Научная статья на тему 'Формирование системы управления корпоративными знаниями как фактор устойчивого развития организации'

Формирование системы управления корпоративными знаниями как фактор устойчивого развития организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонова Валентина Николаевна

Рассмотрены процессы управления информацией и знаниями в организации. Показано, что внедрение комплексной системы управления знаниями представляет собой сложный процесс, требующий усилий всех сотрудников и изменения их видения своей деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Харитонова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managerial processes by the information and knowledge in the organization are considered. It is shown that introduction of a complex control system by knowledge represents the difficult process demanding efforts of all employees and change of their vision of the activity

Текст научной работы на тему «Формирование системы управления корпоративными знаниями как фактор устойчивого развития организации»

УДК 65.012.1

В.Н. Харитонова

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫМИ ЗНАНИЯМИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Особенностями современного этапа развития экономики и общества в целом являются глобализация и массовое распространение информационных технологий. Среди философов, экономистов и социологов с конца прошлого века ведется неослабевающая дискуссия о возможностях формирования так называемой новой экономики, или экономики знаний. Специалисты считают, что экономика развитых стран в настоящее время вступила на такой путь развития, когда инновационный процесс становится центром качественных, количественных и структурных изменений, превращаясь в постоянно действующий фактор социально-экономического развития [1].

В процессе формирования новой экономики возникает необходимость рассмотрения знания не только как философской, но и как экономической и управленческой категории.

Следует подчеркнуть, что необходимо отличать знания в организации от информации и данных, используемых в управлении. Последние представляют собой серию отдельных объективных фактов о тех или иных событиях вне связи с определенным контекстом. Данные получают новые качества, когда в результате работы над ними они упорядочиваются для определенных целей и им придается новый смысл, т. е. они превращаются в информацию [3].

Многие определения понятия «информация» указывают на ее связь с данными, на базе которых она получена: «информация - это систематизированный, структурированный поток данных, используемый для осуществления конкретной деятельности» [4].

В большинстве экономико-теоретических и управленческих работ подчеркивается, что знания как категория более широкая, глубокая и богатая по сравнению с информацией представляют собой подвижное соединение разных эле-

ментов - опыта, ценностей, информации и экспертного понимания - и постоянно меняются. Знания интуитивны и являются неотъемлемой частью человеческой сущности. Б.З. Мильнер отмечает, что знания предполагают глубокое понимание предмета и способность использовать имеющиеся данные, чтобы оценить новую информацию [2].

По мнению одного из основоположников ресурсной теории фирмы Э. Пенроуз, знания как часть внутренних ресурсов организации составляют основу ее роста [8]. В условиях ускоряющегося научно-технического прогресса и функционирования высокодинамичных рынков они представляют собой стратегические активы хозяйствующих субъектов. В результате в последней трети XX в. развивается новое направление менеджмента - управление знаниями (Knowledge Management (KM)), предметом которого являются знания как сумма опыта и знаний всех сотрудников организации, а также формализованные знания, хранящиеся в базах данных и архивах экономических субъектов [5].

В управлении знаниями принято выделять две их категории: явные (формализованные, артикулированные) и неявные (неформализованные, неартикулированные) знания, которые проявляются как на индивидуальном, так и на организационном уровнях (рис. 1).

Явные знания представляют собой задокументированную информацию, способствующую принятию различных решений и совершению действий: процедуры, инструкции, стандарты, опытные образцы и т. д.

Понятие неявное знание восходит к работам философа-постпозитивиста XX в. Майкла Пола-ни. К неявным относятся знания, которые существуют в головах людей. Они трудно описываются словами, извлекаются, передаются другим людям и сохраняются, так как базируются на лич-

ном опыте, полученном в определенном контексте, и привязаны к определенному индивиду и конкретной ситуации. Персональный характер этих знаний затрудняет передачу их другим лицам и использование всеми, кроме самого владельца. По оценкам специалистов, на долю неявных знаний приходится до 80 % от общего объема знаний, которыми обладают люди, коллективы и организации [3].

Поскольку большинство бизнес-процессов требует управления как явными, так и неявными знаниями, необходимо четкое понимание того, как знания функционируют в организации. Изначально знания возникают в сознании сотрудников. В дальнейшем они воплощаются в деятельности организации через принятие решений и выполнение действий на основе накопленных знаний, представленных как в формализованном, так и в неформализованном виде.

Знание в организации объективно проявляется на всех уровнях ее управления, выступая основой данного процесса. Более того, реализация любой управленческой функции связана с наличием знания об объекте управления. Все управленческие категории и процессы по своей сути являются производными от знания, которое становится системообразующим фактором, обусловливающим как состав и структуру системы управления, так и характер взаимосвязей в данной системе. Оно определяет сущность процессов управления, придает системе новые интегративные свойства.

Таким образом, управление знаниями взаимосвязано со всеми направлениями управленческой деятельности в организации (рис. 2), которые также взаимодействуют между собой, и проявляется на всех этапах хозяйственной деятельности компании.

Документированная информация, необходимая для осуществления деятельности 4 Ноу-хау и знания в головах

сотрудников организации

Индивидуальный уровень

Формулы, уравнения, правила

Тексты, книги, базы данных

Мысленные

модели и образцы

Понимание

Ощущения

Опыт

Организационный уровень

Процедуры, политики, регламенты

Навыки, умения, мастерство

Убеждения, ценности

Принятие решений и выполнение действий на основе знаний

Рис. 1. Явные и неявные знания в организации*

Источник (с изменениями автора): Kidwell J., Vander Linde K., Johnson S. Applying Corporate Knowledge Management Practices in Higher Education // Education Quarterly. 2000. № 4. С. 29.

Рис. 2. Взаимосвязь менеджмента знаний с управленческими подсистемами компании

Следует подчеркнуть, что управление знаниями -это важное условие для инновационного развития и достижения конкурентных преимуществ, позволяющее решать две главные задачи: тактическую -

повседневное использование знаний в ответ на требования рынка; стратегическую - разработка стратегии формирования конкурентных преимуществ, отвечающих долговременным целям организации.

Процесс создания конкурентоспособности на основе знаний представляется с помощью так называемой лестницы компетентности (рис. 3).

Цель управления, основанного на знаниях, может быть сформулирована как преобразование информации в знания и компетентность ради стабильности в течение процесса создания измеряемой потребительской ценности товаров и услуг, для чего требуется формирование каждой ступени лестницы компетентности. Как и в случае реальной лестницы, нельзя сказать, что верхняя ступень важнее нижней, - выстроить необходимо все. Взгляд снизу вверх отражает оперативные процессы управления информацией и знаниями, тогда как взгляд сверху вниз отражает стратегический подход к определению компетенций организации и всех ее сотрудников, которые могут обеспечить конкурентоспособность хозяйствующего субъекта [6].

Рис. 3. Лестница компетентности*

Источник: Управленческое консультирование. Введение в профессию / Под. ред. М. Кубра; пер. с англ.; научн. редактор А.А. Гладышев. - М.: Планум, 2004. С. 438.

Как и любая управленческая функция, управление знаниями начинается с разработки организационной стратегии, а также анализа внешней и внутренней среды. В результате определяются компетенции компании в целом (ключевые конкурентные преимущества), согласованные с индивидуальными компетенциями сотрудников разных уровней.

Далее процесс управления знаниями проникает во все элементы системы управления компанией, проявляясь на каждом уровне организационной иерархии, а также соединяя разрозненные части управленческой структуры в единую программу действий по реализации стратегических целей компании (рис. 4).

Направления деятельности в рамках управления корпоративными знаниями

Стратегический 1. Формирование компетенций компании.

менеджмент 2. Согласование организационных компетенций с индивидуальными

Управление 1. Создание «культуры знаний».

человеческими 2. Обучение и развитие сотрудников. ресурсами 3. Мотивация сотрудников.

4. Организация коммуникаций

Управление 1. Создание источников формализованного знания - стандартов,

качеством инструкций и т. д.

2. Функционирование «кружков качества»

Производственный 1. Обучение в процессе работы. менеджмент 2. Оптимальное формирование команд.

3. Обеспечение необходимыми знаниями сотрудников.

4. Трансфер знаний в производственном процессе

Финансовый 1. Оценка интеллектуального капитала компании.

менеджмент 2. Накопление опыта коммерчески успешных проектов.

3. Финансирование мероприятий по КМ.

4. Оценка экономической эффективности КМ-проектов

Инвестиционный 1. Анализ опыта лучших инвестиционных проектов. менеджмент 2. Инвестиции в мероприятия по КМ

Инновационный 1. Разработка и отбор новых идей. менеджмент 2. Коммерциализация новых идей

Информационно-коммуникационные технологии

Рис. 4. Интегрированная система управления знаниями

При этом информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выступают одновременно как базис и как рычаг, наличие которых значительно повышает эффективность всех КМ-проектов. Однако внедрение ИКТ является обязательным, но не решающим фактором эффективности системы управления знаниями. Наличие базы данных, накапливающей передовой опыт сотрудников, карты знаний, хранящей сведения о носителях определенных видов знаний, форумов и online сообществ не гарантирует достижения стратегических целей организации и повышения ее конкурентоспособности, но может существенно этому способствовать, создавая необходимую инфраструктуру успешному превращению знаний в потребительскую стоимость.

В целом, внедрение комплексной системы управления знаниями представляет собой сложный процесс, требующий усилий всех сотрудников и изменения их видения своей деятельности.

Немаловажными аспектами в данном процессе выступают организационная культура, способствующая обмену знаниями, и атмосфера, благоприятная для раскрытия творческого потенциала личности каждого из работников, мотивированных на личное развитие, обучение и обмен знаниями с коллегами. Следует подчеркнуть также необходимость информационной прозрачности: сотрудники должны быть осведомлены о долгосрочных планах компании, для того чтобы адекватно выстраивать программу собственного развития и карьеры, обеспечивая через достижение собственных целей реализацию стратегии бизнеса.

Таким образом, в результате эффективного формирования комплексной системы управления знаниями будет обеспечено долгосрочное устойчивое развитие не только отдельных экономических субъектов, но и всей экономики страны в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Думная, Н.Н. Фрагмент из книги «Рождение новой экономики» [Электронный ресурс] / Н.Н. Думная. - Режим доступа: http://www.worldneweconomy. ru/ru/docs/dum_frag.pdf

2. Мильнер, Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях [Текст] / Б.З. Мильнер // Российский журнал менеджмента. - 2003. - № 1.

3. Мильнер, Б.З. Управление знаниями в корпорациях [Текст] : учеб. пособие / Б.З. Мильнер, З.П. Румянцева, В.Г. Смирнова, А.В. Блинникова; под. ред. Б.З. Мильнера. - М.: Дело, 2006.

4. Попов, Е.В. Институты миниэкономики знаний [Текст] / Е.В. Попов, М.В. Власов. - М.: Academia, 2009.

5. Тихомирова, Н. Управление знаниями - ключевой

момент экономики знаний [Электронный ресурс] / Н. Тихомирова. - Режим доступа: http://www.e-xecutive. ru/knowledge/announcement/10762BB/

6. Управленческое консультирование. Введение в профессию [Текст] : пер. с англ. / под ред. М. Кубра; научн. ред. А. А. Гладышев. - М.: Планум, 2004.

7. Kidwell, J. Applying Corporate Knowledge Management Practices in Higher Education [Text] / J. Kidwell, K. Vander Linde, S. Johnson // Education Quarterly -2000. - No 4.

B. Kor Yasemin, Y. Edith Penrose's Contributions to the Resource-based View of Strategic Management [Text] / Y. Kor Yasemin, T. Mahoney Joseph // Journal of Management Studies. - 2004. - Vol. 41, 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.