Научная статья на тему 'Формирование системы воспроизводства лесных ресурсов Беларуси'

Формирование системы воспроизводства лесных ресурсов Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ / ВОСПРОИЗВОДСТВО / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБОРОТ / ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ДРЕВЕСНОЕ СЫРЬЕ / ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / КОНТРОЛЛИНГ / FOREST RESOURCES / REGENERATION / FISCAL RELATIONS / TOTAL ECONOMIC TURNOVER / FINANCIAL AND ECONOMIC MECHANISM / WOOD RESOURCES / CASH FLOW / TAX BURDEN / FINANCIAL PACKAGE / INSTITUTIONAL TRANSFORMATIONS / CONTROLLING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каштелян Т. В.

В статье рассматриваются экономические аспекты формирования системы воспроизводства лесных ресурсов Республики Беларусь, анализируются факторы, обуславливающие структурирование экономического интереса процесса лесопользования, подходы к организации финансов. В связи с повышающимися потребностями в средствах экономического возмещения затрат экологического назначения интерпретируются каналы реализации древесного сырья и источники получения добавленной стоимости. Отмечается, что экономический интерес носит конкретно-исторический характер и зависит от взаимосвязей субъектов в экономической системе. В результате формирования рыночной среды может обеспечиваться рост эффективности (для лесного комплекса в частности), так как появляется возможность реализации принципа соответствия производства той или иной продукции в тот или иной период времени общественным потребностям и мотивации прогрессивных изменений. Для лесного комплекса Беларуси обосновывается потребность применения категории «общий экономический оборот». В целях структуризации экономического интереса предлагается разработка целостного финансово-экономического механизма (использования баланса экономического оборота в частности), что диктуется и переходом лесхозов в 2015 г. на продажу древесины в заготовленном виде. Выдвигаются основные задачи по ориентации субъектов лесного хозяйства на получение положительного «сальдо» денежного потока снижение налоговой нагрузки, изменение системы бюджетного финансирования. Выявляются основные направления институциональных преобразований, которые будут способствовать формированию эффективной системы воспроизводства лесных ресурсов внедрение контроллинга, создание центра по отслеживанию цен и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the Forest Regeneration System of Belarus

The paper considers the economic aspects of the forest regeneration system formation of the Republic of Belarus, analyzes the factors causing the economic interest structuring in the forest management process, approaches to the financial management. Due to the rising need a means of economic compensation for environmental purposes the sales channels of wood raw material and sources of added value are interpreted. The economic interest has a concrete historical character and depends on the relationship of subjects in the economic system. As a result of the formation of the market environment the efficiency growth can be provided (for the timber complex in particular), since occurs the possibility to implement the compliance principle of production of a product in a given period of time to the social needs and motivation of progressive change. For the timber complex of Belarus the need of application of the category “total economic turnover” is justified. To structure the economic interest the author offers to develop a complete financial and economic mechanism (to use the economic turnover balance in particular), as the forestries start to sale converted wood in2015. The main objectives for the orientation of forestry subjects to obtain a positive “balance” of cash flow are reducing the tax burden and changing the budget financing system. The key directions of institutional reforms to contribute to the formation of an effective system of forest resources regeneration are the introduction of the controlling system, creation of a price following center.

Текст научной работы на тему «Формирование системы воспроизводства лесных ресурсов Беларуси»

УДК 630*8:338.5:336.647.2

DOI: 10.17238/issn0536-1036.2017.1.40

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ БЕЛАРУСИ

Т.В. Каштелян, канд. экон. наук, доц.

Белорусский государственный технологический университет, ул. Свердлова, д. 13 а, Минск, Беларусь, 220006; e-mail: taisiya_kascht@mail.ru

В статье рассматриваются экономические аспекты формирования системы воспроизводства лесных ресурсов Республики Беларусь, анализируются факторы, обуславливающие структурирование экономического интереса процесса лесопользования, подходы к организации финансов. В связи с повышающимися потребностями в средствах экономического возмещения затрат экологического назначения интерпретируются каналы реализации древесного сырья и источники получения добавленной стоимости. Отмечается, что экономический интерес носит конкретно-исторический характер и зависит от взаимосвязей субъектов в экономической системе. В результате формирования рыночной среды может обеспечиваться рост эффективности (для лесного комплекса в частности), так как появляется возможность реализации принципа соответствия производства той или иной продукции в тот или иной период времени общественным потребностям и мотивации прогрессивных изменений. Для лесного комплекса Беларуси обосновывается потребность применения категории «общий экономический оборот». В целях структуризации экономического интереса предлагается разработка целостного финансово-экономического механизма (использования баланса экономического оборота в частности), что диктуется и переходом лесхозов в 2015 г. на продажу древесины в заготовленном виде. Выдвигаются основные задачи по ориентации субъектов лесного хозяйства на получение положительного «сальдо» денежного потока - снижение налоговой нагрузки, изменение системы бюджетного финансирования. Выявляются основные направления институциональных преобразований, которые будут способствовать формированию эффективной системы воспроизводства лесных ресурсов - внедрение контроллинга, создание центра по отслеживанию цен и др.

Ключевые слова: лесные ресурсы, воспроизводство, налогово-бюджетные отношения, общий экономический оборот, финансово-экономический механизм, древесное сырье, денежный поток, налоговая нагрузка, финансирование, институциональные преобразования, контроллинг.

Введение

Одно из главных богатств Республики Беларусь - лесные ресурсы. По оценкам Статистической службы Европейского союза (Eurostart) и Продо-вольственнной и сельскохозяйственной организации (FAO) Беларусь занимает неплохие позиции по обеспеченности лесосырьевыми ресурсами на душу

Для цитирования: Каштелян Т.В. Формирование системы воспроизводства лесных ресурсов Беларуси // Лесн. журн. 2017. № 1. С. 40-50. (Изв. высш учеб. заведений). DOI: 10Л7238^П0536-1036.2017Л.40

населения (0,90 га), опережая при этом Польшу (0,24 га) и Германию (0,14 га) [5]. Как показывает опыт, в лесном комплексе Республики существует целый ряд насущных вопросов, например таких, как необходимость развития глубины переработки сырья, соответствие качества древесины существующим технологическим процессам ее обработки и др. Исходным пунктом к определению «системы воспроизводства лесных ресурсов» является концепция Н.И. Кожухова, основанная на том, что она представляет собой подсистему в системе более высокого уровня - единой общегосударственной, связанной с природопользованием [4].

Важное направление отечественных и зарубежных исследований в сфере экономики лесного комплекса - изучение финансовых аспектов воспроизводства лесных ресурсов. В разное время им занимались такие известные ученые, как П.В. Васильев, Н.И. Кожухов, Н.А. Моисеев, М.А. Лобовиков, А.П. Петров, А.В. Неверов, К.А. Евсеенко и др. Понятие «воспроизводство» применительно к природным ресурсам - это процесс приращения запасов, который включает лесовосстановительные работы, лесоразведение, охрану лесов и другие мероприятия. В аспекте рассмотрения воспроизводства лесных ресурсов как одной из экономических категорий можно отметить, что в Беларуси эта функция обусловлена, с одной стороны, финансами государственного бюджета, с другой (в производственно-организационном отношении) -проблемами оптимизации процесса с точки зрения улучшения породно-возрастной структуры. Являясь совокупностью указанных опорных точек, экономический процесс воспроизводства лесных ресурсов базируется на создании чистого дохода материальной сферы производства.

Основная часть

Формирование системы воспроизводства лесных ресурсов играет ключевую роль как на отраслевом уровне (для лесного комплекса), так и на общенациональном. Для лесофондодержателей Беларуси в условиях «тройного» дефицита финансовых средств [6] финансирование лесохозяйственных мероприятий, осуществляемое на сметно-бюджетной основе, - один из «камней преткновения», который требует эколого-экономического обоснования. Как отметил К.А. Евсеенко [3], процесс воспроизводства лесных ресурсов имеет две стадии: лесохозяйственное производство и потребление. Важной проблемой на уровне государства является рост влияния отрасли на экономику страны. При этом лесное хозяйство должно совмещать «две стороны деятельности, одна из которых руководствуется удовлетворением потребности в ресурсах и услугах леса, другая - не просто охраной природы, но и ее улучшением, повышением качества жизни в окружающей среде развивающегося общества» [7, с. 1].

Формирование системы воспроизводства лесных ресурсов предполагает установление источников средств экономического возмещения затрат. По некоторым оценкам [2], платежи, являющиеся стоимостным выражением потерь, связанных с эксплуатацией природной среды, не превышают 5 % суммы образующегося экологического ущерба, поэтому происходит накопление износа. Главным исходным элементом вовлечения экологических факторов в хозяйственный механизм и процесс принятия решений должен стать механизм

структуризации экономического интереса в соответствии с постоянным процессом согласования (балансирования) отношений в системе «природно-ресурсная среда и ее воспроизводство».

Экономический интерес носит конкретно-исторический характер. Применительно к лесному комплексу Беларуси соединение стадий лесохозяй-ственного производства и потребления сырья стало возможным благодаря государственным мерам по совершенствованию работы лесного хозяйства. Однако в поиске источников «генерирования» добавленной стоимости вопрос состоит в том, каковы будут расходы и цены на сырье и конечную продукцию. Они определяются рынком. Рыночные условия хозяйствования призваны обеспечивать рост эффективности, поскольку позволяют правильно оценивать соответствие производства тех или иных товаров в тот или иной период времени общественным потребностям, в соответствии с последними мотивируется прогрессивное изменение производства.

Лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности, неистощительности и относительного постоянства. Среднегодовые заготовки древесины составляют 11.. .12 млн м3/ год, из них в порядке ведения рубок главного пользования (в спелых древостоях) - 4,3.4,5 млн м (40 %), рубок ухода за лесом и санитарных рубок (в молодняках, средневозрастных и приспевающих насаждениях) - 5,4 млн м3. Ежегодный прирост запасов -31,4 млн м3. В соответствии с Лесным кодексом Республики Беларусь государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется Министерством лесного хозяйства, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и их территориальными органами, а также иными государственными органами в соответствии с нормативными правовыми актами.

Динамика окупаемости экономического процесса лесопользования в рамках организаций Министерства лесного хозяйства Беларуси за последнее десятилетие свидетельствует об увеличении доли собственных средств в финансировании (табл. 1).

Анализ практики хозяйствования показывает, что субъекты стали больше ориентированы на производственную деятельность, «коммерциализацию» которой подтверждают показатели самофинансирования. Получение доходов за древесину в заготовленном виде (мобилизация собственных средств) от рубок ухода и прочих рубок происходит в увеличивающихся объемах. Если в структуре общих поступлений средств от лесохозяйственной деятельности в 2012 г. последние занимали 44,2 %, то в 2013 г. - 55,2 %. Такая динамика наводит на мысль о том, что рубки ухода превращаются в рубки «дохода» [1], т. е. под видом указанных рубок может скрываться главное пользование. Вопросы качественного их проведения должны быть заложены в качестве мотивирующих инструментов в системе оплаты труда лесоводов.

Таблица 1

Динамика экономических показателей Минлесхоза Республики Беларусь в 2007-2013 гг. (в сопоставимых ценах на 01.01.07 г.)

Значение показателей по годам

Показатели 2007 2012 2013

Расходы на ведение лесного хозяйства, млрд р. 316,8 628,3 889,7

Доходы от ведения лесного хозяйства, млрд р. 196,1 374,9 529,9

В том числе:

плата за лес на корню - 195,5 226,5

мобилизация собственных средств - 168,9 308,1

Доля бюджетных ассигнований в расходах

на ведение лесного хозяйства, % 40,2 34,8 34,0

Прибыль от реализации продукции, млрд р. 125,9 78,5 102,7

Рентабельность продукции, % 39,1 12,9 13,0

Инвестиции в основной капитал, млрд р. 65,5 213,2 225,2

Сегодня наиболее распространенной и дискутируемой среди специалистов лесного хозяйства проблемой является совмещение в рамках Минлесхоза функций контроля и хозяйствования. Проблема воспроизводства лесных ресурсов в финансовом аспекте рассматривается в системе существующих преобразований субъектов лесного хозяйства, которые связаны с ориентацией на законченный сырьевой производственно-торговый цикл и направлены на повышение самостоятельности и самоокупаемости. Можно констатировать, что целостный механизм управления доходностью лесного хозяйства формируется при помощи бюджетных средств. Составляется две сметы - по лесохозяй-ственным расходам и по бюджетным ассигнованиям в целом. Перед государством в современных условиях стоит задача создания действенного инструментария для регулирования производства, предусматривающего минимизацию выделения централизованных средств на развитие субъектов природопользования, и лесопользования в частности. При этом нужно понимать, что целесообразно уменьшить налоговую нагрузку субъектов сырьевого комплекса, которая является чрезмерной (ставки: НДС - 20,0 %, налога на прибыль -24,0 %, сбора на развитие территорий - 3,0 %).

Официально проводимая бюджетная политика обязана строиться на заинтересованности в получении высокой прибыли, в частности от такого вида экономической деятельности, как лесопользование. В современных условиях лесхозы выступают не только поставщиками ресурсов, но формируют положительный финансовый поток посредством развития деятельности в сфере деревообработки и др. Указанные направления сопровождаются получением прибыли, хотя и не всегда высокой. Так как плата за лес на корню теперь встроена в единую систему финансовых потоков лесхозов, то наглядно виден эффект актуализации экономического интереса лесхозов в получении ресурсных платежей (через систему аукционов, биржевые торги), хотя заготовка

и переработка древесного сырья остаются важными факторами экономического роста.

В структурном аспекте рассмотрения объемные показатели главного пользования за 2012-2013 гг. в целом по Беларуси демонстрировали существенные сдвиги. По каналам движения ресурса в 2012 г. больший удельный вес (61,8 %) поставлялся через биржу, в 2013 г. ситуация кардинально поменялась. Следует отметить, что указанная выше самоокупаемость лесхозов достигалась за счет концентрации сырья: в 2013 г. в ведении юридических лиц, ведущих лесное хозяйство, находилось 52,5 % (в 2014 г. - более 67,0 %) от всех объемов лесозаготовок по республике, для сравнения в 2012 г. - 38,6 % (табл. 2). При этом, как и Белорусским промышленно-торговым концерном (БПТК) «Беллесбумпром», чуть более 80,0 % сырья приобреталось по таксовой стоимости.

Таблица 2

Структура заготовок древесного сырья (%) по главному пользованию в разрезе источников и организаций Беларуси в 2012-2013 гг.

2012 г. 2013 г.

По общему По деловой По общему По деловой

Каналы реализации, объему древесине объему древесине

организации По По хвой- По хвой- По хвой-

Всего хвойным породам Всего ным породам Всего ным породам Всего ным породам

Всего реализация по Беларуси 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

по таксовой

стоимости 38,2 49,7 38,6 48,9 72,1 72,7 71,6 38,2

по ценам биржевых сделок 61,8 50,3 61,4 51,1 27,9 27,3 28,4 61,8

Всего по организациям Беларуси 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе:

юридическими ли-

цами, ведущими лесное хозяйство 38,6 42,7 39,2 41,9 52,5 53,6 52,5 38,6

БПТК 28,2 26,0 28,2 26,4 23,6 22,2 23,3 22,4

организациями,

осуществляющи-

ми строительство

жилых домов 8,0 13,2 8,8 13,6 7,6 9,8 7,8 24,3

прочими лесополь-

зователями 25,2 18,1 23,8 18,1 16,3 14,4 16,4 14,7

Проблемы повышения эффективности влияния ценообразования на системы производства и воспроизводства лесосырьевых ресурсов осложняются неразработанностью частных балансов экономических оборотов субъектов лесного хозяйства и отсутствием сведения их в один общий. Результаты текущей лесохо-зяйственной деятельности финансируются государством на уровне расчетно-плановых трудовых затрат (возмещаются расходы на заработную плату в части производства лесохозяйственных работ), а не цен, сформированных на основе принятых в белорусской концепции ценообразования моделях, включающих нормативную себестоимость производства и прибыль, достаточную для платежей в бюджет. Существуют взаимные переброски финансовых средств с хозрасчетной деятельности на бюджетную и наоборот. Зарубежный опыт выделения дотаций не используется.

Практическая необходимость реализации единого государственного подхода к формированию эффективной системы воспроизводства лесных ресурсов предполагает разработку механизмов развития организационных условий, в которых предоставляются рамки преимущественно свободного ценообразования и оптимального налогообложения. Для осуществления последней функции регулирования в целях поддержания экологического равновесия целесообразно переориентировать финансовый поток государственной помощи на покрытие не производственных расходов, а расходов, связанных с функционированием организаций в целом (или продажами продукции, как это предполагает экономический оборот в зарубежных странах). Тогда для руководителей и управленцев государственных субъектов (лесхозов) будут созданы условия, максимально приближенные к условиям деятельности коммерческих организаций. По сути в системе взаимоотношений «лесо- и, в частности, дре-весинопользования» появится «среда нанятых государственных менеджеров», которые всю предпринимательскую деятельность (включая производственную лесохозяйственную) должны будут строить на эффективности продаж ресурсов в любом виде, продукции подсобных, перерабатывающих производств. Процесс лесопользования должен стать максимально безотходным и эффективным.

Результативность лесхозов отличается многоцелевым характером. Как справедливо отмечают белорусские отраслевые ученые [1, 8], она связана со способностью отрасли удовлетворять разнообразные потребности в ресурсах и полезностях леса (последние могут по мере развития общества переходить в разряд ресурсов). На наш взгляд, прямые затраты лесохозяйственной деятельности, например на лесовосстановительные и другие работы, целесообразно компенсировать за счет попенной платы, не пытаясь учесть косвенные (управленческие) затраты и издержки на вспомогательные операции. Суть платы за лес на корню как доходной части поступлений от деятельности лесхозов состоит в возмещении указанных затрат. Основная проблема здесь -учесть затраты на лесоустроительное проектирование. Если включать затраты в тот год, когда оно сделано, себестоимость получится завышенной. Эти расходы надо равномерно распределять по годам.

Для актуализации экономических интересов в лесном комплексе важно проводить анализ «затраты-выгоды». Необходимо учитывать, что нахождение соотношений между выгодами и затратами формирует основу эффективности бизнес-процессов. Используя методы преимущественно централизованного планирования, целесообразно не только группировать затраты по направлениям деятельности, но и обобщать их в системе единого экономического механизма управления доходностью предприятия. Финансовые факторы при этом требуют не просто особого внимания, но и своевременных грамотных управленческих решений, направленных на постепенное улучшение породно-возрастной структуры лесов.

В Беларуси для формирования эффективной системы воспроизводства лесных ресурсов необходимо разработать целостный финансово-экономический механизм, в котором будет рационально структурирован экономический интерес, что диктуется переходом лесхозов с 2015 г. на продажу древесины в заготовленном виде. В связи с предполагаемой продуктовой ориентацией деятельности предприятий лесного хозяйства (переходом последних в разряд снабжающих лесоматериалами) доходы от реализации товаров, работ, услуг становятся основой обеспечения воспроизводства лесных ресурсов. Важнейшим аспектом экономического развития является соответствие процессов создания стоимости (продукции от всех видов рубок, деревообработки, общественных услуг и др.) образованным самостоятельно во внутренней среде и бюджетированным государством доходам. Модель развития субъектов лесного хозяйства должна основываться главным образом на условиях самофинансирования: формирование «Центров прибыли» по направлениям лесохо-зяйственной, лесозаготовительной и других видов деятельности, которые должны включать «Центры издержек воспроизводства лесных ресурсов».

Субъекты лесного хозяйства существенно различаются по наличию ресурсов, социально-экономическому развитию. Источники рентосогласующих прибылей (абсолютной и дифференциальной ренты) в лесхозах - это запас на 1 га, удаленность, породно-возрастной состав насаждений, деловые связи с потребителями сырья и др. Те субъекты, которые находятся на территориях, где природно-географические параметры лесных участков лучше и уровень организации (в частности механизации) работ и управления производством выше, чем на усредненном (среднеотраслевом, или «эталонном») участке, должны получать финансовые средства, достаточные для эффективного развития [9]. Субъекты, которые имеют в указанных параметрах условия хуже усредненных, целесообразно финансировать с помощью бюджетных средств с использованием принципа компенсации отклонений от эталона. Применение такого подхода должно подразумевать формирование рентоориентированного поведения субъектов через освоение инновационных технологий заготовки и переработки древесного сырья, роста количества (видов) и конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

На наш взгляд, в дополнение к предложениям по управлению затратами, изложенным в [9], стоит практиковать внедрение отдельных элементов системы контроллинга. Воспроизводство лесных ресурсов - функциональная сфера деятельности лесхозов, которая должна быть гармонично включена в систему стоимостной оценки всех происходящих процессов (в первую очередь заготовки древесного сырья). Методическая обоснованность управленческих решений по зарабатыванию средств на указанные цели означает отслеживание объемных, стоимостных показателей, обеспечивающих доходность субъектов хозяйствования, а также переменных и постоянных затрат [10].

Система планирования, выступая в качестве одного из важных инстру-ментариев контроллинга, должна способствовать формированию адекватных природно-географическим условиям экономических механизмов функционирования отдельных лесхозов, включая обеспечение надлежащего формирования и использования фондов воспроизводства лесных ресурсов. Структуру последних целесообразно формировать: в части денежных средств фондов, включаемых в затраты (в соответствии с определяемыми переменными материальными и трудовыми затратами на эталонный участок); в части денежных средств фондов, формируемых за счет прибыли (в соответствии с определяемыми постоянными затратами лесохозяйственного производства); в части денежных средств, формируемых за счет бюджета (в соответствии с расчетами по отклонениям от эталона). Взятый в Беларуси курс на минимизацию помощи из бюджета заставит хозяйства, оказавшиеся в худших природных условиях, корректировать экономическое поведение в сторону развития деловой активности. По мере функционирования в условиях общего экономического оборота обоюдной заботой нанятых государственных менеджеров, или директоров, отраслевых и региональных управленцев, станет бюджетное финансирование сугубо для достижения социально-экологических целей общества на особо охраняемых территориях и др.

Выделение эталонного участка, на наш взгляд, целесообразно базировать исходя из состава и продуктивности лесных ресурсов и учета затрат по процессам заготовки и вывозки сырья. Одним из важнейших критериев, характеризующих ресурсный потенциал лесов, является распределение запасов древесины по породам. В Беларуси основными лесообразующими породами являются сосна (50,2 %), береза (23,2 %), ель (9,2 %), ольха черная (8,5 %), дуб (3,4 %), осина (2,1 %), прочие породы (3,4 %). Предприятие «Белгослес» ежегодно проводит оценку имеющегося и ожидаемого запаса древесины. Среднеотраслевая отдача древесины с 1 га покрытой лесом площади может быть рассчитана на основании данных указанной организации. Объем перевозок лесопродукции (имеется в виду только древесина в заготовленном виде) в расчете на 1 га можно рассматривать в качестве показателя, характеризующего экономический потенциал субъектов. Предполагаем, что система воспроизводства лесных ресурсов должна разрабатываться исходя из прогнозов

лесоснабжения. Обосновав объемные и стоимостные показатели поставок ресурсов с учетом средних расстояний, можно выстраивать линию поведения по финансированию процессов приращения запасов.

Заключение

Лесное хозяйство Беларуси - одна из отраслей, которая в современных условиях призвана эффективно восстанавливать и развивать эколого-ресурсный потенциал. В этой связи в качестве основы для формирования эффективной системы воспроизводства лесных ресурсов предложены организационно-экономические меры, направленные на эффективное использование финансовых условий, ориентированных на минимизацию бюджетной поддержки, через соединение в рамках лесхозов потребления сырья и лесохозяй-ственного производства, т. е. применение замкнутого производственно-торгового цикла и на этой основе общего экономического оборота; внедрение контроллинга как системы, позволяющей учитывать объемы, затраты и цены (при этом потребуется классифицировать трудовые затраты на переменные и постоянные), формирование подсистемы контроллинга персонала.

На практике для внедрения предлагаемых мероприятий потребуется провести анализ факторов, учет процессов осуществления лесохозяйственных мероприятий и лесопользования, планирование и нормирование затрат лесо-хозяйственного и лесозаготовительного производств. Вместе с тем необходимы научно-исследовательские работы и эксперименты в институциональном (создание центра по отслеживанию цен, как предложено профессором Н.А. Моисеевым [7]) и ресурсно-продуктовом аспектах.

Структуризация общего экономического интереса и частных интересов лесоводов в направлениях усиления экологических функций леса, систематизация хозяйственной деятельности по доходам и затратам с учетом внешнего окружения (включая финансовые потоки и оттоки бюджетных средств из лесхозов), на наш взгляд, позволит привести управляемость в соответствие с требованиями рыночной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багинский В.Ф. Многоцелевое лесопользование в Беларуси: состояние и перспективы // Актуальные вопросы стратегии развития лесного хозяйства Беларуси: материалы республ. науч.-практ. семинара, Ждановичи Минск. р-на, 10 апр. 2012 г. Минск: В.И.З.А. ГРУПП, 2012. С. 25-41.

2. Выварец А.Д. Экономика предприятия: учеб. для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 543 с.

3. Евсеенко К.А. Государственная система управления воспроизводством лесных ресурсов. Режим доступа: e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk_27._ ijun_2011_g./pшЫemi_upravlemja_teorija_i_praktika/evseenko.pdf. Дата обращения: 15.04.2014.

4. Кожухов Н.И. Экономика воспроизводства лесных ресурсов. М: Лесн. пром-сть, 1988. 261 с.

5. Кто в лесу хозяин? // Беларуси час. 2015. 3 марта (№ 10). С. 3.

6. Лемешевский И.М. Пределы воздействия инструментов макрорегулирования на валовые показатели экономического роста // Тр. БГТУ. Экономика и управление. Минск: БГТУ, 2011. С. 6-10.

7. Моисеев Н.А. Проблемы лесной экономики в науке и практике. Режим доступа: http://www.booksite.ru/forest/forest/factor/7.htm. Дата обращения 05.02.2015.

8. Неверов А.В. Экономика природопользования: учеб. для вузов. Минск: БГТУ, 2008. 198 с.

9. Сычев М.Ф., Сулименков Р.Ю., Миронова З.С., Тукмачева А.И. Экономика воспроизводства лесов. Режим доступа: www.booksite.ru/fulltext/economvospr/text.pdf. Дата обращения: 15.04.2014.

10. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я / пер. с нем. М.Л. Лукашевича, Е.Н. Тихоненковой. М.: Финансы и статистика, 2001. 289 с.

Поступила 14.01.16

UDC 630*8:338.5:336.647.2

DOI: 10.17238/issn0536-1036.2017.1.40

Formation of the Forest Regeneration System of Belarus

T. V. Kashtelyan, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Belarusian State Technological University, Sverdlova ul., 13a, Minsk, 220006, Belarus;

e-mail: taisiya_kascht@mail.ru

The paper considers the economic aspects of the forest regeneration system formation of the Republic of Belarus, analyzes the factors causing the economic interest structuring in the forest management process, approaches to the financial management. Due to the rising need a means of economic compensation for environmental purposes the sales channels of wood raw material and sources of added value are interpreted. The economic interest has a concrete historical character and depends on the relationship of subjects in the economic system. As a result of the formation of the market environment the efficiency growth can be provided (for the timber complex in particular), since occurs the possibility to implement the compliance principle of production of a product in a given period of time to the social needs and motivation of progressive change. For the timber complex of Belarus the need of application of the category "total economic turnover" is justified. To structure the economic i n-terest the author offers to develop a complete financial and economic mechanism (to use the economic turnover balance in particular), as the forestries start to sale converted wood in 2015. The main objectives for the orientation of forestry subjects to obtain a positive "balance" of cash flow are reducing the tax burden and changing the budget financing system. The key directions of institutional reforms to contribute to the formation of an effective

For citation: Kashtelyan T.V. Formation of the Forest Regeneration System of Belarus. Lesnoy zhurnal, 2017, no. 1, pp. 40-50. DOI: 10.17238/issn0536-1036.2017.1.40

system of forest resources regeneration are the introduction of the controlling system, creation of a price following center.

Keywords: forest resources, regeneration, fiscal relations, total economic turnover, financial and economic mechanism, wood resources, cash flow, tax burden, financial package, institutional transformations, controlling.

REFERENCES

1. Baginskiy V.F. Mnogotselevoe lesopol'zovanie v Belarusi: sostoyanie i perspek-tivy [Multipurpose Forest Management in Belarus: State and Prospects]. Aktual'nye voprosy strategii razvitiya lesnogo khozyaystva Belarusi: materialy respubl. nauch. -prakt. seminara, Zhdanovichi Minsk. r-na, 10 apr. 2012 g. [Topical Issues of the Forest Development Strategy of Belarus: Proc. Repub. Sci.-Prac. Seminar, Zhdanovichi, Minsk Region, April 10, 2012]. Minsk, 2012, pp. 25-41.

2. Vyvarets A.D. Ekonomika predpriyatiya: ucheb. dlya studentov vuzov [Business Economics]. Moscow, 2007. 543 p.

3. Evseenko K.A. Gosudarstvennaya sistema upravleniya vosproizvodstvom lesnykh resursov [State Control System of Forest Resources Regeneration]. Available at: e-journal.spa.msu.ru/uploads/vestnik/2011/vipusk_27._ijun_2011_g./problemi_ upravleni-ja_teorija_i_praktika/evseenko.pdf (accessed 15.04.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kozhukhov N.I. Ekonomika vosproizvodstva lesnykh resursov [Economics of Forest Resources Regeneration]. Moscow, 1988. 261 p.

5. Kto v lesu khozyain? [Who is the Owner of the Forest?]. Belaruski chas, 2015, no. 10, p. 3.

6. Lemeshevskiy I.M. Predely vozdeystviya instrumentov makroregulirovaniya na valovye pokazateli ekonomicheskogo rosta [Macromanagement Exposure Limits to the Gross Data of the Economic Growth]. Trudy BGTU. Ekonomika i upravlenie [Proceedings of BSTU. Economics and Management], 2011, pp. 6-10.

7. Moiseev N.A. Problemy lesnoy ekonomiki v nauke i praktike [Problems of Forest Economy in Science and Practice]. Available at: http://www.booksite.ru/forest/forest/factor/7. htm (accessed 05.02.2015).

8. Neverov A. V. Ekonomikaprirodopol'zovaniya: ucheb. dlya vuzov [Environmental Economics]. Minsk, 2008. 198 p.

9. Sychev M.F., Sulimenkov R.Yu., Mironova Z.S., Tukmacheva A.I. Ekonomika vosproizvodstva lesov [Economy of Reforestation]. Available at: www.booksite.ru/fulltext/ economvospr/text.pdf (accessed 15.04.2014).

10. Vollmuth J.H. Controlling-Instrumente von A - Z: Die wichtigsten Werkzeuge zur Unternehmenssteuerung. Munchen, 2008. 478 s.

Received on January 14, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.