Научная статья на тему 'Формирование системы межличностных отношений студентов'

Формирование системы межличностных отношений студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3294
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межличностные отношения / система межличностных отношений / студенческий коллектив / сотрудничество / соперничество / учебное сотрудничество / культура общения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева Г. А.

В статье рассматриваются виды межличностных отношений в студенческом коллективе: сотрудничество соперничество особенности учебного сотрудничества культура общения субъектов образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article outlines types of interpersonal relations in student groups: cooperation / rivalry, cooperation in training and education as well as communication culture of those involved in the educational process.

Текст научной работы на тему «Формирование системы межличностных отношений студентов»

Г. А. Михеев а

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Работа представлена кафедрой педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. В. Лезина

В статье рассматриваются виды межличностных отношений в студенческом коллективе: сотрудничество - соперничество; особенности учебного сотрудничества; культура общения субъектов образовательного процесса.

The article outlines types of interpersonal relations in student groups: cooperation / rivalry, cooperation in training and education as well as communication culture of those involved in the educational process.

Профессиональная деятельность молодого специалиста в условиях глобального информационного общества, рыночной экономики имеет ярко выраженную коммуникативную природу: в ней предельно значимы вопросы общения, взаимопонимания, сотрудничества, владения лингвокультур-ными концептами, коммуникативной рефлексией, диалога между людьми - всего того, что составляет культуру общения.

В процессе межличностной коммуникации предполагается соблюдение норм и правил культуры общения, но рассматривать ее как неизменное, статичное явление нельзя, она меняется в зависимости от противоречий социального и нравственного прогресса общества, детерминированного естественными отношениями, общечеловеческими нормами и ценностями. Именно общечеловеческое начало составляет основу культуры общения в силу того, что этикетные формы в коммуникации складывались веками, вбирали в себя общечеловеческий опыт. Общечеловеческое содержание этикета представляет ту основу, которая непосредственно связана с гуманистической культурой общения, учетом географических и этнических особенностей.

Общение как процесс характеризуют: совокупная, кооперативная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения, взаимопонимание. В процессе общения каждый человек постоянно оказывается в роли объекта и субъекта. Как субъект, он познает других участников общения, проявляет к ним интерес, а может быть, безразличие или неприязнь. Одновременно он оказывается объектом познания для всех, с кем общается. Он оказывается объектом, которому участники общения адресуют свои чувства, на который стараются повлиять. Такое пребывание каждого участника общения одновременно в роли объекта и субъекта характерно для любого вида непосредственного общения людей.

Пребывая в положении объекта (субъекта) общения, люди отличаются друг от друга характером выполнения ими роли. Во-первых, «выполнение» может быть более или менее осознаваемым. В качестве объекта человек может являть другим людям свою физическую наружность, выразительное поведение, не задумываясь над тем, какой отклик он вызывает в тех, с кем общается. Но он может пытаться определять, какое впечатление вызывает в окружающих

на всем протяжении общения с ними или в какой-то отдельный момент, целеустремленно делать все от него зависящее, чтобы сформировать у других о себе то впечатление, которое он хотел бы, чтобы у них было. Во-вторых, различаясь по степени сложности их личностной структуры, характеризующей индивидуальное своеобразие, люди представляют неодинаковые возможности для успешного взаимодействия с ними. В то же время, будучи субъектами общения, люди отличаются друг от друга присущей каждому из них способностью проникать в своеобразие другой личности, определять свое отношение к ней, выбирать отвечающие целям осуществляемого ими общения способы воздействия на эту личность.

Общение студентов представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, интеграции, с одной стороны, к борьбе, дифференциации -с другой. Такой вид общения объединяет большое количество людей, однако он быстро консервируется в своих внутренних и внешних связях. Успешно решив одну задачу, педагоги не в состоянии перестроиться для решения другой задачи без определенной ломки. Сообщество начинает работать

в режиме самосохранения и воспроизводить 1

старые отношения .

Внутригрупповые взаимоотношения Ш. Бюлер характеризует так: 1) взаимоотношение и взаимовлияние между членами группы, без чего она не существует; 2) известная определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды; 3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных; 4) определенная общая цель, деятельность и организация; 5) существование у членов группы чувства «мы», единства группы; 6) сплоченность, чья степень зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой -от интереса, вызванного деятельностью в группе. На наш взгляд, именно Ш. Бюлер

описывает особенности малой группы наи-« 2

более полно и целостно .

Долгое время отношения студентов определялись предметной деятельностью, тогда как социальный контекст этой деятельности, система личных отношений оказы-

3

вались вне поля зрения научного анализа . Современная система образования, ориентированная на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности, не всегда на практике отвечает данной цели. Большинство педагогических исследований было посвящено изучению деловых отношений, организационной структуры студенческого коллектива, воспитанию актива. Исследования группы в школьной и вузовской педагогике почти не затрагивали вопросов личных взаимоотношений.

Студенчество - возраст интенсивного общения. Содержание общения и характер взаимодействия в группе оказывают глубокое влияние на личностное становление в студенческом возрасте.

В процессе группового общения происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, получающим помощь и помогающим. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными системами отношений среди равных партнеров.

О необходимости создавать условия для межличностных взаимодействий в учебном процессе писал еще Я. А. Коменский, утверждавший, что «целесообразнее образовывать юношей, собирая их вместе, так как получается больше пользы и удовольствия, когда работа одних служит примером и побуждением для других» . Несомненно, вуз должен отвечать требованиям времени, а обучение техникам продуктивной совместной работы должно стать элементом содержания высшего образования.

Межличностные взаимодействия определяются как контакт или система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависи-

мостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных.

Термины, которые сегодня используют для обозначения организации межличностных взаимодействий студентов в процессе обучения, весьма разнообразны: педагогика сотрудничества, сотрудничество в обучении, групповая работа, коллективные формы обучения, взаимное обучение, кооперация в обучении и др. Следует отметить, что здесь используются два пути определения - через характер межличностных взаимодействий (сотрудничество, кооперация) и через форму организации взаимодействий (групповая работа, коллективная работа и др.). При рассмотрении организационных форм предполагается, что между учащимися возникают конструктивные взаимодействия в виде кооперации и сотрудничества. В настоящее время чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентирован-ный и общий по отношению к другим понятиям, обозначающим многостороннее взаимодействие в учебной группе.

Проблеме изучения типов взаимодействий в учебном процессе посвящены работы В. П. Дьяченко, Е. В. Коротаевой, X. Й. Лийметс, В. А. Петровского, Г. А. Цу-керман, А. Ю. Уварова и др. Межличностные взаимодействия между учащимися в учебном процессе могут иметь различный характер. Кооперацию и сотрудничество принято рассматривать как условно позитивные типы, а конкуренцию и противодей-ствие-как условно негативные. Таким образом, на результаты учебно-воспитательного процесса влияет не форма, используемая для организации взаимодействия, а характер этих взаимодействий, то, какими являются взаимодействия в рамках этой организационной формы.

Проблема современной высшей школы состоит в том, что студенты часто ставятся в условия конкуренции. Конкуренция между отдельными группами при решении

сложных технических и интеллектуальных задач действительно стимулирует деятельность, но внутри каждой группы наиболее стимулирующей является не она, а кооперация. В учебном процессе должен присутствовать элемент конкуренции между студентами, так как личность получает возможность проявить все свои навыки, способности, возможности и умения - показать, что она собой представляет и чем выделяется из общей студенческой группы. Конкуренция - это сильное стимулирующее средство достижения значительных результатов, но она имеет тенденцию превращаться в конфликт. Согласие на мирную борьбу за определенные вознаграждения путем соперничества часто нарушается. Конкурент, проигрывающий в мастерстве, интеллекте, способностях, может поддаться искушению завладеть ценностями путем насилия, интриг или нарушения существующих законов конкуренции. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превращается в конфликт с непредсказуемыми результатами.

Доказано, что в условиях кооперации создается весьма эффективный режим учебной работы. Неоднократно предпринимались попытки представить и обобщить преимущества сотрудничества в обучении (Л. И. Айдарова, Т. А. Ильина, X. Й. Лийметс, В. Я. Ляудис, И. Б. Первин, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман, А. Ю. Уваров и др.).

Результаты исследований по организации межличностных взаимодействий студентов в процессе обучения показали, что учебное сотрудничество (кооперация) обучающихся положительно влияет на критерии оценки объективной успешности обучения. Улучшаются академические успехи: на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе, когда взаимодействие студентов минимально, возрастает и объем усваиваемого материала, и глубина его понимания; повышается уровень осмысления материала, растет число нестандартных

решений, в целом повышаются результативность и продуктивность работы. Кроме того, межличностные взаимодействия обучающихся создают условия для реализации общественно-воспитательных целей. Студенты приучаются к ответственности, партнерству, готовности оказывать помощь своим сокурсникам; приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе (умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, такт и др.). Учебное сотрудничество студентов в группе способствует формированию социально-психологических знаний и умений, т. е. групповая форма работы, особенно в малых группах, улучшает кооперативные отношения как между членами конкретной группы, так и между участниками смежных групп. Такая ситуация формирует условия для кооперативных отношений между членами всего студенческого коллектива, способствует общей атмосфере успешности. При этом кооперация в обучении оказывает положительное влияние на развитие самостоятельности студентов, формирует у них навыки самоконтроля, повышает самооценку, дает больше возможностей проявлять свою индивидуальность.

В настоящее время студенческое учебное взаимодействие обретает организационные формы сотрудничества, что наиболее ярко проявляется в процессе использования активных форм: деловых игр, совместно-распределительной деятельности в триадах, группах, тренинг-классах. Сотрудничество включает в себя взаимодействие самих обучающихся. В образовательном процессе создается ситуация множественности планов и форм такого взаимодействия. Сфера учебного сотрудничества - поисковые, нерепродуктивные, собственно учебные задачи. Коммуникативные задачи, возникающие в процессе учебного взаимодействия, представляют собой многоярусное образование, прочность которого основывается на установлении психологического контакта между участниками.

Психологический контакт - это общность психического соконтакта, взаимосостояния, вызванного и вызывающего действия взаимопонимания в совместной деятельности, связанного с обоюдной заинтересованностью и доверием друг к другу сто-5

рон взаимодействия . Контакт осознается и переживается субъектами взаимодействия как положительный, подкрепляющий его фактор. В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Другими словами, внутренними механизмами контакта можно назвать эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышле-ние, содействие.

Важным механизмом подлинного контакта взаимодействующих сторон в ходе решения коммуникативных задач является мыслительное содействие, сомышление, определяемое включенностью обеих сторон в одну и ту же активную деятельность по рассмотрению той или иной проблемы и направленное на решение определенных мыслительных задач. Этот механизм так называемого интеллектуального содействия определяется совместностью интеллектуальной деятельности субъектов взаимодействия, например, студента и преподавателя.

Внутренним условием возникновения контакта между взаимодействующими сторонами является проявление искреннего, подлинного уважения друг друга; внешним проявлением контакта - поведение взаимодействующих субъектов. Показательным для контакта в группе является поза внимания, напряженное, несколько направленное вперед положение тела, взгляды и жесты одобрения, рабочая, регулируемая самим педагогом тишина, ожидающее, напряженное молчание обучающихся во время пауз колебания и размышления педагога. Эти и другие показатели описываются специальным разделом теории общения - про-ксемикой.

Контакт является условием и следствием взаимодействия субъектов межличностного общения, повышающим эффективность этого процесса и его результата. В учебном взаимодействии контакт определяет возможность естественного, незатрудненного общения - его наличие важно и для продуктивного сотрудничества. Учебное взаимодействие характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью взаимных действий обеих сторон, выступающих в позиции субъектов, где согласованное действие результируется и предпосылается психическим состоянием контакта.

Компонентом общения является сотрудничество, исследованию которого посвящены труды теоретиков общей и педагогической психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.), передовых практиков современной школы (Ш. А. Амонашвили, Е. П. Волков, Е. Н. Ильин, В. А. Сухомлинский и др.).

Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности педагогов и воспитанников, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся, организация обучения на основе диалогового общения .

Значение этой формы организации обучения столь велико, что весь педагогический процесс имеет тенденцию рассматриваться как «педагогика сотрудничества». Проблема учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом (Л. И. Айдарова, В. Дойз, А. И. Донцов, Г. Г. Кравцов, X. Й. Лийметс, И. Ломшер, В. Я. Ляудис, Г. Магин, А. К. Маркова, Т. А. Матис, В. П. Панюшкин, А. В. Петровский, В. В. Рубцов, А. А. Тюков, Д. И. Фельд-

штейн, Г. А. Цукерман, С. Г. Якобсон и др.).

Сотрудничество как совместная деятельность и как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: пространственным и временным соприсутствием; единством цели; организацией и управлением деятельностью; разделением функций, действий, операций; нали-

„7

чием межличностных отношений .

Учебное сотрудничество в педагогическом процессе вуза представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по следующим направлениям:

• преподаватель - студент - студенты;

• студент - студент - в парах (диадах) и в тройках (триадах);

• общегрупповое взаимодействие студентов во всем учебном коллективе.

Многие исследователи (В. А. Кольцова, Г. С. Костюк, В. Янтос) пишут о положительном влиянии группового сотрудничества на результат деятельности, на личность обучающегося и формирование учебной группы как коллектива в результате действия сложных психологических механизмов, регулирующих совместную деятельность и межличностное общение. В учебной деятельности студентов необходимо лично-стно-развивающее взаимодействие, в процессе которого пробуждается и развивается интерес человека к самому себе, системе потребностей, интересов, установок, направленных на осознание себя как личности, субъекта этноса, гражданина российского государства, члена мирового сообщества.

В ситуации совместной работы студентов возникают и развиваются действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки) (Л. И. Айдарова, Н. П. Крамскова, 3. П. Панюшкин, Г. А. Цукерман и др.). Воспитательный эффект сотрудничества обусловлен формированием в ситуации совместной работы «условно-динамической позиции». Она выявляется в умении человека оценивать себя не просто с точки зрения другого, но и с разных точек зрения в зависимости от места и функции в совместной

деятельности и межличностном общении (А. К. Маркова, В. А. Недоспасова, Д. Б. Эльконин). Тем самым учебное сотрудничество способствует полноценному формированию культуры общения в единстве всех ее компонентов.

Межличностные взаимодействия учащихся в процессе обучения положительно влияют на субъективную успешность: повышается самооценка студентов, улучшает-

8

ся их психическое самочувствие .

Именно характер межличностного взаимодействия: кооперативного (сотрудничество) или конкурентного (соперничество, противодействие) - определяет, какой из двух процессов - интеграция или дезинтеграция - преобладает во взаимоотношениях между студентами. Одна из задач социализации студентов - конструирование межгрупповых отношений в процессе их повседневного обучения и общения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Сластенин В. А. Социокультурные проблемы инновационной деятельности учителя. М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.

2

Buhler СИ. Basic theoretical concepts of humanistic psychology//American psychologist. 1971. V. 26. N 4. Каган M. С. Мир общения: проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.

4

Уваров А. Ю. Кооперация в обучении: групповая работа. М.: МИ-РОС, 2001. Левитов Н. Д. О психологических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5 т. Киев: Радянска школа, 1980. Т. 5. С. 235.

7

Гайсина Л. Ф. Готовность студентов вуза к общению в мультикультурной среде и ее формирование: Монография. Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2004. С. 50.

8

Уваров А. Ю. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.