Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрьева Мария Васильевна, Гончарова Галина Александровна

В статье анализируется состояние развития речи детей дошкольного возраста. Обозначены условия речевого развития дошкольников в семье и дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUILDING THE VOCABULARY OF PRESCHOOL CHILDREN

The article discusses the problem of speech development for preschool children. The conditions for the speech development of preschoolers in the family and preschool educational institution are indicated.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 372.8: 811.161.1

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мария Васильевна Юрьева

кандидат педагогических наук, доцент mariyaurieva@yandex.ru Галина Александровна Гончарова

студент

gon4arova. galKa2010@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г.Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье анализируется состояние развития речи детей дошкольного возраста. Обозначены условия речевого развития дошкольников в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: развитие речи, словарный запас, факторы развития словарного запаса детей.

Одним из периодов жизни, развития ребенка является дошкольное детство. Его временные рамки - от трех до семи лет. Именно в этот период происходит активное развитие малыша. У ребенка в это время перестраивается психика, а также меняется восприятие окружающего мира. Ребенок начинает сам определять как вести себя в различных ситуациях, строит свою картину мира. В основном преобладают обдуманные действия над непроизвольными, наблюдается произвольное поведение.

Проблема развития речи ребенка всегда волновала педагогов, методистов, родителей. Слово считается важным компонентом речи человека, вводит малыша в окружающую жизнь, помогает освоить значение большого количества слов, включает в жизненное пространство. Именно слово помогает ребенку быть активным членом социума, с помощью него он познает окружающий мир.

Это подчёркивает известный учёный-педагог К.Д. Ушинский: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» [4, с. 418].

В возрасте от двух до семи лет ребенку необходимо усвоить достаточный словарный запас, соответствующий его возрасту. Опираясь на исследования выдающихся психологов, Вильям Штерн вывел средний показатель количества слов, которые должен знать ребенок определенный период жизни. В один год и пять месяцев словарный запас ребенка должен составлять сто слов, в два года он увеличивается до четырехсот, в три года показатель достигает до тысячи слов, а в четыре - одна тысяча шестьсот, в пять лет - две тысячи двести и больше. Тем самым, мы можем сделать вывод, что самое активное лексическое развитие речи ребенка происходит в его дошкольном возрасте. Как правило, к четырем годам дети начинают активно высказывать личное мнение о предметах и явлениях, происходящих вокруг него, давать им оценку.

Одним из важных факторов развития словарного запаса ребенка является воспитание и условия жизни ребенка [3,с. 18]. Родители, воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги дополнительного образования должны обладать грамотной и культурной речью для всестороннего развития малыша. Специалисты дошкольного образовательного учреждения должны создать необходимые условия для речевого развития своих воспитанников.

Следует проводить беседы с детьми на различные темы, давать ребенку возможность высказаться, учить отвечать на вопросы, давать задания для характеристики различных предметов, явлений, событий, образцы употребления разных значений слов. Доктор педагогических наук, профессор Р.И. Лалаева выделила основные направления речевого развития ребенка. С ее точки зрения, необходимо обогащать словарь дошкольника, уточнять значение слова, способствовать формированию лексического уровня речи.

Активный образ семьи предоставляет отличный материал для развития речи дошкольника. Поход в цирк, зоопарк, театр или поездка на экскурсию очень благоприятно влияет на расширения словаря ребенка. Основная задача родителя в развитии ребенка не «перекладывать» всю ответственность на педагога дошкольного учреждения, а самостоятельно уделять как можно больше времени занятиям и развивающим играм [2, с. 175].

В современном мире, в сети интернет есть огромное количество информации и методик как правильно помочь ребенку понять окружающий мир. Игры с предметами, словесные и настольные игры. Родитель или воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Подача материала, направленного на обогащение словаря в форме игры, учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы [1, с. 111].

Охарактеризуем некоторые игровые приемы, способствующие развитию речи ребенка.

Игра: « Расскажи о предмете».

Цель: Расширение словарного запаса детей.

Содержание: Воспитатель предлагает рассмотреть предмет, охарактеризовать его. Например, морковь: «Какого цвета морковь (оранжевая). Какой она формы? (удлиненная, вытянутая). По размеру небольшая. Что ещё можно сказать о ней? (твердая, имеются небольшие полосочки, они чуть темнее). Положу на руку: легкая она или тяжелая. Какая на вкус? (сладкая). Какие животные любят её? Какие загадки знаете про морковь?».

Можно с детьми провести игру: «Овощи-фрукты»

Цель: формирование умения называть различные признаки предмета.

Содержание. Ведущий произносит название фрукта или овоща. Если был назван фрукт, ребенок должен поймать мяч, если овощ, отбить его. Аналогично проводятся игры «Одежда-обувь» , «Живое-неживое», «Птицы-насекомые» и так далее.

Используя разные игровые задания, необходимые для развития словарного запаса, педагог дает возможность детям соотносить слова и картинки, учитьп правильному произношению. При этом помнить, что он активизирует словарь ребенка. Названные упражнения способствуют развитию речи детей. В связи с этим вся образовательная деятельность воспитателя, родителей должна быть направлена на решение этой задачи.

Список литературы:

1. Дедова Д. А., Юрьева М.В. К.Д.Ушинский о первоначальном обучении родному языку // Наука и образование. 2019. Т. 2. С.111.

2. Корепанова Е.В., Подгорнова С.Ф. Педагогические задачи дошкольного образования // Наука и образование. 2019. Т. 2. № 2. С. 175.

3. Коцарева Т.В. Формирование языковой компетентности младших школьников средствами лексической работы // Учительский журнал. 2013. № 1. С.18.

4.Ушинский К. Д. Русская школа / Сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2015. 688 с.

UDC 372.8: 811.161.1

BUILDING THE VOCABULARY OF PRESCHOOL CHILDREN

Maria V. Yurieva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

mariyaurieva@yandex.ru Galina A. Goncharova student

gon4arova.galKa2010@yandex.ru Michurinsky State Agrarian University

Michurinsk, Russia

Abstract. The article discusses the problem of speech development for preschool children. The conditions for the speech development of preschoolers in the family and preschool educational institution are indicated.

Key words: development of speech, vocabulary, factors of development of vocabulary of children.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.