Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
880
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онтогенез / речь / речевая патология / дошкольники. / ontogenesis / speech / speech pathology / preschoolers.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маяцкая Наталья Константиновна, Оганян Карина Михайловна, Бабаянц Лолита Арнольдовна

проблема формирования речи дошкольников в онтогенезе давно актуальна и продолжает волновать многих исследователей по сей день. Сейчас границы нормы речевого развития расширяются и меняются. Это происходит под воздействием различных внешних и внутренних факторов, которые также влияют на возникновение серьезных речевых патологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Маяцкая Наталья Константиновна, Оганян Карина Михайловна, Бабаянц Лолита Арнольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOCABULARY OF PRESCHOOLERS IN ONTOGENESIS

the problem of speech formation of preschoolers in ontogenesis has long been relevant and continues to worry many researchers to this day. Now the boundaries of the norm of speech development are expanding and changing. This happens under the influence of various external and internal factors, which also affect the occurrence of serious speech pathologies.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДОШКОЛЬНИКОВ В

ОНТОГЕНЕЗЕ Маяцкая Н.К.1, Оганян К.М.2, Бабаянц Л.А.3

1Маяцкая Наталья Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой;

2Оганян Карина Михайловна - доцент, кандидат психологических наук, доцент, доцент высшей аттестационной

комиссии;

3Бабаянц Лолита Арнольдовна - студент, кафедра дефектологии, русского языка и социальной работы, Ставропольский государственный медицинский университет, г. Ставрополь

Аннотация: проблема формирования речи дошкольников в онтогенезе давно актуальна и продолжает волновать многих исследователей по сей день. Сейчас границы нормы речевого развития расширяются и меняются. Это происходит под воздействием различных внешних и внутренних факторов, которые также влияют на возникновение серьезных речевых патологий. Ключевые слова: онтогенез, речь, речевая патология, дошкольники.

FORMATION OF VOCABULARY OF PRESCHOOLERS IN ONTOGENESIS Mayatskaya N.K.1, Ohanyan K.M.2, Babayants L.A.3

1Mayatskaya Natalia Konstantinovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department; 2Ohanyan Karina Mikhailovna - Associate Professor, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Higher Attestation

Commission;

3Babayants Lolita Arnoldovna - Student, DEPARTMENT OF DEFECTOLOGY, RUSSIAN LANGUAGE AND SOCIAL WORK, STAVROPOL STATE MEDICAL UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: the problem of speech formation ofpreschoolers in ontogenesis has long been relevant and continues to worry many researchers to this day. Now the boundaries of the norm of speech development are expanding and changing. This happens under the influence of various external and internal factors, which also affect the occurrence of serious speech pathologies. Keywords: ontogenesis, speech, speech pathology, preschoolers.

УДК 373.29

Проблема развития словаря у детей дошкольного возраста начала волновать исследователей еще в конце XVIII - начале XIX веков. Так, изучение данной темы привело к тому, что были выделены основные закономерности развития словарного запаса у детей — дошкольников.

В педагогической литературе понятие «словарь» трактуется многими авторами по-разному. Например, В.И. Селиверстов выделяет «словарь» как лексику, диалекту и словарный запас определенной группы общества, отдельного человека [4].

Возрастные нормы словарного запаса сверстников значительно различаются, что связано с социокультурным уровнем семьи, так как словарный запас приобретается ребенком и усовершенствуется только в процессе общения.

О.С. Ушакова, занимающаяся исследованием проблемы формирования словаря у детей, выделила несколько степеней обобщения слов по смыслу [6].

Под нулевой степенью подразумеваются имена собственные и названия единичного предмета. В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотносят их только с определенным предметом или явлением. И, таким образом, наименования предметов становятся для них такими же именами собственными, как и имена людей.

К концу второго года жизни ребёнок усваивает слова первой степени обобщения, обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных.

В возрасте 3 лет дети усваивают вторую степень обобщения слов, куда относятся обозначающие родовые понятия, обобщения предметов, признаков и действий имен существительных.

Ближе к возрасту 5 - 6 лет дети овладевают словами, обозначающими родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.

Сейчас в литературе можно встретить некие расхождения в отношении состава словарного запаса и его увеличения.

С.Н. Цейтлин приводит такие средние цифры для словаря детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам - 300 - 400, к 3 годам -1000-1100, к 4 годам - 1600, к 5 годам - 2200 слов [7].

А.В. Захарова приводит данные о соотнесении частей речи в словаре 6-ти летнего ребёнка: имя существительное - 42,3%, глагол - 30%, наречие - 10,3%, имя прилагательное - 8,4%, частицы - 3,9%, местоимение - 2,4%, числительное - 1,2%, союз - 0,3% [2].

По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырёхлетнего ребёнка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов,

0.9. междометий и частиц.

А.В. Захарова, анализируя словарный состав речи детей 6-7 лет, выделяет наиболее часто употребляемые знаменательные слова в речи детей, среди них: существительные - «мама», «люди», «мальчишка»; прилагательные - «маленький», «большой», «детский», «плохой»; глаголы - «пойти», «говорить», «сказать» [2]. Автор отмечает преобладание в словаре детей слов, обозначающих людей. Среди наиболее частотных прилагательных выявляются слова с широким значением и активной сочетаемостью.

Важное место среди прилагательных детского словаря занимают местоименные адъективы («такой», «который», «этот», «свой», «всякий», «наш», «весь», «каждый», «мой», «самый»). Высокая частотность местоименных прилагательных доказывает большую коммуникативную значимость данных частей речи у детей.

Таким образом, формирование словарного запаса дошкольников в онтогенезе происходит постепенно, по мере того, как они активно начинают познавать окружающую их реальность, вступать в общение с окружающими и осваивать все составляющие речевой системы родного языка.

Список литературы /References

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.

2. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А.В. Захарова. Новосибирск, 1975. 212 с.

3. Козырева Л.М. Развитие речи [Текст] / Л. М. Козырева. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2012. 145 с.

4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 400 с.

5. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011 (Достижения в психологии).

6. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. М.: Per Se, 2011. 256 с.

7. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. М.: Владос, 2011. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.