Научная статья на тему 'Формирование системы показателей инвестиционной привлекательности региональных предприятий сферы услуг'

Формирование системы показателей инвестиционной привлекательности региональных предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / СФЕРА УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФАКТОРОВ / INVESTMENT APPEAL FACTORS / THE SERVICES SECTOR / EFFICIENCY OF FACTORS USE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синявин В. Ю., Кулаженкова А. В.

Авторы статьи выявляют и классифицируют базовые факторы развития и инвестиционной привлекательности региональных предприятий непроизводственной сферы и предлагают методику расчета показателей эффективности их использования, необходимых для разработки рекомендаций к росту результативности исследованных хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Синявин В. Ю., Кулаженкова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of the investment appeal indicators system of the regional enterprises in the services sector

The authors identify and classify the basic factors of the development and investment appeal of the regional enterprises in the non-production sphere and suggest the methodology of efficiency indicators calculation of their use, necessary for the development of recommendations to increase the efficiency of the surveyed economic entities.

Текст научной работы на тему «Формирование системы показателей инвестиционной привлекательности региональных предприятий сферы услуг»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 339.31

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

© В. Ю. синявин, А. В. КУЛАЖЕНКОВА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий e-mail: [email protected]

Синявин В. Ю., Кулаженкова А. В. - Формирование системы показателей инвестиционной привлекательности региональных предприятий сферы услуг // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 544-547. -

Авторы статьи выявляют и классифицируют базовые факторы развития и инвестиционной привлекательности региональных предприятий непроизводственной сферы и предлагают методику расчета показателей эффективности их использования, необходимых для разработки рекомендаций к росту результативности исследованных хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова: факторы инвестиционной привлекательности, сфера услуг, эффективность использования факторов.

Sinyavin V. U., Kulazhenkova A. V. - The formation of the investment appeal indicators system of the regional enterprises in the services sector // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 544-547. - The authors identify and classify the basic factors of the development and investment appeal of the regional enterprises in the non-production sphere and suggest the methodology of efficiency indicators calculation of their use, necessary for the development of recommendations to increase the efficiency of the surveyed economic entities.

Keywords: investment appeal factors, the services sector, efficiency of factors use.

Руководителям региональных организаций сферы услуг, в целях достижения эффективной инвестиционной политики, следует учитывать уровень развития факторов внешней и внутренней среды, во многом определяющего эффективность инвестиционных проектов и более того - саму возможность их реализации.

Сложность количественного измерения уровня развития факторов обусловлена, в первую очередь, отсутствием экономических моделей, позволяющих дать соответствующую взвешенную оценку их влияния на предприятия. При этом, по мнению С. М. Васина и В. Ю. Синявина, значение подобной оценки велико, так как она позволяет определить скрытые резервы предприятия и направить их на достижение главной цели - повышение экономической эффективности [1] .

При формировании системы показателей, позволяющих определить уровень эффективности использования базовых факторов развития и инвестиционной привлекательности организаций сферы услуг территориально-организованной экономической системы (ТОЭС), определяющее значение, по нашему мнению, имеют следующие принципы:

- каждая группа факторов должна быть всесторонне охвачена показателями (табл. 1);

- при расчете показателей следует сочетать (по возможности) ряд альтернативных приемов, помогающих отразить фактическую и желательную (рекомендуемую) эффективность использования факторов;

- показатели эффективности функционирования исследуемых предприятий должны быть рассчитаны с максимально возможной достоверностью.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных исследованию проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов предприятий, функционирующих в сфере услуг территориально-организованной экономической системы, позволил нам разработать классификацию факторов, определяющих эффективность работы и инвестиционную привлекательность предприятий непроизводственной сферы.

По нашему мнению, совокупность факторов внешней и внутренней среды, определяющих эффективность инвестиционной деятельности предприятий сферы услуг, функционирующих в рамках ТОЭС, представлена в таблице 1.

Группа факторов внутренней среды включает в себя следующие подгруппы: система менеджмента на предприятии, уровень развития системы управления

Таблица 1

Классификация факторов развития субъектов территориально организованной экономической системы

(на примере организаций сферы услуг)

Факторы развития организации

Группа факторов внутренней среды Группа факторов внешней среды

Подгруппа «Система менеджмента на предприятии» 1.1 Соответствие организационной структуры целям и задачам организации. 1.2 Соответствие стиля управления особенностям трудового коллектива. 1.3 Наличие внутрифирменной информационной системы. Подгруппа «Рыночно-конъюнктурные факторы» 8.1 Покупательская способность населения. 8.2 Учет специфики социальной среды.

Подгруппа «Уровень развития системы управления маркетингом на предприятии» 2.1 Соответствие маркетинговой стратегии уровню ресурсной базы предприятия. 2.2 Своевременное выявление новых рыночных возможностей. 2.3 Отлаженные партнерские отношения предприятия с поставщиками и посредниками. 2.4 Мониторинг деятельности конкурентов. 2.5 Соответствие предлагаемых услуг уровню и структуре спроса. 2.6 Качество предлагаемых услуг. 2.7 Соответствие широты ассортимента предлагаемых услуг целям организации. 2.8 Гибкая ценовая политика. 2.9 Организация эффективного продвижения услуг. 2.10 Обоснованная стратегия позиционирования

Подгруппа «Уровень мотивации работников» 3.1 Величина заработной платы. 3.2 Морально-психологические стимулы. Подгруппа «Хозяйственно-правовые и административные факторы» 9.1 Отношение с органами местного самоуправления. 9.2 Влияние аффилированных лиц на деятельность предприятия.

Подгруппа «Уровень авторитета и профессиональной подготовленности руководителя предприятия» 4.1 Авторитет формального руководителя. 4.2 Наличие правовой подготовленности у руководителя. 4.3 Наличие экономической подготовленности у руководителя.

Подгруппа «Трудовые ресурсы предприятия» 5.1 Наличие необходимого числа трудовых ресурсов. 5.2 Наличие технологической подготовленности у сотрудников. 5.3 Наличие научной организации труда (НОТ) на предприятии. Подгруппа «Экономико-географическое положение (ЭГП) предприятия»: 10.1 Близость потребителя; 10.2 Наличие транспортной инфраструктуры.

Подгруппа «Морально-психологический климат на предприятии» 6.1 Психологическая сплоченность членов трудового коллектива. 6.2 Лояльность работников организации (принятие и следование работниками предприятия целям и задачам организации).

Подгруппа «Экономические факторы» 7.1 Финансовая прозрачность. 7.2 Эффективность использования ресурсов (материалоемкость). 7.3 Рентабельность. 7.4 Коэффициент оборачиваемости оборотных средств. 7.5 Затраты на единицу реализованной продукции. 7.6 Объем оказанных услуг. 7.7 Производительность труда. 7.8 Фондовооруженность. 7.9 Фондоемкость.

маркетингом на предприятии, уровень мотивации работников, уровень авторитета и профессиональной подготовленности руководителя предприятия, трудовые ресурсы предприятия, морально-психологический климат на предприятии, экономические факторы.

В свою очередь, подгруппа «Система менеджмента на предприятии» характеризуется следую-

щими факторами: «Соответствие организационной структуры целям и задачам организации», «Соответствие стиля управления особенностям трудового коллектива», «Наличие внутрифирменной информационной системы».

Подгруппа «Уровень развития системы управления маркетингом на предприятии» выражается

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

такими факторами как: «Соответствие маркетинговой стратегии уровню ресурсной базы предприятия», «Своевременное выявление новых рыночных возможностей», «Соответствие предлагаемых услуг уровню и структуре спроса», «Организация эффективного продвижения услуг», «Отлаженные партнерские отношения предприятия с поставщиками и посредниками», «Мониторинг деятельности конкурентов», «Качество предлагаемых услуг, «Соответствие широты ассортимента предлагаемых услуг целям организации», «Гибкая ценовая политика», «Обоснованная стратегия позиционирования».

Подгруппа «Уровень мотивации работников» представлена двумя факторами: «Величина заработной платы», «Морально-психологические стимулы».

Факторами подгруппы «Уровень авторитета и профессиональной подготовленности руководителя предприятия» являются: «Авторитет формального руководителя», «Наличие правовой подготовленности у руководителя», «Наличие экономической подготовленности у руководителя».

Подгруппа «Трудовые ресурсы предприятия» выражается такими факторами как: «Наличие необходимого числа трудовых ресурсов», «Наличие технологической подготовленности у сотрудников», «Наличие научной организации труда (НОТ) на предприятии».

Подгруппу «Морально-психологический климат на предприятии» предполагается описывать факторами «Психологическая сплоченность членов трудового коллектива» и «Лояльность работников организации (принятие и следование работниками предприятия целям и задачам организации)».

В подгруппе «Экономические факторы» исследуются: финансовая прозрачность, эффективность использования ресурсов (материалоемкость), рентабельность, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, затраты на единицу реализованной продукции, объем оказанных услуг, производительность труда, фондовооруженность, фондоемкость.

Группа факторов внешней среды включает в себя следующие подгруппы: «Рыночно-конъюнктурные

факторы», «Хозяйственно-правовые и административные факторы», «Экономико-географическое положение предприятия».

В свою очередь, подгруппа «Рыночно-конъюнктурные факторы» включает в себя такие факторы, как «Покупательская способность населения» и «Учет особенностей социальной среды».

Факторами подгруппы «Хозяйственно-правовые и административные факторы» являются: «Отношение с органами местного самоуправления», «Влияние аффилированных лиц на деятельность предприятия».

Подгруппа «Экономико-географическое положение предприятия» представлена следующими факторами: «Близость потребителя» и «Наличие транспортной инфраструктуры».

Расчет предлагаемых нами показателей основывается на предварительной реализации нескольких методов исследования - анализа, синтеза, интервьюирования, экспертно-аналитического метода, кор-

реляционно-регрессионного анализа - и решает проблему количественной оценки фактической и возможной эффективности использования имеющихся на предприятии факторов развития и инвестиционной привлекательности.

Шкала оценочных показателей составлена нами таким образом, чтобы осуществлять сопоставление оценок фактического использования исследуемых факторов и их важности с позиций экспертов (руководителей и ведущих специалистов предприятий). Фактическое использование фактора определяется в интервале от 0 до 10 с градацией в пять основных состояний: незначительное использование - от 0 до 2, достаточно низкий уровень использования - 2,1 - 4, средняя степень применения - 4,1 - 6, высокая степень - 6,1 - 8, очень высокая - 8,1 - 10.

Важность фактора определяется в интервале от

0 до 1.

Снижению субъективности исследования способствуют, во-первых, компетентность экспертов или респондентов, принявших в нем участие, во-вторых -их количество.

Расчет показателей (результат собственных разработок), необходимых для дальнейшего исследования практики управления выявленными факторами предлагается проводить следующим образом.

Показатели эффективности использования факторов внутренней среды из подгруппы «Система менеджмента на предприятии» предлагается определить с помощью формулы:

Ф = 2 (Ах В ), (1)

с.мен. 4 с.мен с.мен' ! 4 '

где Асмен - фактическое наличие фактора «система менеджменты на предприятии».

Вс.мен - экспертная оценка важности фактора развития предприятий сферы услуг - «система менеджменты на предприятии» (по оценочной шкале).

2 (А х В ) - сумма произведений фактиче-

с.мен с.мен

ского использования фактора на его важность.

Расчет показателей эффективности использования факторов подгруппы «Уровень развития системы управления маркетингом на предприятии» в рамках нашего исследования будет осуществляться по формуле:

Ф = 2 (Б х В ), (2)

с.марк. 4 с.марк с.марк'! 4 '

где БсмарК - фактическое наличие фактора «уровень развития системы управления маркетингом на предприятии».

В - экспертная оценка важности представ-

с.марк * г

ленного фактора.

2 (Б х В ) - сумма произведений факти-

4 с.марк с.марк' ^ г т

ческого использования фактора на его важность.

Показатели эффективности использования факторов, объединенных подгруппой «уровень мотивации работников», будут установлены нами с помощью формулы:

Ф = 2 (Г х В ), (3)

у.м.р. 4 у.м.р у.м.р' ! 4 '

где Г - фактическое наличие фактора внутренней среды.

Вум.р- экспертная оценка важности фактора «уровень мотивации работников».

2 (Г X В ) - сумма произведений фактиче-

4 у.м.р у.м.р' ^ г Т

ского использования фактора на его важность.

Эффективность использования факторов из подгруппы «Уровень авторитета и профессиональной подготовленности руководителя предприятия» рассчитаем по формуле:

(4)

Ф = 2 (Д X В ),

у.а.рук ^’'у.арук у.арук' ’

где Д - фактическое наличие фактора развития

у.а.рук

региональных предприятий непроизводственной сферы - «уровень авторитета и профессиональной подготовленности руководителя предприятия».

В - экспертная оценка важности фактора.

у.а.рук г т г

2 (Д X В ) - сумма произведений факти-

у.а.рук у.а.рук

ческого использования фактора на его важность.

Расчет показателей эффективности использования факторов подгруппы «Трудовые ресурсы предприятия» в ходе исследования произведем при помощи формулы:

Ф = 2 (Е X В ),

тр.рес. 4 тр.рес тр.рес' ’

(5)

где Етр.рес - фактическое наличие фактора «трудовые ресурсы предприятия».

В - экспертная оценка важности представ-

тр.рес

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ленного фактора.

2 (Е X В ) - сумма произведений факти-

тр.рес тр.рес

ческого использования фактора на его важность.

Показатели эффективности использования факторов, входящих в подгруппу «Морально-психологический климат на предприятии», определим по формуле:

Ф = 2 (Ж X В ), (6)

мп.ст 4 мп.ст мп.ст'! 4 '

где Жмп.ст - фактическое наличие фактора внутренней среды.

В - экспертная оценка важности фактора

мп.ст

«морально-психологический климат на предприятии». 2 (Ж X В ) - сумма произведений факти-

мп.ст мп.ст

ческого использования фактора на его важность.

Расчет показателей эффективности использования факторов внешней среды из подгруппы «Рыночно-конъюнктурные факторы» осуществляется по формуле:

Ф = 2 (И X В ), (7)

рк. 4 р.к р.к' ! 4 '

где Ирк - фактическое наличие фактора «рыночноконъюнктурные факторы».

В

р.к

фактора.

экспертная оценка важности исследуемого

2 (Ирк X Врк) - сумма произведений фактического использования фактора на его важность.

Показатели эффективности использования факторов подгруппы «Хозяйственно-правовые и административные факторы» - определяющие фактические результаты деятельности региональных предприятий сферы услуг, устанавливаются с помощью формулы:

Ф = 2 (К X В ), (8)

хп.а 4 хп.а хп.а' ! 4 '

где Кхпа - фактическое наличие фактора внешней среды.

В - экспертная оценка важности фактора

хп.а

«хозяйственно-правовые и административные факторы».

2 (К X В ) - сумма произведений фактиче-

хп.а хп.а

ского использования фактора на его важность.

Наконец, показатели эффективности использования факторов, входящих в подгруппу «Экономикогеографическое положение предприятия», определим по формуле:

Ф, = 2 (Л X В ), (9)

эгп ' эгп эгп' ! ' '

где Л - фактическое наличие фактора внешней среды.

Взт - экспертная оценка важности фактора «экономико-географическое положение предприятия».

2 (Л X В ) - сумма произведений фактическо-

' эгп эгп' ^ т

го использования фактора на его важность.

Применение предложенной методики позволит в дальнейшем провести корреляционно-регрессионный анализ с участием показателей эффективности использования вышеназванных факторов и значений, отражающих уровень результативности региональных организаций непроизводственной сферы, выявить возможные зависимости и на их основе разработать рекомендации, ведущие к росту экономической эффективности и инвестиционной привлекательности исследованных хозяйствующих субъектов.

Благодарности. Статья опубликована в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Васин С. М., Синявин В. Ю. Специфика развития перспективной инвестиционной политики субъектов территориально-организованной экономической системы: монография Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2008. 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.