Научная статья на тему 'Формирование системы социального воспитания детей в УССР в первой половине 1920 - х годов'

Формирование системы социального воспитания детей в УССР в первой половине 1920 - х годов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / SOCIAL EDUCATION / ДНЕВНОЙ ДЕТСКИЙ ДОМ / ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ ДОМ / OUTDOOR CHILDREN''S HOME ORPHANAGE / ТРУДОВАЯ КОЛОНИЯ / LABOUR COLONY / ДЕТСКИЙ ГОРОДОК / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТСТВА / ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА / UNIFIED LABOR SCHOOL OF SOCIAL PROTECTION OF CHILDREN / ДЕТСКАЯ БЕСПРИЗОРНОСТЬ / STREET CHILDREN / DAY / CHILDREN''S VILLAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липинский В.В.

В статье рассмотрены вопросы формирования системы социального воспитания детей на основе украинской советской концепции и модели образования, создания новых типов учреждений, совмещающих образовательную и воспитательную функцию с социальной защитой детства. Дается анализ причин, влияющих на изменения сети и структуры учреждений системы социального воспитания детей. Рассмотрены ошибочные подходы, тенденции и взгляды исследователей, допущенные в предшествующей историографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL UPBRINGING OF CHILDREN IN THE USSR DURING THE FIRST HALF OF THE 1920-ies

Annotation. This article examines matters relating to the formation of social education of children on the basis of the Ukrainian Soviet concepts and models of education, creation of new types of institutions that combine education and educational function of social protection of childhood. An analysis of reasons affecting the network and change the structure of institutions of social upbringing. There have been studied error approaches, trends and perspectives of researchers admitted in an earlier historiography.

Текст научной работы на тему «Формирование системы социального воспитания детей в УССР в первой половине 1920 - х годов»

A. A. Sarzhan

(Doctor of History, Professor) Donetsk National Technical University (Donetsk, Donetsk People's Republic) E-mail: anatoliy.sarzhanamail.ru

MAIN PRIORITIES FOR AGRICULTURAL POLICY SOVIET UNION IN THE POSTWAR YEARS (1945 - early 1950 years)

Annotation. The article deals with the policy priorities of the Soviet state in agriculture in the postwar years. Basing on the analysis of documents of the party and bodies of state power, statistical data there have been analyzed the most characteristic tendencies of management reorganization of the agrarian sector of the country, financing the industry, has been studied the relationship between the state and producers, showing both achievements and shortcomings in the implementation of the state policy in this segment of economy.

Keywords: agrarian sphere, politics, investment, extra-economic coercion of the peasants, agricultural management.

Поступила в редакцию 11.10.2015

УДК 37. (477) «192»

В. В. Липинский

(д.ист.наук, профессор) Донецкий национальный технический университет (г. Донецк, ДНР) E-mail -Lipinskiyvv@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УССР В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920 - Х ГОДОВ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования системы социального воспитания детей на основе украинской советской концепции и модели образования, создания новых типов учреждений, совмещающих образовательную и воспитательную функцию с социальной защитой детства. Дается анализ причин, влияющих на изменения сети и структуры учреждений системы социального воспитания детей. Рассмотрены ошибочные подходы, тенденции и взгляды исследователей, допущенные в предшествующей историографии.

Ключевые слова: социальное воспитание, дневной детский дом, открытый детский дом, трудовая колония, детский городок, единая трудовая школа, социальная защита детства, детская беспризорность.

Увеличение спроса на образование, поиски путей его дальнейшего развития и совершенствования объективно обусловили интерес исследователей к проблеме исторического опыта советской педагогической мысли, анализу путей достижения его эффективности. Накопленный советской педагогической школой концептуальный опыт построения системы образования в УССР в 1920-е годы, апробированные инновационные технологии обучения, воспитания и проверки знаний, на наш взгляд, весьма актуальны и в современных условиях. В становлении новой системы образования в УССР важное место занимало формирование системы социального воспитания детей, на которую, наряду с воспитательной и образовательной функ-

цией, возлагалась и экономическая, поскольку семья в условиях того времени данную функцию постепенно утрачивала.

К проблеме развития сети школьных и дошкольных учреждений образования в разное время обращались многие авторы. К числу наиболее заметных работ мы можем отнести исследования Г. И. Ясницкого, С. К. Гутянского, А. В. Черка-шина, А. М. Мельниченко и других [1-4]. В тоже время, указанные авторы проводили свои исследования без учета концепции и модели образования УССР и не учитывали сеть детских домов, где осуществлялось обучение воспитанников.

К числу задач данной статьи следует отнести изучение процесса формирования системы социального воспитания детей в УССР в первой половине 1920-х годов, развертывание сети учреждений всех видов дошкольного и школьного воспитания, исправление ошибочных подходов, тенденций и взглядов исследователей, допущенных в предшествующей историографии

Изучая и обобщая опыт работы органов образования на местах по развитию сети учреждений социального воспитания, 8 июня 1920 г. Наркомпрос принял постановление «О дневных детских домах», которые создавались во всех городах и больших промышленных центрах, куда принимались дети рабочих [5, д. 5, л. 13]. Дневные детские дома были призваны обеспечить питание и воспитание тем детям, родители которых днем работали и не могли самостоятельно выполнять воспитательные функции. В 1921 г. практика превращения детских садиков в дневные детские дома была очень распространенной. Так, в Харькове за первую неделю марта три детских садика были преобразованы в дневные детские дома, которые начали работу 8 марта [6, д. 130, л. 12]. В течение 1921 - 1922 гг. 23 детсада было преобразовано в дневные детские дома, численность которых в начале 1922 г. выросла до 383 (8135детей) [7, с. 37].

10 июня Наркомпрос обнародовал постановление "Об организации открытых детских домов", куда принимались сироты и дети, которые остались без присмотра родителей в возрасте до 16 лет [8, д. 2, л. 58]. При открытых детских домах создавались столовые, бани, прачечные, библиотеки и мастерские. Под термином «открытые детские дома» следовало понимать свободный доступ детей в эти заведения в любое время дня и ночи, что было принципиально важно для бездомных и беспризорных детей.

22 июля вышло постановление Наркомпроса «О детских домах», в которые принимались дети-сироты в возрасте от 4 до 18 лет. На основании этого постановления в губерниях разрабатывались специальные документы о порядке приема детей в детские дома. 8 сентября 1921 г. Донецкий губернский отдел социального воспитания разработал инструкцию, по которой при секции охраны детства были созданы столы заявлений. После рассмотрения заявления дети-сироты посылались на медицинскую комиссию, потом - в коллектор-распределитель, а после окончания испытательного срока (2-3 недели) переводились в секции детских домов. При зачислении в детские дома преимущество предоставлялось полным сиротам [8, д. 2, л. 59]. На 1 января 1921 г. в Донецкой губернии насчитывалось 12 детских домов (8628 воспитанники), а на 1 января 1922 г. - 261 детдом (19792 воспитанника) [7, с. 38]. Такой стремительный рост детдомов в Донбассе был связан с поступлением сюда большого количества голодающих детей из Поволжья.

Чтобы защитить беспризорных детей, не достигших совершеннолетия, от «криминального влияния тюрьмы, арест, как средство административного и дисциплинарного наказания, к ним не применялся» [9, д. 1467, л. 83]. На базарах и во-

кзалах были созданы специальные пункты, где работали комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей, для которых формировалась сеть специализированных детских домов, трудовых коммун и колоний. Организацией таких учреждений и воспитательной работой в них наряду с органами народного образования занимались губернские прокуратуры. В этих заведениях сочеталась учеба с воспитательной деятельностью и производственным трудом.

Детская трудовая колония им. М. Горького, созданная выдающимся педагогом А. С. Макаренко, с 1920 г. по 1926 г. находилась около Полтавы. 27 октября 1924 г. на заседании коллегии Главсоцвоса было принято решение о реорганизации колонии. Теперь она была сконцентрирована в имении Трепке. Позже ее перевели в село Куряж около Харькова. В Харьковском государственном архиве сохранились документы и письма А. С. Макаренко, которые свидетельствуют о том, что выдающийся педагог наряду с воспитательной и учебной деятельностью занимался еще организационной работой и хозяйственным обеспечением [6, д. 982, л. 208215].

Кроме обычных детских трудовых колоний и коммун для несовершеннолетних правонарушителей, создавалась сеть специализированных детских домов и колоний для детей с дефектами здоровья. В Харьковской губернии колония № 61 была создана для глухонемых детей, № 65 - для слепых. А всего в Харьковской губернии в конце 1922 г. было создано 10 аналогичных учреждений [6, д. 250, л. 287288]. Специализированный детский дом для несовершеннолетних правонарушителей на базе бывшего детского коллектора № 2 был организован в октябре в 1923 г. в Мариуполе. Здесь функционировала школа-четырёхлетка с индустриальным уклоном, а учеба сочеталась с работой в мастерских [10, д. 26, л. 2].

В 1920 г. наряду с дневными, открытыми, учебными и специализированными детдомами, начали создавать детские городки. По выражению Г. Ф. Гринько (народный комиссар просвещения), они были «своего рода федерацией, объединением детских домов». В них создавали общие клубы, библиотеки, прачечные, кухни и огороды. Проводили общие праздники, учились в одной школе. В начале 20-х годов мы наблюдаем стремительный рост сети детских домов. Если в середине в 1919 г. она составляла 300 единиц, то в начале 1922 г. достигла 1750. Численность воспитанников детских домов за это время увеличилась с 20000 до 104740 [11, с. 31, 45].

Но даже такой стремительный рост сети детских домов не обеспечил нужного количества мест для беспризорных детей и сирот. По неполным данным численность поставленных на учёт сирот в Донбассе составляла 60 тыс., в некоторых уездах Волынской губернии - 20 тыс., в Киевской губернии - 30 тыс. Численность полусирот была в несколько раз больше. По оценке Наркомпроса, количество сирот и полусирот в 1922/23 учебном году превышала 950 тыс. - восьмую часть от всего детского населения Украины. Значительное количество социально незащищенных детей находились в специализированных заведениях по охране детства. С середины 1920 г. до начала 1922 г. их сеть увеличилась с 7 до 126 единиц (1800%), а численность детей - с 350 до 7000 (2000%). Летом 1923 г. в детских садиках, детских домах разных типов, заведениях охраны детства находилось 130519 детей [12, с. 276].

1920 год прошел под лозунгом расширения сети единых трудовых школ, которые открывались в основном на базе ликвидированных в 1919 г. общеобразовательных структур. Так, в феврале 1920 г. на базе Юзовской городской женской

гимназии была создана единая трудовая школа. В 1920 г. перепись по шести губерниям УССР (Киевская, Кременчугская, Николаевская, Полтавская, Харьковская, Черниговская) показала, что общая грамотность детей от 8 до 11 лет составляла 28,0%, а от 12 до 16 лет - 56,7% [13, с. 31-32]. Это значило, что перед Наркомпро-сом УССР стояло задание максимального расширения сети общеобразовательных школ. В то же время, в связи с недостаточным развитием школьной сети, в 1920 -1923 гг. процент охвата детей школой в УССР не достигал 30% [14, с. 11].

Рост сети единых трудовых школ в целом по УССР продолжался до середины 1921 г., а в отдельных регионах - до середины 1923 г. Например, в Луганском округе численность школ росла до 1 сентября 1923 г., а численность учеников - до 1 сентября 1924 г. Здесь в 1923/24 учебном году функционировали 17 полных семилеток, 11 неполных семилеток и 206 начальных школ, где обучались почти 32 тыс. учеников [10, д. 22, л. 19,25].

В связи с голодом и перемещением учёбы в детские дома во второй половине 1921 г. стало происходить сокращение сети единых трудовых школ. Этот процесс продолжался и в 1922 г. В Бердичевском уезде Киевской губернии осенью 1922 г. работало только 30 школ вместо 190 в 1920 г. [15].

Рост сети единых трудовых школ происходил с середины 1919 г. до середины 1921 г. В начале 1922 г. сеть единых трудовых школ сократилась на 10 %. Однако с середины 1921 г. до середины 1922 г. сокращение сети единых трудовых школ полностью компенсировалось созданием параллельных единой трудовой школе общеобразовательных структур: учебных детских домов, трудовых колоний и коммун, детских городков, учебных заведений для детей с дефектами здоровья и тому подобное [11, с. 45]. Если в начале 1920 г. численность детей в системе социального воспитания составляла 1933350, то вначале 1922 г. на 35800 больше. Численность учеников в единых трудовых школах за это время уменьшилась почти на 96000, однако численность воспитанников в детских домах выросла почти на 103000. Кроме того, значительно выросла численность детей в трудовых колониях и коммунах, заведениях здравоохранения. Относительную стабильность школьной сети констатировало в августе 1922 г. и Всеукраинское совещание школьных работников, которое отметило, что в середины 1922 г. школьная сеть насчитывала 20000 учебных заведений [16, с. 26]. Напомним, что в начале 1920 г. в Советской Украине насчитывалось такое же количество школ.

И только в 1923/24 учебном году сеть единых трудовых школ достигла низшего уровня сокращения. Поэтому, выдвинутый в предыдущей историографии тезис о катастрофическом сокращении школьной сети в начале 20-х годов в связи сокращением государственного финансирования, на наш взгляд, является ошибочным. С середины 1921 г. школьная сеть не сокращалась, а фактически перемещалась в другие стремительно растущие заведения социального воспитания, что соответствовало концепции и модели образования УССР. А полная замена школы детским домом сдерживалась сугубо финансовыми причинами, поскольку содержание одного ученика в детском доме обходилось государству в десять раз дороже, чем его учеба в единой трудовой школе. Поэтому ошибочным следует считать утверждение Г. И. Ясницкого о сокращении в 1922 г. численности учеников в школах Украины «почти в четыре раза по сравнению с 1920 г. и в два раза в сравнении с 1913 г.» [1, с. 19].

В предыдущей историографии некоторые авторы приводят не реальные, а прогнозируемые цифры. Например, М. С. Гриценко приводит данные относительно

численности заведений социального воспитания в 1920/21 учебном году, опираясь на прогнозируемые Наркомпросом показатели [17, с. 22]. Фактические результаты существенно отличались от прогнозируемых. Наряду с этим, М. С. Гриценко, С. К. Гутянский, А. М. Мельниченко и другие допускают вторую ошибку. Они не учитывают динамику развития сети на протяжении учебного года [17, с. 24; 2, с. 97; 4, с. 210].

В отчете Наркомпроса за 1922-1923 гг. отмечалось, что проходя стадию спада, в начале 1923/24 учебного года сеть учреждений социального воспитания выходит на новую стадию - стабилизации и постепенного роста [12, с. 323]. В октябре в 1924 г. на III съезде работников дошкольного образования были разработаны мероприятия по расширению сети дошкольных учреждений [6, д. 982, л. 22]. Но этот процесс объективно сдерживался отсутствием специальной материальной базы. Поэтому детские ясли, садики создавались на базе общеобразовательных школ, клубов, красных углов. Например, в Артёмовском округе в 1925 г. было создано 5 садиков при школах [18, д. 3, л. 120, 300].

Проблема детской беспризорности остро стояла в течение изучаемого периода. Только в 1924 г. по УССР с улицы было подобрано 15089 детей, которых разместили в заведениях сети социального воспитания [9, д. 2023, л. 25]. В 1925 г. детский городок № 5 Марьянского района Сталинского округа был пополнен новым контингентом детей-сирот. В этом же году просторное амбарное помещение переоборудовали под школу, завезли плуги, косилки, молотилки. [19, д. 3, л. 287, 374, 377].

Таким образом, ценой больших усилий в разоренной войной и голодной стране в течение 1920-1921 и первой половине 1922 гг. происходили рост сети заведений социального воспитания. В это время появилась важная тенденция в развитии сети социального воспитания - перемещение государственного внимания и государственных ресурсов в сторону социальной защиты детей. В тот период темпы роста сети детских домов, трудовых колоний и коммун, заведений охраны детства значительно опережали развитие сети единых трудовых школ. Если ко второй половине 1922 г. некоторое сокращение школьной сети полностью компенсировалось созданием учебных заведений в детских домах, трудовых колониях и коммунах, учреждениях для детей с дефектами здоровья, то со второй половины 1922 г. падение школьной сети уже не пополнялось ростом параллельных единой трудовой школе общеобразовательных структур.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ясницький Г. I. Розвиток народно! освгги на Укра'1'ш (1921-1932 рр.). - К.: Вид-во КДУ, 1965. - 256 с.

2. Гутянський С. К. Здшснення леншських принцитв народно! освгги на Укра'1ш. - К.: Радянська школа, 1960. - 138 с.

3. Черкашин А. В. Загальне навчання в Украшськш РСР (1917-1957 рр.). - К.: Радянська школа, 1958. - 64 с.

4. Мельниченко А. М. Ленин и становление народного образования на Украине. - К.: Вища школа, 1982. - 182 с.

5. Харьковский облгосархив, ф. р. - 103, оп. 1.

6. Харьковский облгосархив, ф. р. - 820, оп. 1.

7. Просвещение Донбасса: - 1922. - № 1-2. С. 45-57.

8. Донецкий облгосархив, ф. р. - 2580, оп. 1.

9. ЦГАГОВ Украины, ф. 1, оп. 20.

10. Донецкий облгосархив, ф. р. - 2325, оп. 1.

11. Гринько Г.Ф. Очерки советской просветительной политики. - Харьков: Изд-во Нар-компроса УССР, 1923. - 194 с.

12. Культурне будiвництво в УСРР 1917 - 1927 рр. Збiрник док. i матерiалiв. - К.: Наукова думка, 1979. - 381 с.

13. Грамотность в России. - М.: Изд-во ЦСУ, 1922. - 135 с.

14. Деятельность Наркомпроса УССР в 1924 - 1925 гг. - Харьков: Изд-во Наркомпроса УССР, 1925. - 59 с.

15. Развитие сети школ в уезде // Голос труда. - 1922. - 22 ноября.

16. Всеукраинское совещание школьных работников // Просвещение Донбасса. - 1922. -№ 3. - С. 1 - 45.

17. Гриценко М. С. Розвиток радянсько! школи на Украшг - К.: Радянська школа, 1958. -71 с.

18. Донецкий облгосархив, ф. р. - 1512, оп. 1.

19. Донецкий облгосархив, ф. р. - 349, оп. 1.

V. V. Lipinskiy

(Doctor of History, Professor) Donetsk National Technical University (Donetsk, Donetsk People's Republic)

E-mail - Lipinskiyvv@mail.ru

FORMATION OF SOCIAL UPBRINGING OF CHILDREN IN THE USSR DURING THE FIRST HALF OF THE 1920-ies

Аnnotation. This article examines matters relating to the formation of social education of children on the basis of the Ukrainian Soviet concepts and models of education, creation of new types of institutions that combine education and educational function of social protection of childhood. An analysis of reasons affecting the network and change the structure of institutions of social upbringing. There have been studied error approaches, trends and perspectives of researchers admitted in an earlier historiography.

Keywords: social education, day, outdoor children's home orphanage, labour colony, children's village, unified labor school of social protection of children, street children.

Поступила в редакцию 03.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.