УДК 373.24 Леванова Т.А., Цвирко О.Ю.
Леванова Т.А.
студент магистратуры Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
Научный руководитель: Цвирко О.Ю.
кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Аннотация: в статье рассматривается организация логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития в дошкольном учреждении с целью преодоления у них нарушений слоговой структуры слова, вклад каждого из участников в данную работу.
Ключевые слова: дети с ЗПР, задержка развития, логопедическое сопровождение, коррекционная работа, слоговая структура, логопедическая помощь, дошкольный возраст, взаимодействие педагогов.
Одной из приоритетных задач коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития в дошкольном возрасте является подготовка этих детей к обучению в массовой школе. Обычно выпускники специальных коррекционных групп для детей с задержкой психического развития достаточно хорошо подготовлены к обучению в школе [2]. Но иногда у детей с ЗПР
речевые нарушения носят стойкий характер, и в дошкольный период не всегда могут быть преодолены. У детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте, среди разнообразных проявлений речевых нарушений, часто наблюдаются нарушения слоговой структуры слова. Эти нарушения являются достаточно стойкими и преодолеваются с трудом в силу психофизических особенностей данной категории детей.
В системе комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса, ввиду наличия у них речевых нарушений, одним из приоритетных направлений является логопедическое сопровождение.
Г.М. Вартапетова отмечает, что логопедическое сопровождение образовательного процесса - целостная система взаимодействия участников образовательного процесса (ребенок, учитель-логопед, семья, педагоги и узкие специалисты, администрация) по созданию педагогической среды, направленной на своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений с учетом индивидуальных особенностей обучающихся [3].
При организации логопедического сопровождения детей ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Проведенный нами эксперимент по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на базе МАДОУ «Детский сад №264» города Барнаула, показал эффективность работы всех специалистов логопедического сопровождения. Нами была разработана программа логопедического сопровождения, направленная на формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная программа содержит комплекс коррекционных занятий и рекомендации для всех участников сопровождения (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители или законные представители воспитанника) и реализована под руководством учителя-логопеда. Содержание
программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала. Комплекс коррекционных занятий составлен с учетом индивидуальных особенностей детей данной категории, степени развития познавательных процессов, особенностями психического и эмоционального развития детей.
Учителем-логопедом проводилась основная коррекционно-логопедическая работа, которая реализовывалась на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В структуру коррекционно-логопедической работы были включены следующие направления:
- развитие слогового анализа и синтеза,
- развитие речевого динамического праксиса,
- развитие слогового ритма,
- развитие фонематического восприятия,
- развитие фонематического анализа и синтеза,
- формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации,
- развитие моторных функций, пространственной организации и сложных параметров серийных движений и действий,
- увеличение объема внимания и памяти (особенно слухоречевой).
Вклад учителя-дефектолога в общее дело логопедического
сопровождения также значим с учетом контингента обучающихся. Характерное недоразвитие познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, у детей с ЗПР проявляется в сложности, неоднородности и вариативности проявлений и механизмов нарушений речевого развития [4]. Поэтому на занятиях учитель-дефектолог работает с детьми над развитием внимания, памяти, над коррекцией мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, так как развитие этих процессов необходимо для успешного формирования слоговой структуры слова.
Педагог-психолог на своих занятиях, по согласованию материала с учителем-логопедом, включал в их структуру нейроигры и упражнения, направленные на стимуляцию функций, обеспечивающих предпосылки слоговой структуры слова. Использовал игровые методы и приемы, с помощью которых ребенку было легче проговаривать слова сложной слоговой структуры.
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре состояло в организации на занятиях по физической культуре: двигательной активности, дыхательной гимнастики, игр и упражнений по развитию мелкой моторики, координации речи с движением, нейроигр и упражнений.
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя позволило организовать на занятиях по музыке проведение дыхательной гимнастики, игр и упражнений по развитию слогового ритма, логоритмических игр и упражнений, музыкально-речевых игр.
Роль воспитателя заключалась в закреплении пройденного на логопедических занятиях материала на подгрупповых и индивидуальных занятиях. В свободной деятельности детей воспитатель следил за произношением слов тех типов слоговой структуры, которые доступны для проговаривания, организовывал для детей игры и упражнения на формирование слоговой структуры слова, рекомендованные учителем-логопедом.
В процессе реализации программы логопедического сопровождения огромную роль играли родители воспитанников. Именно семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие велико. Для родителей проводились индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, мастер-классы, были подготовлены буклеты и памятки для закрепления наработанных в детском саду навыков. Так как основная задача родителей состояла в том, чтобы закрепить навыки, усвоенные ребенком, и мотивировать его на дальнейшую работу. Родителям были даны рекомендации и предложены различные игры по формированию слоговой структуры слова.
После осуществления экспериментальной коррекционной работы специалистов ДОУ по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения была проведена повторная диагностика с целью определения эффективности данной работы.
Оценка эффективности проводилась по методикам обследования, проведенным в ходе констатирующего эксперимента. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента представлен в таблице 1.
Таблица 1. Результаты диагностики уровня развития слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения.
Уровни развития слоговой структуры слова Результаты констатирующего эксперимента, % Результаты контрольного эксперимента, %
Высокий 0 20
Средний 50 60
Низкий 50 20
Из таблицы видно, что в результате реализации программы логопедического сопровождения по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития улучшились показатели. Таким образом, взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе логопедического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития повышает эффективность работы учителя-логопеда, сокращает время коррекции, повышает качество образовательного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учебное пособие / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. -Москва : ПАРАДИГМА, 2014. - 96 с;
2. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития: методическое пособие / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. - Москва : Сфера : Секачев В., 2007. - 79 с;
3. Вартапетова, Г.М. Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: метод. пособ. / Г.М. Вартапетова. - Новосибирск: НИПКиПРО, 2012. - 124 с;
4. Морозова, В. В. Структура речевого дефекта у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза / В. В. Морозова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. -Санкт-Петербург, 2010. - С. 73-82
Levanova T.A., Tsvirko O. Yu.
Levanova T.A.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
Scientific advisor: Tsvirko O.Yu.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
FORMATION OF SYLLABIC STRUCTURE OF WORD IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN PROCESS OF SPEECH THERAPY
Abstract: the article discusses the organization of speech therapy support for children with mental retardation in preschool in order to overcome their violations of the syllabic structure of the word, the contribution of each of the participants in this work.
Keywords: children with mental retardation, developmental delay, speech therapy support, correctional work, syllabic structure, speech therapy, preschool age, teachers interaction.