Научная статья на тему 'Формирование системы экспертно-методической поддержки развития высшего педагогического образования в Республике Крым'

Формирование системы экспертно-методической поддержки развития высшего педагогического образования в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / EDUCATIONAL INNOVATIONS / ЭКСПЕРТИЗА / EXPERTISE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА / TEACHER TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ратовская С.В.

Актуальность формирования системы экспертно-методической поддержки развития высшего педагогического образования обусловлена стратегическим значением профессионально-педагогической деятельности для модернизации экономики Крымского федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM OF EXPERT-METHODICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Modernization of pedagogical education in the Crimean Federal district, given the region's development prospects, the needs of society determine the development and implementation of in-demand educational programs of preparation and retraining of teachers; improvement of methods and learning technologies, scientific-pedagogical, educational-methodical, financial-economic, personnel, logistical support. Based on the analysis of the problems scientists Humanitarian-pedagogical Academy V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta propose the Concept of development of pedagogical education in the Republic of Crimea, which aims to define strategic priorities in the development of the pedagogical education system of the Republic of Crimea for the formation of the Republican model of continuous pedagogical education integrated in the educational space of the Russian Federation that meet the needs of society in the quality of teacher training. Targeted implementation of innovative models is inextricably linked with the implementation of educational innovation, i.e., educational design what should be, and simultaneously, the deployment of process changes in the system of professional training and retraining of teacher. The study of problematic situations competent professionals by selecting the most reasoned decisions, it is necessary to assess: the quality of the main and intermediate results of the implementation of educational innovations, capabilities, risks. Examination of changes in the process of teacher training, which is initiated by the society, supported by a system is a challenging research activities, technology that is implemented through the relationship of content (knowledge base on innovative education, expert opinion) with the operational (the methodology of the expert research, methods of data processing). Independent assessment of the quality of training of teachers helps to ensure openness of the system to attract the general public to the analysis of efficiency of activity of educational institutions of higher education, the joint adoption of further decisions concerning their development. However, remain insufficiently studied issues of the tools used, the interpretation and use of the results of such evaluation, meaningful, technological and ethical aspects of the work of employees engaged in the collection, processing and reporting of results of activities of educational institutions of higher education. Leveling problems in the formation of the expert-methodological support of this process.

Текст научной работы на тему «Формирование системы экспертно-методической поддержки развития высшего педагогического образования в Республике Крым»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 2. С. 74-79

УДК 378.096(045)

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКСПЕРТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Ратовская С. В.

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г Ялте, Ялта, Республика Крым

E-mail: svetrat@gmail com

Актуальность формирования системы экспертно-методической поддержки развития высшего педагогического образования обусловлена стратегическим значением профессионально-педагогической деятельности для модернизации экономики Крымского федерального округа.

Ключевые слова. Образовательные инновации, экспертиза, профессиональное образование педагога, компетентностный подход.

ВВЕДЕНИЕ.

Особенности развития системы высшего педагогического образования в Крымском федеральном округе непосредственно связаны с социально-экономическими, политическими процессами, которые происходят не только в Российской Федерации, но и в глобальном масштабе. Применение и распространение стандарта профессиональной деятельности педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г., влечет за собой существенные изменения в его профессиональной подготовке и переподготовке. Определяя основные требования к квалификации педагога, профессиональный стандарт можно рассматривать как инструмент повышения качества отечественного высшего педагогического образования, выхода его на международный уровень. Целенаправленная, эффективная подготовка педагогических кадров станет основой устойчивого развития Крымского федерального округа и соответствует основным положениям программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» на 2015 - 2020 гг. [2]. При этом существует необходимость в решении следующих задач:

74

1) выявить эффективность внедрения образовательных инноваций в практику подготовки будущих педагогов,

3) определить возможности инициатора для реализации инноваций и управления изменениями;

2) оценить качество основных и промежуточных результатов внедрения инноваций;

4) обеспечить нивелирование рисков при их реализации.

Инновационный эффект развития системы высшего педагогического образования будет достигнут за счет синтеза научных и профессиональных знаний, осуществления экспертно-методической поддержки.

Цель данной статьи - ознакомить читателей с особенностями формирования системы экспертно-методической поддержки развития высшего педагогического образования в Республике Крым.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

Модернизация педагогического образования в Крымском федеральном округе с учетом перспектив развития региона, потребностей общества предопределяет разработку и реализацию востребованных образовательных программ подготовки и переподготовки педагогических кадров; совершенствование методов и технологий обучения, научно-педагогического, учебно-методического, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения. Исходя из анализа проблем, ученые Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте -Глузман А. В., Редькина Л. И., Глузман Н. А., Горбунова Н. В. - предлагают Концепцию развития педагогического образования в Республике Крым, которая ставит своей целью «определить стратегические приоритеты в развитии системы педагогического образования Республики Крым для формирования республиканской модели непрерывного педагогического образования, интегрированной в образовательное пространство Российской Федерации, удовлетворяющей потребности общества в качестве подготовки педагогических кадров» [2, с. 21].

Целенаправленная реализация инновационной модели неразрывно связана с внедрением образовательных инноваций, т. е. образовательным проектированием, «промысливанием» того, что должно быть, и одновременно с этим -развертыванием процесса изменений в системе профессиональной подготовки и переподготовки педагога. Изучение проблемных ситуаций компетентными специалистами путем выбора наиболее аргументированных решений необходимо для оценки: качества основных и промежуточных результатов внедрения образовательных инноваций, возможностей их реализации, рисков. Экспертиза изменений в процессе подготовки педагогических кадров, которые инициируются обществом, поддерживаются системой, является сложной научно-исследовательской деятельностью, технологией, которая осуществляется через взаимосвязь содержательной стороны (база знаний об инновационном

75

образовательном процессе, экспертное заключение) с операциональной (методика проведения экспертного исследования, методы обработки данных) [3, с. 18].

Инновационное развитие системы педагогического образования приводит к необходимости оценки процесса, использования новых измерительных методов и форм. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, приказом министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» и др. нормативными документами определена необходимость внедрения независимой внешней оценки качества образования. Независимая внешняя оценка является одним из ключевых условий жизнеспособности и развития любой системы.

Независимая система оценки качества подготовки педагогов позволяет обеспечить открытость системы, привлечь широкие слои общественности к анализу эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, совместному принятию дальнейших решений относительно их развития [2, с. 22]. Вместе с тем остаются недостаточно проработанными вопросы применяемого инструментария, интерпретации и использования результатов такой оценки, содержательных, технологических и этических аспектов работы специалистов, осуществляющих сбор, обработку и представление информации о результатах деятельности образовательных организаций высшего образования. Нивелирование проблем возможно при формировании системы экспертно-методической поддержки данного процесса.

Способствует формированию системы экспертно-методической поддержки развития высшего педагогического образования продуктивная деятельность научных школ Крыма:

1) научная школа профессионального образования доктора педагогических наук, профессора, академика Глузмана Александра Владимировича, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте»;

2) научная школа этнопедагогики доктора педагогических наук, профессора Редькиной Людмилы Ивановны, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте»;

3) научная школа формирования профессиональной компетентности учителей начальных классов и воспитателей дошкольных организаций доктора педагогических наук, профессора Глузман Нели Анатольевны, Евпаторийский институт социальных наук ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»;

4) научная школа педагогического мастерства доктора педагогических наук, профессора Горбуновой Натальи Владимировны, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте»;

76

5) научная школа глубинной психологии доктора психологических наук, профессора Яценко Тамары Семеновны, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Ялте».

Последовательная научно-исследовательская работа научных школ Крыма способствует сохранению и приумножению лучших отечественных традиций подготовки педагогических кадров, созданию той необходимой основы для формирования экспертно-методической поддержки системы, которая успешно формирует профессионала педагогической школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, экспертно-методическая поддержка развития системы высшего педагогического образования позволит с максимальной эффективностью обеспечить решение следующих задач:

- оценить изменения в подготовке педагогических кадров, которые инициируются обществом, поддерживаются системой,

- провести экспертизу внедрения образовательных инноваций (образовательного проекта),

- получить рекомендации по образовательному проектированию,

- провести экспертизу основных и промежуточных результатов,

- обеспечить управление изменениями при реализации проекта для предупреждения рисков,

- повысить качество и доступность образовательных услуг в регионе.

Список литературы.

1. Глузман А. В. Педагогическое образование в Республике Крым: опыт системного проектирования / А. В. Глузман, Л. И. Редькина, Н. А. Глузман, Н. В. Горбунова // Гуманитарные науки : [сборник научных трудов]. - 2014. - № 2 (28). - С. 21-25.

2. Основные положения программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» на 2015 - 2020 гг. // Гуманитарные науки : [сборник научных трудов]. - 2014. - № 2 (28). - С. 7-20.

3. Ратовская С. В. Философские измерения педагогической экспертизы образовательных инноваций / С. В. Ратовская. // Гуманитарные науки : [сборник научных трудов]. - 2015. - № 2 (30). - С. 16-24.

77

UDC 378.096(045)

FORMATION OF A SYSTEM OF EXPERT-METHODICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE

REPUBLIC OF CRIMEA

Ratovskaya S. V.

Humanities and Education Science Academy (branch), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta, Republic of Crimea

E-mail: svetrat@gmail com

Modernization of pedagogical education in the Crimean Federal district, given the region's development prospects, the needs of society determine the development and implementation of in-demand educational programs of preparation and retraining of teachers; improvement of methods and learning technologies, scientific-pedagogical, educational-methodical, financial-economic, personnel, logistical support. Based on the analysis of the problems scientists Humanitarian-pedagogical Academy V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Yalta propose the Concept of development of pedagogical education in the Republic of Crimea, which aims to define strategic priorities in the development of the pedagogical education system of the Republic of Crimea for the formation of the Republican model of continuous pedagogical education integrated in the educational space of the Russian Federation that meet the needs of society in the quality of teacher training.

Targeted implementation of innovative models is inextricably linked with the implementation of educational innovation, i.e., educational design what should be, and simultaneously, the deployment of process changes in the system of professional training and retraining of teacher. The study of problematic situations competent professionals by selecting the most reasoned decisions, it is necessary to assess: the quality of the main and intermediate results of the implementation of educational innovations, capabilities, risks. Examination of changes in the process of teacher training, which is initiated by the society, supported by a system is a challenging research activities, technology that is implemented through the relationship of content (knowledge base on innovative education, expert opinion) with the operational (the methodology of the expert research, methods of data processing).

Independent assessment of the quality of training of teachers helps to ensure openness of the system to attract the general public to the analysis of efficiency of activity of educational institutions of higher education, the joint adoption of further decisions concerning their development. However, remain insufficiently studied issues of the tools used, the interpretation and use of the results of such evaluation, meaningful, technological and ethical aspects of the work of employees engaged in the collection,

78

processing and reporting of results of activities of educational institutions of higher education. Leveling problems in the formation of the expert-methodological support of this process.

Keywords: educational innovations, expertise, teacher training, competence-based approach.

References.

1. Gluzman A.V. Pedagogical Education in the Republic of Crimea: the Experience of System Proecting / A.V. Gluzman, L.I. Redkina, N.A. Gluzman, N.V. Gorbunova // Humanities: [collection of scientific papers]. - 2014. - № 2 (28). - P. 21-25.

2. Summary of the Program of the Autonomous Federal State Educational Institutions of Higher Education Development "Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky "on 2015-2020 years. // Humanities: [collection of scientific papers]. - 2014. - № 2 (28). - P. 7-20.

3. Ratovsky S.V. Philosophical Measurement of Pedagogical Examination of the Educational Innovations / S.V. Ratovsky. // Humanities: [collection of scientific papers]. - 2015. - № 2 (30). - P. 16-24.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.