин «публичная дипломатия» (public diplomacy) определяет академические, информационные и культурные программы обменов, выступающие одними из важных инструментов внешней политики США наряду с контролем над вооружениями и деятельностью разведслужб. Этот тип дипломатии, по мнению некоторых авторов, состоит из программ, направленных на защиту политических интересов США в период острых внешнеполитических конфликтов, например информационных войн, а также на международное радиовещание, образовательные обмены, наконец, рекламирование американского образа жизни и общественных идеалов через сеть американских культурных центров и библиотек за рубежом3. Исследователи проблем международной деятельности средств массовой информации характеризуют ее как культурную экспансию4. Таким образом, здесь мы наблюдаем некоторое смешивание форм и методов внешнеполитической деятельности с их задачами и целями. На самом деле такой прямой зависимости не существует. Периодизация развития международных культурных контактов США демонстрирует специфические для каждого этапа задачи и цели, реализуемые во внешней политике, а формы и методы международного сотрудничества остаются неизменными или дополняются опытом взаимодействия представителей различных культур. Обращает на себя внимание и то, что определение целей и задач культурных обменов, объемов их финансирования и выстраивания геополитических приоритетов в процессе установления этих связей и их дальнейшего развития является прерогативой высших органов государственной власти — президента и Конгресса США, а администрирование программ международ-, ных культурных обменов принадлежит органам государственного управления — государственному департаменту и федеральным агентствам.

Международные культурные связи Великобритании как элемент внешнеполитической деятельности государства обществоведы рассматривают с середины 1930-х годов в рамках деятельности Британского Содружества Наций. Но лишь в 1960-х годах политика Содружества в культурной сфере, с одной стороны, и отношение стран-участниц к внешним культурным связям —с другой, стали согласовываться и принимать более или менее институциональные формы. Начали формироваться общая концепция культурных связей, вырабатываться подходы к отдельным проблемам духовной и гуманитарной сферы жизнедеятельности наций. При этом, однако, изменения происходили не совсем планомерно и не во всех направлениях. Стоит отметить, что такие сферы культурно-гуманитарного сотрудничества, как образование, наука и техника, информация и коммуникация, занимают в культурных взаимоотношениях центральное место на протяжении большей части второй половины XX в. В Британском Содружестве с первых лет его существования, т.е. с середины 1930-х годов, международными культурными связями в том виде, как они представлялись первым пяти участникам, занимались в основном всего две организации — Британский Совет и Институт Содружества (до

войны — Имперский Институт). После Второй мировой войны деятельность Британского Совета стала оформляться в ее современном виде, Совет постепенно перестал концентрироваться только на странах — членах организации, а затем и вообще отказался от этого направления деятельности. В настоящее время основная задача Британского Совета — представление Великобритании всему миру, особенно странам, еще мало «исследованных» и бывшим в период формирования Содружества не доступными для культурного сотрудничества, например Восточной Европе, России, Дальнему Востоку. Британский Совет стал одним из инструментов внешней политики, направленной на формирование внешнеполитического имиджа Великобритании и распространение духовного влияния английской культуры на международной арене. В этой сфере британская политика прошла примерно те же стадии развития, что и американская. Но, в отличие от США, определение основных направлений и целей такой политики происходило в процессе согласования позиций государственных правительственных органов и представителей интеллектуальной и художественной элиты5.

Внешняя культурная политика Федеративной Республики Германии разрабатывалась в соответствии с задачами внешней политики, направленными на преодоление негативного имиджа страны, возникшего в годы нацистского режима. Первоначально, в силу экономических причин, она осуществлялась в рамках узких целей. С конца 1950-х годов основная задача — развитие и укрепление отношений с Францией. Культурные связи двух стран, с точки зрения ФРГ, были призваны интегрировать Западную Германию в духовное пространство европейского сообщества. В 1960-е годы внешняя культурная политика страны была направлена на развитие тесных связей с Израилем и рядом стран Африканского континента и Азии. С одной стороны, это позволяло представить Германию как страну, преодолевшую расистское прошлое, а с другой — способствовало развитию и укреплению экономических отношений. В конце 1960 —начале 1970-х годов правящая либерально-социал-демократическая коалиция ФРГ проводит политику расширения культурных контактов со странами Восточной Европы и СССР, Это обеспечило достижение целей в рамках «восточной политики», направленной на нормализацию международных отношений в Европе и снижение уровня напряженности в германских отношениях, а также позволило экономике ФРГ осваивать восточноевропейские рынки.

Объединение Германии в 1990-е годы определило стремление правительства представить на международной арене новый образ единой страны, интегрированной в Европейское и Атлантическое сообщества. Таким образом, цели внешней культурной политики ФРГ с самого начала были детерминированы как политическими, так и экономическими задачами. Основные векторы развития культурных контактов определялись геополитическими факторами и задачами европейской интеграции. Институциональные особенности формирования внешней культурной политики ФРГ зависели от расстановки партий в бундестаге и вырабатывались на основе взаимодействия специализированных органов парламента, ведомства федерального канцлера, федерального министерства, отвечавшего за развитие передовых технологий и науки. Одновременно в рамках европейской интеграции особое внимание уделялось сотрудничеству в области образования и культуры на уровне земельных правительств6.

Политика Советского государства в области развития международных культурных связей — предмет пристального изучения американских и отечественных исследователей. В западной историографии она традиционно рассматривается в рамках идеи мировой социалистической революции, хотя ученые признают, что она диктовалась задачами внутренней и внешней политики государства7. В отечественной историографии

цели и направления внешней культурной политики СССР классифицировались с позиций социально-классовой теории. Международные культурные связи определялись как поле острой идеологической борьбы, хотя признавался и цивилизационный фактор отношений с капиталистическими странами. В соответствии с этим типология отношений в сфере культуры обусловливалась принадлежностью страны к капиталистическому, социалистическому лагерю или странам «третьего мира»8. Цели политики в области развития международных культурных связей СССР определялись задачами преодоления дипломатической блокады страны в начале 1920-х годов, индустриализацией и освоением передового научно-технического опыта развитых стран в конце 1920 —начале 1930-х годов, созданием системы коллективной безопасности в Европе и широкого антифашистского фронта во второй половине 1930-х годов, укреплением единства социалистического лагеря и поддержки национально-освободительного движения в конце 1940 —начале 1970-х годов, поддержки внешней политики государства в последующие периоды.

Формированием политики занимались высшие партийные органы и специализированные организации СССР9. Из них особое внимание вызывала деятельность в довоенный период Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС). ВОКС было создано как организация всесоюзная, и оно координировало организацию культурных связей с заграницей всех союзных республик, крупных научных и культурных центров страны. Были созданы Украинское, Белорусское и Закавказское общества культурных связей с заграницей, отделения ВОКС в Ленинграде, Владивостоке, Ташкенте. Членство в ВОКС было как коллективным, так и индивидуальным. Средства общества складывались из членских взносов и доходов различных предприятий ВОКС, а также субсидий заинтересованных учреждений и организаций. В первые годы деятельности общество имело в своем составе секторы науки и техники (включая секции по отдельным отраслям) и художественной культуры (секции —театральная, музыкальная, кинематографическая, литературная, архитектурная). В работе секций участвовала научная и художественная интеллигенция СССР, стремившаяся к активному международному культурному обмену. В аппарате ВОКС действовали бюро приема иностранцев, международного книгообмена, печати, выставок и устройств вечеров.

Таким образом, в 1920-1930-е годы в СССР впервые была создана крупнейшая в мире организация, которая осуществляла координацию международного сотрудничества. Ее отличительная особенность состояла в том, что она сочетала в себе черты общественной организации и государственного учреждения. В то время это было новаторским приемом менеджмента международного культурного сотрудничества. Организации подобного рода и масштаба в других странах мира появились только после Второй мировой войны. При их создании был востребован опыт ВОКС. Американские исследователи, например, определяли результаты деятельности ВОКС в те годы как «советское культурное наступление» и образец взаимодействия государства с мировой общественностью. Заложенные традиции стали постепенно возрождаться в деятельности Союза советских обществ дружбы с народами зарубежных стран только в конце 1950 — начале 1960-х годов.

Сравнительный анализ процессов выработки политических решений в области организации культурных, научных и образовательных связей с зарубежными странами позволяет определиться с такими дефинициями, как «внешняя культурная политика» и «культурная дипломатия». Прежде всего обращает на себя внимание, что выработка целей и задач политики государств в области международных культурных связей — сложный, многоплановый процесс. Он учитывает роль и место государства в системе

1 Thomson A., Laves W.H. Cultural Relations and Foreign Policy. Bloomington, 1963; Gellman I. F. Good Neighbor Diplomacy. London, 1979.

2 Mestenhauser J. Time and International Educator // J. of International Educator. 1997. Vol. 6. N4.

3 Подробнее см.: Мазурова H. А. Федеральные образовательные программы как инструмент внешней политики США (1936-1999 гг.): Автореф. канд. дис. СПб., 2000.

4 Шиллер Г. Культурная экспансия США. М., 1984.

5 Donaldson F. The British Council: The First Fifty Years. London, 1984; Nettleford R.M. Cultural action and social change. Ottawa, 1979; Cohen B. Global perspectives: The total culture system in the modern world. London, 1988; Проблемы международного культурного сотрудничества. София, 1980; Топоровский И. В. Многостороннее культурное сотрудничество в Европе в 70-80-е годы. М., 1992.

G Benecke D. W. von., Berchem Т., Daw eke К., Ischinger В., Löst R. Defizite der deutschen auswärtigen Kulturpolitik // Internationale Politik. 1996. N3; Hoffman H. «Dritte Säule» der Aussenpolitik. Zur aktuellen Diskussion um die auswärtige Kulturpolitik // Inetrnationale Politik. 1996. N 3; Kielinger T. von. Was wird aus der abendlandischen Kultur? Oder: Die Amerikanisierung Europas // Internationale Politik. 1996. N 3; Lang J. von. Absade an kulturellen Chauvinismus. Von der nationalen zur europaischen Kulturpolitik. // Inetrnationale Politik. 1996. N 3; Lepenies W. von. Selbstkritische Moderne. Neue Litbilder im Kontakt der Kulturen // Internationale Politik. 1996. N3; Oetker A. von. Fruchtbare Wechselwirkungen. Aswärtige Kulturpolitik und die deutsche Wirtschaft // Internationale Politik. 1996. N3.

7 Barghoorn F. C. The Soviet Cultural Offensive: The Role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy. New York, 1960; Barghoorn F. C. The Soviet Image of the United States. A Study in Distortion. New York, 1969; Bolshevik Visions: First Phase of the Cultural Revolution in Soviet Russia / Ed. by W. G. Rosenberg. Ann Arbor, 1984; Cohen S. F. Sovetieticus: American Perctptions and Soviet Realities. New York, 1985; Margulies S. A. The Pilgrimage to Russia: The Soviet Union and the Treatment of Foreigners. 1924-1937. Madison; Milwaukee; London, 1968.

8 Романовский C.K. Международные научные и культурные связи СССР. М., 1966.

9 Иоффе А. Е. 1) Интернациональные научные и культурные связи Советского Союза. 1928-1932 гг. М., 1969; 2) Международные связи советской науки, техники и культуры. 1917-1932 гг. М., 1975; Кузьмин М. С. Деятельность Коммунистической партии и Советского государства по развитию международных научных и культурных связей СССР. 1917-1932 гг. Л., 1973; Кумансв В. А. Деятели культуры против войны и фашизма. Исторический опыт 20-30-х годов. М., 1987; Озеров Л. С. Строительство .социализма в СССР и международная пролетарская солидарность (1921-1937 гг.). М., 1972; Россия и внешний мир: диалог культур. М., 1997; Россия и Европа в XIX-XX вв.: проблемы взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996; Россия и Запад: диалог культур. Тезисы конференции. М., 1994; Россия и Запад: диалог культур. Материалы 2-й международной конференции. М., 1996; Россия и Запад: диалог культур. 3-я международная конференция. М., 1997.

Статья поступила в редакцию 22 января 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.