Научная статья на тему 'Формирование системы обеспечения качества профессиональной подготовки в вузе'

Формирование системы обеспечения качества профессиональной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА / ОЦЕНОЧНО-КРИТЕРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА / EVALUATION CRITERIA SYSTEM / INTRODUCTION OF THE QUALITY SYSTEM / PROFESSIONAL TRAINING / QUALITY MANAGEMENT / QUALITY PROVIDING / SYSTEM FOR PROVIDING QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучков Н. П.

В работе ставится и решается задача формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов в вузе. Раскрыты характерные особенности процесса обеспечения качества как составной части менеджмента качества и его связей с процессами управления и улучшения качества. Определена структура, основные функции и рабочие элементы системы обеспечения качества подготовки специалистов, построена теоретическая модель этой системы и ее оценочно-критериальный комплекс. Рассмотрены организационно-педагогические условия внедрения системы обеспечения качества в образовательную деятельность вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of System for Providing Quality of Professional Training in University

The problem of forming the system for providing quality of professional training of specialists in the university is set and solved in the paper. Typical features of the process of providing quality as a part of quality management and its links with the process of quality control and improvement are revealed. The structure, basic functions and working elements of the system for providing quality of specialists training is determined. Theoretical model of this system and its evaluation criteria complex are created. Organisational and pedagogical conditions of introducing the system of providing quality in teaching process of the university are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование системы обеспечения качества профессиональной подготовки в вузе»

Инженерная педагогика

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ Н. П. Пучков

Научно-методический совет ТГТУ Реферат препринта № 08

Ключевые слова и фразы: внедрение системы качества; менеджмент качества; обеспечение качества; оценочно-критериальная система; профессиональная подготовка; система обеспечения качества.

Аннотация: В работе ставится и решается задача формирования системы обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов в вузе. Раскрыты характерные особенности процесса обеспечения качества как составной части менеджмента качества и его связей с процессами управления и улучшения качества. Определена структура, основные функции и рабочие элементы системы обеспечения качества подготовки специалистов, построена теоретическая модель этой системы и ее оценочно-критериальный комплекс. Рассмотрены организационно-педагогические условия внедрения системы обеспечения качества в образовательную деятельность вуза.

Одним из эффективных путей решения проблемы обеспечения качества подготовки специалистов является использование в образовательном процессе принципов TQM (Всеобщего управления качеством). В связи с этим рассматриваются два ключевых вопроса адаптации методологии TQM в сфере образования, а именно: выбора содержания и последовательности действий (функций управления качеством), которые могут гарантировать качество предоставления вузом образовательных услуг, а также выбора способов осуществления такой деятельности (методов и инструментов обеспечения качества).

Учитывая многоаспектный характер категории «качество», многосубъект-ность образовательного процесса, проблема обеспечения качества подготовки специалистов решается на основе системного подхода; рассматривается процесс создания организационно-педагогической системы, которая при наличии информации о прогнозных показателях качества специалиста - выпускника вуза, и показателях качества абитуриента, зачисленного в вуз, формирует такое ресурсное обеспечение образовательного процесса и такое управление им, которые предотвращают проявление проблем несоответствия реальных показателей качества специалиста прогнозируемым.

В отличие от государственных образовательных стандартов (ГОС), которые определяют лишь минимальные требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, характеристики образовательного процесса, используемые в системе обеспечения качества, ориентируются на желаемый уровень услуг, предоставляемых вузом студентам. Главным индикатором обеспечения качества является степень удовлетворенности всех лиц, заинтересованных в результатах образовательного процесса: общества, работодателей, вуза и его выпускников.

Обеспечение качества подготовки специалистов рассматривается как единство прямого (управляемого) и сопряженного с ним управляющего процессов. Необходимость включения управляемого процесса в систему обеспечения качества обусловлено тем, что качество профессионального образования определяется результатом множества последовательно осуществляемых процессов, видов деятельности. Особенностью же управляющего процесса в системе обеспечения качества является то, что он непосредственно не связывает выход системы со входом, поэтому изменение в желаемом направлении основных процессов и видов деятельности, управление ими осуществляется прогностически на основе опыта подготовки специалистов, достижений педагогической науки и науки управления.

Система обеспечения качества подготовки специалистов рассмотрена с двух позиций, позволяющих иметь о ней целостное системное представление. Со структурной точки зрения система обеспечения качества представлена в виде четырех подсистем: «Общего руководства качеством», «Оперативного управления качеством», «Ресурсного обеспечения качества» и «Результаты обеспечения качества», включающих в себя соответствующие функции. В работе раскрыта содержательная сторона некоторых управленческих функций, имеющих наибольшее значение для обеспечения качества.

На основе же микроскопического представления, сформирована концептуальная модель системы обеспечения качества, включающая в себя четыре обобщенных элемента: организационные структуры, ресурсы, процессы и процедуры.

Существенное внимание в работе уделено используемым в системе обеспечения качества оценочно-критериальным комплексам. Разработка и обоснование таких комплексов, их реализация в процессе функционирования образовательной системы вуза позволяют представить профессиональную подготовку как процесс, обладающий механизмами диагностики, корректировки и контроля его реального состояния, а также оценки ответственности за возможные последствия.

При моделировании критериальной системы оценки качества наиболее целесообразным явилось рассмотрение различных уровней организации и функционирования образовательного процесса, таких, которые обеспечивают всеобъемлющие подходы к оценке качества подготовки специалистов по всему спектру составляющих качеств образования (качество процессов, качество результатов, качество текущего функционирования, качество развития образовательной системы и др.). Критериальный аппарат, соответствующий каждому из выделенных уровней организации образовательного процесса, строится таким образом, когда достижение всеми его показателями заданных значений гарантирует требуемое качество подготовки специалистов.

В целом, в работе проанализированы основные аспекты внедрения систем обеспечения качества, а именно: рассмотрены основные функции системы обеспечения качества в общей структуре менеджмента качества; изложены требования к модели системы обеспечения качества, опосредованные совокупностью факторов, влияющих на качество подготовки специалистов; определены основные объекты качества в системе профессиональной подготовки специалистов и роль различных субъектов системы высшего профессионального образования в обеспечении качества подготовки специалистов; предложен подход к формированию модели системы обеспечения качества подготовки специалистов, функциональная часть которой описана как в соответствии со структурой объектов качества, так и в плане отображения процесса деятельности по обеспечению качества; сформулированы условия моделирования критериальной системы оценки качества подготовки специалистов, критерии и показатели такой оценки, а также организационно-педагогические условия внедрения системы обеспечения качества в вузе.

Данное исследование может оказаться полезным администрации учебных заведений и их структурных подразделений, отдельным преподавателям в решении вопросов обеспечения качества подготовки выпускников вуза.

Formation of System for Providing Quality of Professional Training in University

N.P. Puchkov

Scientific Methodological Board of TSTU

Key words and phrases: evaluation criteria system; introduction of the quality system; professional training; quality management; quality providing; system for providing quality.

Abstract: The problem of forming the system for providing quality of professional training of specialists in the university is set and solved in the paper. Typical features of the process of providing quality as a part of quality management and its links with the process of quality control and improvement are revealed. The structure, basic functions and working elements of the system for providing quality of specialists training is determined. Theoretical model of this system and its evaluation criteria complex are created. Organisational and pedagogical conditions of introducing the system of providing quality in teaching process of the university are considered.

Formierung des Systems der Qualitatsversorgung von der Berufsvorbereitung in der Hochschule

Zusammenfassung: In der Arbeit wird die Aufgabe der Formierung des Systems der Qualitatsversorgung von der Berufsvorbereitung der Fachleute in der Hochschule gestellt und gelost. Es sind die charakteristischen Besonderheiten des Prozesses der Qu-alitatsversorgung als Bestandteil des Qualitatsmanagements und seiner Verbindungen mit den Prozessen der Steuerung und der Verbesserung der Qualitat gezeigt. Es ist die Struktur, die Hauptfunktionen und die Aibeitselemente des Systems der Qualitatsver-sorgung der Vorbereitung der Fachleute bestimmt. Es ist das theoretische Modell dieses Systems und sein schatzend-kriteriale Komplex ausgearbeitet. Es sind die organisationspadagogischen Bedingungen der Einfuhrung des Systems der

Qualitatsversorgung in der Ausbildungstatigkeit der Hochschule betrachtet.

Formation du systeme de l’assurance de la qualite dans un etablissement de l’enseignement superieur

Resume: Dans Particle on pose et l’on resout le probleme de la realisation du systeme de l’assurance de la qualite de la formation des specialistes dans un etablissement de l’enseignement superieur. On montre les traits particuliers du processus de l’assurance de la qualite comme une partie integrante du management de la qualite et de ses liens avec les processus de la gestion et de l’amelioration de la qualite. On definit le structure et les elements de travail du systeme de l’assurance de la qualite de la formation des specialistes. On construit le modele theorique de ce systeme et son complexe de revaluation et des criteres. On examine les conditions pedagogiques et organisation-nelles de l’implantation du systeme de l’assurance de la qualite dans l’activite forma-trice de l’etablissement de l’enseignement superieur.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.