Научная статья на тему 'Формирование системы дополнительного профессионального образования в Крымском федеральном округе'

Формирование системы дополнительного профессионального образования в Крымском федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / РЫНОК ТРУДА / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / PROFESSIONAL TRAINING / QUALIFICATION / EDUCATIONAL SERVICES / LABOR MARKET / DEMAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Латышева Елена Владимировна, Кармазина Наталья Валерьевна

Перманентно меняющиеся условия российского рынка труда, растущая конкуренция и технические усовершенствования, заставляют постоянно доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам различных отраслей повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Латышева Елена Владимировна, Кармазина Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN CRIMEAN FEDERAL DISTRICT

Permanently changing conditions of the Russian labor market, growing competition and technical improvements, make us constantly prove our professional competence. That is why additional professional education is more and more popular, enabling specialists in various fields to improve their skills or get professional training and gain qualifications giving the right to work in a new field of activity

Текст научной работы на тему «Формирование системы дополнительного профессионального образования в Крымском федеральном округе»

УДК 930.22:377 (477.75)

Латышева Елена Владимировна, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой документоведения и архивоведения Таврической академии (структурное подразделение) КФУ имени В.И. Вернадского e-mail: [email protected]

Кармазина Наталья Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент, начальник управления развития образования КФУ имени В.И. Вернадского, Симферополь

e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРЫМСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ

ОКРУГЕ

Перманентно меняющиеся условия российского рынка труда, растущая конкуренция и технические усовершенствования, заставляют постоянно доказывать свою профессиональную пригодность. Именно поэтому все большую популярность приобретает дополнительное профессиональное образование, позволяющее специалистам различных отраслей повысить квалификацию или пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, квалификация, образовательные услуги, рынок труда, востребованность.

Latysheva Elena Vladimirovna, Doctor of Science in history, Professor, Taurida Academy of Crimean Federal V. I. Vernadsky University

e-mail: [email protected]

Karmazina Natalia Valerievna, PhD in history, Assistant Professor, Crimean

Federal V. I. Vernadsky University, head of the Department of Education Development

e-mail: [email protected]

FORMATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN CRIMEAN FEDERAL DISTRICT

Annotation: permanently changing conditions of the Russian labor market, growing competition and technical improvements, make us constantly prove our professional competence. That is why additional professional education is more and more popular, enabling specialists in various fields to improve their skills or get professional training and gain qualifications giving the right to work in a new field of activity.

Keywords: professional training, qualification, educational services, labor market, demand.

В ФГАОУ ВО КФУ имени В.И. Вернадского создается система дополнительного профессионального образования на базе структурных подразделений и филиалов университета, различных по профильности, которые обладают многолетним опытом реализации программ повышения квалификации и переподготовки в профессиональной сфере, специализированной материально-технической базой (в том числе лабораторным оборудованием), что позволяет создать уникальные центры для реализации широкого спектра дополнительных профессиональных программ. Сегодня модель системы дополнительного профессионального образования формируется на основе кластерного подхода. В ее структуру входят Центры непрерывного педагогического образования, инженерно-строительного образования, агрообразования, переподготовки и повышения квалификации в сфере экономики и управления, индустрии гостеприимства.

Система дополнительного профессионального образования Крымского федерального университета - это:

• актуальные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

• возможность получения дополнительной квалификации по целому спектру специальностей;

• десятки востребованных на Крымском рынке труда программ опережающего обучения;

• документы установленного образца, свидетельствующие о полученной профессиональной квалификации;

• безупречное качество образования, гарантированное международными образовательными стандартами и применением инновационных образовательных технологий;

• овладение актуальными знаниями, навыками и профессиональными компетенциями, которые обеспечивают конкурентоспособность на современном рынке труда и являются залогом уверенного карьерного продвижения.

• создание условий для «целенаправленного взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов с целью создания условий для творческой самореализации личности» [1].

Условиями для развития непрерывного образования являются понимание роли дополнительного профессионального образования как средства повышения конкурентоспособности университета на рынке образовательных и консультационных услуг; осознание значимости системы дополнительного профессионального образования как важнейшего источника финансирования деятельности образовательной организации высшего образования и средства сохранения интеллектуального и кадрового потенциала; консолидация усилий подразделений системы дополнительного профессионального образования и служб университета для повышения качества услуг в сфере дополнительного

профессионального образования; понимание роли системы менеджмента качества в сфере дополнительного профессионального образования как основы для формирования систем общественной и профессионально-общественной аккредитации.

Одной из наиболее важных особенностей в организации образовательного процесса дополнительного профессионального образования в университете является индивидуальный подход к каждому слушателю, организация гибкой системы оплаты образовательных услуг, оптимальные способы приобретения дополнительного образования. Знания, которые передаются слушателям, должны носить прикладной характер. К числу особенностей дополнительного профессионального образования можно отнести: невысокая стоимость; необходимость осуществления обратной связи с потребителями услуг (в целях внешнего PR); высокий уровень мотивации слушателей на получение компетентности; продвижение услуг в условиях свободной конкуренции (процедура конкурсных тендеров корпоративными заказчиками).

В отличие от базового профессионального образования программы повышения квалификации краткосрочны, ориентированы на конкретного заказчика и мобильно реагируют на требования рынка. Для полного соответствия тенденциям рынка труда университет активно сотрудничает с государственными муниципальными органами власти, организациями и учреждениями; постоянно расширяет спектр образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам.

Программы дополнительного профессионального образования разрабатываются с использованием дистанционных образовательных технологий, электронных ресурсов. На разработку инновационных технологий направлены программы повышения квалификации и переподготовки, которые разрабатываются в структурных подразделениях и филиалах университета по Программе развития ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени

В.И. Вернадского» на 2015-2024 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 27.04. 2015 г. № 745-р).

Они принесут как финансовые, так и статусные преимущества университету, повышая роль образовательной организации в качестве регионального центра подготовки и переподготовки

высококвалифицированных кадров для государственных и муниципальных органов, для формирования единой системы непрерывного образования, интегрированной в общероссийское научно-образовательное пространство Крымского федерального округа и способной решать практические задачи развития региона в стратегическом партнерстве с органами власти регионального и федерального уровней, академическим сообществом и бизнес-сообществом, что определено стратегической задачей Программы развития.

Новые образовательные программы должны создать в Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского точки роста, на базе которых станет возможным создание научно-образовательных центров актуальных проблем Крымского Федерального округа и Российской Федерации.

К реализации дополнительных профессиональных программ привлекается высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, среди которого большинство имеют ученые степени кандидатов наук, докторов наук. Многие из научно-педагогических работников активно включаются в деятельность профессионального сообщества и социума в качестве экспертов, проектировщиков, разработчиков документов, программ и др., определяющих стратегию развития профильных систем непрерывного образования, что позволяет прогнозировать актуальные направления для дополнительного образования.

Основным требованием к преподавателям дополнительных профессиональных программ является умение удовлетворить потребности слушателей, которые приходят обновить теоретические и практические знания в соответствии с необходимостью освоения инновационных методов решения

профессиональных задач и современными требованиями к уровню квалификации. Таким образом, в приоритете практический опыт работы, знание реальных процессов производства, актуальность преподаваемого материала, наличие собственных методических материалов и образовательных курсов.

Образование сегодня все более воспринимается как продолжающийся в течение всей жизни процесс, обеспечивающий поддержание и обогащение профессиональной компетентности кадров. А потребность в постоянном обновлении знаний, умений и навыков приводит к развитию дополнительного профессионального образования.

Новым направлением в дополнительном профессиональном образовании должна стать переподготовка и повышение квалификации кадров по архивоведению, документоведению и документационному обеспечению управления. В программах предусмотрено рассмотрение современной правовой и нормативно-методической базы работы с документами в органах власти и управления, в различных организациях, учреждениях и на предприятиях, а также c архивными документами, международные и российские стандарты по управлению документацией, традиционные и новые перспективные методы работы с документами в различных организациях, учреждениях и на предприятиях, а также c архивными документами, автоматизированные системы управления документами, электронный документооборот, современные технологии организации работы архивных учреждений, включая работу с электронными документами.

Таким образом, в КФУ им. В.И. Вернадского формируется система дополнительного профессионального образования на основе кластерного подхода. Главными ее особенностями стали динамично обновляющаяся палитра программ, ориентированность на запросы рынка труда, мониторинг потребности в программах, проектирование на основе профстандартов, широкомасштабный маркетинг продвижения образовательных услуг по дополнительным профессиональным программам.

Для развития непрерывного образования в университете сформированы основные стратегические направления деятельности по совершенствованию системы дополнительного образования, которые предусматривают модернизацию образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, укрепление материально-технической базы, совершенствование механизма управления системой дополнительного профессионального образования, развитие кадрового потенциала, социального партнерства в этой сфере.

Список литературы: 1. Якса Н.В. «Основные принципы организации воспитательного процесса в вузе», режим доступа: Ы1р://^к-

journal.rU/index.php/NVK/article/view/3/html

Поступила в редакцию: 2016-03-26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.