Научная статья на тему 'Формирование содержания основных категорий, терминов и понятий процесса профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел как необходимое условие его совершенствования'

Формирование содержания основных категорий, терминов и понятий процесса профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел как необходимое условие его совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL TRAINING / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / OCCUPATION / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / PROFESSIONALISM / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закатов В.В.

В статье исследуется, уточняется и обосновывается содержание понятийно-терминологического аппарата применительно к процессу профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закатов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Main Categories, Terms and Concepts of Professional Training of Staff of Internal Affairs Agencies - the Main Condition of its Improvement

The author examines, clarifies and proves definitions in context of professional training of staff of internal affairs agencies in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование содержания основных категорий, терминов и понятий процесса профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел как необходимое условие его совершенствования»

I_

психолого-педагогическое и кадровое

обеспечение деятельности правоохранительных органов

В.В. зАКАТОВ,

заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

кандидат педагогических наук (Академия управления МВД России)

V.V. ZAKATOV,

Deputy Chief, Department of Psychology, Pedagogy and Human Resources Development,

Candidate of Pedagogical Sciences (Management Academy, Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 331.108.45

Формирование содержания основных категорий, терминов и понятий процесса профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел как необходимое условие его совершенствования

Development of Main categories, Terms and concepts of Professional Training of Staff of internal Affairs Agencies -the Main Condition of its improvement

В статье исследуется, уточняется и обосно- The author examines, clarifies and proves defi-вывается содержание понятийно-терминоло- nitions in context of professional training of staff of гического аппарата применительно к процессу internal affairs agencies in modern conditions. профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел в современных условиях.

«Профессиональное обучение», «обучение», «Professional training», «training», «occupation»,

«профессия», «специальность», «профессио- «profession», «professionalism».

нализм».

Анализ научных источников показывает, гогических категорий, терминов и понятий

что терминология педагогической нау- представляет собой длительный общественно-

ки постоянно и непрерывно обогащается за исторический и сложный гносеологический

счет уточнения уже сложившихся понятий, а процесс. В настоящее время в связи с приня-

иногда и ввода в научное обращение новых. тием Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

Формирование содержания основных педа- № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации» [2] в профессионально-педагогической теории и практике продолжаются научные дискуссии по поводу высказывания различных точек зрения на понимание основных категорий педагогики и образования, в том числе обучения и профессионального обучения. Вместе с тем сохраняющиеся неопределенности по важнейшим педагогическим категориям не способствуют разработке сущности и содержания терминов и понятий конкретных педагогических теорий, в частности, профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел.

Работа по уточнению и разработке понятийно-категориального аппарата теории профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел осуществлялась автором на базе имеющихся научных исследований многих ученых, а также тех теоретических положений, которые были приняты ранее в качестве ведущих.

Определяя общетеоретическую платформу, на основе которой можно было бы выявить сущность исследуемого явления, необходимо заметить, что в рассматриваемом контексте в качестве отправных базовых (т. е. отражающих предмет исследования) научных категорий (терминов) в первую очередь будут выступать: «профессиональное обучение», «обучение», «профессия», «специальность», «профессионализм», «профессионал».

Используя дифференцированный подход к категориям и терминам, представляется необходимым и возможным в рамках теории профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел у одних из них содержание понятия лишь уточнить, в отношении других — по-новому определить понятие (предложить авторское определение), а у третьих — лишь ограничиться имеющимся пониманием их в педагогической литературе.

Определение понятийно-терминологического аппарата данной теории правомерно начать с центральной категории, которой является профессиональное обучение.

В различных научных источниках и нормативных правовых актах Российской Федерации, касающихся вопросов образования, обращается внимание на основные особенности, в которых раскрывается специфика и организация профессионального обучения, в том числе сотрудников органов внутренних дел. Так, профессор А.М. Столяренко характеризует сущность профессионального обучения как формирование знаний, навыков и умений. По его мнению, «надо вести обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и развивающие результаты» [11].

Профессор И.В. Горлинский рассматривает пути и способы реализации содержания профессионального обучения и воспитания через педагогическую технологию, которая выступает как система, обеспечивающая усвоение обучающимися профессионально-прикладных знаний, навыков и умений [7].

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» регулирует правовое положение, понятие, организацию и формы профессионального обучения [2].

Данный закон определяет профессиональное обучение как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Целью профессионального обучения является получение обучаемыми квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования. Устанавливаются формы профессионального обучения, которые делятся на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В этой связи Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ были внесены изменения и в ст. 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) в части изменения названия и содержательной части первого уровня подготовки кадров для органов внутренних дел [1, 3].

Изданный во исполнение нормы Закона о службе приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 утвердил Порядок организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации и определил, что:

сотрудники, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский» в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенции, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия;

сотрудники проходят профессиональное обучение по программам переподготовки в целях получения компетенции, необходимой для

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

¡S3

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и ш с о

51

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

0 ва

ьй <

Ä а S С

И S о н

* у

и о и I

и 2 s

1

И У Ы

с

UJ

о oa о а

5

S UJ и ua С О

52

выполнения нового вида оперативно-служебной деятельности, приобретения новой квалификации, а также по программам повышения квалификации в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для оперативно-служебной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности [5].

Исходя из сравнения различных научных подходов, анализа нормативных правовых актов и результатов целевых бесед с педагогическим составом и слушателями факультетов профессионального обучения образовательных организаций высшего профессионального образования и центров профессиональной подготовки по данной проблеме, можно предположить, что профессиональное обучение сотрудников органов внутренних дел — это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в правоохранительной сфере и выполнять служебные обязанности по конкретной профессии или специальности.

При уточнении термина «обучение» применительно к теории профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел были проанализированы некоторые его определения, относящиеся к педагогике профессионального образования и обучения.

По определению Щукина Г.И., обучение «...представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию». По мнению Ю.К. Бабанского, обучение — «это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников».

Различное понимание процесса обучения свидетельствует о том, что это достаточно сложное явление. Педагогические категории «обучение» и «процесс обучения» рассматриваются в одном смысловом значении. Процесс обучения (обучение) включает деятельность ученика (учение) и деятельность учителя (преподавание) [10].

Необходимо отметить, что, сохраняя характерные признаки, процесс обучения сотрудников органов внутренних дел организуется и проводится в соответствии с требованиями федерального законодательства об образова-

нии в Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами. Его организационно-содержательную основу составляют: федеральные государственные образовательные стандарты по направлениям специализированной подготовки; основные профессиональные образовательные программы; дополнительные профессиональные образовательные программы; программы профессионального обучения и квалификационные требования к подготовке кадров для органов внутренних дел.

С учетом данных положений, исходя из опыта и перспектив развития учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях высшего образования МВД России и центрах профессиональной подготовки, представляется возможным определить, что обучение сотрудников органов внутренних дел — целенаправленный процесс организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта служебной деятельности с целью применения знаний в практической деятельности органов и подразделений внутренних дел и формированию у них мотивации к повышению своего профессионального уровня в течение всей жизни.

Прежде чем перейти к определению еще одного термина профессиональной педагогики, имеющего самое непосредственное отношение к развитию теории профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел, — «профессия», заметим, что современное значение этого понятия исходит от латинского «professio», «pшfiteor» — «объявляю своим делом» и означает род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы, являющейся обычно источником существования [6].

В большинстве зарубежных работ профессию определяют как особый тип социальной группы с ярко выраженными содержательными характеристиками и специфическими социальными функциями. Так, американский исследователь Э. Гринвуд выделяет следующие содержательные компоненты профессии: 1) власть, которой обладают представители той или иной профессиональной группы; 2) влияние в обществе, авторитет; 3) система специальных знаний, образование; 4) наличие общности профессионалов, своего рода корпоративно-бюрократической структуры, которая устанавливает систему правил и норм поведения для лиц, относящих себя к этой профессии; 5) профессиональная культура [13].

Близким по предметному полю к категории «профессия» является понятие «специальность», которое также имеет самое непосредственное отношение к теории профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел.

Следует признать, что нет строгих общепринятых критериев идентификации и различия профессии и специальности, поэтому часто эти термины употребляют как синонимы, но существуют определенные требования, предъявляемые к специальности в той или иной области [8].

Категоричность же справочной литературы об идентичности терминов «профессия» и «специальность» вызывает определенные сомнения. На сей счет представляется наиболее приемлемым суждение В.Я. Кикотя, который считает, что специальность является следствием дифференциации профессиональной деятельности [9]. По его верному замечанию, специальность определяет, устанавливает специфическую сторону умений и навыков, их особенность по отношению к общему, устойчивому виду общественного и профессионального разделения труда — профессии.

Отсюда можно заметить, что специальность представляет собой совокупность определенных теоретических знаний и практических умений и навыков, приобретенных человеком в процессе профессионального обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для организации подготовки сотрудников полиции в соответствии с новыми квалификационными требованиями приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 695 «О внесении изменения в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской

Список литературы

1.

2.

О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СПС Гарант. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС Гарант. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ // Рос. газ. 2013. 10 июля. № 6124 // СПС Гарант.

Федерации от 2 июля 2013 г. № 513» в раздел «Должности служащих» была введена должность «Полицейский» [4].

В этой связи возникает необходимость изучения качественной стороны профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Что касается критериев ее оценки, то наиболее подходящими, на наш взгляд, здесь выступают понятия «профессионализм» и «профессионал».

Понятия «профессионализм», «профессионально важные качества» в отечественной литературе раскрываются и анализируются в работах В.В. Амельченко, А.В. Барабанщикова, В.М. Барвиненко, Л.Ф. Железняк, Ю.М. Забродина, И.Д. Кудрина, В.П. Иванова, С.Ф. Кавун, О.М. Латышева, Г.М. Ленева, А.Н. Мардас, А.И. Панова, Я.В. Подоляк, С.Ю. Пояркова, Л.Х. Тадтаевой, В.Н. Устюжанина, А.Д. Олейникова и др. [12].

В феномене профессионализма ими отражена, как правило, та степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая отвечает требованиям общества и существующим в нем стандартам. Можно сказать, что общими характеризующими признаками профессионализма являются: наличие соответствующего образования; определенный уровень профессиональной подготовки; овладение навыками и умениями, необходимыми для исполнения служебных обязанностей.

Таковы основные понятия теории профессионального обучения сотрудников органов внутренних дел. Предложенные педагогические понятия не претендуют на законченность. Они являются лишь отражением авторского понимания основных категорий, терминов и понятий, относящихся к данной теории.

4. О внесении изменения в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2014 г. № 695 // СПС Гарант.

5. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 // СПС Гарант.

6. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, нормативная лексика. М., 1999.

а

О

X

X

л

<

и н S

X

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

S н и о X

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р х

< 5 8 с

S и и ш с о

53

£

а

0

X

1

л

<

и н S

I

<

а

X О

о ва

ьй <

Ä а S С

И О bS

и и

У S

I—

о

U-

ы о оэ о а

5

S н и

0

1

л

<

и н

и , с Ы ' S

Р S

< £ Sc:

S и и ш с о

9.

Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития: монография. М., 1999. Киселев А.М. Профессиональная подготовка курсантов (слушателей) образовательных учреждений УИС Минюста России и пути ее совершенствования при изучении специальной тактики: дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2001.

Кикоть В.Я. Организационно-правовое и информационное обеспечение реализации кадровой политики МВД России в сфере подготовки кадров: дис. ... докт. юрид. наук. М., 2002.

10. Крылов М.В. Формирование межпредметных понятий при модульном обучении педагогики курсантов вузов внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014.

11. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособ. для вузов. М., 2001.

12. Тадтаева Л.Х. Повышение уровня профессионализма сотрудников органов внутренних дел в условиях регионального учебного центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2012.

13. Grenwood E. Attributes of a Profession, Social Work. 1957.

E-mail: zakatov61@mail.ru

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.