Научная статья на тему 'Формирование системы продвижения туризма на территориях без выраженной туристской привлекательности (на примере Чеченской Республики)'

Формирование системы продвижения туризма на территориях без выраженной туристской привлекательности (на примере Чеченской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЕ ТУРИСТСКИЕ АТТРАКТОРЫ / СИСТЕМНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / БРЕНДИНГ ТУРИСТСКОЙ ТЕРРИТОРИИ / SYSTEM TOURIST ATTRACTORS / SYSTEM TOURISM PRODUCT / BRANDING FOR A TOURIST TERRITORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаева Марианна Исаевна

Управление развитием региона, в основе которого выступает формирование и продвижение системного туристского продукта, предполагает ориентацию на реальные потребности потенциальных туристов и рекреантов. Целевая функция управления системным туристским продуктом заключается в создании системных туристских аттракторов и их комбинаций, повышающих привлекательность региона для потенциальных туристов, повышения деловой активности в регионе, обеспечении привлекательности сосредоточенных в регионе рекреационно-туристских ресурсов, а также сохранении возможностей их восполнения. Решение этих задач возможно посредством формирования системы продвижения региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назаева Марианна Исаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a tourism promotion system on territories without pronounced tourist attractions (by the example of the Chechen Republic)

Development management of the region, which is based on the formation and promotion of a system tourist product, involves catering for the real needs of potential tourists and recreators. The objective function of management of the system tourist product lies in creation of system tourist attractors and their combination. That increases attraction of the region for potential tourists, increases business activity in the region, ensures attraction of recreational and tourist resources of the region, and also preserves opportunities for their replenishment. The solution of these issues is possible through the formation of a promotion system of the region.

Текст научной работы на тему «Формирование системы продвижения туризма на территориях без выраженной туристской привлекательности (на примере Чеченской Республики)»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 18 • Номер 5 • март 2017 ISSN 1994-6937

>

издательство

Креативная экономика

Russian Journal of Entrepreneurship

Формирование системы продвижения туризма на территориях без выраженной туристской привлекательности (на примере Чеченской Республики)

Назаева М.И. 1

Управление развитием региона, в основе которого выступает формирование и продвижение системного туристского продукта, предполагает ориентацию на реальные потребности потенциальных туристов и рекреантов. Целевая функция управления системным туристским продуктом заключается в создании системных туристских аттракторов и их комбинаций, повышающих привлекательность региона для потенциальных туристов, повышения деловой активности в регионе, обеспечении привлекательности сосредоточенных в регионе рекреационно-туристских ресурсов, а также сохранении возможностей их восполнения. Решение этих задач возможно посредством формирования системы продвижения региона.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: системные туристские аттракторы, системный туристский продукт, брен-динг туристской территории.

Formation of a tourism promotion system on territories without

pronounced tourist attractions

(by the example of the chechen Republic)

Nazaeva M.I. 1

1 Chechen State Pedagogical University

введение

В настоящее время туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Однако в некоторых субъектах Российской Федерации, таких как Чеченская Республика, туризм не достиг уровня развития, соответствующего своим потенциальным возможностям, несмотря на то, что данный регион обладает богатой историей, культурным достоянием и бытом.

Обострение конкуренции по привлечению туристов ставит актуальной разработку альтернативных подходов к развитию туристской

1 Чеченский государственный педагогический университет АННОТАЦИЯ:

деятельности, а также инструментов и средств по продвижению товаров и услуг, относящихся к туристской индустрии.

В настоящее время традиционный подход к развитию туризма исходит из того, что туристские ресурсы региона определяют вид и объем туризма. Применительно к территориям без выраженной туристской привлекательности, целесообразно рассмотрение туризма с точки зрения системного подхода, в котором выделяются системные туристские аттракторы и системный туристский продукт.

Анализ специальной литературы по проблемам управления развитием туризма позволил дать следующее определение понятия «системные туристские аттракторы» (СТА), под которыми автор понимает комплекс объектов, относящихся к туристским ресурсам, которые усиливают туристско-рекреационную систему территории, были созданы «с нуля» или переведены из категории «не вызывающих интерес» в категорию туристской привлекательности. При этом системный туристский продукт (СТП) может быть рассмотрен как турпродукт, созданный на основе одного или нескольких системных туристских аттракторов.

С целью развития территориального туризма на уровне регионов осуществляется разработка комплекса различных маркетинговых мероприятий, среди которых все большую популярность приобретает формирование позитивного отношения к региону и его узнаваемости - территориальный брендинг (Shalygina, 8е1уыкоу, Китаек, 2013).

Основная цель брендирования туризма по территориальному признаку заключается в создании у потенциальных клиентов и контрагентов уникального образа

ABSTRACT:_

Development management of the region, which is based on the formation and promotion of a system tourist product, involves catering for the real needs of potential tourists and recreators. The objective function of management of the system tourist product lies in creation of system tourist attractors and their combination. That increases attraction of the region for potential tourists, increases business activity in the region, ensures attraction of recreational and tourist resources of the region, and also preserves opportunities for their replenishment. The solution of these issues is possible through the formation of a promotion system of the region.

KEYWORDS: system tourist attractors, system tourism product, branding for a tourist territory.

Received: 21.02.2017 / Published: 31.03.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Nazaeva M.I. (nazaeva880bk.ru )

CITATION:_

Nazaeva M.I. (2017) Formirovanie sistemy prodvizheniya turizma na territoriyakh bez vyrazhennoy turistskoy privlekatelnosti (na primere Chechenskoy respubliki) [Formation of a tourism promotion system on territories without pronounced tourist attractions (by the example of the Chechen Republic)]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (6). - 909-916. doi: 10.18334/rp.18.6.37670

(бренда) территории и, как следствие, туризма.

Бренд туристской территории определяет ее место на глобальном туристическом рынке и выявляет основные предпочтения потенциальных туристов. Таким образом, можно говорить о том, что бренд туристской территории представляет собой имидж или образ, сформированный в сознании потребителя и воспринимающийся им.

В своей работе ^аз, 2008), А. Стась выделяет пять основных слагаемых бренда: экономика, культура, традиционные продукты и известные марки. Однако в дополнение к этим слагаемым, по мнению Д. Визгалова (Vizgalov, 2011), можно выделить четыре параметра успешного бренда:

• уникальность;

• идеология, конвертирующая уникальность в историю;

• обоснованность факторов - формирование и оправданность ожидания;

• оптимальная архитектура.

Под оптимальностью архитектуры в нашем случае рассматривается наличие системных туристских аттракторов, определяющих, каким образом бренд может взаимодействовать с территориальными продуктами, смежными компаниями в рамках региона и то, как будет выстраиваться баланс информационного взаимодействия (Vazhenina, 2006).

В настоящее время в туристском брендинге территории наибольшее распространение получила концепция «зонтичного бренда». Зонтичный бренд объединяет группу товаров или услуг под знаком единой торговой марки (бренда) и концепцией продвижения.

В основе позиционирования и включения различных видов туризма в состав системного туристского продукта Чеченской Республики был выбран критерий их привлекательности для туристов, определяемый изменением количества посещений региона данными группами туристов. Анализ запросов в сети Интернет по ключевому слову «туризм в регионе Чечня» показал рост количества запросов по теме организации туризма (рис. 1).

Около 30% запросов по туризму в Чечне относится к экологическому туризму, поскольку территория этого региона обладает уникальными природно-рекреацион-ными ресурсами, которые, в том числе, способствуют развитию и горнолыжного вида туризма.

ОБ АВТОРЕ:_

Назаева Марианна Исаевна, специалист УМР (nazaeva880bk.ru )

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Назаева М.И. Формирование системы продвижения туризма на территориях без выраженной туристской привлекательности (на примере Чеченской республики) // Российское предпринимательство. - 2017. -Том 18. - № 6. - С. 909-916. с1о1: 10.18334/гр.18.6.37670

Рисунок 1. Статистика интернет-запросов «Туризм в регионе Чечня» Источник: [9].

Разработка туристского бренда Чеченской республики может быть осуществлена поэтапно (рис. 2).

На первом этапе - проектирование - осуществляется формирование функциональной структуры работы над концепцией бренда территории, определяются краткосрочные и долгосрочные цели и задачи брендинга, а также сроки реализации концепции и т.д.

Проведение исследований с целью выявления наиболее запоминающихся территориальных образов и имиджей осуществляется в рамках информационно-аналитического этапа брендинга Чеченской Республики.

Сегментация туристского рынка Чеченской Республики, осуществляемая на следующем этапе, позволит определить возможную цикличность туристского рынка региона, его реальную и потенциальную емкость, степень динамичности и основные тенденции развития.

На основании анализа полученных данных выявляются существующие и востребованные на рынке системные туристские аттракторы, комбинируемые в системный туристский продукт Чеченской Республики.

Мониторинг реализации предыдущих этапов послужит отправной точкой для формирования частных туристских брендов Чеченской Республики. То есть на данном этапе осуществляется разработка идей, названий, визуальных образов, креативных

Рисунок 2. Алгоритм формирования туристского бренда Чеченской республики Источник: составлено автором

элементов брендов, проектируется долгосрочное видение брендов и их дифференциация (Kozyrev, 2012).

В схематичном представлении «зонтичный» туристский бренд Чеченской Республики представлен на рисунке 3. Здесь можно выделить два направления (основа будущих брендов), каждое иэ которых включает в себя частные бренды:

• природный рекреационно-туристский потенциал региона: Высокогорное озеро Казеной-Ам, Аргунское-ущелье, Итум-Кали, Цой-педе, Ведучи, Альпийские луга, Шарой;

• культурно-исторический потенциал региона: Сердце Чечни Мечеть им. Ахмата Кадырова, достопримечательности г. Грозный, Этнографический музей, Тур «Кулинарный».

Рисунок 3. Туристский зонтичный бнынд Чеченской республики Источник: составлено автором

На современном этапе развитие туризма как одной из важнейших отраслей экономики Чеченской Республики характеризуется практической реализацией задачи совершенствования организационных форм управления в соответствии с правовыми, экономическими, природно-климатическими, социальными, культурно-историческими особенностями республики, которая, несомненно, обладает значительными ресурсами для развития внутреннего и въездного туризма. Так, Постановлением Правительства Чеченской Республики от 29.12.2012 № 259 была утверждена республиканская целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013-2018 годы». В числе целевых индикаторов реализации данной программы выступают:

• увеличение количества иностранных туристов до 23 тыс. чел в год;

• увеличение внутреннего туристского потока до 50 тыс. чел в год;

• семикратное увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения;

• прирост количества новых рабочих мест до 3,5 тыс. чел.

• увеличение емкости койко-мест до 6,2 тыс. ед.

Реализация концепции туристского зонтичного бренда Чеченской Республики позволит определить основные экономические приоритеты развития региона в долгосрочной перспективе; разработать наиболее подходящий для Чеченской Республики образ, а также выявить перспективные рыночные ниши с целью дальнейшей разра-

ботки новых проектов и выявить дополнительные ресурсы, резервы и возможности реализации уже существующих проектов.

заключение

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что брендингу отводится одна из ведущих ролей при формировании туристской привлекательности региона. Это объясняется тем, что в процессе брендинга формируются привлекательные стороны системного туристского продукта территории, создается положительный имидж региона. Посредством реализации концепции брен-динга может быть осуществлено позиционирование территории на различных уровнях, что будет способствовать привлечению потенциальных туристов в регион. Результатом развития туризма на данной территории станет увеличение доходов от туризма, рост количества новых рабочих мест, дополнительное финансирование экономики региона и, соответственно, улучшение качества жизни населения.

ИСТОЧНИКИ:

1. Важенина И.С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - с. 17-23.

2. Важенина И.С. Имидж, репутация и бренд территории. / Монография. -Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. - 408 с.

3. Визгалов Д. Маркетинг города. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. -160 с.

4. Визит Чечня. Визит Чечня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.visitchechnya.ru.

5. Кирьянко А.В. Использование системы маркетинговых инструментов для повышения конкурентоспособности территории // Власть и управление на Востоке России. - 2009. - с. 34-41.

6. Козырев В.В. Инновационное управление формированием бренда туристского регионального комплекса (на примере Республики Карелия). / автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Петрозаводск: Институт экономики Карельского научного центра филиала Российской Академии Наук, 2012. - 22 с.

7. Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике на 2013-2018 годы. Официальный сайт Комитета Правительства Чеченской Республики по туризму. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chechentourism.ru/wp-content/ uploads/2013/04/razvitie-turizma.pdf.

8. Стась А. Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои бренды. - М.: Группа ИДТ, 2008. - 209 с.

9. Статистика поисковых запросов Яндекс. Статистика поисковых запросов Яндекс.

[Электронный ресурс]. URL: https://wordstat.yandex.ru.

10. Чернякина А.О. Брендинг туристской территории : ошибки и ключевые аспекты создания в рамках кластерного под хода развития туризма // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 12(127). - с. 47-52.

11. Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О роли брендинга в формировании туристской привлекательности региона // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 8-5. - с. 1165-1168.

REFERENCES:

Chernyakina A.O. (2012). Brending turistskoy territorii : oshibki i klyuchevye aspekty sozdaniya v ramkakh klasternogo pod khoda razvitiya turizma [Tourism destination branding: errors and main aspects of creation in the cluster approach of tourism development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. (12(127)). 47-52. (in Russian). Kiryanko A.V. (2009). Ispolzovanie sistemy marketingovyh instrumentov dlya povysheniya konkurentosposobnosti territorii [Application of a system of marketing tools in order to improve the competitiveness of the territory]. Vlast i upravlenie na Vostoke Rossii. 34-41. (in Russian). Kozyrev V.V. (2012). Innovatsionnoe upravlenie formirovaniem brenda turistskogo regionalnogo kompleksa (na primere Respubliki Kareliya) [Innovation management of the regional tourism complex branding(by the example of the Republic of Karelia)] Petrozavodsk: Institut ekonomiki Karelskogo nauchnogo tsentra filiala Rossiyskoy Akademii Nauk. (in Russian). Shalygina N.P., Selyukov M.V., Kurach E.V. (2013). O roli brendinga v formirovanii turistskoy privlekatelnosti regiona [On the role of branding in the formation of tourist attractiveness of region]. Fundamentalnye issledovaniya. (8-5). 1165-1168. (in Russian).

Stas A. (2008). Novaya geraldika. Kak strany, regiony i goroda sozdayut i razvivayut svoi brendy [New heraldry. As countries, regions and cities are created and developed their brands] M.: Gruppa IDT. (in Russian). Vazhenina I.S. (2006). Imidzh i reputatsiya territorii kak osnova prodvizheniya v konkurentnoy srede [Image and reputation of a territory as a basis for promotion in a competitive environment]. Journal of Marketing in Russia and Abroad. 17-23. (in Russian).

Vazhenina I.S. (2013). Imidzh, reputatsiya i brend territorii [Image, reputation and

brand of a territory]Yekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN. (in Russian). Vizgalov D. (2011). Marketing goroda [City marketing] M.: Fond «Institut ekonomiki goroda». (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.