Научная статья на тему 'Формирование системы велоинфраструктуры в городе'

Формирование системы велоинфраструктуры в городе Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
711
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование системы / велоинфраструктура / малый город / велосипед / транспорт. / system formation / bicycle infrastructure / town / bicycle / transport.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Н. В. Солманидина, Е. Д. Хохлушина

В данной статье рассматривается создание концепции формирования системы велосипедного транспорта. Проведена систематизация научной информации по теме проектирования велоинфраструктуры в городах и напрямую связана с магистерским исследованием, объектом которого является территория малого города Заречный Пензенской области. Авторы обосновывают вывод о том, что велоинфраструктурой (ВИ) является слаженная система взаимодействия города и велосипедного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE BICYCLE INFRASTRUCTURE SYSTEM IN A TOWN

The creation of the concept of the formation of a bicycle transport system is discussed. The systematization of scientific information on the design of bicycle infrastructure in towns which is directly related to the master's study, the object of which is the territory of the town Zarechny, Penza region, was carried out. The authors substantiate the conclusion that the bicycle infrastructure (BI) is a well-coordinated system of interaction between the town and bicycle transport.

Текст научной работы на тему «Формирование системы велоинфраструктуры в городе»

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЕЛОИНФРАСТРУКТУРЫ В ГОРОДЕ

Н.В. Солманидина, канд. филос. наук, доцент Е.Д. Хохлушина, магистрант

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10443

Аннотация. В данной статье рассматривается создание концепции формирования системы велосипедного транспорта. Проведена систематизация научной информации по теме проектирования велоинфраструктуры в городах и напрямую связана с магистерским исследованием, объектом которого является территория малого города Заречный Пензенской области. Авторы обосновывают вывод о том, что велоинфраструктурой (ВИ) является слаженная система взаимодействия города и велосипедного транспорта.

Ключевые слова: формирование системы, велоинфраструктура, малый город, велосипед, транспорт.

В настоящее время тема создания системы велосипедного транспорта в городах очень актуальна. Вследствие этого появляется много научных работ, в основном, сотрудников автодорожной инспекции, которые обеспокоены проблемами современных магистралей и их благоустройства. В данной работе рассматривается создание концепции формирования велоинфраструктуры в городе Заречный Пензенской области. Популярность данного вида транспорта связана не только с его удобством и дешевизной, но и с всеобщей модой на здоровый образ жизни.

Данная работа направлена на систематизацию научной информации по теме проектирования велоинфраструктуры в городах и напрямую связана с магистерским исследованием, объектом которого является территория малого города Заречный Пензенской области.

Предметом исследования является ве-лоинфраструктура города Заречный.

Цель исследования - предложить концепцию формирования системы велоин-фраструктуры в городе Заречный.

Данная статья является предпроектным исследованием, помогающим в формировании чёткого представления о всех доступных научных работах по выбранной теме исследования.

В настоящей работе велоинфраструкту-рой (ВИ) является слаженная система взаимодействия города и велосипедного

транспорта. Это организация полос велосипедного движения на магистралях, организация велодорожек в пешеходных зонах, места отдыха с велопарковками, навесами и местами для сидения, а также места хранения велосипедного транспорта - навесы, специальные помещения. Помимо вышеперечисленного, велоинфраструктура включает в себя места проката велосипедов, максимально удобно расположенные и оборудованные пунктами сервисного обслуживания.

Система велосипедного транспорта (СВТ) в данной работе - это велополосы, велодорожки, которые внедрены в уже существующий транспортный каркас города.

Актуальность темы исследования обосновывается отсутствием систематизации информации по созданию велоинфраст-руктуры в городе Заречный, который позиционирует себя как эко-город. Движение велосипедного транспорта в городе Заречный затруднено в силу недостатка соответствующих дорожек, пунктов проката, парковок и мест для хранения данного вида транспорта. Город располагается в Пензенской области на расстоянии девятнадцати километров от областного центра и является частью ЗАТО. Градообразующее предприятие - завод «Старт», который концентрирует вокруг себя жилую и общественную инфраструктуру и находится в

пешеходной доступности из любого района города.

В ходе предпроектного исследования были изучены авторефераты диссертаций, статьи и другие научные издания по вопросу проектирования велосипедной инфраструктуры.

В статье «Зелёное перемещение. Как и почему города мира развивают устойчивую мобильность» А. Давыдовой говорится о том, что транспорт является основным источником загрязнений воздуха в крупных неиндустриальных городах большинства стран мира. Всё большее количество научных исследований, подтверждающих вред выбросов от бензиновых и дизельных автомобилей для здоровья горожан, рост интереса жителей городов к информации о качестве воздуха, а также приоритет вопросов экологиии здоровья в системе ценностей - все эти процессы существенным образом меняют цели и приоритеты в области транспортной политики. Понятие «транспорт» постепенно мигрирует в сторону «мобильности», а именно организации системы передвижений людей и грузов в городе, которая приводила бы к минимальному загрязнению окружающей среды, одновременно обеспечивая скорость, комфорт и гибкость поездок [1].

Автор утверждает, что городские администрации, реформируя системы мобильности в сторону их большей устойчивости, либо что-то запрещают, либо, наоборот, разрешают, развивают и поддерживают. Под запреты начинают попадать автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями, ограничивается въезд в центр городов, владение автомобилем становится куда более затратным делом, растёт стоимость парковок. В ряде городов автомобиль нельзя использовать в определённый день недели - эту меру используют, например, в Пекине и Париже [1].

Статья А. Давыдовой «Зелёное перемещение. Как и почему города мира развивают устойчивую мобильность» направлена на детальное рассмотрение проблемы загрязнения воздуха транспортом. Приводятся примеры реализации отказа от частного транспорта в городах мира, рассматриваются меры, принимаемые властями

городов для стабилизации и улучшения экологической ситуации в крупных городах. Такие действия необходимы также и для того, чтобы разгрузить автомобильные магистрали, позволив перемещаться быстрее и безопаснее.

В статье Т.А. Наяновой, Ю.В. Круглова и В.Ю. Арзамасцевой «Экологическая составляющая в транспортной концепции развития г. Заречный» предлагается методика, основанная на комплексном и системном подходах к анализу городских структур, что может помочь в вопросе создания велоинфраструктуры в г. Заречный.

Цель данной работы - это разработка рекомендаций по транспортному развитию генерального плана г. Заречный с точки зрения улучшения экологической обстановки.

Проблема, поднимаемая в статье вышеуказанных авторов актуальна сегодня и подтверждается градостроительными документами по планированию развитию г. Заречный. Авторы статьи полагают, что внедрение скоростного транспорта в так называемый «ареал» Пенза-Заречный-Бессоновка укрепит тесные связи между объектами исследования.

Авторы также полагают, что велосипедный транспорт является одним из наиболее комфортных для передвижения в малом городе, а также есть возможность создать инфраструктуру, содержащую несколько вариантов организации путей движения велосипедистов [3]. По двум-трём основным направлениям предлагается организовать полосы движения внутри конструкций, ограждающих от погодных условий (дождя, снега, низких или очень высоких температур). Остальные полосы могут быть оформлены как обычные велодорожки, которые будут накапливающими и подводящими к первым. Такая организация сделает велосипедный транспорт в городе одновременно и круглогодичным, и достаточно экономичным, подходящим для всех слоев населения, проживающих в данном городе.

В условиях данного проекта предложен экономичный концептуальный вариант конструктивного решения, который явля-

ется абсолютно прорывным для такого города как Заречный. Это велометро в виде единой трубы, в зависимости от рельефа, погруженной в землю на определённую глубину. Надземную часть рекомендуется выполнить из поликарбоната, как более экономичного и прочного материала, чем стекло [2].

При такой разгрузке остальных пассажирских перевозчиков образуется больший простор на дорогах, больше пространства на тротуарах, свободные места в общественном транспорте. При этом система позволит сэкономить немало денег -ежегодно на здравоохранение из-за одних загрязнений воздуха расходуются миллионы бюджетных рублей. Велосипед же укрепляет здоровье, а система велометро защитит велосипедистов от загазованности и шума [2].

Проектирование систем велосипедного транспорта в России развито слабо, в малых городах велосипедные дорожки, пункты проката или специальные парковки -явление редкое. Это происходит из-за того, что в малых городах вся инфраструктура сконцентрирована вокруг заводов, а население, в основном, взрослое, так как молодёжь, столкнувшись с проблемой нехватки рабочих мест и низкой заработной платой, уезжает в крупные города.

Библиографический список

1. Давыдова А. Зелёное перемещение. Как и почему города мира развивают устойчивую мобильность // Московский Урбанистический форум-2018 // Автономная некоммерческая организация «Московский урбанистический форум». - 2018. -С. 35-36.

2. Наянова Т.А., Круглов Ю.В., Арзамасцева В.Ю.: Экологическая составляющая в транспортной концепции развития г. Заречный // Сборник ПГУАС. - 2016. -С. 167-174.

3. Новая мобильность. О концепции МааБи последней миле // Московский Урбанистический форум-2018 // Автономная некоммерческая организация «Московский урбанистический форум». - 2018. - С. 31-33.

Положительным примером создания системы велоинфраструктуры в России могут служить как столица Российской Федерации город Москва, так и северная столица нашей страны город Санкт-Петербург. В обоих этих городах велосипедный транспорт достаточно популярен, как и в Западной Европе, особенно в скандинавских странах. Москвичи и петербуржцы, особенно молодые люди, предпочитают велосипедный транспорт, поскольку в этих городах туристические потоки больше, а процент молодого населения выше.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проектирование систем движения велосипедного транспорта необходимо в России для того, чтобы, прежде всего, разгрузить автомагистрали в тёплое время года, так как многие захотят пересесть из автомобиля и пробок на велосипед. Вследствие этого воздух в городах станет менее загрязнённым. Кроме этого велосипедный транспорт поможет оздоровить население городов, поднять настроение и добавить массовой активности путём проведения веломарафонов и других спортивных и развлекательных мероприятий с использованием велосипеда.

FORMATION OF THE BICYCLE INFRASTRUCTURE SYSTEM IN A TOWN

N.V. Solmanidina, candidate of philosophy, associate professor E.D. Khokhlushina, graduate student Penza state university of architecture and construction (Russia, Penza)

Abstract. The creation of the concept of the formation of a bicycle transport system is discussed. The systematization of scientific information on the design of bicycle infrastructure in towns which is directly related to the master's study, the object of which is the territory of the town Zarechny, Penza region, was carried out. The authors substantiate the conclusion that the bicycle infrastructure (BI) is a well-coordinated system of interaction between the town and bicycle transport.

Keywords: system formation, bicycle infrastructure, town, bicycle, transport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.