УДК 338.49
Т.Г. Мироседи ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация. Развитие малого и среднего предпринимательства является локомотивом социально-экономического роста страны. Важную роль в развитии малого и среднего предпринимательства играет не только государственная поддержка, но и комплексная инфраструктура поддержки, создающая благоприятныье условия для процветания данного сектора экономики. В статье рассматривается возможность применения системного подхода к формированию инфраструктурыi поддержки малого и среднего предпринимательства. Вы1делены1 цели, элементы1, функции и принципы1 данной системы1. Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, поддержка предпринимательства, инфраструктура, система, функции, принципы, системный подход.
Tattyana Mrosett FORMATION OF INFRASTRUCTURAL SUPPORT
OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
Annotation. Development of small and medium business is the engine of social and economic growth of the country. An important role in the development of small and medium business play not only government support, but also a comprehensive support infrastructure, which creates favorable conditions for the prosperity of this sector of the economy. The possibility of a systematic approach to formation of infrastructure for small and medium business support is considered in the article. The purpose, elements, functions and principles of the system are highlighted.
Keywords: small and medium business, support of business, infrastructure, system, functions, principles, system approach.
На сегодняшний день мировая экономика характеризуется нестабильностью и неопределенностью, а состояние российской экономики, по мнению Минэкономразвития, и вовсе близко к рецессии. В этих условиях важным фактором преодоления негативных тенденций и стимулирования экономического роста можно рассматривать малое и среднее предпринимательство (МСП), которое составляет основу социально-экономической системы, определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта большинства развитых стран [7]. Однако состояние МСП в России существенно отличается от развитых стран: в нашей стране вклад МСП в ВВП страны составляет около 20 %, и в секторе МСП занято 20-25 % работоспособного населения, тогда как в развитых странах вклад МСП в ВВП составляет 60-80 %, и в секторе МСП занято более 90 % населения.
Поэтому в нынешней ситуации МСП следует рассматривать как потенциальный стратегический ресурс, обладающий огромным социально-экономическим потенциалом [6]. В этой связи все большую актуальность приобретает поддержка МСП, являющаяся объектом изучения многих исследователей-экономистов уже не один десяток лет. Особого внимания заслуживает инфраструктура поддержки субъектов МСП, которая, согласно Федеральному закону № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», представляет собой систему коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность с целью обеспечения благоприятных условия для создания субъектов МСП, и оказания им поддержки в процессе становления и развития. Некоторые исследователи относят к инфраструктуре не менее десятка министерств и ведомств, общественные предпринимательские организации, а также отмечают, что налоговая инспекция, торговая инспекция, отдел регистрации мэрии также являются частью инфра-
© Мироседи Т.Г., 2014
структуры, только не поддержки, а регулирования МСП [5]. Исследованиям по данному вопросу свойственен фрагментарный характер: изучаются отдельные институты, механизмы, инструменты поддержки. Например, многие авторы считают, что, среди прочих, важнейшим звеном инфраструктуры поддержки МСП являются бизнес-инкубаторы, способные решить целый ряд глобальных проблем малых и средних предприятий [4]. Другие же выделяют значимость финансово-кредитной поддержки [1]. Тем не менее, многие абсолютно справедливо отмечают, что на сегодняшний день формирование инфраструктуры поддержки МСП сводится к созданию различных, обычно разрозненных структур, тогда как данную инфраструктуру следует рассматривать как комплексную систему. Исследование возможности применения системного подхода к изучению и дальнейшему развитию инфраструктурной поддержки МСП послужило целью данной работы.
Понятие системы относится к фундаментальным научным категориям. Основные положения теории систем, универсальные для биологии, психологии, медицины и других наук, были высказаны Людвигом фон Берталанфи еще в 1936 г. и заключались в следующем: «система — это комплекс элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом, который обладает иерархическим порядком и динамичностью» [3]. Особого внимания заслуживают системные представления академика П.К. Анохина, который считал, что системой можно назвать «только такой комплекс избирательно-вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата» [2]. Современные исследователи Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт трактуют понятие системы как «сущность, которая в результате взаимодействия частей может поддерживать свое существование и функционировать как единое целое» [8].
Таким образом, система представляет собой совокупность взаимосвязанных друг с другом элементов, которые в результате своего взаимодействия образуют единое целое, наделенное уникальными свойствами, отсутствующими у элементов в отдельности. Система включает в себя такие важные составляющие, как элемент, связь, взаимодействие, внешняя среда, целеполагание [9]. Л. Берталанфи отмечал, что системный подход к изучению объекта сосредотачивается не на самом объекте, а на его поведении, его деятельности, поэтому выделение целей является важнейшей составляющей системного подхода [3]. Помимо целей и структуры, система не может существовать без таких компонентов, как принципы, функции, контроль и координация системы. Применяя понятие «система» к инфраструктурной поддержке МСП, можно сформулировать, что система инфраструктурной поддержки (СИП) представляет собой взаимодействие инфраструктурных институтов, направленное на создание благоприятных условий для возникновения, эффективного функционирования и дальнейшего развития малых и средних предприятий. Целью системы является своевременное, комплексное, доступное оказание необходимой поддержки субъектам МСП для успешного развития данного сектора.
Изучая возможность применения системного подхода к инфраструктуре поддержки МСП, помимо целеполагания, следует рассмотреть остальные компоненты системы. Для того чтобы определить элементы системы, необходимо найти системообразующий признак, который бы позволял безошибочно отделить элемент данной конкретной системы от прочих элементов внешней среды. Поскольку исследуется система инфраструктурной поддержки, то системообразующим признаком для элементов СИП следует выделить процесс оказания поддержки субъектам МСП, а элементами СИП являются институты, оказывающие поддержку МСП. Институт инфраструктуры - организационная структура, представляющая собой совокупность организаций, учреждений и лиц с определенным набором правил и норм, и предназначенная для выполнения функции поддержки субъектов МСП. Важнейшее значение в функционировании системы имеют взаимосвязи между ее элементами, которая выражается в том, что каждый элемент в концепции целенаправленности системы выполняет
собственную определенную функцию. Элементы являются взаимодополняющими друг друга и в совокупности образуют главное свойство системы — эмерджентность.
Классификацию инфраструктурных институтов в зависимости от конечных целей можно проводить по различным признакам: по цели образования, по уровню образования, по видам оказываемой поддержки, по количеству видов оказываемой поддержки, по методу образования, по правовому аспекту. Основным классификационным признаком рационально рассматривать вид оказываемой поддержки, согласно которому можно выделить институты: финансово-кредитной, имущественной, информационно-консультационной, кадровой и специализированной поддержки. Институт финансово-кредитной поддержки включает банки и кредитные, микрокредитные, гарантийные, факторинговые, венчурные организации. Финансовая поддержка осуществляется также органами государственной исполнительной власти в виде выплаты субсидий. Имущественная поддержка осуществляется бизнес-инкубаторами, лизинговыми организациями, органами государственной власти. Информационно-консультационные услуги предлагают множество коммерческих консалтинговых компаний, однако, информационную и консультационную поддержку предприниматели могут получить также в различных общественных организациях, фондах поддержки МСП, бизнес-инкубаторах. Институт кадровой поддержки имеет особое значение для МСП, так как именно интенсивный труд, высокое качество работы, мобильность кадров являются конкурентными преимуществами предприятий малого и среднего бизнеса, а медленная неэффективная работа приводит к появлению рисков и потерь. Такие организации как учебно-деловые центры, вузы и ссузы, кадровые агентства, рекрутинго-вые компании, фирмы по развитию персонала и другие организации инфраструктуры рынка труда призваны снабжать субъекты МСП необходимыми кадрами, повышать квалификацию имеющихся работников и самих предпринимателей. Институт специализированной поддержки включает в себя аутсорсинговые и инжиниринговые организации, а также организации, оказывающие специализированные услуги в той или иной сфере (маркетинговые, бухгалтерские, транспортные, юридические, 1Т-услуги и т.д.) Передача каких-либо непрофильных бизнес-процессов на исполнение аутсорсинговой компании выгодна тем, что у предприятия снижаются операционные расходы, оптимизируется штат сотрудников, но наряду с преимуществами имеются и недостатки: необходимость контролировать аутсорсера, риск утечки конфиденциальной информации, вероятность столкнуться с недостаточным уровнем профессионализма аутсорсера.
Все элементы, не входящие в систему инфраструктурной поддержки, образуют другие системы и являются внешней средой по отношению к ней. Система инфраструктурной поддержки существует не изолировано от других систем, она находится в непрерывном взаимодействии, в симбиозе с другими системами. В исследовании М.Ф. Шведовой рассматривается применение системного подхода к государственной поддержке малого бизнеса. В данном исследовании выделяется система государственной поддержки и две системы, с которыми она взаимодействует: система малого бизнеса и система инфраструктуры его поддержки [10]. И если представить условное сферическое взаимодействие данных систем, то площади пересечения данных сфер будут являться структурными соединениями, которые служат каналами обратной связи этих систем друг с другом. Внешней средой для СИП МСП также будет являться регион, на уровне которого функционирует инфраструктура; политическая, экономическая и социальная ситуация в стране; духовно-культурный уровень общества; природно-климатические условия и другие. Систему, связанную с внешней средой и прямо или косвенно взаимодействующую с ней, называют открытой системой. Систему инфраструктурной поддержки необходимо развивать индивидуально для каждого региона, учитывая его особенности и специфику местных поселений, приоритетные отрасли развития региона, направления его социально-экономического развития, интересы самих предпринимателей, но при этом не должно возникать противоречий с федеральной политикой в области МСП.
Наличие стабильной и успешно функционирующей СИП концентрирует в себе двойную выгоду: поддерживая сектор МСП, она положительно влияет на экономическое и социальное развитие страны. Функции, которые выполняет СИП МСП, можно разделить на прямые и косвенные. Прямые функции направлены на развитие сектора МСП, а косвенные функции влияют на общее состояние социально-экономической сферы страны. К прямым можно отнести следующие функции: стимулирующая, обеспечивающая, регулирующая, ориентационная, информационная, контрольная. Стимулирующая функция заключается в побуждении населения заниматься предпринимательской деятельностью, а предпринимателей - расширять имеющееся производство. Обеспечивающая функция предполагает, что каждый субъект МСП в полной мере должен быть обеспечен требующейся поддержкой на приемлемых условиях. Регулирующая функция способствует оптимальному распределению бюджетных средств, выделяемых на поддержку сектора МСП, а также помогает выявлять недостающие элементы поддержки и восполнять эту потребность. Ориентационная функция призвана направлять активность субъектов МСП в приоритетные отрасли экономики. Информационная функция позволяет своевременно собирать информацию о СИП и секторе МСП. Контрольная функция, позволяет контролировать и улучшать деятельность СИП.
К косвенным функциям системы инфраструктурной поддержки МСП можно отнести следующие: экономическую, инновационную, импортозамещающую, социальную. Экономическая функция подразумевает рост макроэкономических показателей, в частности ВВП и доли в нем сектора МСП, а также увеличение налоговых поступлений в бюджет. Инновационная функция реализует рост инновационного потенциала и развитие наукоемких отраслей промышленности, таких как микроэлектроника, вычислительная техника, роботостроение, атомное и аэрокосмическое производства, микробиологическая промышленность и другие. Импортозамещающая функция выражается в способности производить конкурентоспособные материальные блага для удовлетворения потребностей населения страны с целью минимизации потребления импортных товаров, что особенно актуально в условиях продовольственного эмбарго текущего года. Социальная функция способствует увеличению занятости населения, сокращению безработицы и, как следствие, увеличению уровня жизни населения, а также реализации личных амбиций предпринимателя.
Система, имеющая четко поставленную цель, в процессе формирования и развития должна следовать определенным принципам. Анализ научных публикаций и как зарубежного, так и российского опыта позволяет сформулировать следующие основные принципы формирования и развития СИП:
— принцип научности, обосновывающийся сложностью управления СИП МСП, как молодой, только формирующейся системой: попытки игнорировать научно-обоснованные принципы дают слабые результаты, удлиняют процесс становления СИП и затрудняют прогнозирование ее развития;
— принцип системности, предполагающий управление СИП как целостной, динамической системой, охватывающей все ее элементы, взаимосвязи между ними и тесную взаимосвязь с внешней средой;
— принцип комплексности, означающий наличие всех видов поддержки МСП: финансово-кредитной, имущественной, информационно-консультационной, кадровой, и прочих специализированных видов поддержки;
— принцип универсальности, суть которого состоит в том, что СИП должна удовлетворять требованиям любого МП независимо от его вида деятельности;
— принцип адаптивности, подразумевающий постоянную готовность СИП к изменениям внешней среды;
— принцип инновационной направленности, заключающийся в том, что СИП должна моти-
вировать инновационную активность МСП, которая позволит перейти на новый уровень и обеспечить конкурентоспособность МСП на внутреннем и внешнем рынках;
— принцип контроля и обратной связи, сводящийся к мониторингу результатов деятельности элементов СИП.
Акцентируя внимание на последнем принципе, следует отметить, что наличие обратной связи и контроля над системой является весьма важным аспектом существования данной системы. Функции обратной связи с элементами системы, контроля над ними, а также над всей системой целесообразно возложить на один из элементов другой системы, тесно взаимосвязанной с СИП-системой государственной поддержки. Региональные органы поддержки МСП (министерства, департаменты, управления, комитеты, отделы) призваны реализовывать программы и мероприятия, разработанные на федеральном уровне, анализировать состояние МСП в регионе, создавать условия для формирования инфраструктуры поддержки МСП. Во многих регионах уже сформировались специальные подразделения по работе с субъектами инфраструктуры, остается расширить их обязанности, добавив мониторинг каждого субъекта инфраструктуры, разработку предложений по повышению их эффективности, оценку возможности и целесообразности создания новых элементов инфраструктуры. Кроме прочего, необходимо анализировать отзывы предпринимателей об эффективности оказанной поддержки, о скорости и стоимости решения возникшей проблемы, и предлагать коррекцию деятельности СИП МСП, учитывающую замечания и пожелания предпринимателей.
В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию и развитию СИП МСП, к основным из которых рационально отнести следующие:
1) отсутствие системности, комплексности, взаимосвязанности при формировании инфраструктуры поддержки МСП на различных уровнях власти;
2) несовершенство законодательной базы в области МСП;
3) административные и финансовые препятствия при создании и функционировании элементов СИП;
4) недостаток материально-технических и квалифицированных трудовых ресурсов, способных как можно мягче адаптировать зарубежный опыт формирования и развития СИП;
5) отсутствие четких ориентиров развития СИП МСП - не до конца определены реальные потребности в том или ином элементе СИП и направления развития элементов.
Решение данных проблем может способствовать стремительному развитию СИП, и, как следствие сектора МСП. Подводя итог, следует отметить, что применение системного подхода к инфраструктурной поддержке МСП не только возможно, но и необходимо. Формирование и развитие инфраструктурной поддержки МСП как системы позволит добиться наиболее эффективного ее функционирования - оказание комплексной и своевременной поддержки сектору МСП, что является достаточно проблематичным при разрозненности и несбалансированности отдельных элементов системы.
Библиографический список
1. Аксенов В.С., Тараруева А.А. Финансово-кредитный механизм региональной поддержки малого бизнеса // Вестник РГГУ. — 2010. — № 6. — С. 121—131.
2. Анохин П.К. Избранные труды: философские аспекты теории функциональных систем / П.К. Анохин. -М.: Наука, 1978. - 399 с.
3. Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. - М.: Прогресс, 1969. - С. 23-82.
4. Борисенко Н.И. Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в российской федерации (на примере Московской области) // Вопросы региональной экономики. — 2011. — № 2. — С. 41—53.
5. Левшина О.Н., Сапегин Д.А. Инфраструктура поддержки малого бизнеса, ее объекты и цели // Вестник Академии. - 2010. - № 3. - C. 82-85.
6. Мироседи С. А. Малое предпринимательство - стратегический ресурс российской экономики // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2009. - № 2(38). - С. 232-240.
7. Мироседи С.А., Мироседи Т.Г. Развитие малого бизнеса - объективная необходимость // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2012. - № 3(6). - С. 111-113.
8. О'Коннор Д. Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Д. О'Коннор, И. Макдермотт. - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 254 с.
9. Чернышов В.Н. Теория систем и системный анализ: учеб. пособ. / В.Н. Чернышов, А.В. Чернышов. -Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 96 с.
10. Шведова М.Ф. Структура государственной поддержки малого бизнеса: теоретический аспект системного подхода // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9(1). - С. 135-139.