Научная статья на тему 'Формирование системы подготовки менеджеров для инновационной сферы региона'

Формирование системы подготовки менеджеров для инновационной сферы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы подготовки менеджеров для инновационной сферы региона»

УДК 330.341.1(470.12)

Светлана Викторовна Теребова

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА*

Устойчивое экономическое развитие любых хозяйственных систем в современных условиях невозможно без масштабного использования результатов научно-технической, инновационной деятельности для социальных, экономических и других целей.

Чтобы эти результаты были применены в производстве, необходима организация инновационных процессов. А это, в свою очередь, требует особой организации, мотивации, координации усилий многих людей и коллективов, комплексного ресурсного обеспечения инновационных процессов, протекающих на уровне предприятий, регионов, национальной экономики. Все это является важнейшей функциональной обязанностью современного инновационного менеджмента. Как отмечает Б. Твисс, эффективность самих нововведений в меньшей степени сказывается на темпах научно-технического прогресса, чем эффективность системы управления ими.

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 0б-02-04031а).

Система управления инновациями, инновационными процессами называется инновационным менеджментом. Это менеджмент современной стадии развития цивилизации, пост-индуст-риального общества, для которого характерна самоорганизация ради социального контроля, управления инновациями и изменениями человеческого знания в отличие от индустриального общества, базирующегося на взаимодействии машин и людей для производства продукции1.

Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (новые продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (производителями, продавцами, покупателями). В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-техни-ческого прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях2. Важнейшим признаком инновационного продукта выступает новизна его потребительских свойств. Субъектом управления может быть работник или группа работников, которые посредством различных приемов

С.В. ТЕРЕБОВА - аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН

1 Теория и механизм инноваций в рыночной экономике / Ю.В. Яковец, Н.В. Гапоненко, A.C. Кула-1ш I, В.И. Кушлин, В. А. Рааудовский, А.Н. Фолом ьев, Ханс Праат; Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Международный фонд Н.Д. Кондратьева, 1997. -183 с.

2 Инновационный менеджмент: Учебник для

вузов / С. Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С .Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ, 2001. -327 с.

и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное управление функционированием объекта управления.

Инновационной деятельностью необходимо управлять на всех этапах инновационного процесса. Это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, приводящую к вызреванию инновации от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространению при практическом использовании. Инновационный процесс охватывает многих участников и заинтересованные организации и может осуществляться в местных, региональных, государственных (федеральных) и межгосударственных границах. Все участники имеют свои цели и учреждают свои структуры для их достижения. На сегодняшний день особое значение приобретает управление инновационными процессами на уровне региона. Поскольку наряду с процессом глобализации в мире расширяется сближение и взаимодействие стран на уровне регионов, формируются крупные региональные интеграционные структуры, которые развиваются в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйствования. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский считают важнейшей задачей инновационного менеджмента в условиях глобализации экономики обеспечение научно-технологической безопасности3. Еще одной стратегической задачей инновационного менеджмента на уровне региона является поэтапный перевод хозяйственной системы на инновационный путь развития.

3 Макаров В.Л., Варшавский А.Е. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности. - М.: Наука, 2004. - 880 с.

Обычно выделяют два типа развития различных хозяйственных образований - интенсивный и экстенсивный. Первый представляет собох! способ экономического роста за счет применения более эффективных факторов (более высокая квалификация рабочей силы, новая техника и технология, лучшая мотивация и организация труда и т. д.), второй - за счет количественных факторов развития (привлечение дополнительных ресурсов, создание новых производств) прежнего научно -технического уровня. В отличие от интенсивного инновационный тип развития характеризуется не только преимущественным использованием инноваций, но и производимыми инновационными товарами и услугами. Переход региона на данный путь развития требует проведения анализа закономерностей развития инновационных процессов. Для этого необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений, -инновационные менеджеры. Они должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, им нужны инженерно-экономические знания. Инновационные менеджеры способствуют продвижению инновационного процесса, стараются прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления4. В связи с этим возрастает значение обучения.

В последние десятилетия развитые страны рассматривают образование как главный фактор социального и

4 Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. - 327 с.

экономического прогресса. Во второй половине XX века можно выделить минимум два критических периода в развитии образования 5:

1. В середине 60-х годов передовые страны пришли к заключению, что соревнование в экономической области сводится к соревнованию в области науки и техники, а последнее в значительной степени предопределяется подготовкой граждан в системе образования. Именно это обстоятельство послужило первопричиной проведения образовательных реформ в странах Запада и в Японии в 60 - 70-е гг.

2. Вторая волна повышенного внимания к проблемам образования возникла в начале 80-х годов, когда пришло отчетливое осознание того, что будущее развитие человечества не ограничивается лишь экономическим ростом, а определяется в большей мере уровнем культуры и интеллектуального развития человека. Эти тенденции продолжаются и сегодня.

Так, например, в США большое внимание уделяется подготовке кадров для управления в сфере инновационной деятельности. Интересен опыт одного из самых престижных американских университетов - Калифорнийского технологического6. В нем студентов специально обучают тому, как превратить свои идеи из абстрактных концепций в конкретные, реально функционирующие промышленные компании. Программа обучения включает: патентное право, деловое администри-

5 Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: ГО ИПК и ПРО, 2001.-176 с.

6 Арутюнов B.C., Стрекова Л.Н., Цыганов С.А. Роль высшей школы в развитии инновационных

процессов в России. Становление отечественной системы образования // Менеджмент в России и за рубежом. - №4. - 2004. - С. 60-69.

рование, управление человеческими ресурсами, юридические и финансовые вопросы функционирования промышленных компаний, умение работать с финансистами. Студенты принимают участие в специальных деловых играх, учатся составлять бизнес-планы.

В США (а также и в Европе) широко распространены коучинг-центры. Подобные специализированные центры занимаются консультированием и подготовкой специалистов как для инновационных компаний, так и для венчурных фондов.

Научно-технический потенциал вузов Германии - предмет особого внимания руководства земель и проводимой на этом уровне политики социально-экономического развития7. Так, с 1996 г. правительство земли Саара проводит программу, направленную на формирование кадрового потенциала инновационной деятельности. Программой предусматривается оказание помощи малым и средним предприятиям, которые трудоустраивают у себя выпускников университетов. В течение первого года работы молодого специалиста фирма получает государственную субсидию для компенсации расходов, связанных с его адаптацией.

Правительство Великобритании считает содействие развитию науки и инноваций своей стратегической целью. Одной из важных инициатив по созданию и продвижению инноваций была организация в 2001 г. Фонда инноваций высшей школы с финансированием в размере 140 млн. фунтов стерлингов на три года. Фонд рассматривается как источник финансирования «третьей задачи», стоящей перед универ-

7 Иванов В.В., Петров Б.И., Плетнев К.И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. - М.: СКАНРУС, 2001.-179 с.

ситетами, - осуществления инновационной деятельности. При этом первые две задачи университетов - это исследования и обучение.

Интерес представляет модель развития, связанная с формированием сети вузов на территории Уэльса, региона, переживающего реструктуризацию экономики. Для подъема местной экономики был выбран курс на привлечение в регион высокотехнологичных производств. Это потребовало создания на месте кадрового потенциала, соответствующего по уровню квалификации международным требованиям. Для этого была развита сеть вузов соответствующего профиля. На нужды профессионального обучения и трудоустройства в Уэльсе выделено в 1996 г. около 150 млн. фунтов стерлингов. В составлении учебных программ

принимают активное участие ведущие промышленные фирмы8.

Принятый во Франции в июле 1982 г. Закон об ориентации и программировании научных исследований и технологическом развитии предоставил научно-исследовательским учреждениям и вузам право создавать на долевых началах коммерческие предприятия для реализации результатов своих работ9.

В России к началу третьего тысячелетия уровень образования населения достиг рекордных отметок и формально является наиболее высоким в мире. По доле лиц с третичным образованием Россия превосходит все развитые страны (табл. 1), а по доле лиц с высшим и послевузовским образованием уступает только США, Норвегии и Нидерландам.

Таблица 1. Доля лиц с третичным образованием в численности населения в возрасте 25 - 64 лет в странах ОЭСР (2001 г.) и в России (2002 г.), %

Показатель Третичное образование, всего (уровни 5-6 МСКО) Уровень 5В МСКО Уровни 5А - 6 МСКО

Россия 54,0 33,5 20,6

Максимум ОЭСР 41,6 (Канада) 21,6 (Ирландия) 28,3 (США)

Медиана ОЭСР 24,1 9,0 14,8

Минимум ОЭСР 8,9 (Турция) 0,6 (Словакия) 6,6 (Португалия)

Примечание. В соответствии с принятой в 1997 г. Международной стандартной классификацией образования (МСКО), к третичному образованию относятся программы 5-го и 6-го уровней, при этом 5-й уровень подразделяется на программы типа 5В и 5А. По формальным характеристикам, согласованным с ЮНЕСКО, в России обучение в аспирантуре и докторантуре соответствует 6-му уровню программ МСКО, обучение в высших учебных заведениях по программам подготовки бакалавров, специалистов и магистров - уровню 5А, обучение в средних специальных учебных заведениях - программам уровня 5В.

Источник: На пути к обществу, основанному на знаниях: Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2004 // Общество и экономика. - 2004. - №11 - 12. - С. 83.

Тем не менее высокие количественные индикаторы третичного образования не реализуются пока в социально-экономических показателях, характеризующих уровень развития экономики и жизни российского населения. Доля страны на мировом рынке наукоемкой продукции составляет около 0,3%10. Ежегодное обновление основных фондов научно-технического комплекса не превышает 2 - 3%, материально-техническая база научных организаций стремительно стареет. Это свидетельствует,

наряду с другими факторами, о низком качестве образования. Так, формирование в некоторых областях (прежде всего в рамках специальности «Экономика и управление») практически нелимитиро-ванного предложения некачественных образовательных услуг и фактическая ликвидация альтернативных издержек

8 Там же.

9 Там же.

10 Леонтьев Л.И. О механизме формирования инновационной системы в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.viran.ru. / reports / usspe_ с_ 2003 / thesesofreports / t8.html

образования для студентов из-за непомерного развития заочного обучения и снижения требований к студентам деформирует рынок образовательных услуг. В результате снижается качество третичного образования, степень его соответствия современным требованиям.

О необходимости решения данной проблемы и подготовки высококлассных специалистов говорит и В.В. Путин: «Надо продолжать готовить кадры для государственной службы. Нам крайне не хватает подготовленных людей, умеющих работать сообразно мировым стандартам в сфере государственных и публичных услуг»11. Таким образом, формирование нового потенциала квалифицированных управленческих кадров становится одним из решающих факторов преодоления кризиса в

экономике России. Поэтому необходимо организовать «эффективную систему подготовки, переподготовки и последипломного обучения инновационных менеджеров как для государственных предприятий, так и для коммерческих структур и предпринимательского сектора экономики»12. В настоящее время эта модель «непрерывного образования» управленцев только начинает зарождаться. Рассмотрим, как могут быть сформированы соответствующие структуры подготовки инновационных менеджеров, на примере Вологодской области. Активизация инновационной деятельности в регионе требует комплексных усилий образовательных структур школьного, вузовского и послевузовского образования, научно-исследовательских и инновационных организаций (рисунок).

Схема подготовки инновационных менеджеров

Научно-образовательный центр

С

Школа

X

Вуз

X

Аспирантура

с

1

Молодежный научно-инновационный центр

—)

|*тт

С

X Инновационные Л Г <1 менеджеры 1 V

Финансовые средства (гранты, фонды и др.)

Создание инновационных бизнесов по приоритетным направлениям развития области

)

С

с

Бизнес-инкубатор

' і............

Высокотехнологичная конкурентоспособная продукция

Одной из эффективных форм интег- паний области являются такие структурации усилий высшей школы, научно- ры, как региональные научно-образоисследовательских организаций и ком- вательные центры (НОЦ). Это подтвер-

11 Из выступления В.В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров, 6 декабря 2002 г., Москва.

12 Одегов Ю., Русинов Ф., Петросян Д. Проблемы обучения россиян современному менеджменту// Российский экономический журнал. -1993. - №5. - С. 76.

ждается и отечественной практикой: функционирование научно-образовательного центра Ж.И. Алферова в Санкт-Петербурге13, опыт Новосибирского научного центра14 и ряда других. Б этой связи целесообразным представляется развитие в Вологодской области системы научно-образовательных центров 15, предусматривающее поэтапное формирование основных элементов образовательной цепочки, обеспечивающей преемственность образовательного процесса от низших форм к высшим. В качестве технологии организации НОЦ может рассматриваться технология, апробированная при создании на базе Вологодского НКЦ ЦЭМИ РАН Научно-образовательного центра по направлению «Экономика и информационные системы». Данную методологию целесообразно применять при формировании аналогичных интеграционных структур по ключевым отраслям экономики области (машиностроение, лесоперерабатывающий комплекс, строительство и т. п.).

Динамика численности школьников и студентов, обучающихся в НОЦ, организованном на базе ВНКЦ ЦЭМИ РАН, представлена в таблице 2.

Таблица 2. Численность обучающихся в Научнообразовательном центре г. Вологды

Показатель Учебный год

2002/03 О о о го 2004/05 2005/06 2006/07 (план) 2007/08 (план)

Численность

34 94 160 210 230 245

школьников

Численность

44 97 184 285 390 460

студентов

13 Интеграция образования и науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьир://ту\\7. аЬіїига. сот/тап/ес1ісаНоп_0/о205сіепсе.Мгп1.

14 Новосибирский научный центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 1Шр://Ч\'\УШ. sbras.nsc.ru/consult/rus/novosibirsk.htm.

15 О научно-образовательном центре [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vscc.ac.ru.

Цель создания НОЦ - обеспечение региональной экономики специалис-тами-профессионалами новой формации, способными к генерации знаний и идей и их быстрой трансформации в практическую плоскость.

Поддержка талантливых студентов и аспирантов в рамках НОЦ заключается в обеспечении условий для реализации их научного потенциала и закрепления в науке. Кроме того, функционирование НОЦ позволяет обеспечить хозяйственный комплекс Вологодской области высококвалифицированными активными специалистами, имеющими инновационно направленное мышление.

Подготовленные в НОЦ школьники поступают в вуз, по окончании которого лучшие из них приглашаются в аспирантуру, а затем в молодежный научно-инновационный центр (МНИЦ). Создание на территории региона МНИЦ - это еще одна форма организации подготовки инновационных менеджеров (в частности, путем оказания консалтинговых услуг). Данные центры, как и НОЦ, следует создавать по приоритетным для области направлениям науки. Целесообразность обозначенного подхода к формированию регионального молодежного научноинновационного центра подтверждается следующими доводами16.

Во-первых, ВНКЦ является научной организацией и может объективно представлять интересы власти, бизнеса, науки и образования. Это позволяет создать предпосылки для конструктивного диалога и формирования взаимовыгодного партнерства всех заинтересованных сторон.

“Императивы формирования инновационной

системы в стратегии развития Вологодской области: Заключительный отчет о НИР / ВНКЦ ЦЭМИ

РАН; рук. В.А. Ильин; исполн. К.А. Задумкин,

Е.А. Мелехина, С.В. Теребова. - Вологда, 2006. -216 с. - Инв. №02.02.007 01661.

Во-вторых, ВНКЦ активно сотрудничает с институтами РАН и другими организациями, непосредственно занимающимися разработкой современных технологий.

В-третьих, ВНКЦ с апреля 2005 г. является сертифицированным членом Российской сети трансфера (передачи) технологий (Russian Technology Transfer Network). Данная сеть предоставляет широкие возможности по поиску партнеров не только в России, но и за рубежом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подготовленные в МНИЦ высококвалифицированные кадры будут осуществлять реализацию инновационных проектов по приоритетным направлениям развития области. В рамках МНИЦ предполагается функционирование двух структурных подразделений: первое осуществляет поиск инновационных идей и проектов через Российскую сеть трансфера технологий и ее международные сегменты -Франко-Российскую и Британо-Российскую технологические сети, второе ищет финансовые средства, необходимые для реализации данной идеи или

проекта (всевозможные гранты, конкурсы, средства фондов и частных инвесторов). Дальнейшее «превращение» инновационной идеи в продукцию целесообразно проводить в стенах Вологодского ГУ «Бизнес-инкубатор». Итогом этой цепочки станут «выращенные» малые инновационные предприятия, выпускающие конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию.

Таким образом, создается еще один инструмент подготовки кадров для сферы управления инновационной деятельностью в регионе. На последующих этапах работы, на наш взгляд, на базе МНИЦ имеется реальная возможность формирования групп специалистов, ориентированных на целенаправленный поиск и поддержание инновационных проектов в рамках обозначенных в стратегии Вологодской области «коридоров развития» и кластеров (лесного, машиностроительного, строительного и др.). Основные ориентиры работы научно-инновационного центра на период до 2010 г. представлены в таблице 3.

Таблица 3. Целевые ориентиры работы молодежного научно-инновационного центра

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г.

База данных клиентов 250 - 500 500 - 750 750 -1000

Количество проведенных переговоров 125 -250 250 - 350 350 - 500

Количество инициированных инновационных проектов 5-7 7-10 15-20

Количество поддержанных малых предприятий 60 120 180

Примечание: По данным статистики, в 2005 г. на территории области было зарегистрировано более 6 тыс. малых предприятий. Приведенные в таблице значения соответствуют 1, 2 и з% от этого количества.

Опыт и технологии создания НОЦ и МНИЦ целесообразно использовать в качестве базовых при организации подобных структур по приоритетным для области направлениям деятельности (строительство, сельское хозяйство, энергетика, машиностроение, лесопереработка и др.).

Для динамичного развития регионального молодежного научно-инновационного центра необходима ин-

формационная и финансовая поддержка региональных органов власти и управления. Создание и развитие таких интеграционных структур, как НОЦ и МНИЦ, позволит выстроить крепкие связи в системе взаимоотношений «высшая школа - научно-исследовательские компании», а также сформировать эффективную систему подготовки высококлассных специалистов для управления инновационной деятельностью в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.