Научная статья на тему 'Формирование системы эколого-экономического управления на предприятии'

Формирование системы эколого-экономического управления на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бородин А. И.

Оценка системы управления окружающей среды, проведенная с использованием анкеты, разработанной на основе анализа соответствия стандарта ИСО 14001 требованиям экологического права России, показала, что сложившаяся система менеджмента окружающей среды на металлургическом предприятии имеет ряд недостатков с точки зрения стандарта ИСО 14001. Они связаны с недостаточной деятельностью по формированию экополитики, отсутствием работы по проведению аудита и анализа и неорганизованностью коммуникаций с заинтересованными сторонами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of system of ecology-economic management at the enterprise

The estimation of a control system of the environment, lead with use of the questionnaire developed on the basis of the analysis of conformity of standard ISO 14001 requirements of the ecological right of Russia, has shown, that the developed system of management of an environment at the metal-processing enterprise has a number of lacks from the point of view of standard ISO 14001. They are connected with insufficient activity on formation the ecological policy, absence of work on carrying out of audit and the analysis, and a disorganization of communications with the interested parties.

Текст научной работы на тему «Формирование системы эколого-экономического управления на предприятии»

80

3. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. М., 1995.

4. Купер Д. Эффективный менеджер. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2000.

5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.

6. Предпосылки возникновения и особенности ОДО/ Под ред. Щенникова С. А., Теслинова А.Г., Чернявской А.Г. Жуковский: МИМ ЛИНК, 2002.

7. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации. М., 1999.

8. Философия и методология/ Под ред. В.Н. Купцова. М., 1994.

9. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации. СПб., 1997.

Об авторе

С.Э. Солдатова — канд. экон. наук, доц., РГУ им. И. Канта

УДК 658.5: 502.33

А.И. Бородин

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Оценка системы управления окружающей среды, проведенная с использованием анкеты, разработанной на основе анализа соответствия стандарта ИСО 14001 требованиям экологического права России, показала, что сложившаяся система менеджмента окружающей среды на металлургическом предприятии имеет ряд недостатков с точки зрения стандарта ИСО 14001. Они связаны с недостаточной деятельностью по формированию экополитики, отсутствием работы по проведению аудита и анализа и неорганизованностью коммуникаций с заинтересованными сторонами.

The estimation of a control system of the environment, lead with use of the questionnaire developed on the basis of the analysis of conformity of standard ISO 14001 requirements of the ecological right of Russia, has shown, that the developed system of management of an environment at the metal-processing enterprise has a number of lacks from the point of view of standard ISO 14001. They are connected with insufficient activity on formation the ecological policy, absence of work on carrying out of audit and the analysis, and a disorganization of communications with the interested parties.

Перед российским предпринимательством стоят важные задачи перехода на рельсы экологически ориентированного развития в соответствии с последними тенденциями перестройки мировой экономики. Безусловно, наша страна вступает на этот путь, когда основные подходы к этой проблеме и даже определенный рынок соответствующих товаров и услуг в мировом масштабе первоначально сформировался. Однако данное перспективное направление должно стать одним из стимулирующих факторов ускоренного развития российской экономики.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 80—91.

Наиболее актуально проблема экологически устойчивого развития стоит для каждого российского предприятия, ведь именно на микроуровне конкретной производственной единицы решается вопрос реального осуществления стратегии экономических преобразований.

В настоящее время российские предприятия пока не проявляют заинтересованности в решении экологических проблем, считая, что учет экологических требований может лишь повысить издержки производства и дополнительно снизить их конкурентоспособность.

В России не существует логически завершенных моделей производственного эколого-экономического управления (ЭЭУ), особенно в части его интеграционного характера.

В качестве первоочередных рекомендаций по организации ЭЭУ на отечественных предприятиях может послужить ориентация на международные стандарты; постановка и обоснование реально достижимых экологических целей и принципов их достижения; формирование экологической политики, принятие широкого спектра добровольных экологических обязательств перед персоналом, инвесторами, органами местного самоуправления, общественностью, населением; расширение сферы экологической активности с включением в нее различных направлений и аспектов деятельности, непосредственно не связанных с требованием экологического законодательства; объединение задач управления качеством продукции и услуг с задачами эколого-экономического управления; вовлечение всего персонала в активную экологическую деятельность; использование независимой оценки третьей стороной результатов экологической деятельности (экологическое аудирование) и постоянная корректировка на основе данной оценки первоначальных целей и задач этой деятельности; экологическая «прозрачность» информации.

На основе анализа этапов стратегического эколого-экономического управления, а также обобщения зарубежного опыта с учетом особенностей российской практики эколого-экономического управления рассмотрим классификацию типов эколого-экономической стратегии, включающую: игнорирование экологических аспектов, вынужденную стратегию соответствия, пассивную стратегию соответствия, стратегию конкурентного преимущества за счет экологических аспектов, стратегию устойчивого развития.

Выделим новые черты взаимосвязи экологической и экономической стратегии и предложим критерий их оценки для стратегии каждого типа.

В случае стратегии игнорирования предприятие не будет учитывать экологические вопросы, пока финансовые потери, связанные с ними, не превысят прибыли.

В вынужденной и пассивной стратегии соответствия экономические аспекты представлены экологическими затратами. В качестве критериев эффективности необходимо использовать существующие критерии, связанные с различными экономическими факторами позитивной и негативной мотивации государственного экологического регулирования.

Для стратегии, ориентированной на достижение конкурентного преимущества, необходимо оценить экологическое сознание потребителей,

82

определяющую готовность отказаться от продукции, оказывающей негативное воздействие на каком-либо этапе жизненного цикла, и заплатить более высокую цену за экологически чистый товар. Предложенный критерий позволяет провести такую оценку через сопоставление результатов маркетинговых исследований о спросе на экологически чистую продукцию, а также затрат на производство такой продукции.

Для стратегии, ориентированной на достижение устойчивого развития, необходимо оценить возможность использования текущей технологии снижения воздействия на окружающую среду в долгосрочном периоде, через сопоставление текущих экологических затрат и выбросов на единицу готовой продукции.

Определив тип и экономические аспекты экологической стратегии, перейдем к построению системы экологического менеджмента на примере одного из предприятий черной металлургии. Однако более надежные зависимости можно получить по совокупности предприятий. Для этого проведено обследование еще на нескольких предприятиях черной металлургии. Используя прием классификации Уорда, получим следующие группы достаточно однородных предприятий (табл. 1).

Таблица 1

Группировка предприятий по классификации Уорда

Главные признаки Предприятие Группа

Х_2 МП2 1-я

Х_4 МП1

Х_18 ГП6 2-я

Х_5 П7

Х_13 ГП8

Х_14 ГП8 3-я

Х_15 ГП9

Х_16 ГП11

Х_17 ГП12

Х_1 МП4

Х_3 МП5

Х_6 П13

Х_7 П14

Х_8 П15 4-я

Х_9 П16

Х_10 П17

Х_11 П18

Х_12 МП3

Х_19 ГП19

Примечание: МП — металлургические предприятия; ГП — горно-обогатительные комбинаты; П — прочие предприятия.

С использованием предложенных методических подходов к оценке экологической стратегии, проведена оценка экологической стратегии предприятия черной металлургии, которая была определена как вынужденная стратегия соответствия. Проведен анализ экологических и экономических аспектов с использованием предложенных автором критериев. На основе этого разработаны рекомендации поэтапного построения системы менеджмента окружающей среды, соответствующей международным стандартам.

Дальнейшие перспективы развития стратегического эколого-эконо-мического управления на данном предприятии и по России в целом, связанные с выбором конкурентной стратегии или устойчивого развития, во многом определяются изменением поведения контрагентов из внешней среды, т. е. поддержкой инициативной деятельности предприятий со стороны государства, потребителей, поставщиков и общественности.

Для эффективного функционирования эколого-экономического управления стратегический подход должен сочетаться с системой менеджмента окружающей среды. И если для стратегии соответствия достаточно традиционной системы менеджмента окружающей среды, ориентированной на выполнение требований государства, то для достижения конкурентного преимущества и устойчивого развития необходимо перестраивать существующую систему на базе международных стандартов. На основе анализа соответствия добровольных для исполнения требований стандарта ИСО 14001 обязательным требованиям экологического права России, разработана анкета, позволяющая оценить существующую систему менеджмента и перспективы, разработать на ее основе новую систему, соответствующую международным стандартам.

Для формирования новой системы эколого-экономического управления необходимо оценить существующую систему управления окружающей среды и проанализировать возможность использования ее элементов в новой структуре. При оценке существующей системы управления представляет интерес, насколько выполняются обязательные требования законодательства и насколько — добровольные требования стандарта ИСО 14001. Соотношение добровольных и обязательных для исполнения требований стандарта ИСО 14001 представлены в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение добровольных и обязательных для исполнения требований стандарта ИСО 14001

Разделы и подразделы стандарта Количество требований

Всего В том числе

Добровольные Обязательные

1. Экологическая политика 8 8 0

2. Планирование 21 11 10

Окончанипе табл. 2

84

Разделы и подразделы стандарта Количество требований

Всего В том числе

Добровольные Обязательные

2.1. Экологические аспекты 6 3 3

2.2. Правовые и иные требования 2 1 1

2.3. Экологические цели и задачи 7 4 3

2.4. Программа менеджмента окружающей среды 6 3 3

3. Реализация планов 24 13 11

3.1.Структуры и ответственность 6 3 3

3.2. Обучение, информированность и компетенция 3 3 0

3.3. Внутренние коммуникации 1 1 0

3.4. Документация 3 2 1

3 5. Документный контроль 2 2 0

З.6. Оперативный контроль 3 1 2

3.7. Готовность к аварийным ситуациям 6 1 5

4. Контроль и регулирование 15 9 6

4.1. Экологический мониторинг 4 1 3

4.2. Оценка экологичности 5 3 2

4.3. Действия корректировки и предупреждения 2 2 0

4.4. Хранение данных 4 3 1

5. Аудит и анализ 6 6 0

5.1. Аудит системы менеджмента окружающей среды 3 3 0

5.2. Менеджмент-ревю (анализ управления) 3 3 0

6. Внешние коммуникации 8 7 1

6.1. Экологический отчет 2 2 0

6.2. Постоянные внешние связи 6 5 1

Всего 82 54 28

Для проведения такой оценки разработана анкета на основе проведенного анализа оценки экологических аспектов при выборе экологоэкономической стратегии предприятия.

Опросы и интервью работников предприятия показали, что приоритетом в сфере природопользования и охраны окружающей среды

являются выполнение экологического законодательства, соблюдение правил и нормативов в сфере охраны окружающей среды, основное внимание при этом уделяется выбросам в атмосферный воздух. Результаты оценки системы менеджмента окружающей среды МП3 представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты оценки системы менеджмента окружающей среды МП3

Разделы и подразделы стандарта Количество требований

Всего В том числе

добровольные обязательные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Экологическая политика 3 O 3

2. Планирование 1б 3 13

2.1. Экологические аспекты 5 2 3

2.2. Правовые и иные требования 1 O 1

2.3. Экологические цели и задачи 4 O 4

2.4. Программа менеджмента окружающей среды б 1 5

3. Реализация планов 29 1O 19

3.1. Структуры и ответственность 1O 4 б

3.2. Обучение, информированность и комплектация 1 1 O

3.3. Внутренние коммуникации 1 1 O

3.4. Документация 3 1 2

3.5. Документный контроль 2 2 O

3.6. Оперативный контроль 2 O 2

3.7. Готовность к аварийным ситуациям 1O 1 9

4. Контроль и регулирование 17 7 1O

4.1. Экологический мониторинг S 2 б

4.2. Оценка экологичности б 3 3

4.3. Действия корректировки и предупреждения 1 1 O

4.4. Хранение данных 2 1 1

5. Аудит и анализ O O —

5.1. Аудит системы менеджмента окружающей среды O O

5.2. Менеджмент-ревю (анализ управления) O O

6. Внешние коммуникации 1 O 1

6.1. Экологический отчет O O O

6.2. Постоянные внешние связи 1 O 1

Всего бб 2O 4б

S5

Анкета состоит из шести разделов. При проведении оценки по результатам ответов суммируются набранные баллы, которые проставляются следующим образом: «да» — 2; «частично» — 1; «нет» — 0.

Исходя из того, что добровольная, инициативная деятельность в сфере эколого-экономического управления возможна лишь при выполнении обязательных требований, по результатам оценки разделим предприятия на пять групп и получим шкалу оценки, представленную в таблице 4.

Таблица 4

Интерпретация суммы баллов по анкете

Сумма баллов Требования

добровольные обязательные

164 Полностью выполняются Полностью выполняются

110 Частично выполняются <<

56 Не выполняются <<

28 << Частично выполняются

0 << Не выполняются

Таким образом, при выполнении и добровольных, и обязательных требований будет набрано максимальное количество — 164 балла; при игнорировании всех требований — ноль баллов.

Предложенная анкета может использоваться при обследовании существующей системы эколого-экономического управления на предприятии и проектировании новой системы эколого-экономического управления, соответствующей новой экологической стратегии.

Используем разработанную анкету для оценки системы управления окружающей среды для металлургического предприятия.

Проведенная оценка свидетельствует о том, что на предприятии ведется работа в сфере природопользования и охраны окружающей среды, достигнуты некоторые результаты, заключающиеся в постепенном снижении выбросов в атмосферу, выполнении постоянно ожесточающихся временно согласованных нормативов выбросов (о чем свидетельствует отсутствие штрафных платежей).

В управлении окружающей средой наибольшие усилия направлены на реализацию планов. При этом выполняются не только требования стандарта ИСО 14001, но и некоторые добровольные для исполнения требования. На этапе реализации планов отметим использование для оценки фактического воздействия на окружающую среду метода материальных балансов: разработку показателей экологичности, представленных в «Справке о ходе выполнения мероприятий по охране окружающей среды»; наличие собственной лаборатории по охране окружающей среды.

Практика природоохранной работы на данном предприятии показывает, что, несмотря на положительные сдвиги, существует ряд недостатков, перечисленных ниже.

1. Проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования не входят в число важнейших приоритетов деятельности предприятия. Отсутствует документ об экополитике.

2. В недостаточной мере и не на постоянной основе учитываются экологические аспекты всех стадий жизненного цикла продукции.

3. Отсутствует экологическая информационная система.

4. Несмотря на то, что «Положение об охране окружающей среды» среди документов, которыми руководствуется служба в своей работе, содержит программу развития по охране окружающей среды, фактически под программами подразумеваются краткие планы мероприятий по охране окружающей среды. Научно-техническая программа, разработанная на предприятии, отражает лишь один аспект проблемы охраны окружающей среды.

5. Не публикуется экологический отчет, предназначенный для широкой общественности и всех заинтересованных сторон и содержащий информацию о намерениях и принципах в отношении окружающей среды, целях и задачах, характеристиках экологичности и экологических программах.

6. Невелика роль экологических аспектов при разработке экологической стратегии.

Для развития и эффективного функционирования эколого-эконо-мического управления на металлургическом предприятии необходимо в первую очередь осознание руководством роли экологических вопросов в экономической жизни. Используемые технологии производства и очистки выбросов и сбросов не позволяют предприятию реализовать более активную экологическую стратегию, чем вынужденная стратегия соответствия.

С другой стороны, развитие деятельности в сфере эколого-эконо-мического управления может активизироваться при использовании органами государственного экологического контроля и управления различных методов мотивации. Среди недостатков использования методов позитивной и негативной мотивации необходимо отметить нецелесообразность предоставления предприятию льгот по платежам за счет проведения природоохранных мероприятий при наличии сверхнормативных выбросов.

Следует организовать стратегическое взаимодействие предприятия и соответствующих государственных органов, которое будет стимулировать внедрение инновационных технологий, позволяющих повысить производительность ресурсов и снизить затраты. Для этого необходим уход от принципа «использования наилучшей имеющейся технологии», ассоциируемой чаще всего с технологиями очистки, и стимулировать технологические изменения, направленные на снижение образования загрязняющих веществ в процессе производства. Это тем более важно, так как для ряда технологических процессов на комбинате отсутствуют апробированные технические решения по локализации выбросов загрязняющих веществ (слив шлака, разгрузка и погрузка шихты и др.), а также улавливанию выбрасываемых газообразных веществ. Участие государственных структур в популяризации эколого-ориенти-рованного управления позволит поднять его до высших уровней управления предприятий.

88

Для организации широкого взаимодействия с контрагентами из внешней среды, а также для распространения информации среди работников предприятия необходима публикация экологического отчета двух видов:

— для внутреннего использования;

— для широкой общественности.

В настоящее время в качестве документа для внутреннего использования выступает Справка о ходе выполнения мероприятий по охране окружающей среды на металлургическом предприятии. Ее необходимо дополнить более подробной информацией о намерениях и принципах, а также основных целях предприятия в экологической сфере.

Экологический же отчет, публикуемый для широкой общественности, должен содержать следующую информацию:

— перспективы развития деятельности предприятия в области охраны окружающей среды;

— деятельность в области охраны окружающей среды;

— конкретные достижения в области охраны окружающей среды;

— данные по производимой продукции;

— ключевые показатели по всем видам воздействий, возникающих в ходе производственного процесса;

— организационная структура, взаимосвязи отдела по охране окружающей среды с другими отделами на предприятии;

— информация по самоконтролю и внутреннему аудиту.

Таким образом, существующая система управления окружающей среды на металлургическом предприятии может стать основой для внедрения стандарта ИСО 14001. Реинжиниринг системы эколого-эко-номического управления предлагается проводить поэтапно.

1-й этап. Организация работ по формированию новой экологической политики.

1. Принятие генеральным директором решения о построении новой системы эколого-экономического управления и документальное оформление в виде приказа, определяющего этапы, ответственных, исполнителей и сроки выполнения работ.

2. Формирование и документирование экологической политики предприятия, в основе которой должны лежать принципы предотвращения загрязнения и непрерывного улучшения.

3. Проведение мониторинга требований экологического права, иных требований в отношении экологических аспектов деятельности предприятия.

4. Реализация принципа информационной открытости и организация более активного взаимодействия с контрагентами из внешней среды через распространение информации об экологической политике и экологических аспектах деятельности.

5. Информирование персонала о важности системы эколого-эконо-мического управления.

6. Разработка программ обучения персонала по вопросам, связанным с внедрением системы эколого-экономического управления.

2-й этап. Подготовка персонала.

1. Обучение руководителей высшего звена.

2. Обучение руководителей служб и отделов.

3. Обучение работников службы охраны окружающей среды.

4. Обучение внутренних аудиторов.

3-й этап. Интеграция требований стандарта ИСО 14001 в деятельность предприятия.

1. Выявление всех элементов деятельности предприятия, которые оказывают или могут оказать негативное воздействие на окружающую среду через проведение оценки экологических аспектов производимой продукции на всех этапах жизненного цикла.

2. В соответствии с экологической политикой, правовыми и иными требованиями, определение и документирование экологических целей и задач для каждой функции и уровня менеджмента с указанием критериев их достижения.

3. Разработка показателей, характеризующих эффективность мероприятий, связанных с поставленными целями и задачами.

4. Разработка подробной программы достижения целей и задач с указанием требований к каждой соответствующей функции и уровню менеджмента.

5. Определение и документирование полномочий и ответственности в системе экологического менеджмента.

6. Организация внутренних коммуникаций; документирование всех процедур менеджмента, ключевых элементов системы эколого-эконо-мического управления и их взаимодействия.

7. Создание экологической информационной системы; разработка и публикация экологического отчета.

4-й этап. Контроль и аудит.

1. Проведение внутреннего аудита; проведение анализа системы эколого-экономического управления со стороны руководства.

2. Выявление отклонений в работе системы и, если необходимо, возврат к предыдущим этапам для корректировки; проведение аудиторской проверки независимой организацией.

5-й этап. Сертификация.

1. Выбор органа сертификации.

2. Подача заявки на сертификацию.

3. Сертификация системы эколого-экономического управления в соответствии со стандартом ИСО 14001.

Предварительная оценка процесса реинжиниринга системы может также проводиться поэтапно с использованием анкеты, таким образом, предложенная схема реинжиниринга позволит данному металлургическому предприятию создать эффективную систему эколого-экономиче-ского управления.

Для оценки влияния факторов на результирующий показатель могут быть использованы различные способы (метод цепной подстановки, индексный метод, метод абсолютных и относительных разниц и др.). Оценку изменения показателя «экологические сборы» за 2002 — 2003 гг.

90

можно провести с помощью метода цепных подстановок на основе использования следующей модели:

---------------------I

Е 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Ес — сумма экологических сборов;

Е — объем выбросов;

0 — выручка от реализации, тыс. руб.

Обозначим:

Е

а = —с — сумма экологических сборов, приходящихся на 1 т выбросов, руб./т;

Е

Ь = — — количество выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, приходящихся на 1 руб. реализованной продукции, т/ тыс. руб.;

с=0.

Таким образом, влияние данных показателей на сумму экологических сборов можно определить с помощью следующей системы индексов:

• общее изменение суммы экологических сборов за 2002—2003 гг. в относительном (I) и стоимостном выражении (Р) составит:

1Е = а ' ЬЬ ' С , РЕ = (а1 - Ь1 - С1) - (а0 - Ь0 - C0),

а0 - Ь0 - с0

• изменение суммы экологических сборов за счет изменения экологических сборов, приходящихся на 1 т выбросов:

т а1 - Ь1 - С1 Т} ( \ и

а = 1 , 1 , Ра = (а1 - а0) - Ь1 - C1,

а0 - Ь1 - С1

• влияние удельных выбросов на реализованную продукцию можно определить следующим образом:

т а0 - Ь1 - С1 Т} /Т Т \

1Ь = 0 , 1 , Ра = а0 - (Ь1 - Ь0) - Сн

а0 - Ь0 - С1

• выручка от реализации продукции повлияла на изменение суммы экологических сборов следующим образом:

т а0 - Ь0 - С1 п и / \

1Ь = ° 0 1 , Ра = а0 - Ь0 - (с1 - С0).

а0 - Ь0 - С0

Следует отметить, что оценка системы управления окружающей среды, проведенная с использованием анкеты, разработанной на основе анализа соответствия стандарта ИСО 14001 требованиям экологического права России, показала, что сложившаяся система менеджмента окружающей среды на металлургическом предприятии имеет ряд недостатков с точки зрения стандарта ИСО 14001. Они связаны с недостаточ-

ной деятельностью по формированию экополитики, отсутствием работы по проведению аудита и анализа и неорганизованностью коммуникаций с заинтересованными сторонами.

Список литературы

1. ИСО 14001:96. Системы управления качеством окружающей среды. Общие требования и рекомендации по использованию // Стандарты и качество. 1996, № 12.

Об авторе

А.И. Бородин — канд. экон. наук, доц., ГУ-Высшая школа экономики, ABorodin@TOPSbi.ru

91

УДК 336.2.06

С. Мечниковски

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПОГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕХОДЫ КАК ЭЛЕМЕНТ НА РЫНКЕ УСЛУГ, ЭКСПЕДИЦИИ И ЛОГИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПОГРАНИЧНОГО ПУНКТА В БРАНЕВО, ПОЛЬША)

Рассмотрены особенности железнодорожного сообщения Польши в условиях расширения ЕС и изменения ряда требований к условиям пограничного перехода. Дан анализ транспортировки грузов через пограничный переход в Бранево.

Features of a railway communication of Poland are given considering EU enlargement and change of some requirements to conditions of border transition the author carried out. Analysis of cargoes transportation through porder check-point in Branevo.

В период трансформации польской экономики радикально изменилась структура польской внешней торговли. Большая ее часть приходиться на торговлю с государствами Европейского союза, особенно Германию (в 2004 году внешнеторговый оборот составил 70 млн евро, т. е. 27 % всего польского экспорта) [2, с. 303 — 305]. За последние годы в Германии наступила рецессия, что снизило темп торгового обмена. В России, напротив, произошел экономический рост, который способствовал оживлению процесса торговли с Польшей. Данный факт вызвал большой интерес к восточным пограничным переходам у фирм, действующих на рынке услуг в сфере транспорта, экспедиции и логистики. Поскольку Польша является членом ЕС, можно предположить, что этот интерес будет и далее расти, так как польские восточные границы стали восточными границами Европейского союза.

Вестник РГУ им. И. Канта. 2006. Вып. 3. Сер. Экономические и юридические науки. С. 91 — 96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.