Научная статья на тему 'Формирование системы внутреннего контроллинга развития и использования экономического потенциала страховой организации'

Формирование системы внутреннего контроллинга развития и использования экономического потенциала страховой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
121
31
Поделиться
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ВНУТРИФИРМЕННЫЙ КОНТРОЛЛИНГ / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Яроцкая Е.В., Яроцкий И.В.

В статье рассматриваются теоретические и методические основы организации, особенности формирования системы внутреннего контроллинга использования и развития экономического потенциала страховой компании. Обоснована необходимость создания службы контроллинга и определены ее функции как линейно-функциональной структуры. Обоснована система нормативов и показателей экономического потенциала страховой организации, а также предложены этапы развития контроллинга.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Яроцкая Е.В., Яроцкий И.В.,

Текст научной работы на тему «Формирование системы внутреннего контроллинга развития и использования экономического потенциала страховой организации»

21 (159) - 2013

Страховое дело

УДК 658.155

формирование системы внутреннего контроллинга развития и использования экономического потенциала страховой организации

е. В. ЯРОЦКАЯ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики E-mail: yarockaya@tpu. ru Томский политехнический университет

И. В. ЯРОЦКИЙ, ассистент кафедры бизнес-информатики и экономико-математических методов Школы экономики и менеджмента E-mail: igor1986@mail. ru Дальневосточный федеральный университет

В статье рассматриваются теоретические и методические основы организации, особенности формирования системы внутреннего контроллинга использования и развития экономического потенциала страховой компании. Обоснована необходимость создания службы контроллинга и определены ее функции как линейно-функциональной структуры. Обоснована система нормативов и показателей экономического потенциала страховой организации, а также предложены этапы развития контроллинга.

Ключевые слова: экономический потенциал, страховая организация, управление, внутрифирменный контроллинг, система.

Эффективность деятельности страховой организации во многом обусловлена грамотным управлением элементами экономического потенциала, находящегося в ее распоряжении. Под ним необходимо понимать способность достигать мак-

симально возможного результата под воздействием внешних условий при имеющейся качественной и количественной структуре ресурсов.

Строение экономического потенциала страховой организации отличается от аналогичного строения других предприятий в силу специфики и особенностей формирования ресурсов. Поэтому в качестве структурных элементов экономического потенциала страховой компании предлагаются трудовой, финансовый и инвестиционный потенциалы (рис. 1), чья совокупность характеризует возможности максимально удовлетворять запросы потребителей, обеспечивать себе устойчивое положение и экономический рост за счет получения дохода.

Трудовой потенциал страховой организации представляет собой совокупность физических, интеллектуальных, личностных свойств персонала, способных достигать в заданных условиях определенных результатов, а также уметь развивать свои

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ТРУДОВОЙ

Квалификационно- профессиональный потенциал

Социально-личностный потенциал

Инновационно-интеллектуальный потенциал

ФИНАНСОВЫЙ

Собственный капитал

Привлеченный капитал

ИНВЕ сгиционный

Собственный капитал, свободный от обязательств

Средства страховых резервов, временно свободных от обязательств

Рис. 1. Структура экономического потенциала страховой организации

способности в процессе работы и быстро адаптироваться к изменениям внешней и внутренней среды организации [5, с. 55-63].

Трудовой потенциал страховой компании должен включать в себя следующие компоненты.

1. Квалификационно-профессиональный потенциал - отражает уровень подготовки кадров, наличие у них знаний, умений, опыта и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

2. Социально-личностный потенциал отражает способности и склонности работников к труду.

3. Инновационно-интеллектуальный потенциал рассматривается как способность работников к генерированию и решению инновационных задач.

Под финансовым потенциалом страховой компании следует понимать способность создавать и осваивать финансовые ресурсы и резервы с позиции обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности учреждения. Финансовый потенциал страховщика складывается из двух частей - собственного и привлеченного капитала, причем привлеченная часть в значительной степени преобладает над собственной [5].

Инвестиционный потенциал является основой экономического потенциала страховщика. Это совокупность денежных средств, которые являются временно или относительно свободными от страховых обязательств и используются для инвестирования с целью получения инвестиционного дохода.

Инвестиционная деятельность необходима страховой компании для обеспечения нормального функционирования, финансовой устойчивости и ликвидности, а также для защиты интересов стра-

хователей в сохранении и приращении вложенного капитала.

Инвестиционный потенциал отличается от финансового и формируется после вычитания из последнего расходов на ведение страховых операций, процентов по кредитам, затрат на инвестиционную деятельность, чрезвычайных трат.

Как видно, экономический потенциал страховой компании является для управления сложной системой, которая должна сводиться к управлению не отдельными элементами потенциала, а их совокупностью. Поэтому возникает необходимость в новых подходах и методах управления, которые соответствовали бы сложности и специфике деятельности страховых организаций.

На практике в большинстве случаев подходы к управлению носят рутинный характер, ограничиваются коэффициентным анализом финансовой деятельности и выполнением нормативных положений, определенных Минфином России. Инновационное направление управленческих решений появляется только в критических условиях: при сокращении собираемости премий, изменении законодательства, минимизации получаемой прибыли и т. п.

На страховом рынке сложно оставаться конкурентоспособными и финансово устойчивыми компаниям, которые основываются только на традиционных методах управления экономическим потенциалом. Необходим новый инструмент, который объединил бы в себе функции учета, контроля, нормирования, анализа. В качестве такого средства предлагается использовать систему внутрифирменного контроллинга, принимая во внимание специфику страхового рынка. Целью системы внутрифирменного контроллинга должно стать комплексное

решение управленческих задач формирования и эффективного использования экономического потенциала страховых компаний.

Внутрифирменныйконтроллинг - система эффективногоуправления, направленная на до-стижениеконечныхцелей и обеспечениебудущего существованш! щэедприятияи его струк^рных под-разделений.Этонео'гс> емлемая частьдолгосрочного Планирования [1, 2].

Контроллинг как функцияуправлениядолжен играть ключевуюроль в менеджменте страховой компании. Это должнобыть связано с выявлением отююнений от принятыхстандартови норм,повы-шениемэффективности использованияэлементов экономического потенцигша, что даст возможность щэиниматьоперативныекорректщэующиерешения ипровод итьмероприятия,направленные на предо-твращениевозможныхотклонений в будущем

Дляформированга системыконтроллинга развития и использования экономическогопотенциала страховой организации целесообразно создать служ-буконтр оллинга.Еезадач ами должны ст атьпоиск и ликвидшдш! узкихмест впроцессахформированияи использования экономического потенциала, т. е. выяв-

ление и устранение причин несоответствия состояния экономического потенциала уровню его использования, нормативам и определение на основании этого г^тей дальнейшего развитигаорганизации.

На взгляд авторов, разумнее использовать линейно-функциональную организацио нную струк-туру.В этомслучае контроллинг в водится как штатнгш единица,иглавный контроллер подчиня-етсянепосредственно руководителю организации. Этообусловлено тем, что контроллинг должен находиться на более высоком уровне управления, чем остешьные структурныеединицы, что позволит оперативнопринимать решения, к тому же будет сохраненпринцип единоначалия.

Сгужбу контроллинга важно напрямую подчинить руководителю организации. Это позволит службеделегировать частьполномочий некоторым подразделениямфирмы. ]В прямом подчинении у руководителя ст^жбыконтроллинга должны находиться в соответствш! с числомсоответствующ их направле-нийтрое конфоллеров: по трудовое, финансовому и инвестиционномупотенциалам(рис. 2). В свою очередь, каждый контроллер несет ответственность за результаты работы курируемого подразделения.

РУКОВОДИТЕЛЬ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Использование данной структуры позволит контроллерам подразделений обмениваться необходимой информацией в оперативном порядке, а также приведет к эффективному планированию и реализации мероприятий по развитию экономического потенциала и устранению причин несоответствия его состояния уровню использования.

В таком строении существует двойное подчинение контроллера в подразделении - руководителю и главному контроллеру. Чтобы не возникали конфликтные ситуации в подразделениях и между их руководителями, необходимо четко определить обязанности каждого члена системы контроллинга.

Предлагаемую схему следует вводить постепенно, так как в страховой организации может отсутствовать опыт построения такого рода систем. Возможно, на первом этапе целесообразно пригласить консультанта по контроллингу или привлечь на штатную работу соответствующего специалиста (рис. 3).

Когда служба контроллинга начинает работу, ее задачей является разработка системы внутрифирменного контроллинга развития экономического потенциала страховой фирмы. При этом созданная система не должна являться окончательно сформировавшейся, так как она должна реагировать на постоянно меняющиеся факторы внутреннего и внешнего окружения компании.

Развитие экономического потенциала страховой организации - это процесс управления путем устранения причин несоответствия имеющихся возможностей страховщика требованиям внешней среды. Причем необходимо помнить, что наличие большого экономического потенциала не может свидетельствовать об эффективности его использования. При этом его элементы (трудовой, финансовый,

инвестиционный) не должны рассматриваться по отдельности, а призваны работать в совокупности на достижение поставленной цели. Только так можно достичь синергетического эффекта в развитии компании.

В связи с этим можно предложить следующие этапы контроллинга, направленного на развитие экономического потенциала (рис. 4).

В силу отсутствия общепринятых или законодательных нормативов по большинству показателей деятельности страховых компаний аналитики вынуждены использовать в своей работе индикаторы, установленные для слишком большого числа страховых организаций (разных по размеру, времени функционирования на рынке, местоположению), либо нормативы, принятые за рубежом. Но для нашей страны международные нормы не всегда приемлемы. Кроме того, нормативные требования, подходящие к крупным федеральным страховщикам, должны отличаться от нормативов региональных страховых компаний.

Для построения системы внутрифирменного контроллинга страховой организации предлагается система контроля за отклонениями показателей экономического потенциала от нормативов (см. таблицу). При этом необходимо определить нормативные значения показателей, их верхний и нижний пределы, а также промежуточные предупреждающие границы. Цель последних - обнаружение отклонений в значениях характеристик.

В таблице также приведена рекомендуемая периодичность расчетов и мониторинга показателей экономического потенциала организации.

По качественным показателям контроллинг производится раз в год после проведения общей оценки и анализа экономического потенциала страховой организации. Это касается в основном критериев трудового потенциала.

Предложенные нормативы и их границы обоснованы следующим образом.

n

0

1

■3

а

S*' §

er

тз m E

tD I

I4J

Q) X О

n о m

к

n

M

U1 VO

NJ О H4

u

рекомендуемая система нормативных показателей экономического потенциала

страховой организации

показатель периодичность отслеживания показателя норматив Граница показателя промежуточная предупреждающая граница

(эталон) верхняя нижняя верхнего нижнего

интервала интервала

ТРУДОВОЙ потенциал

Квалификационно-профессиональный потенциал

Общий стаж работы, лет 1 раз в год 10 30 5 20 7

Стаж работы в страховании, лет 10 20 5 15 7

Образование Качественный показатель (определяется экспертами)

Повышение квалификации

Движение персонала: - коэффициент текучести Ежемесячно 0 0,05 0,08 0,03 0,06

- коэффициент оборота по приему - коэффициент постоянства 0,02 0,95 0,05 1 0 0,8 0,01 0,9 0,03 0,85

Эффективность труда:

- производительность труда - потери рабочего времени 1,5 0 2 0,05 1 0,1 1,7 0,03 1,2 0,08

Уровень подготовки персонала 1 раз в год Качественный показатель (определяется экспертами)

Личностный потенциал

Средний возраст 1 раз в год Качественный показатель (определяется экспертами)

Пол

Физическое здоровье: Ежемесячно

- уровень заболеваемости, % 5 0 8 3 6

- потери рабочего времени по причине заболеваемости, % 5 0 8 3 6

Творческие способности 1 раз в год Качественный показатель (определяется экспертами)

Склонность к обучению

Инновационно-интеллектуальный потенциал

Инновационность 1 раз в год Качественный показатель (определяется экспертами)

Интеллектуально сть

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Анализ показателей платежеспособности, финансовой устойчивости и ликвидности

Коэффициент текущей платежеспособности 2 раза в месяц 200 300 90 250 100

Маржа платежеспособности 1 раз в год 200 300 95 210 100

(достаточность фактической маржи платежеспособности, %)

Коэффициент финансовой Ежемесячно 1,5 2 0,85 1 0,90

устойчивости страхового фонда

Коэффициент общей ликвидности 2 раза в месяц 5 8 1 7 1,5

Анализ показателей, отражающих перестраховочную деятельность

Коэффициент зависимости Ежемесячно 0,15 0,05 0,85 0,1 0,6

от перестрахования

Коэффициент участия 0,1 0,04 0,06 0,05 0,03

перестраховщиков в выплатах

Анализ показателей, характеризующих результат страховой деятельности

Уровень выплат, %о 2 раза в месяц 40 5 60 15 50

Рентабельность собственного Ежемесячно 3 10 1 5 2

капитала, %

Рентабельность страховой 2 6 0,3 4 0,6

деятельности, %

Отдача (оборачиваемость) 200 300 95 220 120

собственного капитала, %

Окончание таблицы

Показатель Периодичность отслеживания показателя Норматив Граница показателя Промежуточная предупреждающая граница

(эталон) верхняя нижняя верхнего нижнего

интервала интервала

ИНВЕСТИЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛ

Анализ показателей, характеризующих инвестиционную деятельность

Уровень покрытия инвестиционными Ежемесячно 130 200 90 150 100

активами страховых резервов нетто, %

Доля инвестиций в собственном 10 15 4 12 6

капитале, %

Уровень инвестированного капитала, % 6 8 3,5 7 4

Анализ эффективности инвестиционной деятельности

Рентабельность инвестиций, % Ежемесячно 3 8 0 5 1

Уровень доходов по инвестициям, % 7 10 2 5 1

Соответствие нормативам размещения страховых резервов и структурных соотношений активов

для покрытия собственных средств

Состав активов для покрытия средств 1 раз в год Определяется в соответствии с федеральным законодатель-

страховых резервов ством

Структурные соотношения активов

для покрытия собственных средств

группа показателей «трудовой потенциал» [5, с. 389-392].

Средний общий стаж работы. Верхняя граница (30 лет) обусловлена тем, что пенсионный возраст женщин 55 лет, поэтому верхняя граница данного показателя может быть в среднем 30 лет. Нижняя граница - это тот минимум по стажу, который может быть у специалиста. Если средний возраст по организации выходит за данный «коридор», это говорит о неэффективной кадровой политике страховщика, которую срочно нужно пересматривать. Сильно молодому коллективу будет недоставать опыта, а более взрослому - творческого подхода к делу. Поэтому был предложен норматив - 10 лет.

Средний стаж работы в страховании. Страховой рынок России стал развиваться с введения в конце 1992 г. Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Поэтому средний стаж работы не должен превышать 20 лет, если это не сотрудники компаний Росгосстрах и Ингосстрах. Предложенный норматив 10 лет обоснован, как и показатель среднего общего стажа работы.

Коэффициент текучести кадров. Определяется соотношением числа уволившихся сотрудников к среднесписочной численности всего персонала. Данный показатель должен стремиться к нулю. Но в организации должно происходить обновление кадров.

Интервал колебания данного коэффициента должен находиться от 5 до 8 %. Если происходит выход данного показателя за предупреждающую

границу или за нижний интервал, то при условии, что не происходит в этот момент общая смена персонала, это влечет за собой значительные экономические потери, простои. Необходимо провести всесторонний анализ причин повышенной текучести кадров (опрос увольняющихся сотрудников) и пересмотреть кадровую политику.

Коэффициент оборота по приему. Определяется соотношением количества принятых на работу сотрудников к среднесписочной численности всего персонала. Данный показатель не должен превышать 5 %. Увеличение может расцениваться как положительное только в том случае, если организация расширяется или проводит политику обновления кадров. Значение этого параметра необходимо сравнить с коэффициентом текучести кадров.

Коэффициент постоянства кадров. Рассчитывается как отношение количества сотрудников, проработавших один год, к среднесписочной численности всего персонала. Показатель стремится к 100 %. Если организация будет сохранять свой персонал на уровне 95 %, это не отразится на ее деятельности. При выходе за предупреждающую границу необходимо выяснять, каковы причины увольнения, на каком сроке трудового стажа в компании сотрудники увольняются. Если чаще всего увольнение сотрудников происходит на первом году работы, необходимо проработать механизм адаптации персонала. Если это сотрудники со стажем в организации более двух лет, необходимо выявлять причины и пересматривать кадровую политику. Воз-

можно, в учреждении нет перспектив карьерного роста, низкий уровень оплаты труда и т. д.

Производительность труда. Данный коэффициент в страховой компании зависит от собранного объема премий или от количества заключенных договоров страхования. Организация должна сама установить норматив. Авторы предлагают исходить из показателя собираемости премий.

Потери времени. Показатель должен стремиться к нулю. Интервал от 5 до 10 % обоснован тем, что в этом случае организация не понесет значительных экономических потерь. Когда значение будет выходить за предупреждающую границу и нижний предел, необходимо предпринимать оперативные меры. Если потери времени происходят из-за недисциплинированности персонала, срочно требуется совершенствование системы контроля (видеозапись, электронные пропуска и т. д.) и наказаний. Если причина единовременная (сезонная эпидемия), также необходимо оперативно распределить обязанности между другими работниками смежных обязанностей и должностей.

Уровень заболеваемости. Данный интервал обусловлен средним уровнем заболеваемости за год по данным Росстата и Фонда социального страхования РФ как по региону страховой компании, так и по стране в целом. Выход за нижнюю границу будет чреват неблагоприятными экономическими последствиями для организации. Объем работ заболевших будет очень сложно распределить между остальными сотрудниками без дополнительных выплат по заработной плате.

группа показателей «финансовый потенциал» [5].

Коэффициент текущей платежеспособности

Кг

К =

Собственный капитал

Обязательства Данный показатель позволяет проводить мониторинг платежеспособности организации. Предлагается норматив на уровне 200 %, поскольку такой запас платежеспособности необходим для стабильной работы организации и постепенного роста объемов деятельности.

Если параметр достиг предупреждающей границы (100 %), необходимо оперативно пересматривать в первую очередь расходы на ведение страховых операций, управление и оптимизацию. Затем необходимо пересмотреть ценовую (тарифную) политику компании. Возможно, следует повысить тарифные

ставки по различным схемам страхования либо пересмотреть политику управления рисками, ужесточить требования к клиентам и объектам страхования.

Маржа платежеспособности К2. Нормативы по данному показателю устанавливаются законодательно. Но для себя компания может рассчитывать показатель достаточности фактического размера этой маржи по отношению к ее нормативному значению.

Предлагаемый норматив (200 %) показывает, что страховая компания приняла на себя риски, с которыми справляется в полном объеме. Если указанный показатель приблизится к предупреждающей границе и дойдет до нижнего предела, организация будет рисковать собственным капиталом, не имея запаса прочности. Так как этот показатель рассчитывается раз в год, оперативное управление проводить будет сложно. Поэтому, как и при коэффициенте текущей платежеспособности, необходимо будет пересмотреть ценовую (тарифную) политику компании, систему управления рисками, размер собственного капитала.

Коэффициент финансовой устойчивости страхового фонда К3:

Доходы + Страховые резервы К3 =-.

Расходы

Норматив предлагается на уровне 150 %, так как компании необходим запас прочности. Если показатель приблизится к предупреждающей границе и дойдет до нижнего предела, организация может нести убытки. Необходимо оперативно пересмотреть расходы на ведение страховых операций, управление и оптимизацию.

Коэффициент общей ликвидности К4:

Оборотный капитал К4 =-.

Краткосрочные обязательства

Данный показатель позволяет проводить мониторинг имеющихся ликвидных активов и выплат по обязательствам. Предложенный норматив обусловлен средним значением данного коэффициента по страховому рынку региона компании и в целом по стране. Чем выше параметр, тем выше запас прочности у организации.

Если показатель приближается к предупреждающей границе и к нижнему пределу, это очень опасно для компании: ей не хватает ликвидных активов, чтобы рассчитаться со срочными обязательствами. Такая ситуация не может возникнуть внезапно, поэтому предлагается контролировать изменения данного индикатора два раза в месяц. Необходимо пересмотреть структуру краткосроч-

ных финансовых вложений и нормативы объемов денежных средств на счетах.

Коэффициент зависимости от перестрахования К5:

Премии, переданные перестраховщику К5 =-100%.

Всего премий

Данный показатель должен стремиться к минимуму, но не должен быть слишком низким. Предлагается интервал от 5 до 85 %, а норматив - на уровне 15 %. Если параметр достигает предупреждающего значения и динамично стремится к значению верхнего предела (10 %), а перестраховочная политика компании не меняется, это значит, страховщик слишком увеличил масштаб взятых рисков.

В этом случае необходимы пересмотр и оптимизация портфеля рисков - принимаемых на себя и отдаваемых в перестрахование. Это может быть связано с повышением тарифов перестраховочной компании. Значит, необходимо расширить список перестраховщиков и, возможно, отказаться от старых. Полностью лишиться перестраховочной защиты нельзя, так как это может привести к убыточности компании.

Высокий показатель коэффициента, его предупреждающая или нижняя граница говорят о чрезмерной зависимости от перестрахования. Такая ситуация отразится и на коэффициенте платежеспособности. В данном случае необходимо оперативно повышать платежеспособность, менять стратегию развития.

Коэффициент участия перестраховщиков в выплатах К6:

К6 =

Выплаты перестраховщикам

Общая величина выплат

Данный показатель следует анализировать вместе с коэффициентом зависимости от перестрахования, а также размером дебиторской задолженности и ее структурой, так как перестраховщики могут не выполнить своих обязательств либо выполнить не в срок, не в полном объеме. Предложенный норматив (0,1) - это среднее значение по виду деятельности.

Уровень выплат К7:

Страховые выплаты К7 =-.

Страховые премии

Этот показатель должен стремиться к минимуму, но при этом не может быть слишком мал. За норматив взято значение 40 % - средний показатель по страховому рынку. Если уровень выплат достигает предупреждающей границы и приближается к ниж-

7х"

нему пределу, необходимо оперативно принимать меры, выяснив причины высоких выплат.

Если это не причина демпинга компании в прошлом, надо пересмотреть систему управления рисками, ценовую (тарифную) политику, структуру расходов. Если значение показателя переваливает 15 % и доходит до верхней границы (5 %), это говорит о том, что страховая компания делает все, чтобы не платить страхового возмещения либо платить по минимуму. С точки зрения выгоды организации это положительный факт, а с точки зрения клиента - нет. В данном случае может пострадать имидж компании.

Рентабельность собственного капитала К8: Прибыль

К8 = —

Собственный капитал

За норматив предлагается взять среднеотраслевой показатель - 3 %. Если значение достигает предупреждающей границы, это говорит о неэффективности деятельности и снижении прибыльности компании. Если достигается нижняя граница (1 %), это свидетельствует об убыточности. Необходимо пересматривать стратегию развития, обновлять предлагаемые услуги и продукты, расширять клиентскую базу.

Рентабельность страховой деятельности

К9:

К9 =-

Прибыль

Страховые премии Этот показатель отражает рентабельность продаж организации. За норматив рекомендуется брать среднеотраслевое значение - 2 %. Если параметр достигает предупреждающей и нижней границ, это говорит о снижении продаж страховых продуктов.

На данный индикатор необходимо обращать особое внимание. После выявления причин снижения продаж необходимо оперативно принимать решение. Это, возможно, потеря имиджа, появление конкурентов, отсутствие новых предложений, изъяны в трудовом потенциале и т. д. Данную проблему необходимо решать с привлечением маркетологов. Если компания не занимается страхованием жизни, значение показателя не должно быть меньше нуля. Отдача (оборачиваемость) собственного ка-

питала К10:

К=

Страховые премии

Собственный капитал Норматив предложен - 200 %, так как у компании должен быть запас прочности. Если показатель достигает нижней границы интервала, страдает безопасность компании. Одним из вариантов принятия

31

решения в данной ситуации может быть поиск средств для увеличения размера собственного капитала.

Необходимо обратить внимание на скорость снижения показателя. Чем она выше, тем серьезнее ситуация. Если увеличение размера уставного капитала невозможно, то целесообразно рассматривать варианты слияния с другими организациями или оформления филиалом более крупной компании. При умеренном росте данного показателя повышается эффективность собственного капитала. Быстрый рост говорит о том, что объем страхования значительно превышает размер собственного капитала, т. е. идет резкое увеличение обязательств.

группа показателей «инвестиционный потенциал».

Уровень покрытия инвестиционными активами страховых резервов-нетто К11:

Инвестиционные активы +

+Денежные средства

К11 =-.

Страховые резервы

За норматив принято среднеотраслевое значение показателя - 130 %. Если параметр достигает предупреждающей и нижней границ, это говорит о неэффективной инвестиционной политике организации: средства страховых резервов размещены в неликвидных активах или активах с высоким риском, нет диверсификации инвестиционного портфеля.

Страховые компании ограничены в выборе инвестиционных инструментов, поэтому оптимизация вложений должна быть более гибкой. Если компания не справляется собственными силами с оптимизацией портфеля инвестиций, можно обратиться для консультаций, например, в аудиторскую фирму, в которой есть сертифицированный аудитор в области страхования.

Доля инвестиций в собственном капитале К12:

Инвестиционный доход К12 =-.

Собственный капитал

Предлагается за норматив принять среднеотраслевое значение - 10 %. Снижение показателя говорит о снижении доходности инвестиций, прибыли и, как следствие, безопасности компании. В данном случае необходимо оптимизировать страховой портфель и отказаться от размещения в неликвидные активы.

Уровень инвестированного капитала К13: Долгосрочные и краткосрочные

финансовые вложения

К13 =■

Предлагается за норматив принять среднеотраслевое значение - 60 %. Показатель рекомендуется рассматривать в совокупности с уровнем покрытия инвестиционными активами страховых нетто-резервов и доли инвестиций в собственном капитале. Снижение данного показателя говорит о колебаниях инвестиционной политики, возможно, законодательства.

Рентабельность инвестиций К14: Инвестиционный доход

К14 =—р,-.

Страховые резервы Норматив предлагается - 3 %. В этом коэффициенте важна динамика изменения. Если показатель стремится к нижней границе, инвестиционная политика неэффективна. Значит, опять же необходимо заниматься оптимизацией инвестиционного портфеля.

Уровень доходов по инвестициям К15:

Инвестиционный доход К15 =-.

Долгосрочные и краткосрочные

финансовые вложения

Каждая компания сама устанавливает себе данный норматив. Предлагается за основу взять среднеотраслевое значение - 7 %. Если показатель стремится к нижней границе, инвестиционная политика неэффективна. В этом случае также необходимо заниматься оптимизацией инвестиционного портфеля.

Для наглядности контроля за отклонениями показателей экономического потенциала предлагается автоматизировать процесс контроллинга, а полученные расчеты отображать графически. При этом необходимо учитывать направленность изменения показателя, т. е. его стремление к максимуму или к минимуму. Графически это может быть представлено в виде контрольных карт Шухарта. Для примера рассмотрим два варианта.

Показатель «уровень выплат» стремится к минимуму (рис. 5).

Показатель «рентабельность страховой деятельности» стремится к максимуму (рис. 6).

Предложенная система внутрифирменного контроллинга пока носит теоретический характер, так как находится на стадии внедрения в деятельность региональной страховой компании Дальнего Востока. Для полного внедрения и функционирования данной системы планируются следующие виды затрат: — заработная плата сотрудникам службы контроллинга;

Всего активов

оплата труда консультантов;

я -

■я

т я

о =

о

2 =

О

г

я Я РО

60

40

20

1

2

3

4

8

9

10

11 12

Верхняя граница Нижняя граница Промежуточная граница

6 7 Период, мес.

-Норматив

~~ " Предупреждающая граница

А Фактическое значение показателя

Рис. 5. Пример графического изображения нормативов и отклонений по показателю «уровень выплат»

=

го

2

3

4

5

6 7 Период, мес.

8

Норматив ' Верхняя гранила Предупреждающая граница

Рис. 6. Пример графического изображения нормативов и отклонений по показателю «рентабельность страховой деятельности»

покупка программного обеспечения для автоматизации работы службы контроллинга или создание на базе имеющегося программного продукта модуля для службы контроллинга. Планируется в результате внедрения контроллинга повысить уровень эффективности использования, развития экономического потенциала страховой компании, что даст положительный экономический эффект от всей деятельности через следующие основные показатели: - сокращение потерь рабочего времени; увеличение производительности труда; сокращение доли невыполненных обязательств;

- повышение финансовой устойчивости;

— улучшение качества инвестиционного портфеля.

Подводя итог сказанному, сделаем вывод: система внутрифирменного контроллинга экономического потенциала страховой организации отличается от аналогов на других предприятиях в силу специфики формирования элементов потенциала. Внедрение предложенной системы в страховой организации позволит добиться более эффективного управления компанией, что увеличит ее конкурентоспособ-■ —к ность на рынке.

Список литературы

1. Анискин Ю. П. Планирование и контроллинг. М.: Омега-Л, 2005. 280 с.

2. Смирнов С. А. Контроллинг. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. 161 с.

3. Яроцкая Е. В., Яроцкий И. В. Особенности формирования организационной структуры внутрифирменного контроллинга по развитию экономического потенциала страховой организации // Фундаментальные проблемы модернизации экономики России: сб. науч. трудов IX Всерос. науч.-практ. конф. Томск: изд-во Томского политех. ун-та, 2012.

4. Яроцкая Е. В., Яроцкий И. В. Оценка трудового потенциала страховой организации // Сибирская финансовая школа, 2012. № 2.

5. Яроцкий И. В. Методический подход к оценке финансового потенциала страховой организации // Вестник ТГЭУ. 2012. № 3.

9

10

11

12

■ Промежуточная граница Нижняя граница " Фактическое значение показателя

0

5

1

ФИНАНСОВАя АНАлИТИКА

проблемы и решения 33