Научная статья на тему 'Формирование словаря у старших дошкольников с нарушением зрения'

Формирование словаря у старших дошкольников с нарушением зрения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2798
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бирюкова Елена Владимировна

Целью статьи является описание особенностей формирования словаря и путей преодоления недостатков в развитии лексики у старших дошкольников с нарушением зрения. Дошкольный возраст это один из главных этапов развития речи и без глубокого знания особенностей развития такого компонента речи, как словарь, трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной психологии, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Овладение речью имеет колоссальное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи у детей развиваются восприятие, мышление, память. Недостаточно эффективное обучение и воспитание в дошкольный период является причиной, обуславливающей искусственную задержку в психическом развитии ребенка с дефектом зрения, поэтому одной из важных коррекционно-развивающих задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением для детей с нарушениями зрения, является развитие межличностного взаимодействия и через него формирование речи. Расстройство речи у детей с нарушениями зрения является сложным дефектом, и, для большинства из них, эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Преодоление расстройств речи у слабовидящих детей занимает долгое время и достигается с большим трудом. Часто это определено сочетанной речевой патологией. Таким образом, целью исследования стало выявление особенностей формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, проведение констатирующего эксперимента; проведение сравнительного анализа полученных данных эмпирического исследования; проведение коррекционного обучения и доказательство эффективности коррекционной работы. Констатирующий эксперимент проводился в Российском дошкольном отделении ГБОУ г. Москвы гимназии № 1306, ассоциированной школе ЮНЕСКО, школе молодых политиков. В состав группы для обследования вошли 25 детей в возрасте 6 7 лет, посещающих подготовительные коррекционные группы с нарушением зрения №8 и №9, в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого медико-педагогической комиссии) имелось заключение о наличии нарушения зрения. Для диагностики были использованы: 1. Сбор анамнеза и изучение медицинской документации; 2. Методика проверки словарного запаса (на уровне слов) у детей Н.И. Гуткиной; 3. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой; 4. Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А.Волковой; 5. Методика исследования лексики у детей Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой. Методы исследования: • эмпирические: экспериментальный (констатирующий), психодиагностический; • организационные: сравнительный, комплексный; • качественный и количественный анализ полученных данных; • формирующий и контрольный эксперимент. В результате констатирующего эксперимента выявилось, что обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с нарушением зрения имеют некоторые особенности развития словаря. Была раскрыта ограниченность словарного запаса (в активном словаре детей преобладали имена существительные и глаголы, а применение слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов вызывало трудности). Отмечалось расхождение активного и пассивного словаря, незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части предметов, неадекватное использование синонимических и антонимических средств языка. Применялись многочисленные замены словообразовательными неологизмами. Дети допускали ошибки в образовании синонимов прилагательных и глаголов, испытывали значительные сложности в определении ведущих признаков предмета, при классификации обобщающих понятий, при образовании множественного числа от существительных, при названии детенышей животных, при использовании глаголов, при образовании антонимов разных частей речи, при образовании качественных, относительных и притяжательных прилагательных. По всем методикам высокий уровень словарного запаса показали 6% детей, средний уровень обнаружен у 55% детей обследуемой группы, низкий уровень был выявлен у 39% детей. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, были определены основные направления и содержание коррекционной работы. Данный обучающий комплекс коррекционной работы был направлен на обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе, закрепление и уточнение словаря, активизацию словаря. Для удобства проведения контрольного эксперимента был разработан перспективный план: 1.Создание коррекционно развивающей среды. 2. Разработка комплекса игр и упражнений для развития и обогащения словарного запаса детей. 3. Введение разработанного комплекса упражнений в занятия педагогов, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей. 4. Привлечение к сотрудничеству педагогов и родителей. Для формирования словарного запаса старших дошкольников с нарушением зрения в коррекционную работу, которая проводилась в системе в течение 4 месяцев, были включены наглядные (наблюдение и демонстрация наглядных пособий), практические (упражнения) и игровые методы. В целом экспериментальное обучение в группе старших дошкольников с нарушением зрения дало положительные результаты, позволяющие сделать следующие выводы: 1. При формирующем эксперименте дети допускали меньше ошибок, чем в констатирующем эксперименте; 2. Уровень развития словарного запаса у испытуемой группы стал выше, чем до коррекционной работы; 3. Дети стали лучше классифицировать понятия, выделять ведущие признаки предметов, образовывать антонимы и синонимы разных частей речи, образовывать качественные прилагательные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных, образовывать множественное число от существительных и правильно употреблять их в предложении, что свидетельствует о положительной динамике проведенной обучающей коррекционной работы по формированию словаря. Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов показал положительную динамику развития словарного запаса в исследуемой группе. Высокий уровень развития словаря до обучения показали 6% детей, после обучения 16%, процент детей со средним уровнем повысился с 55% до 64%, низкий уровень до обучения выявлен у 39% детей, после обучения он понизился до 20%. Таким образом, на основании представленных результатов можно сделать вывод о том, что предложенный комплекс упражнений эффективен в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, его применение у дошкольников показало положительную динамику развития словаря. Использование комплекса оказало влияние на уточнение и расширение словарного запаса, а так же благоприятно повлияло на развитие речевой коммуникации дошкольников с нарушением зрения в целом. Эффективность комплекса позволяет рекомендовать его использование педагогам дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бирюкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование словаря у старших дошкольников с нарушением зрения»

Формирование словаря у старших дошкольников с нарушением зрения

Бирюкова Елена Владимировна ГАОУ Гимназия № 1306

Ключевые слова:

формирование словаря, старший дошкольный возраст, нарушение зрения

Аннотация: целью статьи является описание особенностей формирования словаря и путей преодоления недостатков в развитии лексики у старших дошкольников с нарушением зрения. Дошкольный возраст - это один из главных этапов развития речи и без глубокого знания особенностей развития такого компонента речи, как словарь, трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной психологии, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Овладение речью имеет колоссальное значение для разных сторон психического развития ребенка с нарушением зрения. Под влиянием речи у детей развиваются восприятие, мышление, память. Недостаточно эффективное обучение и воспитание в дошкольный период является причиной, обуславливающей искусственную задержку в психическом развитии ребенка с дефектом зрения, поэтому одной из важных коррекционно-развивающих задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением для детей с нарушениями зрения, является развитие межличностного взаимодействия и через него формирование речи. Расстройство речи у детей с нарушениями зрения является сложным дефектом, и, для большинства из них, эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Преодоление расстройств речи у слабовидящих детей занимает долгое время и достигается с большим трудом. Часто это определено сочетанной речевой патологией.

Таким образом, целью исследования стало выявление особенностей формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, проведение констатирующего эксперимента; проведение сравнительного анализа полученных данных эмпирического исследования; проведение коррекционного обучения и доказательство эффективности коррекционной работы. Констатирующий эксперимент проводился в Российском дошкольном отделении ГБОУ г. Москвы гимназии № 1306, ассоциированной школе ЮНЕСКО, школе молодых политиков. В состав группы для обследования вошли 25 детей в возрасте 6 - 7 лет, посещающих подготовительные коррекционные группы с нарушением зрения №8 и №9, в личных делах которых (по итогам обследования в условиях психолого - медико-педагогической комиссии) имелось заключение о наличии нарушения зрения.

Для диагностики были использованы:

1. Сбор анамнеза и изучение медицинской документации;

2. Методика проверки словарного запаса (на уровне слов) у детей Н.И. Гуткиной;

3. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой;

4. Методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А.Волковой;

5. Методика исследования лексики у детей Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой. Методы исследования:

• эмпирические: экспериментальный (констатирующий), психодиагностический;

• организационные: сравнительный, комплексный;

• качественный и количественный анализ полученных данных;

• формирующий и контрольный эксперимент. В результате констатирующего эксперимента выявилось, что обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, дети с нарушением зрения имеют некоторые особенности развития словаря. Была раскрыта ограниченность словарного запаса (в активном словаре детей преобладали имена существительные и глаголы, а применение слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов вызывало трудности).

Отмечалось расхождение активного и пассивного словаря, незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части предметов, неадекватное использование синонимических и антонимических средств языка. Применялись многочисленные замены словообразовательными неологизмами. Дети допускали ошибки в образовании синонимов прилагательных и глаголов, испытывали значительные сложности в определении ведущих признаков предмета, при классификации обобщающих понятий, при образовании множественного числа от существительных, при названии детенышей животных, при использовании глаголов, при образовании антонимов разных частей речи, при образовании качественных, относительных и притяжательных прилагательных. По всем методикам высокий уровень словарного запаса показали - 6% детей, средний уровень обнаружен у 55% детей обследуемой группы, низкий уровень был выявлен у 39% детей.

Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, были определены основные направления и содержание коррекционной работы. Данный обучающий комплекс коррекционной работы был направлен на обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе, закрепление и уточнение словаря, активизацию словаря.

Для удобства проведения контрольного эксперимента был разработан перспективный план:

1.Создание коррекционно - развивающей среды.

2. Разработка комплекса игр и упражнений для развития и обогащения словарного запаса детей.

3. Введение разработанного комплекса упражнений в занятия педагогов, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей.

4. Привлечение к сотрудничеству педагогов и родителей. Для формирования словарного запаса старших дошкольников с нарушением зрения в коррекционную работу, которая проводилась в системе в течение 4 месяцев, были включены наглядные (наблюдение и демонстрация наглядных пособий), практические (упражнения) и игровые методы.

В целом экспериментальное обучение в группе старших дошкольников с нарушением зрения дало положительные результаты, позволяющие сделать следующие выводы:

1. При формирующем эксперименте дети допускали меньше ошибок, чем в констатирующем эксперименте;

2. Уровень развития словарного запаса у испытуемой группы стал выше, чем до коррекционной работы;

3. Дети стали лучше классифицировать понятия, выделять ведущие признаки предметов, образовывать антонимы и синонимы разных частей речи, образовывать качественные прилагательные, относительные и притяжательные прилагательные от существительных, образовывать множественное число от существительных и правильно употреблять их в предложении, что свидетельствует о положительной динамике проведенной обучающей коррекционной работы по формированию словаря. Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов показал положительную динамику развития словарного запаса в исследуемой группе. Высокий уровень развития словаря до обучения показали 6% детей, после обучения - 16%, процент детей со средним уровнем повысился с 55% до 64%, низкий уровень до обучения выявлен у 39% детей, после обучения он понизился до 20%. Таким образом, на основании представленных результатов можно сделать вывод о том, что предложенный комплекс упражнений эффективен в работе с детьми старшего дошкольного возраста с

нарушением зрения, его применение у дошкольников показало положительную динамику развития словаря.

Использование комплекса оказало влияние на уточнение и расширение словарного запаса, а так же благоприятно повлияло на развитие речевой коммуникации дошкольников с нарушением зрения в целом. Эффективность комплекса позволяет рекомендовать его использование педагогам дошкольных учреждений.

Список литературы:

1. Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений - 5-е изд.. - М., Владос, 2009

2. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6 - 7 лет к школьному обучению. - М.:МГППУ, 2002

3. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006

4. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. - М.: Город Детства, 2006

5. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное воспитание, 2008, № 9

6. Филичева Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. Ин. тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 2009

7. Якунии Г.А.,Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. - М., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.