/ пп
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ
□□
Формирование системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций
Н.Е. ЗОРЯ,
к.э.н., зам. генерального директора РСС
Т.А. КУЗОВКОВА,
д.э.н., профессор МТУСИ
Получение полноценной информации, доступной для использования на государственном, отраслевом, корпоративном и региональном уровнях, возможно только на основе организации системы мониторинга состояния и развития рынка инфокоммуникаций, эффективности экономической деятельности его участников, уровня инфокоммуника-ционного развития в национальном, региональном и международном масштабах. Система мониторинга инфокоммуникаций предназначена не только для оценки состояния и координации процессов развития инфокоммуникаций, но и принятия управленческих решений по внедрению более качественных и технологичных инфокоммуникационных услуг, технологий и приложений к ним на национальном и региональном пространствах.
Мониторинг за состоянием и развитием объектов и процессов является одним из современных подходов к совершенствованию методов управления. Мониторинг (от англ. monitoring и лат. monitor - наблюдение) представляет собой систему постоянного наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния какого-либо природного, социального, экономического и т.д. объекта. Основополагающее значение при формировании мониторинга в сфере инфокоммуникаций играет раскрытие
В статье излагаются научные основы организации мониторинга, его компонентов и предметной области мониторинговой деятельности в сфере инфокоммуникаций. Формирование системы мониторинга конкретного объекта, вида деятельности или сегмента рынка предполагает решение целого ряда организационно-методических задач, включая обоснование цели, задач, принципов и механизма организации мониторинга и разработку аналитико-прогнозного инструментария его компонентов.
его сущности с учетом специфики данной области деятельности и роли в создании информационного общества, обоснование составных частей системы мониторинга как в организационном, так и методологическом планах.
Проведение мониторинга имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении экономической деятельностью, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую политику, а полученные результаты становятся элементом управления, выполняя функцию обратной связи [1]. Организация мониторинга преследует реализацию определенных целей (рис. 1).
Основные функции мониторинга состоят в наблюдении, оценке состояния, диагностике и предупреждении нежелательных отклонений системы от траектории, заданной блоком управления, а также в оценке потенциальных возможностей и прогнозировании будущего состояния системы с а
Ключевые слова:
мониторинг,
^ мониторинг в сфере инфокоммуникаций
шА
сс >
РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВВ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
выработкой управляющих воздействий по достижению цели и эффективных путей развития.
Развитие функций, методов и форм мониторинга, обусловленное усложнением социально-экономических и организационно-технических отношений, формированием информационного общества, основанного на знаниях, ИКТ и сетевых производствах, стирающих национальные границы экономики, ведет к расширению сущностного аппарата и масштабов объекта мониторинга [1, 2,4].
Разработанные научные и практические положения мониторинга в сфере инфокоммуникаций касаются вопросов построения отдельных его фрагментов: эффективности деятельности в почтовой связи [5], регионального развития электросвязи [3], сетей связи и Интернета [6, 7].
Решение стоящих перед отраслью инфокоммуни-каций задач по достижению равновесия между спросом и предложением, повышению эффективности использования производственных ресурсов и затрат, увеличению рыночного потенциала отрасли и входящих в ее состав хозяйствующих субъектов, основано на применении мониторинговой технологии управления. Мониторинг инфокоммуникаций должен охватывать самые разнообразные аспекты деятельности участников отраслевого рынка.
В качестве предметной области мониторинга инфокоммуникаций могут выступать различные области деятельности организаций отрасли и участников рынка. Например, производственно-техническая и экономическая деятельность, рыночная среда. В первом случае мониторинг охватывает параметры технического состояния и уровня использования оборудования и сетей связи, транспортных средств, трафика, во втором - показатели эффективности деятельности и финансового состояния, резервы производства, в третьем - структуру сегментов рынка, степень конкуренции на рынке и конкурентоспособности.
Различные виды мониторинга основываются на разных системах показателей, методах исследования, учета и обработки данных, которые характеризуют технические, экономические, финансовые, рыночные параметры и характеристики развития. Подбор таких показателей необходимо проводить в рамках определенного вида мониторинга. Так, сбор данных и расчет показателей результативности экономической деятельности является начальным звеном в
схеме: мониторинг - анализ - выработка (корректировка) экономической и финансовой политики - достижение желаемой динамики развития экономики отрасли.
С учетом вышеизложенного можно выделить ряд приоритетных предметных областей или компонентов мониторинга в сфере инфокоммуникаций: рынок услуг, развитие инфокоммуникаций, использование производственного потенциала, экономические и финансовые результаты и эффективность деятельности организаций с филиальной сетью (рис. 2).
Мониторинг рынка услуг включает в себя не только анализ спроса пользователей услуг и степени конкуренции на рынке, но и оценку конкурентоспособности всех участников рынка и оказываемых услуг. В ходе мониторинга развития инфокоммуникаций дается оценка развития инфраструктуры инфокоммуникаций в пространственно-технологическом масштабе и ее соответствия потребностям регионов и информационного общества, а также рейтинговая оценка уровня инфоком-муникационного развития страны, региона.
Мониторинг использования производственного потенциала охватывает вопросы комплексного анализа использования трудовых ресурсов, материальных и инвестиционных затрат, установления нормативов и потенциала более эффективного использования производственных ресурсов в целях выявления и реализации резервов производства. Мониторинг финансовых результатов деятельности дает возможность формировать эффективную финансовую политику на основе анализа коэффициентов финансового состояния, сопоставления их с критериями и выявления резервов повышения платежеспособности и финансовой устойчивости.
Для мониторинга эффективности деятельности организаций с филиальной сетью основными задачами являются анализ единичных показателей
КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ
••• п :::: □□□ □□□ □□ □
РЕГУЛИРОВАНИЕ
эффективности деятельности филиалов организации, комплексная оценка ее деятельности, выявление резервов производства, установление нормативов и потенциала развития филиалов и организации в целом, реализация которых способствует общему росту эффективности.
В рамках мониторинга инфоком-муникаций несколько компонентов могут быть объединены в группу, характеризующую экономические аспекты деятельности хозяйствующих субъектов - экономический мониторинг инфокоммуникаций, который опирается на систему частных, обобщающих и интегральных показателей эффективности производственной и финансовой деятельности. Методика построения последних должна обеспечивать комплексную характеристику социально-экономических процессов производства и потребления инфокоммуникацион-ных услуг с учетом внешних и внутренних факторов, результативность деятельности организаций на различных уровнях управления (филиал, регион, страна) и определить резервы повышения эффективности работы организаций инфокоммуникаций.
Важнейшими задачами экономического мониторинга инфокоммуникаций (рис. 3) являются:
=> оценка достигнутого уровня и динамики показателей деятельности, выбранных в качестве индивидуальных или групповых индикаторов для характеристики результатов работы организаций и их филиальной сети;
=> выявление влияющих факторов внешней и внутренней среды;
=> установление нормативных (потенциальных) значений показателей эффективности деятельности филиалов;
=> разработка рекомендаций по устранению негативных социально-экономических тенденций и закреплению позитивных результатов деятельности организаций на рынке инфокоммуникационных услуг. Реализация системы мониторинга в масштабах отрасли инфокоммуникаций [4] позволит органам управления и регулирования иметь оперативную информацию об экономическом состоянии подведомственных организаций по широкому перечню показателей и ключевых индикаторов и вырабатывать адекватные управленческие решения по более эффективному использованию
производственного и рыночного потенциала компаний и отрасли в целом.
Актуальность данной тематики подтверждается необходимостью формирования научных и прикладных знаний мониторинга инфокоммуникаций у бакалавров и магистров вузов связи и информатики, соответствующих требованиям новых стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования. ■
Литература
1. Ван дер Верф Д., Ронге Ф. Мониторинг в России. М.: Наука, 1998. 187 с.
2. Васильев В.В., Салютина Т.Ю. Мониторинг информатизации: показатели, методология оценки и прогнозирования. М.: Изд-во «Палеотип», 2005. 160 с.
3. Голубицкая Е.А., Вострикова О.А. Региональная оценка уровня развития телекоммуникационного сектора России // Вестник связи Мегпайопа!. 2004. № 2. С. 13-15.
4. Зоря Н.Е., Кузовкова Т.А., Мухитдинов Н.Н. Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития Регионального содружества в области связи: Монография. М.: ГУУ, 2010. 191 с.
5. Кузовкова Т.А., Устинова Ю.В., Никольская Н.В., Кускова И.Г. Экономический мониторинг в связи. М.: ЦНТИ «Информсвязь», 2001. 84 с.
6. Самсонов М.Ю. и др. Мониторинг российского сегмента сети Интернет в рамках ФЦП «Электронная России» // Электросвязь. 2003. № 4.
7. Уилсон Э. Мониторинг и анализ сетей. Методы выявления неисправностей. М.: «Лори», 2002. 350 с.