Научная статья на тему 'Формирование системы социальной защиты несовершеннолетних в России в пореформенный период'

Формирование системы социальной защиты несовершеннолетних в России в пореформенный период Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
302
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ДЕТИ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / ЯСЛИ / ПРИЮТЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / AID / MINOR CHILDREN / CUSTODY / NURSERIES / ORPHANAGES / CHARITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чеснокова Юлия Вячеславовна

Автор исследует основные этапы развития системы детского призрения в России в пореформенный период. В статье раскрываются правовые аспекты формирования оказания социальной помощи, осуществляемые обществами и учреждениями, а также роль императорской семьи в развитии общественного призрения и благотворительной деятельности. Автор делает вывод, что создание воспитательных домов заложило основу в формировании системы государственной помощи в сфере оказания социальной помощи несовершеннолетним. Отмечается, что в пореформенный период в России был накоплен огромный опыт формирования системы помощи детям, оставшихся без попечения родителей или оказавшимся в неблагоприятных условиях развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF MINORS IN RUSSIA IN THE POST-REFORM PERIOD

The author examines the main stages of development of the system of children's care in Russia in the post-reform period. The article reveals the legal aspects of the formation of social assistance provided by societies and institutions, as well as the role of the Imperial family in the development of public charity and charity. The author concludes that the creation of educational houses laid the Foundation for the formation of the system of state assistance in the field of social assistance to minors. It is noted that in the post-reform period in Russia has accumulated vast experience in the formation of a system of assistance to children left without parental care or in adverse conditions of development.

Текст научной работы на тему «Формирование системы социальной защиты несовершеннолетних в России в пореформенный период»

УДК 364.075

Ю. В. Чеснокова

кандидат юридических наук, доцент кафедра частного и публичного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИИ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД

Аннотация. Автор исследует основные этапы развития системы детского призрения в России в пореформенный период. В статье раскрываются правовые аспекты формирования оказания социальной помощи, осуществляемые обществами и учреждениями, а также роль императорской семьи в развитии общественного призрения и благотворительной деятельности. Автор делает вывод, что создание воспитательных домов заложило основу в формировании системы государственной помощи в сфере оказания социальной помощи несовершеннолетним. Отмечается, что в пореформенный период в России был накоплен огромный опыт формирования системы помощи детям, оставшихся без попечения родителей или оказавшимся в неблагоприятных условиях развития.

Ключевые слова: помощь, несовершеннолетние дети, попечительство, ясли, приюты, благотворительные учреждения.

Yu. V. Chesnokova

Candidate of law, associate professor Department of Private and Public Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

FORMATION OF SYSTEM OF SOCIAL PROTECTION OF MINORS IN RUSSIA IN THE POST-REFORM PERIOD

Abstract. The author examines the main stages of development of the system of children's care in Russia in the post-reform period. The article reveals the legal aspects of the formation of social assistance provided by societies and institutions, as well as the role of the Imperial family in the development of public charity and charity. The author concludes that the creation of educational houses laid the Foundation for the formation of the system of state assistance in the field of social assistance to minors. It is noted that in the post-reform period in Russia has accumulated vast experience in the formation of a system of assistance to children left without parental care or in adverse conditions of development.

Key words: aid, minor children, custody, nurseries, orphanages, charities.

История поддержки и защиты детства в России является одной из гуманистических традиционных особенностей русского национального характера. Государственное призрение в России берет свое начало со второй половины XVIII в. По инициативе императора Александра I 16 мая 1802 г. было создано Человеколюбивое общество для оказания помощи нуждающимся. Целью его создания явилось предоставление помощи бедным не только в столице, но и в других городах Российской империи. Одно из основных направлений его деятельности - воспитание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей [9, с. 59-60].

В годы правления Александра I создаются общества, основанные на оказании взаимной помощи. В состав таких обществ входили лица одного сословия. Общества действовали на основе членства, путем внесения ежегодных взносов. Денежные средства использовались на оказание финансовой помощи лицам из их сословия, а также их вдовам и сиротам, нуждающихся в оказании помощи. Такие общества отличались от обычных благотворительных обществ тем, что оказывали

помощь только своим, иначе как благотворительные организации помогали лицам посторонним.

Одним из направлений филантропической деятельности было решение жилищной проблемы нуждающихся. Большой вклад в решение данного вопроса был внесен созданием «Братолюбивого общества» под председательством княгини Надежды Борисовны Трубецкой. Более пятидесяти лет она возглавляла данное общество. Его деятельность заключалась в предоставлении семейным и одиноким людям жилья. В распоряжении общества находились 30 домов.

В 1866 г. «Братолюбивое общество» было присоединено к ведомству Императорского Человеколюбивого общества, которое предоставило возможность строительства домов для малоимущих и нуждающихся граждан.

В связи с большой смертностью младенцев с декабря 1904 г. в Петербурге начал работать Союз для борьбы с детской смертностью в России. Столь огромная и все-растущая смертность в России вызывается множеством причин, но главная из них, по свидетельству врачей, - это губительные условия, в которых находятся только что родившиеся младенцы [1, с. 173]. У русского населения высокая смертность младенцев была вызвана заменой кормления молоком на соску из жеванного хлеба или каши. У других национальностей смертность детей была гораздо ниже, поскольку кормление младенца собственным молоком матери признавалось священным долгом. Основной причиной вымирания младенцев являлся отказ от грудного вскармливания.

Союзу предоставлялась возможность открывать отделы по всей территории России. Направления деятельности Союза были прописаны в уставе и заключались в содержании детских яслей и приютов, открытие лечебных и санитарных пунктов, приютов для рожениц.

Таким образом, деятельность Союза была направлена на оказание помощи несовершеннолетним детям, на их нравственное воспитание и просвещение.

В 1913 г. было образовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, которое было реорганизовано через пять лет.

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться частная благотворительность. В 1882 г. под покровительством Великой княгини Елизаветы Маврикиевны создается благотворительное общество «Синий крест». Основная функция общества заключается в оказание помощи бедным и больным детям.

В 1893 г. возникло общество защиты детей от жестокого обращения. Оно занималось строительством общежитий и учреждений для детей, при которых открывались мастерские, обучающие несовершеннолетних ремеслу. Тогда же «создаются приюты для слабоумных детей и эпилептиков, все на средства частных жертвователей» [8, с. 63].

Император Николай II за время своего правления не так активно занимался благотворительностью. Новых организаций при нем почти не возникало.

К концу XIX столетия в России осуществляло работу по презрению более 14 тыс. благотворительных обществ и учреждений [2, с. 62-63]. Наибольшее количество таких организаций было расположено в Европейской России, Прибалтийском крае.

Благотворительные общества являлись юридическими лицами, осуществляли деятельность на основании учредительных документов. Обязаны были предоставлять отчеты о выполнении своих функций. Со стороны полиции в целом осуществлялся особый контроль за благотворительными организациями.

Благотворительная деятельность обществ была разнообразной. Одной из самых распространенных форм нуждающихся является возникновение приютов и яслей. Они создавались по инициативе частных лиц для дневного пребывания несовершеннолетних детей бедных слоев населения. Дети в таких учреждениях находились бесплатно или за небольшую плату. Плата была так невысока, что едва ли могла покрыть расходы на содержание и обучение детей. Несовершеннолетних необходимо было «не только накормить, одеть, но и дать начальное образование, подготовить их к самостоятельной жизни. Для детей, которые были постарше,

необходимо было дать профессию, научить трудиться для того, чтобы они могли себя прокормить в жизни. Помощь детям в получении профессии являлась обязательным видом трудовой помощи в России» [5, с. 126].

В России были организованы Ольгинские детские приюты трудолюбия, один из которых находился в Москве. Эти приюты предназначались исключительно или преимущественно для подготовки детей к трудовой жизни. Каждое «общество, содержащее благотворительные заведения для детей, отмечало это в своих документах» [3]. Возглавляли такие приюты и ясли представители интеллигенции.

К началу XX в. в России насчитывалось огромное количество благотворительных обществ, однако не существовало учебных учреждений для подготовки специалистов в области призрения. Заметный вклад в решении данного вопроса внес известный специалист по уголовной социологии С.К. Гогель. Он писал: «...Как таковой, школы, которая готовила бы к заведованию домами трудолюбия и другими благотворительными учреждениями, мы не имеем. Что касается высшей социальной школы, то она почти оформилась в лице образовавшегося уже Юридического факультета Психоневрологического института. Факультет действует уже два года. Мне (С.К. Гогель) удалось ввести в учебный план как особую кафедру «Общественное призрение». Если же принять во внимание, что в институте преподаются в широком размере социология, политическая экономия, социальная политика и общественная гигиена, и если иметь в виду, что в числе профессоров числятся Е. В. де Роберти, М.М. Ковалевский и др., то нарождение социальной школы можно, пожалуй, считать свершившимся фактом» [6, с. 67-68].

К середине XIX в. структура воспитательных домов претерпевает изменения. В обзоре Московского Воспитательного дома, составленного полицмейстером В. Селивановым, прослеживается структура его деятельности. «Московский воспитательный дом состоял из грудного отделения, для приносимых младенцев, палаты для вскармливания «законных детей и офицерских малолеток», управления питомцами, воспитывающихся в деревнях, больница для питомцев, отделения для приюта сирот женской прислуги, родильного госпиталя: «секретный и законный», повивального института, Николаевского сиротского института (для бедных офицерских девиц-сирот, с целью воспитания гувернанток)» [3, с. 47-48].

Создание воспитательных домов заложило основу в формировании системы государственной помощи в сфере оказания социальной помощи несовершеннолетним. Необходимо отметить, что при выполнении своих функций учреждения сталкивались с рядом проблем, обусловленных внутренней противоречивостью социальной политики в России.

Отметим, что особое покровительство царской семьи именно учреждениям помощи детям наблюдалось в течение конца XVIII - начала XIX вв. Во второй половине XIX в. общественное призрение хотя и находилось в ведении Министерства внутренних дел, однако традиция личного участия императорской семьи все более укреплялось.

Новым этапом развития социальной помощи детям явилось создание 7 апреля 1895 г. под председательством княгини З.Н. Юсуповой Общества попечения об улучшении быта питомцев обоего пола Императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома, вскармливаемых и воспитываемых в деревнях округов.

Функционировало общество за счет денежных средств, вносимых членами общества, а также за счет добровольных пожертвований населения.

Общество учреждало «школы для детей-сирот с четырехгодичным курсом обучения. Детям преподавали грамоту, пение, Закон Божий, обучали мастерству и рукоделию» [4, с. 80].

Со временем Воспитательные дома претерпевали качественные изменения в соответствии с обстоятельствами жизни и времени. Создаваясь как заведения с отличительными особенностями в сравнении с детскими приютами (незаконнорожденность детей, возрастной ценз, наличие четко обозначенного источника доходов,

кроме частных пожертвований), воспитательные дома в итоге пришли к форме детского приюта [3, с. 47-50].

Приюты имели четкую структуру, отлаженную систему призрения детей. Обучение детей проходило по соответствующей программе, утвержденной Министерством народного просвещения для начальных народных училищ. Обязательным предметом во всех приютах являлась российская история.

Подводя итоги, следует отметить, что к концу XIX в. в России уже сформировались основные формы оказания благотворительной помощи детям, которые заключались в призрении, воспитании и обучении детей.

В структуру благотворительных организаций по защите и оказанию помощи детям входили: приюты, ясли, детские сады, убежища и т.д., заведения для постоянного и временного проживания детей; профессиональные и ремесленные школы; исправительно-воспитательные заведения; школы и приюты для детей с ограниченными возможностями (для слепых, глухонемых детей); общежития для учащихся; детские больницы и лечебницы; материальная помощь учащимся.

После крушения Российского самодержавия Временным правительством была предпринята попытка реформировать прежнюю модель социальной помощи нуждающимся.

8-13 марта 1910 г. в Петербурге состоялся Первый Съезд русских деятелей по призрению. Съезд наглядно показал необходимость такой формы общения в целях самообучения и возможности воспользоваться опытом отдельных лиц и учреждений. По итогам съезда была выработана единая политика действий и средств в области оказания помощи нуждающимся слоям населения. Материалы съезда были направлены во все земские и городские управы.

Еще одним важным шагом по общественному призрению следует отметить проведение весной 1914 г. Министерством внутренних дел Второго Всероссийского съезда по общественному призрению. Участники съезда подвели некоторые результаты своей, не столь продолжительной работы по искоренению нищенства в России.

По итогам Съезда было выпущено два тома, в которых была выработана стратегия борьбы с нищетой несовершеннолетних детей бедных слоев населения. Однако планы реализации данной стратегии так и остались на бумаге, не воплотились в реальность в связи с начавшаяся империалистической войной и вслед за ней и гражданской.

В связи с тем, что основная масса населения находилась в крайне тяжелом материальном положении, Временное Правительство в мае 1917 г. создает Министерство государственного призрения. При данном органе образуется Отдел по охране материнства и младенчества. Министерство становится основным руководящим органом по делам призрения в масштабах всей страны.

Таким образом, следует отметить, что в пореформенный период в России был накоплен огромный опыт формирования системы помощи детям, оставшихся без попечения родителей или оказавшимся в неблагоприятных условиях развития. В рассматриваемый период в России постепенно складывалась система общественно-государственного попечения детей и подростков, в которой принимали активное участие как государство, так и общественные организации, частные лица.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антология социальной работы: в 5 т. Т. 1: История социальной помощи в России / сост. М. В. Фирсов. — М. : Сварогъ : НВФ СПТ, 1994. — 278 с.

2. Зайнышев И.Г. Теория и методика социальной работы. Ч. 1: учеб. пособие / И.Г. Зайнышев. — М. : Союз, 1994. — 339 с.

3. Корочкова Л.Н. Развитие российских благотворительных организаций в области социально-педагогической помощи несовершеннолетним: история и современные тенденции: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Н. Корочкова.— Уфа, 2007.— 220 с.

4. Кузыченко А.С. Благотворительность в сельских местностях Северо-Запада России во второй половине XIX - начале XX вв. / А.С Кузыченко // Псков. Научно-практический, историко-краеведческий журнал. — 2011. — № 34. — С. 78-85.

5. Лучникова С.Н. Презрение детей в России в XIX веке как эффективное направление их социальной защиты/ С.Н. Лучникова // Безопасное детство как правовой и социально-педагогический концепт: материалы Всерос. науч.-практ. конф. для студентов, магистрантов и преподавателей: в 2-х т. — 2014. — С. 124-128.

6. Мельников В.П. История социальной работы в России: учеб. пособие / В.П. Мельников, Е.И. Холстова. — М. : Дашков и Ко, 2004. — 344 с.

7. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России / Е.И. Холостова // Отечественный журнал социальной работы. — 2016. — №3. — С. 27-48.

8. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учеб. пособие / Е.И. Холостова. — М. : Дашков и Ко, 2012. — 220 с.

9. Чеснокова Ю.В. Развитие системы призрения детей в России в IX-XVIII веках / Ю.В. Чеснокова // Юридическая наука в XXI веке: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого междунар. круглого стола. — Ростов н/Д: ООО «КОНВЕРТ», 2018. — С. 59-62.

REFERENCES

1. Firsov M. V. Antologiia sotsial'noi raboty: v 5 t. T.1: Istoriia sotsial'noi pomoshchi v Rossii [Anthology of social work: in 5 vol. Vol.1: History of the social help in Russia]. Moscow, Svarog": NVF SPT Publ., 1994, 278 p.

2. Zainyshev I.G. Teoriia i metodika sotsial'noi raboty. Ch. 1: ucheb. posobie [Theory and technique of social work. P.1: manual]. Moscow, Soiuz Publ., 1994, 339 p

3. Korochkova L.N. Razvitie rossiiskikh blagotvoritel'nykh organizatsii v oblasti sotsi-al'no-pedagogicheskoipomoshchi nesovershennoletnim: istoriia i sovremennye tendentsii: diss. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 [Development of the Russian charitable organizations in the field of the social and pedagogical help to minors: history and current trends: cand. of. pedagogics]. Ufa, 2007, 220 p.

4. Kuzychenko A.S. Charity in rural areas of the Northwest of Russia in the second half of XIX - the beginning of the 20th centuries. Pskov. Nauchno-prakticheskii, istoriko-kraevedcheskii zhurnal = Pskov. Scientific and practical, local history journal, 2011, no. 34, pp. 78-85 (in Russian).

5. Luchnikova S.N. Prezrenie detei v Rossii v XIX veke kak effektivnoe naprav-lenie ikh sotsial'noi zashchty [Contempt of children in Russia in the 19th century as the effective direction of their social protection]. Bezopasnoe detstvo kak pravovoi i sotsial'no-pedagogicheskii kontsept: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. dlia studentov, magistrantov i prepodavatelei: v 2-kh t. [Safe childhood as legal and social and pedagogical concept: materials the All-Russian scientific and practical conference for students, master students and teachers: in 2 vol.]. 2014, pp. 124-128.

6. Mel'nikov V.P., Kholstova E.I. Istoriia sotsial'noi raboty v Rossii: ucheb. posobie [History of social work in Russia: manual]. Moscow, Dashkov i Ko Publ., 2004, 344 p.

7. Kholostova E.I. The Genesis of social work in Russia. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty = Domestic magazine of social work, 2016, no.3, pp. 27-48 (in Russian).

8. Kholostova E.I. Genezis sotsial'noi raboty v Rossii: ucheb. posobie [The Genesis of social work in Russia: manual]. Moscow, Dashkov i Ko Publ, 2012, 220 p.

9. Chesnokova Iu.V. Razvitie sistemy prizreniia detei v Rossii v IX-XVIII vekakh [Development of system of contempt of children in Russia in the IX-XVIII centuries]. Iuridicheskaia nauka v XXI veke: sb. nauch. st. po itogam raboty chetvertogo mezhdunar. kruglogo stola. [Jurisprudence in the 21st century: the collection of scientific articles following the results of work of the fourth international round table]. Rostov-on-Don, OOO «KONVERT» Publ., 2018, pp. 59-62.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Чеснокова Юлия Вячеславовна — кандидат юридических наук, доцент, кафедра частного и публичного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Chesnokova Yuliya Vyacheslavovna — Candidate of law, associate professor, department of Private and Public Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Чеснокова Ю.В. Формирование системы социальной защиты несовершеннолетних в России в пореформенный период / Ю.В. Чеснокова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Chesnokova Yu. V. Formation of system of social protection of minors in Russia in the post-reform period. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 3, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.