Научная статья на тему 'Формирование систем менеджмента качества предприятий наукоемких отраслей'

Формирование систем менеджмента качества предприятий наукоемких отраслей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование систем менеджмента качества предприятий наукоемких отраслей»

♦

ные бумаги являются реализацией движения денежного капитала на рынке капитала.

Рынок ценных бумаг расширяет и облегчает доступ всем субъектам экономики к получению необходимых им денежных ресурсов. Выпуск акций позволяет получать финансовые ресурсы бесплатно и бессрочно, до конца существования предприятий; выпуск облигаций позволяет получить кредит на более выгодных условиях по сравнению с условиями банков. Появление акционерных обществ и как следствие акций, закрепляющих право ее владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивиденда, привело к появлению рынка обращения этих ценных бумаг. Рынок ценных бумаг отличается от других рынков прежде всего спецификой товара. Ценная бумага одновременно и титул собственности, и долговое обязательство, и право на получение дохода, и обязательство выплачивать доход. Ценная бумага - товар, который, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене. Последнее объясняется тем, что ценная бумага, имея свой номинал, представляет определенную величину вложенного реального капитала. Если рыночный спрос на ценную бумагу превысит предложение, то ее цена может превысить номинал. Это отклонение представляет собой «фиктивный капитал» (К.Маркс).

Фиктивный капитал - бумажный двойник реального капитала, представляющий собой промышленный капитал со всеми его обособившимися функциональными формами (торговым, ссудным). Цена фиктивного капитала определяется двумя обстоятельствами: а) соотношением спроса и предложения на капитал;б)величиной капитализированного дохода по ценным бумагам. Она прямо пропорцио-

нальна превышению спроса на капитал над его предложением, а также величине дохода от ценной бумаги. В то же время она обратно пропорциональна превышению предложения капитала над его спросом и уровню нормы банковского процента в стране. Правовые особенности ценной бумаги, которые превращают обычные обязательственные права должника и кредитора в имущество, повышают оборотность этих обязательств и в конечном счете делают финансовые отношения в экономике более мобильными и эффективными.

Рынок капитала является одним из важнейших механизмов рыночной экономики, обеспечивающим оптимальное размещение ресурсов в экономике посредством перелива капиталов, создающим возможность для организации новых предприятий, позволяющим достигать экономии на издержках обращения и способствующим отбору наиболее эффективных собственников капитала. Опыт развитых рыночных экономик показывает, что полноценным образом заменить при выполнении этих функций рынок капитала другими экономическими механизмами невозможно без ущерба для экономической эффективности. Решение проблем трансформирующейся экономики, связанных с состоянием ее рынка капитала, лежит на пути увеличения резервов капитала путем стимулирования процесса накопления, облегчения трансформации денежного капитала в ссудный капитал и проведения политики по оздоровлению состояния промышленного капитала.

1 См.: Мендельсон А. Средства обращения и капитал // Под знаменем марксизма. 1923. №8 - 9. С. 53.

2 См.: Sharpe W. Portfolio Theory and Capital Markets. McGraw-Hill Trade, 1999. P 10.

УДК 658.56

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НАУКОЕМКИХ ОТРАСЛЕЙ

Предметом рассмотрения данной статьи является методология формирования систем менеджмента качества, применяемая в интегрированных структурах, построенных на парадигме социального парт-нерства1. К наукоемким отраслям принято относить ряд подотраслей машиностроительного комплекса: производство электронно-вычислительной техники и периферийного оборудования, авиационную и ракетно-космическую промышленность, производство промышленных роботов и средств комплексной автоматизации производства, и ряд подотраслей радиоэлектронной промышленности (в частности, производство средств радиосвязи, радиолокации и радионавигации, сложной бытовой радиоэлектронной техники и т.д.) и приборостроения.

A.B. Гугелев,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 10

В условиях сокращения объемов финансирования гособоронзаказа и одновременно необходимости сохранения требуемого числа специалистов в целях обеспечения полного технологического цикла разработки и производства, развитие предприятий наукоемких отраслей возможно только при поддержании их структуры как единого оборонно-конверсионного комплекса, использующего технологии двойного применения и гарантирующего сохранение научно-производственного потенциала, качественную разработку и серийное изготовление образцов перспективных изделий, создание конверсионной продукции мирового уровня с возможностью динамичного перераспределения внутренних ресурсов предприятия в зависимости от изменения потребностей общества. Как известно, политика государства в данной области направлена на поддержание интегрированных структур этих предприятий - холдинговых компаний.

Холдинговая компания - это система коммерческих организаций, которая включает в себя управляющую компанию, владеющую контрольными пакетами акций и/или паями дочерних компаний, и дочерние компании. Управляющая компания может выполнять не только управленческие, но и производственные функции. Дочерним же признаётся хозяйственное общество, действия которого определяются другим (основным) хозяйственным обществом или товариществом либо в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключённым между ними договором, либо иным образом2.

Прежде всего, следует отметить, что государственная политика оптимизации состава ОПК, сформулированная в федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 гг.)", принятой в 2001 г., предполагает создание интегрированных структур, образуемых по принципу наибольшей эффективности и перспективности управления его различными отраслями.

Как показал опыт, уровень взаимодействия предприятий, входящих в интегрированную структуру, на порядок выше, чем в объединениях равноправных предприятий, строящихся по принципу исключительно узкоотраслевой специализации. Вхождение в интегрированную структуру не только непосредственных разработчиков и производителей наукоемкой продукции, но и ряда вспомогательных предприятий и организаций, финансовых учреждений и предприятий смежных отраслей обеспечивает целостную систему взаимосвязанных и скоординированных действий всех участников интегрированной структуры, оптимизацию загрузки производственных мощностей (в том числе и за счет диверсификации производства) и централизованное управление финансовыми потоками. Появляется возможность

реализовывать эффективную экономическую политику на базовых предприятиях корпорации, обеспечивать более высокий уровень исполнения заказов, в первую очередь благодаря тому, что принимаются важные решения с участием руководства предприятий через централизованные органы управления.

Если конкурентные преимущества компании формируются за счет передовых технологий производства, то централизованные решения должны приниматься по программам реконструкции и технического перевооружения. Универсального решения для всех холдинговых компаний нет, и приведенные здесь правила - всего лишь ориентир для верной организации управления холдинговой структурой и в том числе ее системой менеджмента качества, которая является не только результатом влияния условий внешней среды (адаптации к требованиям потребителя и условиям власти), но и продолжением (трансформацией) сложившихся систем качества объединяемых в холдинг предприятий.

В соответствии с законодательством3 управление холдингом, как и любым акционерным обществом, осуществляется через собрания акционеров, советы директоров, исполнительную дирекцию. Однако для холдинговых структур основные акционеры четко определены, и именно они осуществляют (через аппарат управления)управление всей группой. Есть особенности осуществления и разделения по частям группы объема управляющих процедур. На самом верхнем уровне холдинга (как и на всех уровнях сложных холдингов) объем управляющих функций может значительно меняться в зависимости от правовых возможностей и предпочтений собственников каждого уровня.

В разных типах объединений могут использоваться разные компоненты менеджмента. Минимальный объём управления (компонентов менеджмента) осуществляется в картеле: маркетинг и бизнес-планирование, общие для всех предприятий, входящих в объединение; более высокий уровень управления в финансово-промышленных группах, где помимо маркетинга и бизнес-планирования осуществляется и управление финансами; в синдикате же, по сравнению с предыдущей структурой, вместо финансового менеджмента присутствуют такие компоненты, как логистика и единая для всех предприятий, входящих в объединение, система управления; в промышленных и коммерческих группах финансовый менеджмент совмещается с логистикой и единой структурой управления. Самый высокий уровень организации осуществляется в концерне, где присутствуют все компоненты менеджмента: экономика, бизнес-план, маркетинг, учёт, финансы, логистика и структуры4.

Вместе с тем парадигма социального партнерства вызывает необходимость развития интегрированных структур на принципах участия социальных групп, непосредственно (на местах дислокации, т.е. на региональном уровне) заинтересованных в данном бизнесе, путем активного взаимодействия их с региональными банками, биржами, органами власти и институтами гражданского общества, путем переориентации территориально-отраслевых комплексов в целом и входящих в них предприятий на реализацию кластер-ориентированной региональной промышленной политики. Сегодня имеется ряд различных определений этой новой для России формы взаимоотношений между различными участниками бизнес-сообщества, гражданского общества и властями5.

Кластеры представляют собой системы взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей. К ним обычно относятся группы компании, взаимодействующие между собой вне зависимости от наличия или отсутствия общих собственников:

- группы, формирующиеся на основе совместного управления финансами (неформальные промыш-ленно-финансовые и финансово-промышленные группы, самофинансируемые группы организаций);

- группы, формирующиеся на основе управления операциями с продуктами и ресурсами (концессионеры, заказчик-подрядчик);

- группы, формирующиеся на основе централизованного управления деятельностью (управляющая компания, управляемая компания).

Эти группы формируются на основе общности целей и задач, стоящих перед компаниями группы, а также на основе координации методов и средств их достижения. Таким образом, речь идет о группах предприятий, охваченных единым управлением по всем (или некоторым) направлениям их деятельности. По этим направлениям органы управления входящих в группы компаний (общее собрание, совет директоров, исполнительный орган) должны вырабатывать согласованные управленческие решения.

Если общая ответственность за создание продукции лежит на головной организации корпорации, то факт, что какой-либо процесс создания продукции (такой, как проектирование или производство продукции) выполняется во внешней организации на принципах аутсорсинга (по субконтракту), не является достаточным обоснованием для исключения данного процесса из СМК головной организации. Вместо этого головная организация должна доказать, что она «осуществляет достаточное управление, чтобы гарантировать, что этот процесс выполняется в соответствии с требованиями ISO 9001:2000»6.

Следует иметь в виду, что интегрированные структуры в наукоемких отраслях - системообразующие (в перспективе - отраслеобразующие) структуры, ориентированные на выпуск высокотехнологичной продукции и способные обеспечить весь жизненный цикл создания и реализации продукции. Головная организация должна включить такие процессы в область применения своей СМК и четко изложить в "Руководстве по качеству" и других открытых и доступных документах, что СМК охватывает менеджмент этой связанной с внешними источниками деятельности, за которую организация несет полную ответственность. В целом система менеджмента качества интегрированной структуры (холдингового или кластерного типа) должна удовлетворять как принципам социального партнерства, так и принципам ТОМ. Целесообразно более подробно остановиться на принципах формирования такой системы менеджмента качества интегрированной структуры - СМК ИС 7.

Прежде всего, следует обозначить специфические условия, в которых формируется адаптивная ИСМК интегрированной структуры, существенные для менеджмента качества:

- ключевая роль головной организации в интегрированной структуре в создании конечной продукции;

- государственный контроль над интегрированной структурой (соблюдение технических регламентов);

- обеспечение устойчивых связей в интегрированной структуре головной (основной) организации с организациями-аутсерсерами;

- создание интегрированной структуры с целью обеспечения организационно-технологического единства и непрерывности жизненного цикла: разработка, производство, реализация,эксплуатация и утилизация наукоемкой продукции.

Управление (контроль) со стороны головной организации интегрированной структуры может включать:

- разработку согласованных требований к процессу как части контрактного соглашения с поставщиком;

- утверждение соответствующего процесса СМК поставщика и т.п.

В общем виде интегрированная структура (ИС), созданная в целях производства наукоемкой продукции, включает в себя следующие предприятия:

- головную организацию ИС;

- устойчивое, в правовом и экономическом плане, ядро ИС;

- организации с относительно автономным характером управления;

- стабильных поставщиков для ИС.

Как известно, отсутствие в агентствах по отраслям промышленности и в министерствах правовой базы, экономических возможностей для организации и проведения работ общеотраслевого харак-

тера, специализированного производства комплектующих в отраслевом масштабе, отсутствие специализированных центров для проведения работ по капитальному ремонту технологического оборудования организаций и предприятий и т.п. создают объективные условия и предпосылки для интегрирования производств. Создаваемые в настоящее время ИС - в перспективе «отраслеобразующие диверсифицированные структуры», способные обеспечить весь жизненный цикл создания и реализации продукции военного, двойного и гражданского назначения, - обладают всем необходимым комплексом правовых и экономических условий проведения работ общекорпоративного и, в перспективе, общеотраслевого характера.

Система менеджмента качества ИС - организационная и нормативно-правовая основа для проведения общекорпоративной, общеотраслевой политики в области качества, включая разработку и реализацию стратегических планов развития ИС в целом и ее участников.

Реализация принципов построения и требований международных стандартов ИСО серии 9000 и государственных стандартов, сформированных для СМК организации, применительно к Системам качества системы организаций - ИС, с учетом их специфики позволяет сформировать принципы создания, развития и требования к СМК ИС «снизу»: от принципов построения и требований к СМК каждой организации к принципам построения и задачам, решаемым СМК ИС.

Прежде всего, следует иметь в виду, что существенным преимуществом проведения общекорпоративных (в перспективе общеотраслевых) работ в ИС в области качества является:

- возможность координации и объединения усилий ее организаций-участников ИС;

- оптимальное распределение функциональных задач, работ, ресурсов между участниками ИС для решения общекорпоративных вопросов.

Вместе с тем наиболее перспективными направлениями проведения общекорпоративных работ в ИС являются разработка и реализация общекорпоративной стратегии развития для ИС в целом, с перспективой разработки и реализации общеотраслевой стратегии развития - направления ее деятельности, определяющие:

- цели и задачи развития ИС в области качества;

- виды продукции и технологии, которые будут разрабатываться в ИС, сферы ее сбыта; пути обеспечения превосходства над конкурентами;

- отношения внутри ИС, составляющие стратегию успеха на рынке.

Рассмотрим возможности реализации основных функций менеджмента качества в ИС.

1. Прежде всего, это централизованная координация и концентрация проектных мощностей орга-

низаций-участников ИС и совместное проектирование продукции в ИС, а также внедрение в ИС современных прогрессивных методов проектирования и производства:

- внедрение САПР, ОАЬБ-технологий в процесс проектирования и производства продукции, РМБА и т.п.;

- реализация общекорпоративной стратегии управления перспективной «конструктивной элементной базой»8, используемой при проектировании и создании продукции предприятиями ИС;

- разработка и специализированное производство общих для ИС агрегатов, модулей и блоков;

- разработка базовых моделей, используемых для проектирования и производства продукции в ИС;

- общекорпоративная унификация общих узлов и блоков.

2. Проведение единой общекорпоративной политики управления в отношении к поставщикам ИС, а также совместное решение задач снабжения усилиями ИС и участников ИС, в том числе:

- крупносерийные или оптовые закупки материалов и комплектующих для участников ИС (в соответствии с их планами производства);

- общая для ИС организационная структура, участвующая в управлении материально-техническим снабжением и закупками в ИС (совместно с отделами закупок участников ИС).

3. Совместная общекорпоративная организация обслуживания и ремонта технологического оборудования. Организация централизованного специализированного капитального ремонта технологического оборудования в ИС.

4. Совместное решение в ИС ряда задач метрологического обеспечения и управления средствами измерения, контроля и испытательным оборудованием, например:

- общая для ИС организационная структура, участвующая в управлении контрольным, измерительным и испытательным оборудованием;

- централизованная организация поверки (калибровки) средств измерений и контроля, аттестации испытательного оборудования.

5. Создание общекорпоративной системы обучения, подготовки и аттестации персонала.

6. Централизованная или централизованно координируемая организация обучения и аттестации специалистов в ИС.

7. Общекорпоративное управление документацией и данными, включая:

- внедрение ОАЬБ-технологий в процесс обеспечения и управления документацией и данными в ИС, особенно для удаленных предприятий ИС;

- общую для ИС организационную структуру обеспечения и управления документацией и данными в СМК.

8. Рациональное или оптимальное распределение ресурсов, а также вынесение «за скобки» общих компонентов: процессов, процедур (в СМК ИС могут варьироваться в широких пределах).

Целесообразность этих действий определяется в конечном итоге достигаемым социально-экономическим эффектом, в том числе снижением общих затрат.

Однако для разных компонент ИС в части возможности в полной степени использования рекомендаций стандартов ИСО серии 9000:2000 к построению систем менеджмента качества существенны отличия в организации СК:

- для ядра ИС;

- для организаций ИС с относительно автономным характером управления в ИС;

- для организаций, взаимодействующих с ИС -стабильных поставщиков для ИС.

Важнейшей задачей построения эффективной системы менеджмента качества ИС является создание системы нормативно-правовой ответственности участников ИС, в том числе регламентация прав, обязанностей, описание взаимосвязей всех участников ИС ПК, с учетом организационно-правовой формы организаций, а также нормативного обеспечения процессов и работ в области качества в ИС ПК.

Уровень утверждения соответствующих нормативно-правовых актов (учредительных документов, договоров, соглашений между участниками), а также нормативных документов - общекорпоративных стандартов, должен быть достаточен для безусловного выполнения их всеми участниками ИС.

Необходимо обеспечить также внедрение и принятие этих общекорпоративных документов на предприятиях-участниках ИС в соответствии с нормами внедрения и принятия к действию внешних нормативно-правовых актов и нормативных документов для каждого участника ИС.

Реализация этого требования, продуманность юридической, финансовой, административной ответственности участников ИС за выполняемые ими в системе задачи и функции являются краеугольным камнем результативного решения задач ИС.

Особенности организации менеджмента качества для ядра ИС

1. Существенные специфические факторы для организации менеджмента качества ядра ИС:

- закрепление правовых отношений между участниками ИС, в том числе прав высшего руководства ИС в уставных документах ИС;

- наличие у головной организации9 ИС (или государства) прав собственности над организациями, входящими в ядро ИС, достаточных для общего результативного руководства этими предприятиями: контрольный (не менее 51%) пакет акций или конт-

рольная (не менее 51%) доля в уставном капитале этих организаций.

2. Результативное руководство головной организацией в области качества может осуществляться посредством:

- принятия необходимых решений собранием акционеров (участников);

- принятия необходимых решений советом директоров (наблюдательным советом) управляемой организации;

- назначения, в случае необходимости, исполнительного органа в управляемой организации (акционерном обществе) согласно ст.69 федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Требования к системам менеджмента качества

организаций с относительно автономным характером управления в ИС и к стабильным поставщикам, взаимодействующим с ИС

1. Создание управляющих механизмов в области менеджмента качества ИС:

- в части программно-целевого подхода при проведении работ по отдельным проектам (корпоративные программы качества по проектам корпорации);

- в части организации процесса закупок, информации по закупкам, по верификации закупленной продукции (выполнение в полном объеме требований стандартов ИСО серии 9000:2000 и ГОСТ по процессам закупки продукции);

- в части единых для ИС процедур и требований к разработке, анализу и согласованию контрактов (при выполнении работ по контрактам с государственным заказчиком или по контрактам экспортных поставок продукции оборонного назначения) в полном соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001:2003 и стандартами СРПП.

2. Дополнительные требования ИС к СМК организаций с относительно автономным характером управления в ИС и к стабильным поставщикам могут включать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- требования к сертификации СМК;

- требования к проверке аудитом второй стороны со стороны ИС эффективности СМК. СМК ядра ИС в целом создается как СМК одной «сложной» организации в соответствии со стандартами ИСО серии 9000:2000 и включает: 1) СК головной организации; 2) общие компоненты СМК ядра ИС ПК; 3) СМК дочерних и зависимых организаций ядра ИС.

Таким образом, СМК ИС в целом не создается как СМК одной «сложной» организации, учитывает ряд требований и принципов стандартов ИСО серии 9000:2000 и включает:

♦-

1) СМК ядра ИС;

2) СМК организации с относительно автономным характером управления в ИС.

Реинжиниринг бизнес-процессов в ИС позволяет упорядочить цепочки добавленных ценностей, выявив актуальные функции систем менеджмента качества организаций, входящих в такую структуру, и сформировать на их основе СМК ядра ИС. Таким образом, СМК организаций с относительно автономным характером управления в ИС будут носить соподчиненный характер с общей компонентой и гармонизированной составляющей в системе ее документации.

1 См.: ГугелевA.B. Подход к системам качества, формируемых на моделях социального партнерства //Развитие научных концепций и технологий управления экономическими системами в современном обществе: Сб. материалов Междунар. научно-практич. конф. /Под ред. И.В. Скопиной. Киров, 2004.

2 См.: п. 1 ст.105 ГК; п. 2 ст. 6 Закона об акционерных обществах; п.2 ст. 6 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

3 См.: Федеральный закон об акционерных обществах (в ред. ФЗ от 13.06.96 г.).

4 См.: Базовый курс по рынку ценных бумаг. М., 1998.

5 Под «кластером» автор понимает устойчивое территориально-отраслевое партнерство, объединенное инновационной программой внедрения передовых производственных, инжиниринговых и управленческих технологий с целью повышения конкурентоспособности.

6 См.: Рекомендация 18О/ТС 176/80 2/Ы 524 Р2 (применительно к головной организации корпорации).

7 См.: Основы организации и сертификации системы менеджмента качества и продукции: Метод. материалы по курсу обучения. М., 2004. Вып. 8.

8 «Конструктивная элементная база» - детали, узлы, блоки и т.п., используемые в качестве готовых элементов при проектировании и создании продукции.

9 В соответствии с временным положением «О холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденным указом Президента РФ от 16 октября 1992 г. № 1392, такое предприятие называется холдинговой компанией. Холдинговая компания совместно со своими дочерними предприятиями образует холдинг. В Гражданском кодексе понятие холдинговой компании и холдинга пока не отражено.

УДК 338.23

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - ОСНОВА ЦИВИЛИЗОВАННОГО РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Д.Г. Дыльнов,

кандидат социологических наук, докторант кафедры теории и истории социологии, СГУ

ВЕСТНИК. 2005. № 10

В современном российском обществе, которое переживает трудный период преобразований, весьма активно обсуждаются вопросы стабилизации, способы решения ряда назревших проблем, в том числе и проблем экономической безопасности1. И это далеко не случайно. Экономическое состояние общества, устойчивость хозяйственных комплексов в значительной степени влияют на стабилизацию всех социальных процессов, определяют качественные параметры общественной системы.

Вспомним, что еще недавно наша общественность была охвачена рыночной «эйфорией», с приходом рыночных отношений связывались самые радужные надежды. Немалая часть населения искренне верила, что «невидимая рука» рынка быстро расставит все по своим местам и устранит несправедливости, порожденные многолетним господством командно-административной системы. Ныне же все больше людей приходят к неутешительному выводу, что на пути к рыночной экономике мы заблудились, что жертвы, которые продолжает нести население, могут оказаться напрасными. Подобные настроения царят и на страницах некоторых теоретических работ.

Насколько обоснованы эти пессимистические предсказания? Ведь никуда нельзя уйти от факта, что рыночные механизмы, которые так эффективно работают в США и Германии, в Финляндии и Турции, в Гонконге и Сингапуре, пока еще плохо приживаются в нашем «транзитивном» обществе. И причин можно назвать немало,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.