First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives'
УДК/uDC 373.2:681.5
Г. Б. Черевач
G. Cherevach
ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СОРЕВНОВАНИЯМ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
FORMATION OF SuCCESS SITuATION wHILE PREPARING FOR ROBOTICS COMPETITIONS OF PRESCHOOL CHILDREN
Введение. Возможность достижения дошкольниками значительных результатов в соревнованиях по образовательной робототехнике обусловлена процессом формирования ситуации успеха, которому не придают сегодня необходимого значения. Автор статьи актуализирует необходимость подготовки детей дошкольного возраста к участию в соревнованиях, что определяет возможность принятия любого результата, а также их успешность.
Методология. Методологическим основанием работы являются системный подход к анализу и тренировке определенных действий ребенка при формировании ситуации успеха и обозначение последовательности в подготовке к соревнованиям.
Результаты. Автор статьи определяет этапы психологической подготовки к соревнованиям по робототехнике с детьми дошкольного возраста, дает определение уровней психологического здоровья детей, доказывает необходимость формирования умений, навыков и действий успешности на тренинге.
Заключение. Подготовка детей дошкольного возраста к соревнованиям по образовательной робототехнике является эффективным направлением деятельности в работе педагогов-психологов, тренеров по робототехнике, воспитателей, педагогов дополнительного образования, которое необходимо развивать и определять как одно из ключевых.
Introduction. The ability of preschoolers to achieve significant results in educational robotics competitions is due to the process of forming a situation of success that is not given the necessary importance today. The author of the article actualizes the need to prepare preschool children for participation in competitions, which determines the possibility of accepting any result, as well as their success.
Materials and Methods. Methodological basis of the work is a systematic approach in the analysis and training of certain actions of the child to form the situation of success, a diagnostic tool for determining the level of emotional-volitional regulation.
Results. The author of the article studies stages of psychological preparation for robotics competitions of preschool children, gives definition of children psychological health levels, demonstrates the necessity of skills, abilities and success activities formation on a training course.
Conclusions. Preparing preschool children for educational robotics competitions is an effective activity in the work of psychologists, robotics trainers, educators, and additional education teachers, which must be developed and defined as one of the key directions.
Ключевые слова: психологическое здоровье, успешная деятельность, тренинг умений.
Keywords: psychological health, successful activity, skills training.
Создание ситуации успеха — это целенаправленная деятельность, в результате которой создается возможность достижения значительных результатов. Результатом любой деятельности может стать открытие своих возможностей. Возможности возраста определяются уровнем развития и состоянием психологического здоровья ребенка.
Можно выделить несколько этапов подготовки к соревнованиям детей дошкольного возраста:
1) подготовительный этап включает:
— диагностику уровня личностного развития детей, уровня психологического здоровья;
— диагностику уровня и качества действий, способных привести к определенному результату.
I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы»
Определение уровня возможностей каждого ребенка и уровня его индивидуальной результативности;
2) содержательный этап:
— формирование программы тренинга умений с целью решения следующих задач: повысить самооценку, развить контроль своих действий, планировать результат, повысить адаптивность к психотравмирующим воздействиям среды, развить командную культуру взаимодействия;
3) этап оценки подготовленности на результат и возможности действовать в ситуации соревнования: сформировать действие принятия любого результата [2].
В. Э. Пахальян определяет психологическое здоровье как: «... динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития» [3]. В. А. Ананьев выделяет следующие черты психологически здоровой личности: физическое здоровье; развитый самоконтроль и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «я» — Я-желающий и Я-долженствующий»; умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм [1].
Уровень креативного здоровья характеризуется тем, что дети устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это идеальный образ ребенка-творца.
Уровень адаптивного здоровья выражается в том, что дети в целом адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Они не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически развивающей направленности.
К ассимилятивно-аккомодативному уровню здоровья относят детей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособных к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющих глубинную зависимость от внешнего воздействия, не владеющих механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды [1]. Дети из трех групп здоровья проявляют свой потенциал в зависимости от умений действовать в соответствии с целью и уровнем контроля. Успешная деятельность — это, прежде всего, четко поставленная цель, умение наблюдать за тем, что меняется в поступках на пути к поставленной цели, отказ от стереотипов поведения, которые не привели к достижению цели. Умение — это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык — это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому авто-матизированно, без осознания промежуточных шагов. Умение и навык — это способность совершать то или иное действие. Различаются действия по степени (уровню) овладения данным действием. Любое действие состоит из операций, которые возможно контролировать.
Действия могут быть двигательными (моторными), центральными (мыслительными), сенсорными (чувственными). Основными функциями действия являются исполнение, регулирование и контроль.
Формировать умения, навыки, действия и результативность успешности возможно на тренинге. Тренинг — это своеобразная форма тренировки, при помощи которой формируются нужные акты поведения, действия. Тренинг возможен как форма активного обучения, целью которого является передача знаний как метод создания условий для самораскрытия участников. При этом тренеру необходимо сочетать личностные качества: уверенности, спокойствия, оптимизма, доброжелательности, — полезность действий вместе с профессиональными знаниями.
Принципы работы тренинга с детьми дошкольного возраста.
1. Строить работу так, чтобы знать, для чего то или иное действие необходимо ребенку, что оно ему дает.
2. Постоянно задавать себе следующие вопросы: Чему я учу? Могу ли научить? Чему хочу научить? Что я хочу как тренер для каждого ребенка? Что для этого делаю?
3. Входить в образ «своего ребенка» всякий раз при решении трудных ситуаций, чтобы понимать, что думают, чувствуют дети.
4. Внимательно слушать детей, интересоваться каждым моментом их жизни.
5. Создавать условия для того, чтобы ребенок чувствовал свою ценность.
6. Относиться к каждому ребенку как к личности, поддерживать индивидуальность.
224
Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (27) 2017
First International Ideas Festival "Realization of educational technologies of the activity type: tasks, approaches, perspectives"
7. Проявлять искренность в поведении и общении с детьми.
8. Давать постоянно новый импульс, чтобы ребенок гордился своими достижениями.
9. Формировать и поддерживать уверенность ребенка в себе.
10. Развивать самостоятельность ребенка.
11. Быть для ребенка предсказуемым.
В содержательной части тренинга, чтобы повысить адаптивность к психотравмирующим воздействиям среды, развить уровень личностного компонента командной культуры взаимодействия, выбираем следующие действия:
1 ) выработать устойчивое самоопределение — самооценку по качествам, то, как ребенок оценивает себя в деятельности — положительно/отрицательно;
2) ориентировать на моральное содержание и усвоение нормы справедливого распределения. Например: Как ты поступишь в ситуации выбора? Для себя или для другого? В каких случаях для себя? В каких случаях для другого? В каких случаях для себя и для другого?
Необходимо развивать у ребенка переход к осознанию внутренней потребности «Хочу, могу, мне надо».
Следующим шагом ставим задачу предупреждения развития тревожного состояния.
1. Повышаем самооценку ребенка в различных ситуациях. Говорим, анализируем достижения ребенка, качественно описывая их (поведение в соответствии с ситуацией, действие в соответствии с целью, результат позитивный). Если ребенок тревожится, нужно его постепенно вводить в соревновательную ситуацию. Обеспечивать подготовительный этап соревнования с кем-либо. Запрещается сравнивать действия с действиями кого-то. Разрешается говорить о настоящих достижениях в поведении, действиях ребенка и предполагать, что может получиться. Требования нужно предъявлять в соответствии с возможностями достижений на этом возрастном уровне. Взрослый может огорчиться неудачей, но даже в этом случае он оказывает ребенку поддержку.
2. Обучаем ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Учим снимать мышечное напряжение путем дыхательных упражнений, методов визуализации. Вводим на тренинге упражнения-действия для создания ситуации успеха:
1. Контроль состояния чувства страха: «страх может быть», «это нормальное чувство», «все люди боятся».
2. Скрытая инструкция: «Ты помнишь, с чего нужно начинать...»
3. Авансирование уверенности: «У тебя (меня) получится».
4. Персональная исключительность: «Только у тебя и может получиться».
5. Усиление мотивации: «Тебе это нужно для того, чтобы получить результат..»
6. Высокая оценка какой-то части: «Это у меня получилось лучше, чем что-то другое».
Таким образом, формировать ситуацию успеха возможно на тренинге личностных умений с детьми старшего дошкольного возраста. Главными критериями качества могут выступать условия:
— четкая программа тренинга;
— личные особенности тренера;
— знание уровня возможностей детей старшего дошкольного возраста;
— знание уровня психологического здоровья детей;
— профессиональное знание предмета подготовки;
— систематичность подготовки.
Литература
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб. : Речь, 2006. 384 с.
2. Осипова А. А. Общая психокоррекция. М. : Сфера, 2002. 510 с.
3. Пахальян В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. СПб. : Питер, 2006. 240 с.
4. Алдер Х. НЛП: Современные психотехнологии. СПб. : Питер, 2000. 160 с.
References
1. Ananev V. A. Foundations of health psychology. Conceptual foundations of health psychology [Osnovy psihologii zdorov'ja. Konceptual'nye osnovy psihologii zdorov'ja]. Saint Petersburg: Speech, 2006. 384 p. (In Russian).
2. Osipova A. A. General psychocorrection. [Obshhaja psihokorrekcija]. Moscow: Sphere, 2002. 510 p. (In Russian).
3. Pahalyan V. E. Development and psychological health. Preschool and school age [Razvitie i psihologicheskoe zdorov'e. Doshkol'nyj i shkol'nyj vozrast]. Saint Petersburg: Piter, 2006. 240 p. (In Russian).
4. Alder H. NLP: Modern psychotechnologies [NLP: Sovremennye psihotehnologii]. Saint Petersburg: Piter, 2000. 160 p. (In Russian).