Научная статья на тему 'Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения'

Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / THINKING / СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ / SYSTEM THINKING / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галиев Темир Тилекович, Ускенбаева Джулдуз Аманкелдиевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования мышления учащихся в процессе обучения. Раскрыты понятия системного и организационного обучения, приведены пути поэтапного формирования системного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения»

PEDAGOGICAL SCIENCES

The formation of the system thinking of pupils in the learning process 1 2 Galiev T. , Uskenbaeva Dzh. (Republic of Kazakhstan)

Формирование системного мышления учащихся в процессе обучения Галиев Т. Т.1, Ускенбаева Дж. А.2 (Республика Казахстан)

'Галиев Темир Тилекович / Galiev Temir - доктор педагогических наук, кандидат технических наук,

профессор;

2Ускенбаева Джулдуз Аманкелдиевна / Uskenbaeva Dzhulduz - кандидат педагогических наук,

заведующая кафедрой, кафедра управления и качества образования, Филиал национального центра повышения квалификации«врлеу», Институт повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области,

г. Тараз, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрены теоретические аспекты формирования мышления учащихся в процессе обучения. Раскрыты понятия системного и организационного обучения, приведены пути поэтапного формирования системного мышления. Abstract: in the article questions are considered about theoretical aspects of forming of thinking learners in the process of educating. The concepts of the system and organizational educating are exposed, ways of the stage-by-stage forming of the system thinking are given.

Ключевые слова: мышление, системное мышление, учебный процесс. Keywords: thinking, system thinking, educational process.

Формирование системного мышления у подрастающего поколения является актуальной задачей современности. Вместе с тем, существующая система образования еще не располагает необходимыми для этого программами, технологиями и методами. Если говорить точнее, данная проблема в нашем обществе вообще не актуализирована.

Для того чтобы сформировать и развивать системное мышление в учебном процессе, обучающийся должен стараться осуществлять (под непосредственным руководством (управлением) со стороны преподавателя) свою самостоятельную и самоуправляемую познавательную деятельность на основе принципа системности, с использованием соответствующих системных методов и технологий.

В практической деятельности системное мышление возможно отследить через наличие умений:

- рассматривать объекты и явления окружающего мира как системы в их развитии и взаимосвязи;

- анализировать ситуации, то есть уметь устанавливать причинно-следственные связи, выявлять противоречия, решать проблемы;

- обнаруживать скрытые зависимости и связи;

- интегрировать информацию, делать выводы, позволяющие предвидеть последствия [1].

В рамках данной статьи интерес вызывают мнения Л. Бут Свини и Д. Медоуз, которые в

своей работе [2], посвященной играм для развития системного мышления, дают представление обучающимся о системном подходе, как о способе познания мира и множества взаимозависимостей в нем. По их мнению, системное мышление и организационное обучение заключают в себя взаимосвязанные понятия - от системной динамики (изучения причинно-следственных связей и запаздываний в сложных системах) до мысленных моделей (всех наших глубинных представлениях о том, из чего состоит мир, наших предположений, легенд, нашей веры).

Итак, для реализации цели и задач формирования системного мышления обучающихся в процессе обучения, необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в

учебные программы, содержание обучения и средства их реализации. Необходимо также вести разъяснительную работу с целью привлечения к данному процессу преподавателей различных дисциплин.

На первом этапе разрабатывается соответствующая программа формирования системного мышления, которая согласовывается и утверждается в установленном порядке.

Осуществляется поиск, отбор, обобщение, необходимое преобразование существующих и разработка новых технологий, методов, приемов, средств, программного, научного и иного обеспечения формирования умений и навыков системного мышления.

Разрабатываются основные условия, правила, критерии и показатели формирования системных знаний, умений и навыков системного мышления и системного подхода в познавательной, теоретической, практической иной деятельности обучающихся. Разрабатываются также основные требования к мониторингу процесса и результатов обучения на основе системного подхода. Обязательным условием обучения является усвоение обучающимися соответствующих методологических знаний и умений, используемых системных методов и технологий, а также деятельности и действий, способствующих целостному познанию окружающей действительности. Особое внимание уделяется формированию у субъектов обучения ориентировочной основы деятельности и действий, связанных с реализацией системного подхода в осуществляемой и предстоящей деятельности.

Литература

1. Шрагина Л. И. Подходы к диагностике и развитию системного мышления школьников // Технологи розвитку штелекту, 2011. Том 1.

2. Сборник игр для развития системного мышления: пер. с англ. / Л. Бут Свини, Д. Медоуз; под ред. Г. А. Ягодина, Н. П. Тарасовой. М.: Просвещение, 2007. 285 с.

Individual style of activity of the musician Ryazantsev A.1, Ostapenko K. (Russian Federation) Индивидуальный стиль деятельности музыканта Рязанцев А. А.1, Остапенко К. А.2 (Российская Федерация)

1Рязанцев Алексей Алексеевич /Ryazantsev Aleksey - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра физического воспитания, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет;

2Остапенко Ксения Александровна / Ostapenko Kseniya - студент, специальность: информационная безопасность автоматизированных систем, Астраханский колледж вычислительной техники, г. Астрахань

Аннотация: для выработки индивидуального стиля деятельности, который является актуальным в жизни любого творческого человека, тем более музыканта, необходимо уметь противостоять различным проявлениям стресса и «сценического волнения», изучить методы психологической самозащиты, больше читать классическую и интеллектуальную литературу и быть в весёлом расположении духа.

Abstract: to develop an individual style of activity, which is relevant in the life of any creative person, especially as a musician, you must be able to withstand the various manifestations of stress and "stage of excitement," to examine its methods of psychological self-defense, to read more classical and intellectual literature and be in a cheerful mood.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, стресс, сценическое волнение, ритуалы, «хобби», чтение классической литературы, смех и юмор, психологическая самозащита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.