Научная статья на тему 'Формирование системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций'

Формирование системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / МОНИТОРИНГ В СФЕРЕ ИНФОКОММУНИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зоря Н. Е., Кузовкова Т. А.

Получение полноценной информации, доступной для использования на государственном, отраслевом, корпоративном и региональном уровнях, возможно только на основе организации системы мониторинга состояния и развития рынка инфокоммуникаций, эффективности экономической деятельности его участников, уровня инфокоммуникационного развития в национальном, региональном и международном масштабах. Система мониторинга инфокоммуникаций предназначена не только для оценки состояния и координации процессов развития инфокоммуникаций, но и принятия управленческих решений по внедрению более качественных и технологичных инфокоммуникационных услуг, технологий и приложений к ним на национальном и региональном пространствах. Мониторинг за состоянием и развитием объектов и процессов является одним из современных подходов к совершенствованию методов управления. Мониторинг (от англ. monitoring и лат. monitor наблюдение) представляет собой систему постоянного наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния какого-либо природного, социального, экономического и т.д. объекта. Основополагающее значение при формировании мониторинга в сфере инфокоммуникаций играет раскрытие его сущности с учетом специфики данной области деятельности и роли в создании информационного общества, обоснование составных частей системы мониторинга как в организационном, так и методологическом планах. Проведение мониторинга имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении экономической деятельностью, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую политику, а полученные результаты становятся элементом управления, выполняя функцию обратной связи [1]. Организация мониторинга преследует реализацию определенных целей (рис. 1). Основные функции мониторинга состоят в наблюдении, оценке состояния, диагностике и предупреждении нежелательных отклонений системы от траектории, заданной блоком управления, а также в оценке потенциальных возможностей и прогнозировании будущего состояния системы с выработкой управляющих воздействий по достижению цели и эффективных путей развития. Развитие функций, методов и форм мониторинга, обусловленное усложнением социально-экономических и организационно-технических отношений, формированием информационного общества, основанного на знаниях, ИКТ и сетевых производствах, стирающих национальные границы экономики, ведет к расширению сущностного аппарата и масштабов объекта мониторинга [1, 2, 4]. Разработанные научные и практические положения мониторинга в сфере инфокоммуникаций касаются вопросов построения отдельных его фрагментов: эффективности деятельности в почтовой связи [5], регионального развития электросвязи [3], сетей связи и Интернета [6, 7]. Решение стоящих перед отраслью инфокоммуникаций задач по достижению равновесия между спросом и предложением, повышению эффективности использования производственных ресурсов и затрат, увеличению рыночного потенциала отрасли и входящих в ее состав хозяйствующих субъектов, основано на применении мониторинговой технологии управления. Мониторинг инфокоммуникаций должен охватывать самые разнообразные аспекты деятельности участников отраслевого рынка. В качестве предметной области мониторинга инфокоммуникаций могут выступать различные области деятельности организаций отрасли и участников рынка. Например, производственно-техническая и экономическая деятельность, рыночная среда. В первом случае мониторинг охватывает параметры технического состояния и уровня использования оборудования и сетей связи, транспортных средств, трафика, во втором показатели эффективности деятельности и финансового состояния, резервы производства, в третьем структуру сегментов рынка, степень конкуренции на рынке и конкурентоспособности. Различные виды мониторинга основываются на разных системах показателей, методах исследования, учета и обработки данных, которые характеризуют технические, экономические, финансовые, рыночные параметры и характеристики развития. Подбор таких показателей необходимо проводить в рамках определенного вида мониторинга. Так, сбор данных и расчет показателей результативности экономической деятельности является начальным звеном в схеме: мониторинг анализ выработка (корректировка) экономической и финансовой политики достижение желаемой динамики развития экономики отрасли. С учетом вышеизложенного можно выделить ряд приоритетных предметных областей или компонентов мониторинга в сфере инфокоммуникаций: рынок услуг, развитие инфокоммуникаций, использование производственного потенциала, экономические и финансовые результаты и эффективность деятельности организаций с филиальной сетью (рис. 2). Мониторинг рынка услуг включает в себя не только анализ спроса пользователей услуг и степени конкуренции на рынке, но и оценку конкурентоспособности всех участников рынка и оказываемых услуг. В ходе мониторинга развития инфокоммуникаций дается оценка развития инфраструктуры инфокоммуникаций в пространственно-технологическом масштабе и ее соответствия потребностям регионов и информационного общества, а также рейтинговая оценка уровня инфокоммуникационного развития страны, региона. Мониторинг использования производственного потенциала охватывает вопросы комплексного анализа использования трудовых ресурсов, материальных и инвестиционных затрат, установления нормативов и потенциала более эффективного использования производственных ресурсов в целях выявления и реализации резервов производства. Мониторинг финансовых результатов деятельности дает возможность формировать эффективную финансовую политику на основе анализа коэффициентов финансового состояния, сопоставления их с критериями и выявления резервов повышения платежеспособности и финансовой устойчивости. Для мониторинга эффективности деятельности организаций с филиальной сетью основными задачами являются анализ единичных показателей эффективности деятельности филиалов организации, комплексная оценка ее деятельности, выявление резервов производства, установление нормативов и потенциала развития филиалов и организации в целом, реализация которых способствует общему росту эффективности. В рамках мониторинга инфокоммуникаций несколько компонентов могут быть объединены в группу, характеризующую экономические аспекты деятельности хозяйствующих субъектов экономический мониторинг инфокоммуникаций, который опирается на систему частных, обобщающих и интегральных показателей эффективности производственной и финансовой деятельности. Методика построения последних должна обеспечивать комплексную характеристику социально-экономических процессов производства и потребления инфокоммуникационных услуг с учетом внешних и внутренних факторов, результативность деятельности организаций на различных уровнях управления (филиал, регион, страна) и определить резервы повышения эффективности работы организаций инфокоммуникаций. Важнейшими задачами экономического мониторинга инфокоммуникаций (рис. 3) являются: ? оценка достигнутого уровня и динамики показателей деятельности, выбранных в качестве индивидуальных или групповых индикаторов для характеристики результатов работы организаций и их филиальной сети; ? выявление влияющих факторов внешней и внутренней среды; ? установление нормативных (потенциальных) значений показателей эффективности деятельности филиалов; ? разработка рекомендаций по устранению негативных социально-экономических тенденций и закреплению позитивных результатов деятельности организаций на рынке инфокоммуникационных услуг. Реализация системы мониторинга в масштабах отрасли инфокоммуникаций [4] позволит органам управления и регулирования иметь оперативную информацию об экономическом состоянии подведомственных организаций по широкому перечню показателей и ключевых индикаторов и вырабатывать адекватные управленческие решения по более эффективному использованию производственного и рыночного потенциала компаний и отрасли в целом. Актуальность данной тематики подтверждается необходимостью формирования научных и прикладных знаний мониторинга инфокоммуникаций у бакалавров и магистров вузов связи и информатики, соответствующих требованиям новых стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций»

/ пп

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ

□□

Формирование системы мониторинга в сфере инфокоммуникаций

Н.Е. ЗОРЯ,

к.э.н., зам. генерального директора РСС

Т.А. КУЗОВКОВА,

д.э.н., профессор МТУСИ

Получение полноценной информации, доступной для использования на государственном, отраслевом, корпоративном и региональном уровнях, возможно только на основе организации системы мониторинга состояния и развития рынка инфокоммуникаций, эффективности экономической деятельности его участников, уровня инфокоммуника-ционного развития в национальном, региональном и международном масштабах. Система мониторинга инфокоммуникаций предназначена не только для оценки состояния и координации процессов развития инфокоммуникаций, но и принятия управленческих решений по внедрению более качественных и технологичных инфокоммуникационных услуг, технологий и приложений к ним на национальном и региональном пространствах.

Мониторинг за состоянием и развитием объектов и процессов является одним из современных подходов к совершенствованию методов управления. Мониторинг (от англ. monitoring и лат. monitor - наблюдение) представляет собой систему постоянного наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния какого-либо природного, социального, экономического и т.д. объекта. Основополагающее значение при формировании мониторинга в сфере инфокоммуникаций играет раскрытие

В статье излагаются научные основы организации мониторинга, его компонентов и предметной области мониторинговой деятельности в сфере инфокоммуникаций. Формирование системы мониторинга конкретного объекта, вида деятельности или сегмента рынка предполагает решение целого ряда организационно-методических задач, включая обоснование цели, задач, принципов и механизма организации мониторинга и разработку аналитико-прогнозного инструментария его компонентов.

его сущности с учетом специфики данной области деятельности и роли в создании информационного общества, обоснование составных частей системы мониторинга как в организационном, так и методологическом планах.

Проведение мониторинга имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении экономической деятельностью, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую политику, а полученные результаты становятся элементом управления, выполняя функцию обратной связи [1]. Организация мониторинга преследует реализацию определенных целей (рис. 1).

Основные функции мониторинга состоят в наблюдении, оценке состояния, диагностике и предупреждении нежелательных отклонений системы от траектории, заданной блоком управления, а также в оценке потенциальных возможностей и прогнозировании будущего состояния системы с а

Ключевые слова:

мониторинг,

^ мониторинг в сфере инфокоммуникаций

шА

сс >

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВВ КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

выработкой управляющих воздействий по достижению цели и эффективных путей развития.

Развитие функций, методов и форм мониторинга, обусловленное усложнением социально-экономических и организационно-технических отношений, формированием информационного общества, основанного на знаниях, ИКТ и сетевых производствах, стирающих национальные границы экономики, ведет к расширению сущностного аппарата и масштабов объекта мониторинга [1, 2,4].

Разработанные научные и практические положения мониторинга в сфере инфокоммуникаций касаются вопросов построения отдельных его фрагментов: эффективности деятельности в почтовой связи [5], регионального развития электросвязи [3], сетей связи и Интернета [6, 7].

Решение стоящих перед отраслью инфокоммуни-каций задач по достижению равновесия между спросом и предложением, повышению эффективности использования производственных ресурсов и затрат, увеличению рыночного потенциала отрасли и входящих в ее состав хозяйствующих субъектов, основано на применении мониторинговой технологии управления. Мониторинг инфокоммуникаций должен охватывать самые разнообразные аспекты деятельности участников отраслевого рынка.

В качестве предметной области мониторинга инфокоммуникаций могут выступать различные области деятельности организаций отрасли и участников рынка. Например, производственно-техническая и экономическая деятельность, рыночная среда. В первом случае мониторинг охватывает параметры технического состояния и уровня использования оборудования и сетей связи, транспортных средств, трафика, во втором - показатели эффективности деятельности и финансового состояния, резервы производства, в третьем - структуру сегментов рынка, степень конкуренции на рынке и конкурентоспособности.

Различные виды мониторинга основываются на разных системах показателей, методах исследования, учета и обработки данных, которые характеризуют технические, экономические, финансовые, рыночные параметры и характеристики развития. Подбор таких показателей необходимо проводить в рамках определенного вида мониторинга. Так, сбор данных и расчет показателей результативности экономической деятельности является начальным звеном в

схеме: мониторинг - анализ - выработка (корректировка) экономической и финансовой политики - достижение желаемой динамики развития экономики отрасли.

С учетом вышеизложенного можно выделить ряд приоритетных предметных областей или компонентов мониторинга в сфере инфокоммуникаций: рынок услуг, развитие инфокоммуникаций, использование производственного потенциала, экономические и финансовые результаты и эффективность деятельности организаций с филиальной сетью (рис. 2).

Мониторинг рынка услуг включает в себя не только анализ спроса пользователей услуг и степени конкуренции на рынке, но и оценку конкурентоспособности всех участников рынка и оказываемых услуг. В ходе мониторинга развития инфокоммуникаций дается оценка развития инфраструктуры инфокоммуникаций в пространственно-технологическом масштабе и ее соответствия потребностям регионов и информационного общества, а также рейтинговая оценка уровня инфоком-муникационного развития страны, региона.

Мониторинг использования производственного потенциала охватывает вопросы комплексного анализа использования трудовых ресурсов, материальных и инвестиционных затрат, установления нормативов и потенциала более эффективного использования производственных ресурсов в целях выявления и реализации резервов производства. Мониторинг финансовых результатов деятельности дает возможность формировать эффективную финансовую политику на основе анализа коэффициентов финансового состояния, сопоставления их с критериями и выявления резервов повышения платежеспособности и финансовой устойчивости.

Для мониторинга эффективности деятельности организаций с филиальной сетью основными задачами являются анализ единичных показателей

КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ

••• п :::: □□□ □□□ □□ □

РЕГУЛИРОВАНИЕ

эффективности деятельности филиалов организации, комплексная оценка ее деятельности, выявление резервов производства, установление нормативов и потенциала развития филиалов и организации в целом, реализация которых способствует общему росту эффективности.

В рамках мониторинга инфоком-муникаций несколько компонентов могут быть объединены в группу, характеризующую экономические аспекты деятельности хозяйствующих субъектов - экономический мониторинг инфокоммуникаций, который опирается на систему частных, обобщающих и интегральных показателей эффективности производственной и финансовой деятельности. Методика построения последних должна обеспечивать комплексную характеристику социально-экономических процессов производства и потребления инфокоммуникацион-ных услуг с учетом внешних и внутренних факторов, результативность деятельности организаций на различных уровнях управления (филиал, регион, страна) и определить резервы повышения эффективности работы организаций инфокоммуникаций.

Важнейшими задачами экономического мониторинга инфокоммуникаций (рис. 3) являются:

=> оценка достигнутого уровня и динамики показателей деятельности, выбранных в качестве индивидуальных или групповых индикаторов для характеристики результатов работы организаций и их филиальной сети;

=> выявление влияющих факторов внешней и внутренней среды;

=> установление нормативных (потенциальных) значений показателей эффективности деятельности филиалов;

=> разработка рекомендаций по устранению негативных социально-экономических тенденций и закреплению позитивных результатов деятельности организаций на рынке инфокоммуникационных услуг. Реализация системы мониторинга в масштабах отрасли инфокоммуникаций [4] позволит органам управления и регулирования иметь оперативную информацию об экономическом состоянии подведомственных организаций по широкому перечню показателей и ключевых индикаторов и вырабатывать адекватные управленческие решения по более эффективному использованию

производственного и рыночного потенциала компаний и отрасли в целом.

Актуальность данной тематики подтверждается необходимостью формирования научных и прикладных знаний мониторинга инфокоммуникаций у бакалавров и магистров вузов связи и информатики, соответствующих требованиям новых стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования. ■

Литература

1. Ван дер Верф Д., Ронге Ф. Мониторинг в России. М.: Наука, 1998. 187 с.

2. Васильев В.В., Салютина Т.Ю. Мониторинг информатизации: показатели, методология оценки и прогнозирования. М.: Изд-во «Палеотип», 2005. 160 с.

3. Голубицкая Е.А., Вострикова О.А. Региональная оценка уровня развития телекоммуникационного сектора России // Вестник связи Мегпайопа!. 2004. № 2. С. 13-15.

4. Зоря Н.Е., Кузовкова Т.А., Мухитдинов Н.Н. Региональный мониторинг инфокоммуникационного развития Регионального содружества в области связи: Монография. М.: ГУУ, 2010. 191 с.

5. Кузовкова Т.А., Устинова Ю.В., Никольская Н.В., Кускова И.Г. Экономический мониторинг в связи. М.: ЦНТИ «Информсвязь», 2001. 84 с.

6. Самсонов М.Ю. и др. Мониторинг российского сегмента сети Интернет в рамках ФЦП «Электронная России» // Электросвязь. 2003. № 4.

7. Уилсон Э. Мониторинг и анализ сетей. Методы выявления неисправностей. М.: «Лори», 2002. 350 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.