6. Официальный сайт сети супермаркетов «Эдельвейс». URL: http://www.edelveis.ru.
7. Официальный сайт торговой сети «Пятерочка. URL: http://www.5ka.ru.
8. Полянский Л.Н. Формирование имиджа
торговых предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2010.
9. Рогалева Н.Л. Формирование и оценка имиджа торговых организаций: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Новосибирск, 2007. 14 с.
БУРГАНОВА Лейсан Ильясовна - ассистент кафедры экономики и инноватики. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
BURGANOVA, Leysan Ilyasovna - Assistant of the Departments of Economy and Innovatics. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
УДК 378.1
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В УНИВЕРСИТЕТЕ
А.И. Бушуева
Актуальность статьи заключается в необходимости разработки комплекса современных методик и способов управления качеством для обеспечения системы менеджмента качества в университете. Основная проблема внедрения СМК в университете касается процесса адаптации ее в сфере образования, которая должна учитывать административно-правовые, социально-экономические и управленческие аспекты. Автор выделяет основные этапы формирования системы менеджмента качества в университете.
Ключевые слова: система управления качеством; формирование системы менеджмента качества; университет; системный подход.
A.I. Bushueva. THE MANAGEMENT SYSTEM FORMATION AT THE UNIVERSITY
The article relevance is reflected in the need to develop a set of modern methods and methods of quality management to ensure the quality management system at the university. The main problem of introduction of SMQ at the university concerns the process of its adaptation in the education system, which has to consider administrative and legal, social and economic and administrative aspects. The results of the work are the main stages of the quality management system formation at the university.
Keywords: the quality management system; quality management system formation; University; systems approach.
Сегоднявобразовательныеучреждениявсешире
внедряется такой вид деятельности, как управление качеством. Для того чтобы управлять качеством, требуется правильно провести декомпозицию качества деятельности в университете на составные элементы, а затем, проводя совершенствование каждого элемента, суметь снова свести их в единое целое на базе системного подхода. Сам по себе системный подход - это методология исследования объектов как систем, это своего рода взгляд на управление, своеобразный метод превращения сложного в простое, восхождение от теоретического к практическому. В свою очередь система - это целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющих особое единство с внешней средой [2].
Интегральное качество в образовании достигается только путем совершенствования всех звеньев цепи процессов деятельности. Главное условие для того, чтобы управление качеством было эффективным, - роль человека, а именно участие в работе всего персонала университета, включая его высшее руководство [5].
Мотивация - одна из составляющих звеньев системы менеджмента качества в университете, поскольку она является основой управления человеческими ресурсами. Безусловно, заработная плата может являться действенным инструментом мотивации. Но обязательным условием успешности этого регулятора является наличие ряда условий (например
зависимость размера заработной платы от результатов труда), отсутствие которых будет очень серьезно ограничивать результативность и сферу действия зарплаты как инструмента мотивации. Поэтому необходим комплексный подход к формированию мотивирующей организационной среды. Создание таких условий в подразделениях и университете в целом будет способствовать повышению трудовой мотивации работников.
Создание мотивирующей организационной среды - очень разносторонний процесс, включающий в себя огромную часть работы по управлению человеческими ресурсами и всю работу по их мотивации. В этом случае комплексный подход к формированию этой среды подразумевает сочетание тщательно продуманной системы материальных и нематериальных поощрений, системы оценки, системы развития сотрудников, формирования у них чувства причастности, совершенной корпоративной культуры [1].
Все более пристальное внимание в теории и практике менеджмента уделяется стратегической значимости сотрудников в организации, когда работник включен в организационный и образовательный процесс, в первую очередь за счет развития карьеры, поскольку карьера позволит побудить сотрудника, осознающего пределы свободы и ответственности за самореализацию, придаст направленность на достижение личностно-профессиональной устойчивости при выполнении должностных и иных обязанностей по поддержанию системы качества в университете. Развитие карьеры у сотрудников, систематическое обучение и повышение квалификации также позволят максимально увеличить вовлеченность работников в решение вопросов повышения основных показателей эффективности университета [6].
Развитие карьеры сотрудников, создание мотивирующей организационной среды являются звеньями комплекса мер, направленных на формирование системы управления человеческими ресурсами. Развитие и совершенствование этой системы позволит повысить эффективность производительности труда сотрудников университета. В связи с этим необходимы поиск, формирование и разработка организационных и методических вопросов по определению количественных и качественных показателей деятельности университета по управлению человеческими ресурсами, организационных форм, способов и методов управления трудовыми процессами сотрудников.
Исследования и опыт свидетельствуют о том, что реформирование образовательного учреждения нельзя сводить только к экономическим мерам. Необходимо учитывать профессиональную и морально-психологическую готовность сотрудников осуществлять трудовую деятельность в новых условиях.
Разработанная новая система управления человеческими ресурсами должна предполагать стимулирующую и мотивирующую атмосферу взаимной ответственности сотрудников и руководителей, а также сильную и адаптивную корпоративную культуру. Сделать рассмотренную систему лучше возможно за счет поддержки инициативы во всех подразделениях образовательного учреждения, постоянных технических, технологических и организационных нововведений [3].
Известно, что ключевыми показателями оценки эффективности деятельности высших учебных заведений при проведении мониторинга являются: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, заработная плата профессорско-преподавательского состава, трудоустройство. Поэтому новая стратегия роста уровня качества по повышению основных показателей мониторинга предполагает новый тип мышления, новый, гораздо более высокий уровень экономико-управленческой культуры университета.
На современном этапе менеджмент качества обладает большой теоретической базой, которая вбирает в себя элементы многих наук. Однако с момента появления и по сегодняшний день менеджмент качества остается прикладной наукой. Его главная задача - спланировать, создать и обеспечить качественный результат.
Проблема необходимости формирования системы менеджмента качества в университетах довольно широко освещалась в ряде диссертационных исследований. Она нашла отражение в трудах О.Н. Римской, К.В. Рочева, Е.В. Виноградовой, С.Ю. Рубцовой, В.К. Зененко, Е.В. Листо-падовой.
На основе изучения различных диссертационных исследований, а также российского и зарубежного опыта внедрения системы менеджмента качества (далее - СМК) в высших учебных заведениях выявлены основные проблемы внедрения СМК в вузе. Так, например, в 2006 г. руководство ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет» (ИГХТУ) разработало систему менеджмента качества к коллективу кафедры и руководству ИГХТУ и нашло поддержку на
всех уровнях. Наличие СМК на кафедре, как и в вузе, имеет в основном те же положительные моменты. Сертифицированная система менеджмента качества по требованиям МС ИСО 9001 позволила кафедре занять лидирующие позиции в университете по многим направлениям деятельности и повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг г. Иваново. Однако разработанная СМК может быть использована в управлении учреждениями высшего образования при условии соответствующей ее адаптации к специфической деятельности высшей школы. Как показывает практика, несмотря на достаточно высокий уровень разработанности системы менеджмента качества, невыясненными остаются вопросы, касающиеся процесса адаптации к сфере образования, причин неприятия многими членами университетского сообщества и перекосов в ходе ее реализации [6].
Развитие идей менеджмента качества в университете позволяет по-новому взглянуть на проблему результативности и эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения.
Несмотря на большой массив диссертационных работ, посвященных системе менеджмента качества, применение данной системы в университете носит проблемный характер. Адаптация системы и принятие ее сотрудниками образовательного учреждения должны учитывать административно-правовые, социально-экономические и управленческие аспекты.
Прежде чем приступить к внедрению в университете требований, предусмотренных в системе менеджмента качества, следует:
1) изучить нормативные документы, локальные акты университета;
2) определить, какие преимущества приобретет университет, если система качества будет внедрена;
3) обеспечить участие руководства в процессе подготовки внедрения;
4) спланировать и организовать подготовку к внедрению системы качества;
5) провести предварительную оценку системы качества.
Построение системы менеджмента качества - это, прежде всего, определение количества компонентов системы, необходимого для нормального функционирования по достижению ее целей, структуризация компонентов по уровням иерархии и установление между ними связей. Правильность структуризации проверяется синтезом или сложением компонентов, начинающимся с нижнего уровня иерархии.
Итак, система менеджмента качества уни-
верситета применяется для образовательного процесса, основной продукцией которого являются образовательные услуги. Формирование системы менеджмента качества в университете должно проходить в несколько этапов. Для этого необходимо:
1. Создать отдел обеспечения качества.
2. Внести в штатное расписание новую должность, ответственную за систему менеджмента качества.
3. Подготовить необходимую документацию по сопровождению системы менеджмента качества.
4. Разработать информационную модель системы менеджмента качества и объединить ее в корпоративную сеть университета.
5. По внедренной системе качества провести открытые лекции для всех работников университета.
6. Проводить систематические проверки по оценке системы менеджмента качества вуза.
7. Реализовать план корректирующих действий по выявлению несоответствий, их устранений и дальнейшему совершенствованию как отдельных элементов, так системы качества в целом.
Система менеджмента качества университета, помимо четкой последовательности действий, должна включать в себя:
1) внутренний анализ для развития внутренних ресурсов и компетенций, которые позволили бы учебному заведению завоевать преимущества перед конкурентами;
2) совершенствование систем управления и статистического учета в сфере образования, научной и международной деятельности;
3) формирование высокого внутреннего имиджа в университете, воспринимающего своих сотрудников в качестве своей основной ценности;
4) постоянный контроль качества за поведением управляемой системы.
Подготовка и внедрение системы качества -сложный и долгий процесс, требующий усилия всех структурных подразделений университета.
Высокое качество образовательного процесса посредством применения комплекса современных методик и способов управления качеством призвана обеспечить система менеджмента качества в университете. Этот комплекс должен соответствовать конкретным условиям деятельности высшего учебного заведения.
Разработанная система менеджмента качества должна быть направлена на достижение результатов по повышению показателей эффективности высшего образования.
Список литературы
1. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами (теория и практика формирования мотивирующей организационной среды и создания единой системы мотивации компании): монография. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
2. Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизи-кин А.Ю. Управление качеством: учеб. пособие / под ред. Б.И. Герасимова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Форум; ИНФРА-М, 2016.
3. Еремин В.И., ШумаковЮ.Н., Жариков С.В. Управление человеческими ресурсами: учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
4. Листопадова Е.В. Система менеджмента качества в управлении университетом: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск, 2016.
5. Магер В.Е. Управление качеством: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015.
6. Сотникова С.И. Управление персоналом: деловая карьера: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М, 2016.
БУШУЕВА Алия Ильгизовна - аспирант. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: [email protected].
BUSHUEVA, Aliya Ilgizovna - Graduate Student. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: [email protected].
УДК 332.012.34
ЭВОЛЮЦИЯ ПРИНЦИПОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Е.Г. Воробьева, Н.Н. Катайкина
В статье рассматриваются отличия принципов современного кооперативного предпринимательства от некооперативного с позиций господствующей в современной науке теории «некоммерческого предпринимательства»; приводится характеристика критериев подлинности этих принципов в разные периоды развития международного кооперативного движения; анализируются особенности применения рочдельских кооперативных принципов в России.
Ключевые слова: кооперативные принципы; кооперативное движение; российская кооперация; кооперативное предпринимательство.
E.G. Vorobyova, N.N. Kataykina. EVOLUTION OF THE PRINCIPLES OF THE COOPERATIVE ORGANIZATIONS ACTIVITY
The article discusses differences between the principles of the modern cooperative from non-cooperative enterprise with a dominant position in modern science the theory of «nonprofit enterprise»; the characteristic criteria of the authenticity of these principles in different periods of the development of international cooperative movement; the features of the application Rochdels cooperative principles in Russia.
Keywords: cooperative principles; cooperative movement; Russian cooperation; cooperative business.
Состояние, в котором сегодня, в преддверии информационного общества, находится российская кооперация, можно назвать «паровозом, стоящим на запасном пути». Что можно понимать под этим в сложившихся условиях, когда остается только констатировать, что проблемы кооперативного развития в России по-прежнему усугубляются, несмотря на то, что многое уже предлагалось предшествующими исследователями?
Постоянный поиск причин отставания развития российской кооперации от международного кооперативного движения и упреки в адрес государства по поводу слабой ее под-
держки заставляют вспомнить о том, что, когда был создан первый кооператив, положивший впоследствии начало мировому кооперативному движению - «Рочдельское общество справедливых пионеров» (в 1834 г. был принят его Устав), ни о какой поддержке со стороны правительства речь не шла, на что указывают И.В. Захаров, В.П. Масленников и А.В. Соболев, подвергнувшие анализу отечественные кооперативные принципы досоветского периода: «.. .правительство либо отвечало репрессиями на рабочие ассоциации взаимопомощи, либо проявляло безразличие» [5, с. 59-60]. А кооперация в России, несмотря на это, развивалась, - и при-