Научная статья на тему 'Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника'

Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧАЩЕГОСЯ / МЕТАТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ТЕХНОСФЕРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / TEACHING PHYSICS / TECHNICAL CULTURE OF A STUDENT / META-TECHNICAL KNOWLEDGE / TECHNOSPHERE / INFORMATION AND COMMUNICATIVE TRAINING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильин Иван Вадимович, Оспенникова Елена Васильевна

Обсуждается проблема формирования технической культуры учащихся средней школы. В контексте проблемы анализируется содержание учебных программ и образовательных стандартов разных поколений. Рассматриваются методы освоения учащимися технических знаний и умений, модели изучения вопросов техники в курсе физики. Дается характеристика системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры учащихся. Обсуждаются средства формирования метатехнических знаний при обучении физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильин Иван Вадимович, Оспенникова Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of metatechnical knowledge as a base component of the technical culture of a modern student

The problem of forming technical culture of high school students is discussed. The content of curricula and educational standards of different generations is analyzed in a problem context. Methods of developing technical knowledge and abilities by pupils, models of studying technical questions in a physics course are also considered. The characteristic of meta-technical knowledge system as base element of students technical culture is given. Necessity and means of forming meta-technical knowledge during a process of teaching physics are proved and discussed.

Текст научной работы на тему «Формирование системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры современного школьника»

УДК 3 72.85 ББК Ч 421.215.7

Пермь

И. В. Ильин, Е. В. Оспенникова

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕТАТЕХИИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ КАК БАЗОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

ГСНТИ 14.25.07 Код ВАК 13.00.02 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: обучение физике; техническая культура учащегося; ме-татехническое знание; техносфера; информационно-коммуникационные технологии обучения.

АННОТАЦИЯ. Обсуждается проблема формирования технической культуры учащихся средней школы. В контексте проблемы анализируется содержание учебных программ и образовательных стандартов разных поколений. Рассматриваются методы освоения учащимися технических знаний и умений, модели изучения вопросов техники в курсе физики. Дается характеристика системы метатехнического знания как базовой составляющей технической культуры учащихся. Обсуждаются средства формирования метатехнических знаний при обучении физике.

I. V. Ilyin, E. V. Ospennikova

Perm

THE SYSTEM OF METATECHNICAL KNOWLEDGE AS A BASE COMPONENT OF THE TECHNICAL CULTURE OF A MODERNSTUDENT

KEY WORDS: teaching physics; technical culture of a student; meta-technical knowledge; technosphere; information and communicative training technologies.

ABSTRACT. The problem of forming technical culture of high school students is discussed. The content of curricula and educational standards of different generations is analyzed in a problem context. Methods of developing technical knowledge and abilities by pupils, models of studying technical questions in a physics course are also considered.

The characteristic of meta-technical knowledge system as base element of students technical culture is given. Necessity and means of forming meta-technical knowledge during a process of teaching physics are proved and discussed.

Научная проблема и ее обосно- ленной стадии своего развития физиче-

вание. О роли физики в разви- ские исследования перерастают в круп-

тии техники сказано и написано нема- нейшие достижения техники»

ло. «Физика — основа технического (А. Ф. Иоффе). «Современную технику в

прогресса... резервуар, откуда черпают ее наиболее эффективной и важной

новые технические идеи. На опреде- части с полным правом можно назвать

© Ильин И. В., Оспенникова Е. В., 2011

практическим воплощением результатов физики (механики, электротехники, теплотехники, светотехники и т. д.)» (С. И. Вавилов). Механизация производства, создание новых материалов и технологий их обработки, развитие тепло- и электроэнергетики, становление ядерной энергетики, совершенствование оптических устройств, радиоэлектроники и вычислительной техники, автоматизация технологических процессов — вот перечень ключевых направлений научно-технического прогресса (НТП), базирующегося на достижениях физической науки. В рамках указанных направлений сформировались и развиваются их новые и весьма перспективные составляющие: нано-

технологии, микроэлектроника, оптоэлектроника, квантовые компьютеры, нейрокомпьютинг, робототехника и др.. Именно они будут определять в ближайшей перспективе качественные преобразования сферы технического обеспечения жизнедеятельности современного общества.

Подрастающее поколение должно быть готово к жизнедеятельности в непрерывно совершенствующемся техническом мире и обладать достаточным для достижения этой цели уровнем технической культуры (ТК). В связи с этим становится очевидной необходимость формирования у каждого молодого человека еще в период его обучения в средней школе ключевых составляющих ТК, а именно технической грамотности, базирующейся на системе современных технических знаний и умений, и технических компетенций: ключевых, базовых и специальных (в частности, начальных профессиональных).

Решение этой задачи так или иначе уже осуществляется на различных уровнях образования. Подходы к ее решению, как правило, связаны с разработкой методики применения в обучении ряда классических принципов дидактики: принципа политехнизма,

принципа связи теории с практикой, принципа связи обучения с жизнью. Обобщенные результаты наиболее эффективных педагогических практик

реализации указанных принципов обозначены на целевом уровне в Государственном образовательном стандарте и в примерных учебных программах для средней общеобразовательной школы.

Анализ изменений, которые наблюдаются в течение последних десятилетий в содержании целей обучения физике в средней общеобразовательной школе в контексте реализации принципа политехнизма, позволяет нам сделать ряд важных выводов.

1. Обновление содержания прикладного знания, в частности состава изучаемых технических объектов — традиция в развитии программ образования подрастающего поколения. Содержание технического знания, безусловно, должно соответствовать современному уровню развития техники. Достижение этого соответствия — сложная научно-педагогическая проблема, связанная с изучением изменений, происходящих в современной техносфере и отбором тех ее нововведений, которые могут и должны быть привнесены в содержание школьного обучения. Базовая составляющая содержания обучения в этом отношении достаточно консервативна, что является в известной мере обоснованным подходом к ее развитию. Вместе с тем следует отметить, что вариативная составляющая учебных программ для средней общеобразовательной школы, реализуемая, как правило, в рамах элективных курсов (ЭК), могла бы быть более динамичной в своем совершенствовании и полнее отражать те изменения, которые характерны для современной техносреды. Потенциал ЭК используется с этой целью пока недостаточно полно.

2. На сегодня важно определить и предложить профессиональным исследователям и учителям физики для программно-методической разработки тематику ЭК по физике, ориентированных на формирование у учащихся системы прикладных знаний и умений, соответствующих современному уровню развития техносферы и учитывающих тенденции ее дальнейшего совершенствования.

Для современного этапа разработки ГОС и примерных учебных программ для средней общеобразовательной школы характерно более полное использование достижений методической науки в реализации принципов политехнизма и связи обучения с жизнью. В формулировке образовательных целей четко обозначила себя взаимосвязь данных принципов с принципом развивающего и воспитывающего характера обучения. Ставится задача реализации деятельностного подхода к политехнической подготовке учащихся, что выражено в установке на формирование у них не только практических умений в работе с техническими объектами, но и умений исследовательского характера. Подчеркивается значимость становления у подрастающего поколения социально ценных ориентиров на применение приобретенных знаний и умений с целью воспроизводства и дальнейшего развития техносферы, с одной стороны, и сохранения природной среды обитания — с другой.

3. Следует отметить тенденцию более глубокой дифференциации содержания политехнической подготовки учащихся. Во-первых, в содержании прикладного предметного знания выделяются конкретные и обобщенные умения политехнической направленности, что является показателем начала перехода политехнического обучения на метапредметный уровень его реализации. Во-вторых, помимо технических знаний (о научных основах современного производства, принципах работы важнейших технических объектов) и умений пользоваться некоторыми ТО, в содержание политехнической подготовки в учащихся вводятся новые составляющие технической культуры (интерес к технике, готовность к рациональному ее использованию, ответственность за возможные негативные последствия НТП и проведение в жизнь экологически грамотных технических решений и др.).

Итак, анализ теории и практики реализации принципа политехнизма в обучении показывает, что на сегодня является актуальной проблема уточне-

ния сущности и содержания политехнической подготовки учащихся. Ее общей целью, на наш взгляд, является не только знакомство учащихся с научными основами современного производства и НТП. Становится очевидной необходимость решения более общей образовательной задачи: развитие технической культуры (ТК) учащихся как одного из качеств их личности. Важно отметить, что политехнические знания и умения должны рассматриваться в составе ТК лишь как один из ее элементов.

Представления о содержании понятия «техническая культура личности» и о содержании ее составляющих (техническая грамотность и компетентность) должны получить свое развитие в педагогической науке. Важным является уточнение необходимого и достаточного уровня развития технической культуры выпускников средней школы как основы их адаптации в современной техносфере.

Обзор литературы по теме исследования. Методике изучения вопросов техники в курсе физики средней школы в контексте реализации принципа политехнизма в обучении посвящены работы П. Р. Атутова, А. И. Бугаева,

A. Т. Глазунова, П. А. Знаменского, С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой,

B. Г. Разумовского, В. П. Орехова,

А. В. Усовой, Э. Е. Эвенчик и др. Исследователями рассматривается широкий круг методических проблем: 1) содержание политехнического обучения (ПО), критерии его отбора для школьного курса физики (состав и уровень освоения учащимися политехнических знаний и умений); 2) методы политехнического обучения, 3) формы обучения политехнической направленности;

4) средства (технические объекты и дидактические материалы), необходимые для организации самостоятельной работы учащихся по изучению прикладных вопросов школьного курса физики, включая организацию технического творчества учащихся; 5) роль межпредметных связей в реализации принципа политехнизма в обучении физике и др.

Представления о содержании, методах и средствах, формах реализации принципа политехнизма в обучении физике постепенно расширяются и уточняются. Частично обновляется содержание политехнических знаний учащихся, исследуются возможности роста уровня практической подготовки учащиеся в решении прикладных задач.

Отметим, что включение в новый ГОС требования о необходимости формирования у учащихся средней школы исследовательских умений прикладного характера напрямую связано с положительными результатами проведенных в данном направлении многочисленных диссертационных исследований. Это исследования: по организации физико-технического творчества учащихся (Ю. С. Столяров, А. Н. Богатырев, П. Н. Андрианов, Н. П. Бойко, М. А. Галагузова, А. И. Влазиев, М. Н. Поволяева, В. Е. Казенас и др.); формированию у них физикотехнических умений (Л. А. Логинов и др.), в том числе конструкторских (Э. Ф. Зеер, В. А. Тайницкий, В. Г. Чу-пашев и др.); развитию технического мышления (М. Ф. Масленников, Ф. А. Зуева, Е. Ф. Коваленко, М. Г. Агеева и др.) и технических способностей (Л. Т. Асатрян, Н. Л. Курилева и др.).

Для большинства методических подходов к организации политехнической подготовки учащихся характерны весьма традиционные практические решения, направленные в основном на решение проблемы формирования технических знаний и умений, а именно: на знакомство учащихся в рамках вводных занятий и занятий обобщающего характера с направлениями научно-технического прогресса (НТП) и ролью достижений физической науки в НТП; предъявление учащимся в ходе учебных занятий и экскурсий «готовой» информации об отдельных технических объектах с целью иллюстрации роли физики в развитии техники (демонстрация ТО или их натурных моделей и макетов; видеодемонстрации (документальные,

постановочные, с применением анимации); объяснение устройства и принципа действия ТО, рассказ о сферах их применения; самостоятельная работа учащихся с печатными пособиям политехнической направленности; формирование у учащихся умений пользоваться отдельными ТО (самостоятельная работа с ТО на лабораторных занятиях по физике, причем преимущественно с приборами и инструментами, предназначенными для школьного эксперимента; реже — работа с интерактивными моделями ТО); организация деятельности по техническому проектированию и конструированию ТО (реализуется в массовой учебной практике в редких случаях и преимущественно в рамках элективных спецпрактикумов по физике и/или работы школьных физико-технических кружков).

В настоящее время проблема политехнической подготовки учащихся в средней школы должна рассматриваться, на наш взгляд, в более широком контексте. Это проблема формирования технической культуры и системы технических знаний, лежащих в ее основе (конкретных и обобщенных). В такой постановке в методической науке данная проблема пока еще не разработана в должной мере.

Недостаточно уделяется внимания и вопросам профессиональной подготовки специалистов высшей педагогической школы (будущих учителей физики), становления у них необходимого уровня компетентности в области методики формирования у учащихся средней школы ключевых компонентов технической культуры.

Цель и задачи исследования. Общая цель нашего исследования состоит в научном обосновании и разработке методики обучения студентов педагогических вузов формированию у учащихся средней школы в учебном процессе по физике системы метатехниче-ских знаний как базовой составляющей их технической культуры.

Задачи исследования:

определить состояние проблемы политехнической подготовки учащихся, реализуемой в процессе преподавания школьного курса физики, и проблемы подготовки студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в данной сфере; на основе анализа философской, технической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования уточнить содержание понятия «техническая культура» и выявить возможные уровни ее развития у учащихся средней школы в рамках учебного процесса по физике;

уточнить структуру и содержание базовой составляющей технической культуры учащихся, а именно структуру и содержание технического знания на метапредметном уровне его обобщения — метатех-нического знания (МТЗ); разработать вариативные подходы к организации учебного процесса, связанного с усвоением учащимися системы МТЗ, методику и технологии формирования составляющих его элементов, в том числе с применением средств информационнокоммуникационных технологий обучения;

уточнить содержание специальной профессиональной компетентности учителя физики в формировании у учащихся системы МТЗ; разработать методику обучения студентов вариативным практикам формирования у учащихся системы МТЗ в учебном процессе по физике с учетом применения в их профессиональной деятельности средств ИКТ.

Результаты исследования. Нами рассматрены ключевые аспекты решения 1—3-х задач исследования, обсуждаются в этой связи вариативные практики политехнического обучения.

Феномену культуры посвящены многочисленные исследования в различных областях научного знания: в философии (Э. А. Баллер, Л. Н. Коган,

В. С. Соловьев, А. У. Швейцер и др.), в культурологии (В. С. Библер, В. Е. Да-

видович, Э. С. Маркарян и др.), в педагогике и психологии (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский,

В. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др.).

Феномен культуры сложен. В самом общем понимании это интегральная характеристика социальной системы в единстве всех ее составляющих (материальных и духовных, процессуальных и результативных). В ней, мнению А. Ф. Лосева, представлена «...общность всех основных слоев исторического процесса (экономических, социальнополитических, практически-техни-ческих, научных, художественных, моральных, религиозных, национальнонародных, бытовых)» [4. С. 219].

Техническая культура общества — одна из слагаемых социальной культуры — интегральная характеристика уровня развития техносферы социума, рассматриваемая во взаимосвязи и взаимовлиянии ее материальных и духовных, процессуальных и результативных сторон.

Понятие «техносфера» относится к сложным научным понятиям и не сводится к совокупности технических артефактов. Его содержание формируют некоторые целостные характеристики процессов, происходящих в технике, а также природе и обществе, развивающихся (изменяющихся) в условиях технического прогресса.

Отображение единства техники, природы и социальных явлений в структуре понятия «техносфера» вполне обосновано, поскольку техническая деятельность человека на планете формирует так называемую «вторую» (рукотворную) природу, которая находится в тесной взаимосвязи с естественной природой и социумом и оказывает на них всевозрастающее влияние.

Наиболее полная и точная, на наш взгляд, характеристика компонентов понятия «техносфера» дана А. Литвин-цевой. Вместе с тем анализ и сопоставление позиций разных авторов (А. Лит-винцева, А. И. Половинкин и др.) относительно толкования понятия «техносфера» позволили нам уточнить его содержание (см. рис.).

Техника

(3) Система отношений:

человек—природа, человек—техника, человек—человек, техника—природа, техника—культура, в которых техника

выступает посредником и источником формирования определенного типа

взаимодействия

(4) Следствия воздействия технической деятельности человека, общества на природу:

■ положительные,

■ отрицательные

(5) Ментальность социума (потребности и мотивы, способности и волевые устремления) как фактор влияния:

(1) на состав и качество техники;

(2) развитие системы технического знания и видов технической деятельности;

(3) социальные отношения, складывающиеся под влиянием техники;

(4) результат этих отношений

(взаимодействий)_________________

Технические объекты (ТО) от простейших орудий труда до сложных технических систем (СТС):

действующих,

бездействующих,

утилизированных

Э| инструмент К

\

Э | прибор к '

.---------------.

Э| машина \--Jf

СТС

Система технических знаний и их культурная ценность:

■ теоретические знания (история создания, устройство, научные основы работы, принцип действия, назначение, разновидности, область применения и описание технологических процессов с применением ТО);

■ специализированные рецептурно-технические знания: способы и технологии создания ТО;

правила обращения с ТО и формируемые на этой основе нормы «технического поведения»;

способы и приемы деятельности с применением конкретных ТО в какой-нибудь сфере трудовой деятельности;

■ метатехническое знание: о структуре техносферы;

факторах и закономерностях развития техносферы; этапах эволюции и революционных скачках, содержании и смене технических парадигм; общей методологии научно-технического исследования; техногенезе и его общих закономерностях.

Совокупность видов технической деятельности (материальная и нематериальная составляющие): научно-техническая (инженерная) деятельность по проектированию, созданию и рационализации материаль ных ценностей, в том числе технических объектов; производственная деятельность по созданию ТО с применением ТО; техническая деятельность в повседневной жизни

Рис. Содержание понятия «техносфера» [1]

Отсюда видим, что уровень технической культуры общества определяется: совокупностью и уровнем конструктивного и функционального совершенства (дизайна) имеющихся в социуме технических артефактов (технических объектов) и их социокультурной значимостью; уровнем развития объективированного технического знания; разнообразием и сложностью видов технической деятельности, реализуемой в социуме; уровнем развития системы отношений «человек — природа — техника», в которой техника выступает как по-

средник и источник формирования этих отношений; ментальностью социума (потребностями и мотивами, способностями и волевыми устремлениями) как фактором влияния на уровень развития всех составляющих техносферы (см. компоненты 1—4, рис.); ментальность социума в свою очередь определяется актуальным уровнем технической культуры образующих его субъектов (социальных групп и отдельных людей).

Уровень технической культуры личности определяется практически тем же набором характеристик (см. компонен-

ты 1—5, рис.), но только рассматриваемых по отношению к отдельному человеку, а именно: 1) уровнем технических знаний, степенью их системности и обобщенности; 2) накопленным опытом технической деятельности с учетом ее видового разнообразия и сложности, определяемым системой технических объектов, с которыми взаимодействует человек в силу своих обязанностей и интересов; з) уровнем развития отношений «я — природа — техника — социум», в которых техника рассматривается как инструмент становления этих отношений; 4) осознанием и учетом в поведении и деятельности человека последствий данных отношений;

5) наконец, менталитетом личности (интересами, умонастроением, волевыми устремлениями), определяющим актуальное состояние и перспективы развития перечисленных выше составляющих ее технической культуры.

Формирование технической культуры личности осуществляется в повседневной жизни в техносреде непосредственного обитания и существенно зависит от конкретного субъектного окружения (носителя ТК того или иного уровня развития). Субъект-объектная техносреда жизнедеятельности человека определяет потенциал развития технической культуры его личности (положительный, отрицательный). В связи с этим отражение в содержании обучения опыта преобразующей среду обитания технической деятельности человека, современного состояния и направлений развития техносферы, способов повышения ее эффективности и безопасности функционирования становится определяющим фактором формирования технической культуры подрастающего поколения.

Одной из ключевых составляющих технической культуры социума является система накопленного в обществе технического знания. В его составе представлено метатехническое знание как системообразующее начало, которое формирует у человека обобщенное понимание сущности техносферы как социального явления и ее роли в развитии человеческой цивилизации.

Термин «метатехника» впервые появился в работах философов в начале XX в. Н. А. Бердяев (1874—1948), развивая «метатехническую» концепцию техники, отмечал, что техника в современной цивилизации проникла во все сферы жизни общества и это «...уже не просто система всевозможных искусственных органов, инструментов и манипуляций, сколько некая всеохватывающая установка, которая лежит в основании самых разнообразных видов человеческой деятельности» [Цит. по: 3.

С. 132—139]. М. Хайдеггер (1889—1976) придавал технике «метатехническую» сущность, т. е. техника — это «.все то, что окружает нас. способ существования бытия», который обретает в настоящее время угрожающий характер [Цит. по: 9. С. 126—127]. Этот термин используется в работах японского философа Томонобу Имамичи (род. в 1922 г.) для обозначения второй среды обитания человечества. Метатехника технического мира, отмечает автор, отчуждает природный мир. «Животные, которые в природе родственны человеческому существу, теперь в технологическом измерении отчуждаются от природного родства и относятся в разряд неэффективных вещей, подобно сломанным инструментам, и намного дальше отстоят от человеческих существ, нежели безжизненная машина, которая функционирует согласно человеческому плану. Таким образом, метатехника реализует самосознание человечества в мире, которое оно себе выстроило», — пишет он в статье «Moral Crisis and Metatechnical problems» (http://trubnikovann.narod.ru/Imamichi. Мт#метатехника).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В педагогических исследованиях проблема формирования у учащихся технических знаний широкой степени общности в настоящее время практически не обсуждается, не применяется и соответствующая терминология: «метатехника», «метатехническое знание» и т. п.

В нашем исследовании под системой МТЗ мы будем понимать совокупность наиболее общих знаний о техносфере и особенностях ее функционирова-

ния и развития. Фактически это знания о технической картине мира (ТКМ) — картине «второй природы». Содержание системы МТЗ образуют знания: 1) о структуре техносферы и содержании ее составляющих; 2) факторах и закономерностях развития, этапах эволюции и революционных скачках, 3) техногенезе и его закономерностях; 4) технических парадигмах для различных этапов (эпох) развития цивилизации; 5) методологии научно-технического исследования.

В настоящее время в постиндустриальном информационном обществе можно говорить о становлении новой технической парадигмы, определяющей технику как средство эффективной организации жизни в экологически совершенной среде, средство обеспечения безопасного существования и развития человеческой цивилизации.

Есть основание предполагать, что целенаправленное формирование у учащихся средней школы системы МТЗ средствами учебных предметов обеспечит более полное и основательное решение задач стандарта образования в сфере политехнического обучения.

В условиях модернизации отечественной школы, и в частности с учетом таких ее направлений преобразования, как профилизация и информатизация, появляются возможности для реализации вариативного подхода к решению этих задач. Можно говорить о разных дидактических моделях формирования МТЗ как базовой составляющей технической культуры учащихся: традиционная модель — компоненты МТЗ изучаются в составе основной учебной программы в органической связи с изучением конкретных прикладных вопросов школьного курса физики, а также в ряде случаев и в качестве дополнительной информации к учебному материалу по предмету; профильная модель — структура и содержание элементов МТЗ изучаются в рамках элективных курсов и практикумов прикладной направленности (очных, дистанционных); комплексная модель — сочетание традиционной и профильной моделей обучения.

Существенная роль в формированием МТЗ должна быть отведена применению средств ИКТ. Средствами мультимедиа может быть обеспечено становление в сознании учащихся наглядного и системно организованного образа технической картины мира.

Научная новизна и практическая значимость нашего исследования состоит: в определении содержания МТЗ как базовой составляющей технической культуры учащихся, уточнении содержания метапонятийного (надпредмет-ного) аппарата, связанного с такой областью знания, как техника; выявлении наиболее эффективных методов, приемов и средств формирования технических понятий этого уровня общности; построении моделей формирования системы МТЗ в курсе физики средней школы и разработке методики их реализации в педагогической практике (базовый и профильный уровни); разработке программы элективного курса «Современная техническая картина мира» (профильный уровень); подготовке системы дидактических материалов и цифровых ресурсов для организации учебных занятий со школьниками по программе курса; разработке методических рекомендаций для учителей физики.

Выводы и перспективы исследования. Одним из результатов формирования системы метатехнических знаний у учащихся средней школы является более высокий уровень развития их технической культуры. Итогом такого обучения должно стать более глубокое понимание роли науки и человека в прогрессивном развитии современной техносферы, осознание возможных негативных последствий технической деятельности социума и необходимости сохранения окружающей среды на основе внедрения новейших природоохранных технологий как непременных составляющих современного производства.

Ближайшей перспективой исследования является решение проблемы целенаправленной подготовки студентов педагогических вузов (будущих учителей физики) к формированию технической культуры учащихся средней шко-

лы средствами учебного предмета с учетом всех образующих ее элементов (см. рис.). Важно определить содержание и методику профессионального обучения специалистов, предложить и

технологически обеспечить различные модели профессиональной подготовки будущих и практикующих учителей в данном направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. ИЛЬИН И. В., ОСПЕННИКОВА Е. В. Система метатехнического знания в курсе физики средней школы // Физическое образование : проблемы и перспективы развития : материалы 9-й междунар. науч.-метод. конф. / МПГУ; РГУ им. С. А. Есенина. М., Рязань, 2010. Ч. 1.

2. ИМАМИЧИ Т. Моральный кризис и метатехнические проблемы // Вопросы философии. 1995. № з.

3. КОШЕЛЕВА В. Л. Наступит ли время Бердяева? // Общественные науки и современность. 1991. №3.

4. ЛОСЕВ А. Ф. Хаос и структура / А. Ф. Лосев. М. : Мысль, 1997.

5. ПОЛИКАРПОВ В. С. История науки и техники : для студентов вузов / В. С. Поликарпов. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999.

6. ПОЛОВИНКИН А. И. Законы строения и развития техники : учеб. пособие / ВолгПИ. Волгоград, 1985.

7. ПРИМЕРНЫЕ программы среднего (полного) общего образования (проект) // Физика в школе. 2010. №3.

8. ПРОГРАММЫ для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7—11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. М. : Дрофа, 2008.

9. ТАВРИЗЯН Г. М. «Метатехническое» обоснование сущности техники М. Хайдеггером (научно-технический прогресс в оценке буржуазных философов) // Вопросы философии. 1971. № 12.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. А. П. Усольцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.