Научная статья на тему 'Формирование системы управления инновационной деятельностью на предприятиях торфяной отрасли'

Формирование системы управления инновационной деятельностью на предприятиях торфяной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Труды Инсторфа
Область наук
Ключевые слова
ТОРФЯНАЯ ОТРАСЛЬ / ТОРФОПРЕДПРИЯТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / PEAT INDUSTRY / INNOVATION / INVESTMENT / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамаюнов Сергей Николаевич

Современное торфяное производство испытывает на себе воздействие усиленной конкуренции, страдает от ограниченности ресурсов, и важным условием обеспечения его стабильности и устойчивого развития является инновационный характер процесса его воспроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гамаюнов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы управления инновационной деятельностью на предприятиях торфяной отрасли»

40

Труды Инсторфа 10 (63)

УДК 622.331:624:551.49

Гамаюнов С.Н.

Гамаюнов Сергей Николаевич, профессор кафедры торфяных машин и оборудования (ТМО) ТвГТУ д. т. н. sng61@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТОРФЯНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация. Современное торфяное производство испытывает на себе воздействие усиленной конкуренции, страдает от ограниченности ресурсов, и важным условием обеспечения его стабильности и устойчивого развития является инновационный характер процесса его воспроизводства.

Ключевые слова: торфяная отрасль, торфопредприятие, инновационная деятельность, инвестиции, инновации, конкурентоспособность

Gamayunov S.N.

Gamayuov Sergey N., Professor of the Chair of Peat Machinery and Equipment of the Tver State Technical University. sng61@mail.ru

FORMATION OF INNOVATION GOVERNANCE FOR ENTERPRISES OF PEAT INDUSTRY

Abstract. Modern peat production is affected by increased competition and possesses limited resources. Innovations are the important condition of ensuring the stability and sustainable development of peat industry.

Key words: peat industry, innovation, investment, competitiveness

Труды Инсторфа 10 (63)

41

Предприятиям, связанным с добычей или переработкой торфа, для того чтобы существовать, следует поддерживать высокий уровень конкурентоспособности. Одним из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности бизнеса сегодня выступает инновационная деятельность [1].

Периодическое оживление торфяного бизнеса в ряде регионов страны вызвано в основном конъюнктурными факторами, имеющими преходящий характер. Торфяная отрасль относится к отраслям традиционного направления, для которых характерны высокая трудоемкость и активное использование сырья, которые страдают от проблемы избыточных производственных мощностей. Результатом становится высокий рост цен и низкая норма возврата инвестиций. Издержки и внутренние цены основных энергоносителей растут опережающими темпами. Степень физического износа основных фондов, в связи с низким уровнем обновления материально-технической базы, также возрастает. С помощью таких фондов трудно производить конкурентоспособную продукцию. Кроме того, опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда имеет свои пределы. В связи с этим на первый план выходит задача поиска и использования долгосрочных внутренних факторов экономического роста. Известно, что конкурентные преимущества высокого порядка определяются в первую очередь производительностью и инновациями [2].

Применительно к торфяной отрасли инновационный процесс представляет собой превращение конкретных технических и технологических разработок в новые технологии и доведение их до производства с целью получения качественно новой продукции или усовершенствованной организационно-производственной системы. В торфяной отрасли инновационное развитие - это, прежде всего, разработка и внедрение систем добычи и переработки торфа, основанных на принципиально новых способах природопользования и ресурсосбережения, физико-химических и биологических приемах повышения характеристик торфа [3].

Наиболее очевидными проблемами торфяной промышленности нашей страны являются:

• отсутствие четкого определяющего места торфа и торфяных месторождений в федеральном законодательстве страны;

• отсутствие внятной политики по отношению к торфяным предприятиям относительно платежей за пользование природными ресурсами и земельного налога;

• последствия сложной экономической ситуации в стране, сложившейся в условиях перехода к рыночным отношениям, которая начала формироваться в начале 1990-х годов, а также смена предпочтений и ориентиров (в том числе государственных) в пользу других секторов народного хозяйства путем отказа от продукции торфопредприятий;

• высокая степень износа оборудования и малозначительное обновление парка современными машинами вследствие отсутствия необходимых средств у предприятий для их закупки, ремонта и модернизации;

• постоянно растущие цены на топливо, горюче-смазочные материалы, запчасти для машин и оборудования;

• низкий спрос на продукцию, который также вызван недостатком стратегических исследований рынка для поиска новых возможностей реализации своей продукции, бизнес-планирования, серьезных инвестиций в производство;

• недостаток профессиональных кадров на торфопредприятиях вследствие нестабильности экономического состояния предприятий отрасли за последние десятилетия и сокращения подготовки кадров для предприятий торфяной отрасли, а также вследствие оттока трудоспособного населения в поисках более стабильной и высокооплачиваемой работы;

• отсутствие свободных финансовых ресурсов у предприятий не дает возможностей для стимулирования роста исследовательских изысканий и финансирования научных проектов.

Основная часть руководителей предприятий торфяной отрасли, находящихся близко к банкротству, искренне считают причиной своего слабого экономического состояния высокие налоги, разрыв старых связей, дороговизну кредитов, отсутствие дотаций государства и еще много других не зависящих от них обстоятельств. Редко кто пытается искать причину тяжелого состояния своих предприятий в собственных ошибках, просчетах и неумении вести дело, в низкой квалификации персонала и т. п. Примерно так же рассматривают ситуацию и добросовестные инвесторы,

42

Труды Инсторфа 10 (63)

купившие торфопредприятия и безуспешно пытающиеся исправить положение с помощью различной величины финансовых инъекций -инвестиций.

Многочисленные неудачи технологического менеджмента предприятий торфяной отрасли в реализации инвестиционных решений (а успех предпринимательства зависит, прежде всего, от умения управлять инвестициями) делают весьма актуальным поиск ответа на вопрос, почему планируемый и ожидаемый результат не был получен. Неэффективные капиталовложения - это не только истраченные впустую ограниченные ресурсы, что, при остром дефиците у предприятий оборотных средств, значительно увеличивает количество проблем. Кроме того, неэффективные капиталовложения - это еще и негативная информация для потенциальных инвесторов, сигнал о наличии чрезмерных рисков и опасности инвестирования в хозяйственную деятельность.

Особенность инвестирования в условиях России состоит в том, что это не просто способ финансирования очередного проекта по созданию нового продукта, увеличению объемов производства либо освоению инновационной технологии, где применима простая схема: посчитал, спланировал, «запустил» в реализацию и остается только контроль. Почти всегда это восстановление утраченных торфопредприятием способностей воспроизводить свой производственный потенциал, капитал. Риск неполучения планируемого результата увеличивается еще и необходимостью реорганизовывать систему управления предприятием, приводя ее в соответствие с условиями рыночного распределения ресурсов. То есть реализация инвестиционного проекта на большинстве предприятий торфяной отрасли - системный процесс реформирования фирмы, предполагающий, для того чтобы иметь положительный результат, выполнение ряда начальных условий и понимание принципов и правил ведения бизнеса. Этот процесс всегда имеет очень непростую структуру и несколько разнородных по содержанию этапов осуществления. Разнородность связана с необходимостью восстановления эффективного функционирования различных блоков организационной структуры фирмы, в частности, производственного блока и блока маркетинга и сбыта, блока опытно-конструкторских разработок и блока подготовки производства, блока матери-

ально-технического снабжения и блока управления персоналом и т. п.

Другая особенность - сегодня большинство руководителей торфопредприятий воспринимают инвестиции со стороны как бесплатные или дешевые деньги для насущных нужд и немного по целевому назначению. Практически все руководители пытаются решать проблему отсутствия оборотных средств известными им старыми способами - поиском денег где угодно и независимо от их цены и условий привлечения. Очень немногие из них рассматривают возможность радикального пересмотра способов ведения бизнеса, целенаправленного снижения затрат и увеличения продаж. Следовательно, инвестиции со стороны воспринимаются, как способ профинансировать то, что есть, а по существу, они нужны для покрытия постоянных издержек. Никто из руководителей серьезно не задумывается над проблемой возврата денег, а, следовательно, по поводу эффективности их использования или возможности получения дохода от капиталовложений. Риски инвестирования в этих условиях многократно возрастают, но почти непреодолимыми их делает специфическая структура распределения собственности на торфопредприятиях. Однако это не ставит под сомнение принципиальную возможность эффективно инвестировать в инновационное производство в предприятия торфяной отрасли.

Инвестор всегда хочет иметь гарантии возвратности вложений с минимальной доходностью, учитывающей величину риска. Для этого он, прежде всего, должен очень хорошо знать того, кому он дает деньги, и является ли это лицо или группа лиц реальным распорядителем имущества предприятия, то есть способен ли этот распорядитель нести ответственность перед инвестором за полученные средства.

Инвестиции - элемент ведения бизнеса на инновационных предприятиях торфяной отрасли. Хоть важный, в значительной мере определяющий, но элемент. Потому готовность к освоению инвестиций связана, прежде всего, с необходимостью восстановления способности предприятия наращивать капитал, то есть расширенно воспроизводить производительный потенциал, а также с некоторыми особенностями российской экономики: достаточно слабым развитием институтов финансового рынка, относительной обособленностью локальных товарных рынков и т. п.

Труды Инсторфа 10 (63)

43

Имеется достаточно много примеров неудач в попытках восстановить поток доходов с помощью инвестиций, в первую очередь, связанных с недооценкой необходимости реорганизации системы управления и осуществления контроля над использованием ресурсов торфопредприятия.

Управление бизнесом на предприятии торфяной отрасли как предпринимаемым делом - это управление маркетингом, инвестициями, затратами и финансированием. Успех в бизнесе обеспечивается, прежде всего, умением создавать ценность для потребителей. И если при разработке нового продукта это обстоятельство не учитывается или не имеет должного внимания, то такая разработка -излишняя суета и пустые хлопоты, даже если этот новый продукт и обеспечивает загрузку свободных производственных мощностей. Определенность с рынком, с тем, что для потребителей представляет ценность, дает цель и смысл инвестированию.

Инновационный процесс в торфяной отрасли, как совокупность создания и хозяйственного освоения новых средств производства и технологий, обладает рядом отличительных особенностей по сравнению с другими отраслями хозяйственной деятельности нашей страны. Эти особенности порождены природой торфяного производства, его зависимостью от природно-климатических и погодных условий, территориальной неоднородностью. Торфяная продукция отличается относительным однообразием и практически полным отсутствием возможности для создания новой продукции. Все это обуславливает зональные различия в масштабах и темпах освоения новых средств производства и технологий.

Вопросы технического развития на большинстве торфопредприятий не просто не решаются, но даже не ставятся. Невозможно без значительного обновления продукции и технологий производить продукцию, которая по совокупности параметров устраивала бы потребителей. Для их решения необходим стратегический анализ, то есть организованный процесс сбора значимой для деятельности предприятий информации, характеризующей как внешнюю среду (товарные, финансовые рынки, рынок рабочей силы и т. п.), так и их внутреннее состояние. Целью этого анализа должно быть изучение возможностей и угроз, сильных и слабых сторон. Такая работа на торфопредприятиях обычно не ведется. Кроме

того, отсутствуют какие-либо систематизированные и упорядоченные маркетинговые процедуры по выбору к выпуску новой продукции. Если где и вводятся новые продукты, то они ставятся на производство без должного изучения ситуации, исследования проблем потребителей и возможностей конкурентов. Отсутствие маркетинговых исследований, а следовательно, представление того, что на самом деле нужно рынку, нежелание и неумение, хотя бы в упрощенной форме, рассчитывать последствия инвестирования привели многие торфопредприятия к состоянию, близкому к банкротству.

Обычно идея производства новой продукции созревает у руководства торфопредприятия на основании изучения специальной литературы, участия в выставках, общения с коллегами, и иногда - изучения рынка. Объем работы по исследованию технической и маркетинговой информации может быть весьма значительным и часто непосильным для персонала предприятия. Поэтому консультации внешних специалистов по этим вопросам им жизненно необходимы.

Выпуск принципиально новой для торфопредприятия продукции ведет к необходимости приобретения и нового оборудования, то есть к значительным финансовым затратам. Но и такую новую продукцию необходимо разрабатывать. И на действующем оборудовании можно организовать разработку принципиально новой для организации продукции.

Экономическое обоснование разработки и производства новой продукции делается в основном в виде бизнес-планов, которые делаются там, где рассчитывают на получение внешних средств (кредитов, финансирования программ). Однако отношение к бизнес-планам у большинства руководителей торфопредприятий скептическое, так как часто, как они считают, усилия по их составлению ни к чему не приводят.

Сокращение издержек производства -достаточно широкая экономическая проблема. Все типы инноваций, проводимых на предприятиях торфяной отрасли, включая и организационные, тем или иным образом предполагают получение некоторого экономического эффекта от своего внедрения, направлены на снижение затрат торфопредприятий на производство продукции: экономию сырья и материалов, электро- и теплоэнергии, затрат на управление предприятием и продвижение

44

Труды Инсторфа 10 (63)

продукции на рынок. Конкретные пути снижения себестоимости новой продукции для торфопредприятий те же, что и для фирм других отраслей: использование более дешевого сырья, поиск сравнительно дешевых технологий производства продукции, экономия энергоресурсов, воды, тепла и т. п., экономия труда (увеличение функций на одном рабочем месте и норм выработки).

Распространено мнение, что основным направлением стимулирования инновационного развития является обновление основных фондов и, прежде всего, технического парка. Против этого, казалось бы, трудно что-либо возразить. Однако так усилив производственно-технологический потенциал торфопредприятия, и не затронув в той же мере другие его части, получают, как правило, омертвление финансовых средств. Поэтому инновационные процессы требуют инициативного, высококвалифицированного работника, глубоко вовлеченного в процесс принятия решений. Эта вовлеченность способствует мобилизации творческого потенциала рабочей силы и ведет к ускорению инноваций.

Торфопредприятия интегрируются в отечественное хозяйственное пространство, в котором существует острая как горизонтальная, внутриотраслевая, так и, в особенности, вертикальная и межотраслевая конкуренция. Занять достойное место в такой подвижной среде можно только при условии, когда торфопредприятие последовательно и неуклонно развивает инновационную деятельность. Как отмечалось, в настоящее время большинство предприятий торфяной отрасли инновационную деятельность осуществляют фрагментарно при решении частных вопросов технологического менеджмента. Однако следует внедрять и другие виды инновационной деятельности: организационные, кадровые, коммерческие, продуктовые и др., а для этого необходимо разрабатывать инновационную программу предприятия.

Инновационная программа представляет собой систему инновационных проектов, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, которая обеспечивает эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций [4].

Понимание многогранности и многофункциональности характера инновационной деятельности является исходной теоретической посылкой научного подхода к выявлению

его сущности. Под инновационной деятельность в торфяной отрасли следует понимать выполнение работ или оказание услуг, направленных:

• на применение структурных, финансовоэкономических, кадровых информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для таковой экономии;

• создание и применение новых или модернизация существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

• создание и организация производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции. Существуют различные подходы к формированию инновационной программы предприятия [5].

Формировать инновационную программу целесообразно, когда проекты можно объединить единой целью, а затраты на реализацию отдельных инновационных проектов больше затрат на реализацию тех же проектов, но объединенных в программу, и ее реализация способна обеспечить более высокий и устойчивый экономический эффект, чем реализация проектов по отдельности. Тогда реализация инновационной программы будет более эффективна для достижения поставленной общей цели, чем выполнение отдельных проектов, а также снижение доходности отдельных проектов будет компенсироваться ростом доходности других инновационных проектов. Кроме того, затраты на устранение сопротивления персонала для общей программы будут меньше, чем для всех проектов по отдельности. Только при соблюдении отмеченных наблюдений инновационные проекты целесообразно объединять в общую программу развития предприятия.

Таким образом, в современных условиях конкурентоспособность предприятий торфяной отрасли на рынке зависит от возможностей преобразования ключевых процессов организации в стратегические инициативы, нацеленные на как можно более полное удовлетворение требований потребителей, и вообще, на гибкое отслеживание и прогнозирование изменений в конъюнктуре рынка.

За последние десятилетия все острее проявляются проблемы в социальной сфере внегородской местности в различных регио-

Труды Инсторфа 10 (63)

45

нах страны, которые ставят под угрозу позитивные явления в развитии там малого бизнеса [6]. В ходе проведенного комплексного обследования населенных пунктов, которые ранее были связаны с предприятиями по добыче торфа, выявлен ряд особенностей, характерных для социальной сферы торфяной отрасли Тверской области:

• высокий уровень оттока населения, и прежде всего молодежи, в города;

• предельно низкий уровень естественного прироста населения;

• неуклонное приближение среднего возраста населения к пенсионному возрасту;

• отсутствие у молодежи мотивации для работы на торфопредприятиях.

Данная ситуация обусловлена низким

уровнем доходов населения, неразвитостью системы рынка жилья, низким уровнем социально-бытового и медицинского обеспечения, слабо развитой дорожно-транспортной инфраструктурой.

Преодоление социально-экономического кризиса в торфяной отрасли напрямую зависит от эффективности развития малого бизнеса [7]. Активизация малого бизнеса оказывает существенное влияние на политическую, экономическую и социальную стабильность общества, поскольку он способствует насыщению потребительского рынка товарами, расширению конкуренции, росту занятости, социальному развитию в поселковой местности, а главное - преодолению разрушительных процессов и деградации внегородских территорий.

При обосновании направлений и путей реализации факторов повышения эффективности функционирования и развития торфопредприятий необходимо исходить из того, что решение указанной проблемы требует применения действенного экономического механизма, основанного на сочетании государственного регулирования и саморегулирования производителей продукции на основе торфа, в частности малых предприятий. Направления по повышению эффективности развития и функционирования предприятий малого бизнеса должны реализовываться на двух уровнях: макро- и микроэкономическом.

Существенным направлениями возможной государственной поддержки [8] становления и регулирования развития предприятий торфяной отрасли в области совершенствования нормативно-правовой базы, земельных отно-

шений, кооперации, финансово-кредитной

системы, информационно-консультационного

обслуживания и других сфер являются:

• всестороннее содействие развитию кооперации малых торфопредприятий, особенно в части совместного использования техники (например, по ремонту полей) и сбыта продукции, материально-технического обеспечения и инженерно-технического обслуживания;

• практическая реализация принципа равенства всех форм хозяйствования при оказании государственной поддержки торфяным товаропроизводителям в финансово-кредитной и инвестиционной сферах;

• обеспечение необходимых стартовых условий для вновь образуемых предприятий торфяной отрасли;

• расширение приобретения материальных ресурсов торфопредприятиями на условиях лизинга;

• оказание финансовой поддержки в создании производственной инфраструктуры торфопредприятий и их объединений;

• содействие в создании системы кредитной кооперации путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;

• осуществление льготного кредитования малых торфопредприятий, в особенности в части сезонных затрат;

• финансирование целевой подготовки и повышения квалификации кадров для предприятий торфяной отрасли в сельскохозяйственной местности;

• изменение налогового законодательства в части сокращения количества налогов и снижения налоговых ставок в целях стимулирования торфопредприятий по расширению товарного производства;

• развертывание информационно-консультационной службы с целью оказания помощи и услуг товаропроизводителям в освоении достижений научно-технического прогресса, ресурсосберегающих технологий, для осуществления мероприятий по охране окружающей среды, маркетинга, экономики, организации учета, социальной и юридической защиты;

• стимулирование научных исследований в области торфяного дела: организационноэкономических, учетно-финансовых, правовых, технических, технологических и социальных проблем развития и др.

46

Труды Инсторфа 10 (63)

Решение указанных задач на макроэкономическом уровне положительно скажется на всех сторонах ведения торфяного производства, в том числе и на развитии малых предприятий. Вместе с тем при любом состоянии указанных макроэкономических факторов для обеспечения высокой эффективности развития малых торфопредприятий необходимо задействовать всю систему внутрихозяйственных резервов результативности производства.

Важнейшими условиями повышения экономической эффективности функционирования малых торфопредприятий являются установление рациональных параметров их производственных структур, правильный выбор специализации переработки торфа в зависимости от добываемого сырья и направления развития в зависимости от природно-экономических факторов и складывающейся конъюнктуры рынка.

Ключевым конкурентным преимуществом предприятий торфяной отрасли в Тверском регионе является наличие в нем многопрофильного научно-образовательного комплекса, который способен обеспечить разработку и внедрение современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях Тверской области. Высшие учебные заведения области готовят специалистов высокой квалификации по всем необходимым специальностям для ведения высокотехнологичного бизнеса.

В этих условиях эффективность региональной научно-технической политики в значительной степени зависит от того, насколько правильно выбраны ориентиры развития, каковы механизмы выбора технологических приоритетов и какие инструменты используются для их реализации [9].

Мировой опыт показывает, что инфраструктура поддержки инновационного бизнеса является реальным инструментом позитивного влияния власти на региональное экономическое развитие [10]. Инновационное развитие Тверской области в долгосрочной перспективе должно сопровождаться переходом региональной экономики к развитию наукоемких отраслей, основанных на новых передовых технологиях и знаниях. Выбор такой стратегии определяется высоким научным и инновационным потенциалом области, где расположены научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации. В последнее время отмечается рост числа малых

предприятий, занятых в инновационной сфере. Большое значение имеет высокий уровень квалификации человеческих ресурсов и активность межсекторного взаимодействия промышленности, малого инновационного бизнеса и науки [11].

За счет технических и организационноуправленческих инноваций малые предприятия торфяной отрасли Тверской области [12] создают и удерживают ключевые компетенции (знания, навыки, связи и др.), которые определяют их конкурентные преимущества.

Следует также помнить, что одна из составляющих успешного развития торфяной отрасли в большей степени определяется эффективностью практического воплощения в жизнь личностных характеристик работников, специалистов и руководителей торфопредприятий: уровня образования и профессиональной компетенции, способности к предпринимательству и инициативы, состояния здоровья и возраста, интеллектуальных и социальных качеств человека.

Качество подготовки специалистов находится в прямой зависимости от условий, которые создаются в регионе для раскрытия и использования системы подготовки потенциальных возможностей и способностей работников торфопредприятий в процессе трудовой деятельности. Важнейшими качествами специалиста становятся профессиональная гибкость и мобильность, готовность учиться на протяжении всей жизни. Одной из главных задач является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и непрерывности, соответствия перспективным потребностям личности и общества. От уровня развития профессионально-квалификационного потенциала коллектива торфопредприятия зависит успешное решение важнейших производственно-экономических и социальных задач, стоящих перед ним.

Задачи развития системы современного образования специалистов торфяной отрасли необходимо решать путем консолидации интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов в рамках саморазвивающихся организационных структур, таких, например, как ассоциации, союзы, учебно-производственные комплексы, технопарки и др. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов требует внедрения в образовательные учреждения, связанные с подготовкой специалистов торфяной отрасли,

Труды Инсторфа 10 (63)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47

новых педагогических технологий, реализуемых в условиях интеграции образования, науки и производства.

Необходимы специально подготовленные партнеры по оказанию достаточно новой на промышленном рынке услуги - доведение до ума практически любого продукта, включающее в себя совершенствование технической части продукта, дальнейшее позиционирование, а также комплекс маркетинговых мер по выведению его на рынок.

На некоторых успешных торфопредприятиях, которые приняли на вооружение современные тренды менеджмента, уже трудятся менеджеры по продукту, которые совместно с подразделением маркетинга и занимаются усовершенствованием существующих товаров и готовят базу для выпуска новых продуктов. Хороший менеджер по продукту должен уметь работать с большим объемом различной информации, оперативно ее анализировать, делать выводы и принимать решения, а также обладать системным мышлением и аналитическим складом ума. Он должен уметь грамотно наладить обмен всей необходимой информацией по продукту между участвующими в процессе подразделениями: отделами маркетинга, разработки, производства, логистики, продаж, финансовым. Как показывает практика, обычно это большей частью технические специалисты смежных отраслей, развившие собственные маркетинговые навыки.

Таким образом, сложившаяся ситуация в торфяной отрасли обуславливает необходимость поиска как внешних, так и внутренних возможностей повышения эффективности деятельности предприятий по добыче торфяного сырья и производства разнообразной продукции на его основе. Одним из основных факторов, способствующих инновационному развитию, является присутствие надежно работающей инновационной инфраструктуры.

Библиографический список

1. Гамаюнов, С.Н. Пути эффективного управления бизнесом на предприятиях торфяной отрасли: монография / С.Н. Гамаюнов, Б.Ф. Зюзин. - Тверь: ТГТУ 2011. - 128 с.

2. Борисова, И.С. Основы инновационного развития предприятий / И.С. Борисова //

Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -2011. - № 24. - С. 225-229.

3. Гамаюнов, С.Н. Латеральный маркетинг как альтернативная инновационная стратегия развития предприятий торфяной отрасли / С.Н. Гамаюнов // Труды Инсторфа: научный журнал. - 2012. - № 3 (56). - С. 53-59.

4. Мингалева, Ж.А. Формирование инновационной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов / Ж.А. Мингалева, О.С. Гай-футдинова. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. - 317 с.

5. Касс, М.Е. Формирование стратегии инновационного развития предприятия на основе управления нематериальными активами: монография / М.Е. Касс. - Н. Новгород: ННГАСУ 2011. - 159 с.

6. Полетаев, В.Э. Государство и бизнес в России: инновации и перспективы: монография / В.Э. Полетаев. - М.: ИНФРА-М, 2012. -282 с.

7. Гамаюнов, С.Н. Совершенствование средств механизации малотоннажной добычи торфа / С.Н. Гамаюнов, А.Н. Гамаюнова // Известия вузов. Горный журнал. - 2014. -№ 1. - С. 4-12.

8. Ильчиков, М.З. Проблемы инновационного развития экономики России. Теоретические аспекты: монография / М.З. Ильчиков. - М.: КНОРУС, 2014. - 122 с.

9. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 624 с.

10. Медведев, В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации / В.П. Медведев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 160 с.

11. Мисников, О.С. Перспективные направления научно-исследовательских и опытноконструкторских работ в Восточно-Европейском институте торфяного дела /

О.С. Мисников // Всероссийский торфяной форум 27-28.04.2011: сб. материалов форума. - М.: Ассоциация менеджеров, 2011. - С. 73.

12. Женихов, Ю.Н. Торфяные ресурсы Тверской области: сохранение, использование и возобновление: монография / Ю.Н. Женихов, В.И. Суворов, В.В. Панов. 2-е изд., пере-раб. и доп. - Тверь: ТГТУ 2011. - 116 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.